Файл: Развитие координации у подростков 1314 с нарушением опорнодвигательного аппарата на уроках физической культуры.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 54
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
4.Ведение баскетбольного мяча рукой в беге с изменением направления движения
Описание теста - по команде «На старт!» испытуемый становится в положение высокого старта за стартовой чертой с мячом в руках. По команде «Марш!» испытуемый ведет мяч только одной рукой, последовательно обегает вокруг каждой из 3 стоек и финиширует, стремясь выполнить задание за наименьшее время.
2.2. Характеристика педагогического эксперимента
Организация исследования.
Диагностическое изучение уровня развития координации проводилось у подростков 13-14 лет на базе гимназии «Исток».
В исследовании принимали участие дети 7г класса, в количестве 15 человек и дети 7а класса в количестве 15 человек. 7а был экспериментальным, а 7г контрольным.
Этапы исследования:
Первый - констатирующий этап
Цель констатирующего этапа эксперимента: выявить исходный уровень развития координации у подростков 13-14 лет с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Задачи констатирующего этапа эксперимента:
-
Определить критерии, показатели и уровни для оценки развития координационных способностей у подростков с нарушением ОДА. -
Подобрать диагностические задания для оценки развития координационных способностей у подростков с нарушением опорно-двигательного аппарата. -
Выявить исходный уровень развития координационных способностей и провести количественный и качественный анализ полученных результатов.
Для решения второй задачи констатирующего эксперимента на основе анализа литературы мы провели отбор необходимых тестов для диагностики уровня развития координационных способностей.
Второй - формирующий этап
На данном этапе исследовательской деятельности в уроки физической культуры была внедрена экспериментальные комплексы упражнений для развития координационных способностей у учащихся 7 классов.
Эта работа велась нами на основе следующих принципов:
-
Принцип систематичности. -
Принцип последовательности. -
Принцип психологической комфортности -
Принцип доступности и посильности
Третий - контрольный этап
Контрольный этап эксперимента имел цель: оценить эффективность комплекса упражнений как средства развития их координационных способностей.
Комплекс упражнений №1
I. И.п. ноги на ширине плеч
1- 2 поворот в правую сторону, ноги согнуть в коленном суставе,
3-6 поворот в левую сторону, ноги согнуть в коленном суставе.
7-8 в и.п.
II. «Непослушная ножка» (на месте и в прыжке)
И.п. руки на пояс
1- правая нога вперёд
2- исходное положение
3- правая нога в правую сторону
4- исходное положение
5- левая нога вперёд
6- исходное положение
7- левая нога в левую сторону
8- исходное положение
III. И.п. широкая стойка ноги врозь, руки на пояс.
Прыжком ноги скрестно, правая вперёд.
И.п
3-4 тоже, левая вперёд.
IV. И.п. основная стойка
правая нога в сторону на носок, руки вверх,
2- И.п.- 2 хлопка,
3- левая нога на носок, руки вверх,
4- И.п.- 2 хлопка
V. И.п. основная стойка
1-2- прыжки на правой ноге
3-4- прыжки на левой ноге
5-6- прыжки на двух ногах с одновременными хлопками
7-8- прыжки ноги врозь, ноги вместе
VI. И.п. стойка, руки согнуты в локтевом суставе, кисти вверх
поворот вправо,
2-4- прыжки на двух ногах
5- 8 тоже в другую сторону
VII И.п. стойка, руки в стороны, согнуты в локтевом суставе
1-3, - приставной шаг вправо
4-5- 2 хлопка
6-8 – приставной шаг влево.
9-16 – тоже в другую сторону.
VIII. И.п. основная стойка
правая нога на носок, руки вверх
и.п.
3-4 тоже самое в другую сторону
IX. И.п. руки вверх
1-4- поворот на 180 через левое плечо, правую ногу согнуть
5-8- поворот на 180 через правое плечо, леву ногу согнуть
X. И.п. основная стойка
1,2- руки дугами через стороны вверх - вдох
3,4- И.п. -выдох
Комплекс упражнений № 2.
