Файл: Развитие координации у подростков 1314 с нарушением опорнодвигательного аппарата на уроках физической культуры.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 51
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Нарушение координации движений возникает и при болезнях опорно-двигательной системы (при плохой координации мышц, слабости в мускулатуре нижних конечностей и т.п.) Если посмотреть на такого больного, становится заметно, что ему сложно поддерживать вертикальное положение, ходить.
1.2 ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАБОЛЕВАНИЙ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА.
Осанкой принято называть привычную позу непринужденно стоящего человека, которую он принимает без излишнего мышечного напряжения. Правильная осанка является одной из обязательных черт гармонически развитого человека, внешним выражением его телесной красоты и здоровья. [11]
При осмотре человека, имеющего правильную осанку, определяется вертикальное положение головы, подбородок слегка приподнят, шейно-плечевые углы, образованные боковой поверхностью шеи и наделеньем, одинаковы, плечи расположены на одном уровне, слегка опущены и разведены, грудная клетка цилиндрическая. Точно также при правильной осанке симметричен живот (пупок находится посередине), лопатки прижаты к туловищу на равном расстоянии от позвоночного столба, нижние углы лопаток расположены на одной горизонтальной линии. [11]
При осмотре сбоку правильная осанка характеризуется несколько приподнятой грудной клеткой, прямыми нижними конечностями, а также умеренно выраженными физиологическими изгибами позвоночного столба.
Отклонения от нормальной осанки принято называть нарушениями, или дефектами, осанки. Они связаны с функциональными изменениями опорно-двигательного аппарата, при которых образуются порочные условно-рефлекторные связи, закрепляющие неправильное положение тела, а навык правильной осанки утрачивается. [7]
К факторам, под влиянием которых формируется правильная осанка или возникают нарушения осанки, следует отнести развитие основных мышечных групп, формирование двигательных навыков, условия гигиенического воспитания ребенка (одежда, кровать, на которой он спит, и др.). [11]
В формировании дефектов осанки весьма существенную роль играют неправильное физическое воспитание и связанное с этим плохое физическое развитие ребенка. Неблагоприятные условия внешней среды особенно отражаются на осанке тех детей, организм которых ослаблен заболеваниями (рахитом, детскими инфекциями).
Нарушения осанки могут быть в сагиттальной и фронтальной плоскостях. В сагиттальной плоскости различают нарушения осанки с уменьшением и увеличением физиологической кривизны позвоночного столба.
К нарушениям осанки с увеличением кривизны позвоночного столба относятся:
А) сутуловатость - увеличение грудного кифоза и уменьшение поясничного лордоза;
Б) круглая спина (тотальный кифоз) - увеличение грудного кифоза с почти полным отсутствием поясничного лордоза;
В) кругловогнутая спина - все изгибы позвоночного столба увеличены, увеличен также угол наклона таза. [8]
При сутуловатой и круглой спине грудь западает, плечи, шея и голова наклонены вперед, живот выпячен, ягодицы уплощены, лопатки крыловидно выпячены, для компенсации отклонения центра тяжести от средней линии человек стоит на согнутых в коленных суставах ногах; при кругловогнутой спине голова, шея, плечи наклонены вперед, живот выступает, колени максимально разогнуты, мышцы задней поверхности бедра, прикрепляющиеся к седалищному бугру, растянуты и истончены по сравнению с мышцами передней поверхности.
К нарушениям осанки с уменьшением физиологических кривизна позвоночного столба относятся: [16]
А) плоская спина - уплощение поясничного лордоза, наклон таза уменьшен (грудной кифоз выражен плохо, грудная клетка смещена вперед, нижняя часть живота выстоит, лопатки крыловидны).
Б) плосковогнутая спина - уменьшение грудного кифоза при нормальном или несколько увеличенном поясничном лордозе (грудная клетка узкая, мышцы живота ослаблены).
