Файл: Развитие координации у подростков 1314 с нарушением опорнодвигательного аппарата на уроках физической культуры.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 54

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


4.Ведение баскетбольного мяча рукой в беге с изменением направления движения

Описание теста - по команде «На старт!» испытуемый становится в положение высокого старта за стартовой чертой с мячом в руках. По команде «Марш!» испытуемый ведет мяч только одной рукой, последовательно обегает вокруг каждой из 3 стоек и финиширует, стремясь выполнить задание за наименьшее время.


2.2. Характеристика педагогического эксперимента

Организация исследования.

Диагностическое изучение уровня развития координации проводилось у подростков 13-14 лет на базе гимназии «Исток».

В исследовании принимали участие дети 7г класса, в количестве 15 человек и дети 7а класса в количестве 15 человек. 7а был экспериментальным, а 7г контрольным.
Этапы исследования:

Первый - констатирующий этап

Цель констатирующего этапа эксперимента: выявить исходный уровень развития координации у подростков 13-14 лет с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Задачи констатирующего этапа эксперимента:

  • Определить критерии, показатели и уровни для оценки развития координационных способностей у подростков с нарушением ОДА.

  • Подобрать диагностические задания для оценки развития координационных способностей у подростков с нарушением опорно-двигательного аппарата.

  • Выявить исходный уровень развития координационных способностей и провести количественный и качественный анализ полученных результатов.

Для решения второй задачи констатирующего эксперимента на основе анализа литературы мы провели отбор необходимых тестов для диагностики уровня развития координационных способностей.
Второй - формирующий этап

На данном этапе исследовательской деятельности в уроки физической культуры была внедрена экспериментальные комплексы упражнений для развития координационных способностей у учащихся 7 классов.

Эта работа велась нами на основе следующих принципов:

  • Принцип систематичности.

  • Принцип последовательности.

  • Принцип психологической комфортности

  • Принцип доступности и посильности

Третий - контрольный этап

Контрольный этап эксперимента имел цель: оценить эффективность комплекса упражнений как средства развития их координационных способностей.
Комплекс упражнений №1

I. И.п. ноги на ширине плеч

1- 2 поворот в правую сторону, ноги согнуть в коленном суставе,


3-6 поворот в левую сторону, ноги согнуть в коленном суставе.

7-8 в и.п.

II. «Непослушная ножка» (на месте и в прыжке)

И.п. руки на пояс

1- правая нога вперёд

2- исходное положение

3- правая нога в правую сторону

4- исходное положение

5- левая нога вперёд

6- исходное положение

7- левая нога в левую сторону

8- исходное положение

III. И.п. широкая стойка ноги врозь, руки на пояс.

Прыжком ноги скрестно, правая вперёд.

И.п

3-4 тоже, левая вперёд.

IV. И.п. основная стойка

правая нога в сторону на носок, руки вверх,

2- И.п.- 2 хлопка,

3- левая нога на носок, руки вверх,

4- И.п.- 2 хлопка

V. И.п. основная стойка

1-2- прыжки на правой ноге

3-4- прыжки на левой ноге

5-6- прыжки на двух ногах с одновременными хлопками

7-8- прыжки ноги врозь, ноги вместе

VI. И.п. стойка, руки согнуты в локтевом суставе, кисти вверх

поворот вправо,

2-4- прыжки на двух ногах

5- 8 тоже в другую сторону

VII И.п. стойка, руки в стороны, согнуты в локтевом суставе

1-3, - приставной шаг вправо

4-5- 2 хлопка

6-8 – приставной шаг влево.

9-16 – тоже в другую сторону.

VIII. И.п. основная стойка

правая нога на носок, руки вверх

и.п.

3-4 тоже самое в другую сторону
IX. И.п. руки вверх

1-4- поворот на 180 через левое плечо, правую ногу согнуть

5-8- поворот на 180 через правое плечо, леву ногу согнуть

X. И.п. основная стойка

1,2- руки дугами через стороны вверх - вдох

3,4- И.п. -выдох

Комплекс упражнений № 2.

I. И.п. Ноги на ширине плеч

1- правая рука на бедро,

2- левая рука на бедро,

3- правая нога высокое поднимание бедра

4- захлёст правой голени

5- левая нога высокое поднимание

6- захлёст левой голени

7-правая рука в и.п.

8-левая рука в и.п.

II. И.п. – палка хватом за концы снизу.

1-2. Руки вверх, поставить носок левой ноги на колено правой.

3-4. И.п.

5-8. То же в другую сторону.

III. И.п. – упор присев, руками держась за голеностопные суставы.

1-2. Выпрямить ноги, голову вниз.

3-4. И.п.

IV. И.п. – левая перед правой (на одной линии).



1-2. Наклоны влево, правую руку под мышку.

3-4. И.п.

5-8. То же вправо.

V. «Рыбка»

И.п. основная стойка

1,2- правая рука согнута в локтевом суставе, выполняет отрывистое движение вверх-вниз

3-8- правая рука выполняет волну с одновременным выполнением приставного шага в левую сторону

9-10- левая рука согнута в локтевом суставе, выполняет отрывистое движение вверх-вниз

11-16- тоже правой

VI. И.п. основная стойка

прыжком широкая стойка ноги врозь, руки в стороны.

И.п.

прыжком широкая стойка ноги врозь, руки вверх.

И.п.

VIII. «Кузнечик»

И.п. стойка, руки на пояс

1,2,3- приставной шаг левым боком, поворот на 180

4,5,6- приставной шаг правым боком, поворот на 180

IX. И.п. широкая стойка ноги врозь, руки на пояс.

Прыжком ноги скрестно правая вперёд, руки в стороны.

И.п

Прыжком ноги скрестно левая вперёд, руки вверх.

И.п

X. И.п. основная стойка

1- правая нога в сторону на носок, далее прыжок на 360 градусов

2- левая нога в сторону на носок, далее прыжок на 360 градусов

Комплекс упражнений № 3.

И.П стойка на правой ноге, в руке теннисный мяч. Бросаем мячь в стену, после отскока поймать мяч без зрительного контроля. Выполняем 10 бросков. Тоже упражнение повторить на левой ноге. Оценка упражнения по 10-и бальной шкале.

И.П основная стойка. В каждой руке по одному мячу. По очереди мячи нужно подбрасывать и ловить той же рукой. После чего необходимо усложнить упражнение, бросание мячей происходит в движении. Время выполнения упражнения 60 секунд.

И.П основная стойка, руки в стороны. Перед учеником лежит развернутая скакалка. С закрытыми глазами каждому из них необходимо по ней пройти, не изменяя положения рук.

И.П широкая стойка, палка за спиной под локтями:

а) сесть, выпрямляя ноги в коленях, не касаясь руками и палкой пола;

б) встать, не касаясь руками и палкой пола. 4-8 повторений

И.П основная стойка, в руках у учеников баскетбольные мячи. По команде марш выполняется ведение мяча с обводкой стоек. Упражнение оценивается по 10 шкале. Комплексы были применены в подготовительной части урока физической культуры экспериментального 7г.

2.3 Анализ результатов исследования

Сравнительный анализ показателей координационных способностей подростков с нарушением ОДА.

Таблица №1. Выполнение упражнения «Ведение баскетбольного мяча с обводкой стоек»

Первый этап. (до)

Номер испытуемого

Имя испытуемого

Результат

№1

Дарья С.

6

№2

Никита В.

6

№3

Андрей П.

5

№4

Дмитрий А.

7

№5

Ирина В.

6

№6

Валентина К.

6

№7

Виктория О.

7

№8

Арсений К.

8

№9

Петр Р.

4

№10

Регина Л.

5

№11

Олег Д.

7

№12

Дарина П.

3



Таблица №2. Результат (после)

Номер испытуемого

Имя испытуемого

Результат

№1

Дарья С.

8

№2

Никита В.

8

№3

Андрей П.

7

№4

Дмитрий А.

7

№5

Ирина В.

8

№6

Валентина К.

9

№7

Виктория О.

7

№8

Арсений К.

8

№9

Петр Р.

8

№10

Регина Л.

6

№11

Олег Д.

7

№12

Дарина П.

7


Сравним данные эксперимента после проведения тестирования «Ведение баскетбольного мяча с обводкой стоек».

Анализируя данную таблицу можно сделать следующие выводы: 12 учащихся 7 г класса, что составляет 73% улучшили свои показатели по сравнению с констатирующем экспериментом.

Таким образом отличный результат координационных способностей продемонстрировали 8 человек - 73 %, хороший результат 1 человек 6%-, удовлетворительный результат 2 человек - 13%, низкий результат показали 1 человека - 6%.

Исходя из полученных данных составим сравнительную диаграмму констатирующего и контрольного эксперимента теста: «Ведение баскетбольного мяча с обводкой стоек».


ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ

Диагностика уровня координационных способностей у испытуемых показала, что развитие координационных способностей находится на низком и ниже среднего уровня.

Нарушения, которые обнаружились в координационных способностях - точности движений в пространстве; координации движений; ритма движений; дифференцировки мышечных усилий; пространственной ориентировки; точности движений во времени; равновесия.


Мной были разработаны комплексы упражнений, направленные на развитие координационных способностей во время урока.

Результаты итоговых наблюдений по выявлению уровня развития координационных способностей у подростков 13-14 лет с нарушением опорно-двигательного аппарата свидетельствуют, о, положительном воздействии разработанном и примененном нами комплексе упражнений.

Движения детей, стали более точными, автоматизированными. Равновесие нарушается меньше.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.

Изучение литературы по состоянию проблемы по развитию координации у подростков с нарушение ОДА показало, что координационные способности - это возможности человека, определяющие его готовность к оптимальному управлению и регулировке двигательного действия.

Выполнение упражнений для подростков были достаточно тяжелы. Особенно плохо сформированы тонкие и точные движения рук и ног. Также были проблемы с ведением баскетбольного мяча и метанием теннисного мяча в стену. Физическая реабилитация подростков с нарушением ОДА должна быть направлена на развитие телесных ощущений, выработку координации движений, их согласованность, развитие умения произвольно расслаблять скелетную и дыхательную мускулатуру.

В данной работе мы провели исследования путем введения комплекса упражнений на развитие координации движений на уроке физической культуры с учениками 7 класса.

Данный комплекс подтвердил гипотезу.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1.А.Тернова «Искривление позвоночника»

2. Архипова Е.Ф. «Коррекционная работа с детьми с церебральным пара­личом»

3. Бадалян Л.О. Невропатология (статья про искривление позвоночника, ДТЦ, причинах и лечении)

4. Березин, И. П. «Школа здоровья»

5. Георгий Сытин «Создание молодого опорно-двигательного аппарата.»

6. Георгий Сытин «Создание молодой нервной системы.»

7.И.Д.Ловейко Лечебная физическая культура у детей при дефектах осанки и сколиозах.

8. Лебедева И.П. «Лечебная физкультура в системе медицинской реабилитации»

9. Левченко Л.В. «Психология развития. Психолого-педагогическая диагностика»

10. Мастюкова Е.М. Физическое воспитание детей с церебральным па­раличом.

11.Мастюкова Е.М. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.

12. Мастюкова Е.М. Двигательные нарушения и их оценка в структуре аномального развития