I. И.п. Ноги на ширине плеч
1- правая рука на бедро,
2- левая рука на бедро,
3- правая нога высокое поднимание бедра
4- захлёст правой голени
5- левая нога высокое поднимание
6- захлёст левой голени
7-правая рука в и.п.
8-левая рука в и.п.
II. И.п. – палка хватом за концы снизу.
1-2. Руки вверх, поставить носок левой ноги на колено правой.
3-4. И.п.
5-8. То же в другую сторону.
III. И.п. – упор присев, руками держась за голеностопные суставы.
1-2. Выпрямить ноги, голову вниз.
3-4. И.п.
IV. И.п. – левая перед правой (на одной линии).
1-2. Наклоны влево, правую руку под мышку.
3-4. И.п.
5-8. То же вправо.
V. «Рыбка»
И.п. основная стойка
1,2- правая рука согнута в локтевом суставе, выполняет отрывистое движение вверх-вниз
3-8- правая рука выполняет волну с одновременным выполнением приставного шага в левую сторону
9-10- левая рука согнута в локтевом суставе, выполняет отрывистое движение вверх-вниз
11-16- тоже правой
VI. И.п. основная стойка
прыжком широкая стойка ноги врозь, руки в стороны.
И.п.
прыжком широкая стойка ноги врозь, руки вверх.
И.п.
VIII. «Кузнечик»
И.п. стойка, руки на пояс
1,2,3- приставной шаг левым боком, поворот на 180
4,5,6- приставной шаг правым боком, поворот на 180
IX. И.п. широкая стойка ноги врозь, руки на пояс.
Прыжком ноги скрестно правая вперёд, руки в стороны.
И.п
Прыжком ноги скрестно левая вперёд, руки вверх.
И.п
X. И.п. основная стойка
1- правая нога в сторону на носок, далее прыжок на 360 градусов
2- левая нога в сторону на носок, далее прыжок на 360 градусов
Комплекс упражнений № 3.
И.П стойка на правой ноге, в руке теннисный мяч. Бросаем мячь в стену, после отскока поймать мяч без зрительного контроля. Выполняем 10 бросков. Тоже упражнение повторить на левой ноге. Оценка упражнения по 10-и бальной шкале.
И.П основная стойка. В каждой руке по одному мячу. По очереди мячи нужно подбрасывать и ловить той же рукой. После чего необходимо усложнить упражнение, бросание мячей происходит в движении. Время выполнения упражнения 60 секунд.
И.П основная стойка, руки в стороны. Перед учеником лежит развернутая скакалка. С закрытыми глазами каждому из них необходимо по ней пройти, не изменяя положения рук.
И.П широкая стойка, палка за спиной под локтями:
а) сесть, выпрямляя ноги в коленях, не касаясь руками и палкой пола;
б) встать, не касаясь руками и палкой пола. 4-8 повторений
И.П основная стойка, в руках у учеников баскетбольные мячи. По команде марш выполняется ведение мяча с обводкой стоек. Упражнение оценивается по 10 шкале. Комплексы были применены в подготовительной части урока физической культуры экспериментального 7г.
2.3 Анализ результатов исследования
Сравнительный анализ показателей координационных способностей подростков с нарушением ОДА.