К нарушениям осанки во фронтальной плоскости относится так называемая асимметричная осанка. Она характеризуется выраженной асимметрией между правой и левой половинами туловища. Позвоночный столб при осмотре стоящего прямо ребенка представляет собой дугу, обращенную вершиной вправо и влево. Отмечается неравномерность треугольников талии - пространств между боковой поверхностью тела и внутренней поверхностью свободно опущенной вниз руки. При нарушении осанки во фронтальной плоскости плечо и лопатка с одной стороны опущены по сравнению с другой стороной. [12]
Физическое воспитание подростков с дефектами осанки должно быть направлено на решение следующих общих задач: повышение эмоционального состояния; нормализацию основных нервных процессов; улучшение деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем; укрепление дыхательной мускулатуры; укрепление физического развития
; активизацию общих и местных (в мышцах туловища) обменных процессов.
На фоне общих задач необходимо решать и специальные задачи, направленные на создание физиологических предпосылок правильной осанки, выработку достаточной силовой и общей выносливости мышц туловища, улучшение координации движений и равновесия, совершенствование двигательных навыков. К специальным задачам относятся также исправление имеющегося дефекта и закрепление навыка правильной осанки.
Весь цикл занятий делится на два периода - подготовительный и основной. В первом периоде ведущая роль отводится выработке представления о правильной осанке и созданию физиологических предпосылок для ее формирования. Во втором, основном, периоде завершается работа по воспитанию и закреплению навыка правильной осанки. Общие задачи решаются путем широкого использования общеразвивающих упражнений, соответствующих возрасту и физической подготовленности занимающихся. [9]
Исправление дефектов осанки достигается с помощью специальных упражнений. Наиболее рациональным исходным положением для укрепления мышц туловища является такое, при котором возможна максимальная разгрузка позвоночного столба по оси и исключается влияние угла наклона таза (положение лежа на спине, лежа на животе, стоя в упоре на коленях).
В исходном положении стоя в упоре на коленях достигается провисание позвоночного столба между поясом верхних конечностей, умеренное растягивание его. Это дает возможность мобилизовать позвоночный столб в месте наиболее выраженного дефекта, ограничивая подвижность в соседних отделах, т.е. целенаправленно корригировать нарушение осанки. [3]
Динамические упражнения необходимо чередовать с упражнениями в статических напряжениях, включать упражнения в расслаблении и дыхательные упражнения; сами исходные положения также необходимо чередовать; упражнения, направленные на укрепление мышечного корсета, необходимо сочетать с упражнениями, способствующими исправлению имеющихся дефектов осанки.
Для выработки и закрепления навыка правильной осанки используют различные общеразвивающие упражнения (при обязательном сохранении правильного положения тела), упражнения в равновесии и координации, а также игры, правила которых предусматривают соблюдение правильной осанки.
К числу функциональных нарушений опорно-двигательного аппарата относятся также уплощения свода стопы, плоскостопие и полая стопа, связанные с нарушением формирования свода стопы. [17]
Стопа человека осуществляет опорную, рессорную локомоторную функции. Вследствие этого в строении стопы имеются существенные особенности, обусловленные прежде всего вертикальным положением туловища. Пальцы стопы короткие и менее подвижные, плюсна мощная и прочная, кости располагаются в разных плоскостях и образуют продольный и поперечный своды. Укрепляют своды стопы туго натянутые связки, называемые пассивными «затяжками» стопы. В укреплении сводов стопы важную роль выполняют мышцы, которые являются активными «затяжками» стопы. Таким образом, конструкция стопы в виде сводчатой арки поддерживается благодаря форме костей, прочности связок и тонусу мышц.
