Файл: Развитие координации у подростков 1314 с нарушением опорнодвигательного аппарата на уроках физической культуры.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 53
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-группу здоровья;
- диагноз основного и сопутствующего заболевания;
- уровень физического развития;
- группу по физкультуре;
- адаптационные возможности сердечно-сосудистой системы;
- уровень мотивации ребенка.
Исходя из индивидуальных особенностей ребенка должны быть подобраны:
- кратность выполнения комплекса упражнений (ежедневно 1-2 раза в день; 2-3 раза в неделю);
- темп упражнений (медленный, быстрый);
При включении ребенка с двигательными нарушениями в образовательный процесс школы обязательным условием является организация его систематического, непрерывного медико-психолого-педагогического сопровождения.
Параллельно с обучением в школе ребенок с двигательной патологией должен получать необходимый специальный комплекс лечебно-восстановительных и реабилитационных мероприятий. Педагоги и администрация школы должны регулярно запрашивать рекомендации к осуществлению лечебно-профилактического режима, учитывающие возрастные изменения. [16]
Установление тесного контакта и сотрудничества учителя с родителями является обязательным условием успешной адаптации ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата к массовой школе.
Необходимо, чтобы учителя знали о психофизиологических особенностях такого ученика, учитывали их при определении интеллектуальных и физических нагрузок, при оценке уровня достижений, использовали специальные приемы обучения.
Отклонения в развитии обуславливают необходимость дифференцированного и индивидуального подхода. В некоторых случаях использование простых технических средств позволяет учащимся с двигательными нарушениями принимать активное участие в учебном процессе наравне со сверстниками, у которых нет подобных проблем.
Важным направлением в системе психолого-педагогического сопровождения ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата являются занятия ЛФК и логопедическая работа. Если нет возможности организовать такую работу в школе, она может быть организована при взаимодействии с другими учреждениями.
На протяжении всего обучения в школе необходимо проводить работу по формированию толерантного отношения к детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Перед приходом в общеобразовательный класс такого ребенка необходима предварительная работа со здоровыми сверстниками. Учитель или психолог должны рассказывать о сильных сторонах характера, положительных качествах его личности, раскрыть мир увлечений. Одновременно в тактичной форме педагоги должны объяснить ученикам, что нельзя сосредотачивать внимание на дефекте больного ребенка, тем более дразнить и обижать его. Наоборот, необходимо оказывать ему посильную помощь. Работа психолога с педагогическим коллективом заключается в повышении профессиональной компетентности по вопросам обучения и воспитания детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Большое внимание уделяется созданию благоприятного психологического климата в группе, обучению навыкам общения и взаимодействия с детьми, имеющими особенности в развитии. Доброжелательное отношение к ребенку должно сочетаться с разумной требовательностью со стороны взрослого.
Основной задачей во взаимодействии с семьей является формирование у родителей доброго, оптимистического взгляда на настоящее и бедующее ребенка. Пессимизм, тревога родителей, неуверенность в будущем порождают у ученика страх, агрессию, недоверие к миру, к другим людям и к самому себе, нежелание познавать новое. [20]
Часто в семьях, где воспитывается ребенок с нарушением опорно-двигательного аппарата, складываются сложные внутрисемейные взаимоотношения. В таких семьях, как правило, больной ребенок становится «эпицентром» жизни всей семьи. Родители стремятся удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей и забывают о других членах семьи, которые нуждаются в их заботе и внимании.
Нужно помнить, что в зависимости от реакций и поведения окружающих - ребенок будет рассматривать себя или с плохой стороны, не имеющего шансов занять активное место в жизни, или, наоборот, как человека, вполне способного достичь каких-то успехов.
Взрослые должны понять сами и внушить ребенку, что данное нарушение является лишь одной из сторон его личности, что у него есть много других качеств и достоинств, которые надо развивать и тогда он сможет многому научиться и жить полноценной жизнью. И это необходимо делать с бесконечным терпением, с большим оптимизмом, верой и любовью.
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ.
Изучив научно-медицинскую и психолого-педагогическую литературу по данной теме, мы пришли к выводу, что вопрос о развитии детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата на данный момент является очень актуальным.
Нарушения осанки и стопы требуют большого внимания. Если с раннего детства не выявить эти заболевания и не исключить их, то в старшем возрасте исправить эти нарушения будет гораздо сложнее. Отсюда следует, что нарушения опорно-двигательного аппарата нужно исправлять с раннего детства, и в дальнейшем корректировать их.
Лечение нарушений осанки и стопы необходимо начинать сразу же после установления диагноза, от срока которого и зависит способ лечения. При приобретенных нарушениях лечение зависит от причины возникновения заболевания.
На данный момент работа над коррекцией нарушений опорно-двигательного аппарата улучшается, появляются новые методы лечения, разнообразные упражнения. Коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата должна быть не только на уроках физической культуры, но и на других уроках, в быту, играх, на отдыхе.
Глава 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЛЕКСА УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УПОДРОСТКОВ 13-14 ЛЕТ С НАРУШЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА.
2.1 Цель, задачи и методы исследования
Цель исследования – разработка комплекса упражнений для развития координации у подростков 13-14 лет с нарушением опорно-двигательного аппарата.
1. Определение уровня развития координационных способностей у подростков с нарушением опорно-двигательного аппарата.
2. Разработка комплекса упражнений, направленного на увеличение уровня развития координации у подростков 13-14 лет с нарушением опорно-двигательного аппарата.
3. Анализ результатов.
Методы исследования.
Для решения задач были выбраны следующие методы:
-
Анализ проблемы по литературным источникам. -
Педагогическое наблюдение. -
Педагогический эксперимент -
Диагностические (тестирование). -
Тесты для определения координационных способностей.
Для создания оптимальных условий при выполнении упражнений отводится отдельное место (на участке, спортивной площадке, в помещении и т.п.), чтобы дети могли сосредоточиться. Дети получают показ (три раза) в замедленном темпе и словесное пояснение. По просьбе ребёнка показ упражнения повторяется. Проверка проходит с каждым ребёнком отдельно. Дети выполняют упражнения в выбранном ими темпе. При оценке не учитывается темп выполнения упражнения, амплитуда движения. При правильном выполнении упражнения детям предлагается его повторить в ускоренном темпе. Всего даётся 3-4 повторения, оценивается лучший результат.
Упражнение 1. Сагиттальная плоскость. Начать маховые
движения правой рукой и подключить в противоположном
направлении движения левой рукой (наподобие движения при ходьбе).
Упражнение 2. Вертикальная плоскость. Начать движение вверх,
вниз правой рукой, сгибая ее локтевом суставе, присоединяя по
команде левую руку. Движения поочередные: левая рука вверх, правая
вниз и наоборот.
Упражнение 3. Горизонтальная плоскость. Начать движения
правой рукой вперед, назад, сгибая в локтевом суставе, присоединить
движения левой рукой - вперед, назад. Направления движения
противоположные.
Для проверки уровня развития координации рук и ног
применяются следующие задания:
Упражнение 1. Сагитальная плоскость. Отвести в сторону
правую руку и в противоположную сторону левую ногу и
наоборот.
Упражнение 2. Вертикальная плоскость. Поднять одновременно
согнутую в локте правую руку и согнутую в колене левую ногу (и
наоборот).
Упражнение 3. Горизонтальная плоскость. Отвести вперед
правую руку и назад левую ногу и наоборот.
Так как освоение сложнокоординированных двигательных действий связано с напряжением внимания, следует первоначально создать у детей представление об этом движении. Как известно, представление о каком-либо движении влечет за собой незначительное сокращение тех скелетных мышц, которые осуществляют это движение.
Поэтому детям, прежде всего, дается показ в обычном темпе, затем дается подробное словесное объяснение с замедленной демонстрацией образца. После этого предлагается вместе с педагогом выполнить данное движение.
Шкала уровней
Правильное одновременное выполнение оценивалось в 3 балла;
Неодновременное, но правильное – 2 балла; верное выполнение после;
Повторного показа – 2 балла; неверное, симметричное – 1 балл.
Низкий уровень - от 0 до 8 баллов.
Средний уровень - от 9 до 14 баллов.
Высокий уровень - от 15 до 18 баллов.
Двигательные тесты по определению абсолютных и относительных показателей координационных способностей, относящихся к разным группам двигательных действий.
Челночный бег (3x10 м)
Описание теста - по команде «На старт!» школьник становится в положение высокого старта у стартовой черты. По команде «Марш!» бежит 30 м с предельно высокой скоростью. Нужно следить, чтобы учащиеся не снижали темпа бега перед финишем. После отдыха вновь бег с максимальной скоростью 3 раза по 10 м. По команде «На старт!» школьник становится в положении высокого старта за стартовой чертой с любой стороны от набивного мяча. По команде «Марш!» ученик пробегает 10 м до другой черты, обегает с любой стороны набивной мяч, лежащий на полукруге, возвращается назад, снова обегает набивной мяч, лежащий в другом полукруге, бежит в 3-й раз 10 м, финиширует.
2.Метание теннисного мяча на дальность (из положения сед ноги врозь)
Описание теста -испытуемый принимает и.п. сед ноги врозь, мяч в одной руке, другая свободна. По команде «Можно» учащийся выполняет метание мяча из-за головы ведущей, а затем несведущей рукой, сидя лицом по направлению метания.
3.Метание теннисного мяча на точность
Описание теста -из и.п. сед ноги врозь по команде «Можно» испытуемый последовательно выполняет 10 зачетных попыток (метаний) теннисного мяча из-за головы в горизонтальную мишень. Мишень расположена по направлению метания отдельно для правой и левой руки каждого учащегося.