Таблица №1. Выполнение упражнения «Ведение баскетбольного мяча с обводкой стоек»
Первый этап. (до)
Номер испытуемого | Имя испытуемого | Результат |
№1 | Дарья С. | 6 |
№2 | Никита В. | 6 |
№3 | Андрей П. | 5 |
№4 | Дмитрий А. | 7 |
№5 | Ирина В. | 6 |
№6 | Валентина К. | 6 |
№7 | Виктория О. | 7 |
№8 | Арсений К. | 8 |
№9 | Петр Р. | 4 |
№10 | Регина Л. | 5 |
№11 | Олег Д. | 7 |
№12 | Дарина П. | 3 |
Таблица №2. Результат (после)
Номер испытуемого | Имя испытуемого | Результат |
№1 | Дарья С. | 8 |
№2 | Никита В. | 8 |
№3 | Андрей П. | 7 |
№4 | Дмитрий А. | 7 |
№5 | Ирина В. | 8 |
№6 | Валентина К. | 9 |
№7 | Виктория О. | 7 |
№8 | Арсений К. | 8 |
№9 | Петр Р. | 8 |
№10 | Регина Л. | 6 |
№11 | Олег Д. | 7 |
№12 | Дарина П. | 7 |
Сравним данные эксперимента после проведения тестирования «Ведение баскетбольного мяча с обводкой стоек».
Анализируя данную таблицу можно сделать следующие выводы: 12 учащихся 7 г класса, что составляет 73% улучшили свои показатели по сравнению с констатирующем экспериментом.
Таким образом отличный результат координационных способностей продемонстрировали 8 человек - 73 %, хороший результат 1 человек 6%-, удовлетворительный результат 2 человек - 13%, низкий результат показали 1 человека - 6%.
Исходя из полученных данных составим сравнительную диаграмму констатирующего и контрольного эксперимента теста: «Ведение баскетбольного мяча с обводкой стоек».
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
Диагностика уровня координационных способностей у испытуемых показала, что развитие координационных способностей находится на низком и ниже среднего уровня.
Нарушения, которые обнаружились в координационных способностях - точности движений в пространстве; координации движений; ритма движений; дифференцировки мышечных усилий; пространственной ориентировки; точности движений во времени; равновесия.
Мной были разработаны комплексы упражнений, направленные на развитие координационных способностей во время урока.
Результаты итоговых наблюдений по выявлению уровня развития координационных способностей у подростков 13-14 лет с нарушением опорно-двигательного аппарата свидетельствуют, о, положительном воздействии разработанном и примененном нами комплексе упражнений.
Движения детей, стали более точными, автоматизированными. Равновесие нарушается меньше.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.
Изучение литературы по состоянию проблемы по развитию координации у подростков с нарушение ОДА показало, что координационные способности - это возможности человека, определяющие его готовность к оптимальному управлению и регулировке двигательного действия.
Выполнение упражнений для подростков были достаточно тяжелы. Особенно плохо сформированы тонкие и точные движения рук и ног. Также были проблемы с ведением баскетбольного мяча и метанием теннисного мяча в стену. Физическая реабилитация подростков с нарушением ОДА должна быть направлена на развитие телесных ощущений, выработку координации движений, их согласованность, развитие умения произвольно расслаблять скелетную и дыхательную мускулатуру.
В данной работе мы провели исследования путем введения комплекса упражнений на развитие координации движений на уроке физической культуры с учениками 7 класса.
Данный комплекс подтвердил гипотезу.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1.А.Тернова «Искривление позвоночника»
2. Архипова Е.Ф. «Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом»
3. Бадалян Л.О. Невропатология (статья про искривление позвоночника, ДТЦ, причинах и лечении)
4. Березин, И. П. «Школа здоровья»
5. Георгий Сытин «Создание молодого опорно-двигательного аппарата.»
6. Георгий Сытин «Создание молодой нервной системы.»
7.И.Д.Ловейко Лечебная физическая культура у детей при дефектах осанки и сколиозах.
8. Лебедева И.П. «Лечебная физкультура в системе медицинской реабилитации»
9. Левченко Л.В. «Психология развития. Психолого-педагогическая диагностика»
10. Мастюкова Е.М. Физическое воспитание детей с церебральным параличом.
11.Мастюкова Е.М. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.
12. Мастюкова Е.М. Двигательные нарушения и их оценка в структуре аномального развития