Подростковая стопа по сравнению со взрослой коротка, широка, а в пяточной области сужена. Пальцы расходятся, в то время как у взрослых они плотно прилегают друг к другу. На подошве у подростков 13-14 сильно выражена подкожная клетчатка, заполняющая свод стопы, что приводит нередко к диагностическим ошибкам. Кости стоп почти целиком состоят из хрящевой ткани, поэтому они более мягкие, эластичные, легко поддаются деформациям. Мышцы стопы, которые, как уже отмечалось выше, играют важную роль в укреплении сводов стопы, относительно слабо развиты. Суставно-связочный аппарат стоп еще не сформирован, суставы в сравнении с суставами взрослых более подвижны, а связки, укрепляющие своды стопы, менее прочны и более эластичны. Объем движений подростковой стопы больше, чем взрослой, вследствие большей эластичности мышечно-связочного аппарата, поэтому стопа менее приспособлена к статическим нагрузкам. При нагрузке своды стопы несколько уплощаются, но по ее окончании тотчас же, с помощью активного сокращения мышц, возвращаются в исходное положение. Длительная и чрезмерная нагрузка ведет к переутомлению мышц и стойкому опущению сводов. [25]
Стопа является опорой, фундаментом тела, поэтому естественно, что нарушение этого фундамента обязательно отражается на формировании подрастающего организма. Изменение формы стопы вызывает не только снижение ее функциональных возможностей, но, что особенно важно, изменяет положение позвоночника. Это отрицательно влияет на функции последнего и, следовательно, на осанку и общее состояние ребенка.
Специальные комплексы упражнений, направленные на укрепление мышц стопы и голени и формирование сводов стопы, применяются в различных формах физического воспитания. Особенностью комплексов является использование игровых упражнений, также упражнений с предметами - мячом, обручем, скакалкой. Подобные упражнения профилактической и коррекционной направленности воспринимаются детьми как часть игры и включаются ими в самостоятельную двигательную деятельность, что чрезвычайно важно.
1.3ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОВЕРШЕНСОВАНИЯ КООРДИНАЦИИ У ПОДРОСТКОВ 13-14 ЛЕТ С НАРУШЕНИЕМ ОПОРОНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА.
Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА) — неоднородная группа, основной характеристикой которой являются задержки формирования, недоразвитие, нарушение или утрата двигательных функций. Двигательные расстройства характеризуются нарушениями координации, темпа движений, ограничением их объема и силы, что приводит к невозможности или частичному нарушению осуществления движений. Психологическая помощь является одной из составных частей комплексного психолого- медико-педагогического и социального сопровождения детей с нарушением ОДА. [11]
Задачи психологической коррекционной работы для детей с нарушением ОДА:
-
Развитие познавательных процессов: восприятия, памяти, мыслительных операций, -
коррекция внимания, -
развитие пространственно-временных представлений, общей и мелкой моторики. -
Обучение игровым навыкам, навыкам произвольного поведения -
Снижение эмоционального и мышечного напряжения, развитие коммуникативных навыков. Развитие пространственных представлений. -
Оказание психологической помощи и поддержки родителям.
Особенно важным моментом является возможность объединять детей в подгруппы, проводить подгрупповые занятия. Во время занятий реализуется наклонность детей к подражанию, а элементы соревнования, присутствующие на занятиях, подталкивают ребенка на освоение новых двигательных навыков, требующих значительных активных волевых усилий. Особенно ярко проявляются эти способности при построении занятия в форме игры, стимулирующей двигательную активность подростка с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Учитель физической культуры решает оздоровительные, воспитательные и коррекционные задачи. Физическое воспитание детей с нарушением опорно-двигательного аппарата включает специальные коррекционные упражнения, способствующие преодолению недостатка в физическом развитии подростка. Основные упражнения, которые выполняются на уроке физической культуры с такими детьми упражнения, направленные на развитие мышц шеи, мелкой моторики, на формирование правильной осанки и укрепление мышечного корсета. [8]
При планировании работы по физическому воспитанию и развитию детей с нарушениями функций ОДА необходимо учесть индивидуальные особенности ребенка, включающие: