Файл: Практических заданий по дисциплине основы нейропсихологии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 760

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая организация высшего образования

«МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра

Психология

Форма обучения: заочная

ВЫПОЛНЕНИЕ

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ОСНОВЫ НЕЙРОПСИХОЛОГИИ

Группа Го19П111


Студент




П.С.Потапова







МОСКВА 2023

Практическое задание 2


1. Раскройте данный феномен. С чем он связан?

Больная Л. не замечает зрительные стимулы, предъявленные в левое поле
зрения и не может их назвать. Однако вспышка света в левом поле зрения ею
замечается, т. е. передача зрительной информации через зрительную хиазму
сохранна. Тот же эффект наблюдается и при ощупывании предметов левой
рукой.

Ответ: Феномен аномии


2. Раскройте данный феномен. С чем он связан?

Больной С. не может прочитать слово, предъявленное в левое поле зрения (т.
е. в правое полушарие), или написать его. Те же слова, предъявленные в
правое поле зрения (в левое полушарие), больной может прочесть и написать
правильно. Если больному предлагается найти предмет, который обозначает
предъявленное слово, среди прочих предметов, то он или находит его, или
выбирает предмет из того же семантического поля (ручка — карандаш,
сигарета — пепельница и т. п.).

Ответ: Речевые феномены проявляются в невозможности прочесть слово, предъявленное в левое поле зрения или написать его.


3. Раскройте данный феномен. С чем он связан?

Больной М. может левой рукой только рисовать, а правой — только писать.
Это относится и к самостоятельному письму или рисунку, и к копированию
рисунка по образцу.

Ответ: Двигательные феномены весьма демонстративны. Они выражаются в нарушении реципрокных движений рук или ног, совершаемых по разным программам (печатание на машинке, езда на велосипеде и т.д.)



4. Раскройте данный феномен. С чем он связан?

Предложим больному поднять руку. Если его рука лежит на одеяле и
если, таким образом, выполнение действия облегчено, нужное движение
начинает выполняться, но почти сразу же замедляется, и больной, продолжая
повторять «да, да... поднять руку...», перестает выполнять требуемое
движение. В случае если рука больного находится под одеялом, адекватное
выполнение действия для него недоступно. Он, эхолалично повторяя «да,
да... поднять руку...», не производит никакого движения либо упрощает.
Очень часто требуемое речевой инструкцией действие замещается другим,
более привычным и хорошо упроченным. Больной, которому предлагается
зажечь свечу, успешно зажигает спичку, но вместо того чтобы поднести ее к
свече, которую он держит в руке, берет свечу в рот и начинает «раскуривать»
ее как папиросу; новое и относительно мало упроченное действие
заменяется, таким образом, хорошо упроченным стереотипом.

Ответ: Массивное поражение лобных долей мозга.


5. Какой нейропсихологический синдром можно выделить у данного
больного?
У больного Д., 25 лет, после полученной во время спортивной
тренировки черепно–мозговой травмы утратилась способность различать
людей по голосу, узнавать музыкальные мелодии и снизилась
чувствительность на левой стороне тела. В отделении неврологии, куда он
был доставлен, при проведении нейропсихологического исследования
обнаружены следующие нарушения: а) снижение тактильной
чувствительности преимущественно на левой руке, проявившееся в пробах
на локализацию точки прикосновения, Ферстера и при переносе поз слева
направо, б) трудности при воспроизведении простых ритмов обеими руками,
в) невозможность дифференциации индивидуальной принадлежности голоса,
в) избирательное узнавание бытовых шумов.

Ответ: Тактильная агнозия на фоне гемигипестезии слева, аритмия, звуковая неречевая
агнозия.


6. Какие нейропсихологические синдромы можно выделить у данной
больной?

Больная З, 52 лет, заметила, что ей стало трудно распознавать голоса
звонивших по телефону людей. Одновременно она перестала различать
доносившиеся до нее шумы и звуки, хотя слышала их достаточно отчетливо.
Кроме того, появились трудности пространственной ориентировки: она не


всегда находила дорогу домой, так как шла в противоположную от него
сторону. Ранее подобного рода нарушений у З. не отмечалось. Она
обратилась за помощью к невропатологу, была госпитализирована в
неврологическое отделение, где ей проведено нейропсихологическое
исследование. В ходе исследования выявились: а) трудности при
воспроизведении простых ритмов обеими руками, б) невозможность
дифференцировки половой и индивидуальной принадлежности голоса, в)
избирательное узнавание бытовых шумов, г) трудности ориентировки в
реальном и формализованном пространстве.

Ответ:: Неречевого гнозис.

Практическое занятие 1

Задание 1. Напишите эссе на тему Синдромы поражения медиабазальной префронтальной области

Префронтальная конвекситальная кора мозга по типу строения принадлежит к ассоциативной коре. Она образует «передний ассоциативный комплекс» корковых зон, характеризующийся большой сложностью выполняемых функций, среди которых главные (по определению А. Р. Лурия) — это функции «программирования и контроля» за сложными формами психической деятельности. Эти зоны коры больших полушарий входят в третий структурно-функциональный блок мозга. Поражение этих мозговых структур ведет к нарушению факторов «ассоциативного типа», обеспечивающих сложные формы интегративной и регуляторной деятельности мозга. Нарушение высших форм регуляторных процессов, произвольной регуляции психической деятельности, отражается на широком спектре психических функций — от моторных до интеллектуальных. Оно ведет также и к регуляторным нарушениям эмоционально-личностной сферы.
Медиобазальные отделы коры лобных долей головного мозга непосредственно связаны с неспецифическими активирующими и тормозными структурами, составляя корковое звено неспецифической системы. Поэтому поражение этих отделов ведет к нарушению модально-неспецифических факторов — «факторов активации—дезактивации». Нарушение этого типа факторов обусловливает появление самостоятельной группы симптомов: адинамии, нарушений избирательности и селективности протекания психических процессов и др. Возможно, самостоятельное значение имеет и такой модально-неспецифический фактор, как фактор «спонтанности—аспонтанности», характеризующий уровень активности по отношению к целостному поведению человека.

Таким образом, в соответствии с современным уровнем знаний о функциях лобных долей мозга, нарушения высших психических функций при поражении префронтальных отделов коры больших полушарий обусловлены патологией по крайней мере двух типов факторов — регуляторных и активационных, что и объясняет сложный характер возникающих при этом нейропсихологических синдромов.


В современной нейропсихологии описаны два основных типа синдромов, связанных с поражением префронтальных отделов коры больших полушарий: префронтальные конвекситальные синдромы и префронтальные медиобазальные синдромы.

Поражение медиобазальных отделов коры лобных долей мозга приводит к иным синдромам, которые имеют ряд отличительных черт по сравнению с синдромами поражения префронтальной конвекситальной коры. В этих случаях на первый план выступают нарушения модально-неспецифических факторов (например, фактора «активации—инактивации») и, как следствие, модально-неспецифические нарушения высших психических функций, сочетающиеся с нарушениями программирования и контроля за протеканием психической деятельности.

Синдромы поражения медиобазальных отделов лобных долей мозга в отличие от префронтальных конвекситальных синдромов не сопровождаются нарушениями высших двигательных функций. У данной категории больных нет двигательных персевераций ни в мануальной, ни в речевой сферах, так же как и первичных нарушений гнозиса (зрительное, слуховое и тактильное восприятие у них сохранно, что характерно для всех «лобных» больных). Полностью сохранны и речевые функции.

Центральным признаком, характеризующим эти синдромы, являются изменения состояний бодрствования, сознания и эмоциональных процессов. Эти больные характеризуются, как правило, снижением уровня бодрствования, быстрой истощаемостью, колебаниями общего функционального состояния. Они обнаруживают различные признаки нарушений сознания в виде неправильной ориентировки в месте, времени и в себе.

Эти симптомы часто непостоянны; более отчетливы они в остром периоде заболевания (например, после кровоизлияния в области передней соединительной артерии) или после операции. Эмоциональная сфера таких больных также явно изменена: либо по типу, близкому к эмоциональным нарушениям, характерным для больных с поражением медиобазальных отделов коры височных долей мозга (аффективные приступы раздражения, вспыльчивости), либо в форме эйфории или эмоционального безразличия.

На этом фоне отчетливо проявляются нарушения селективности, избирательности психических процессов, которые распространяются и на семантический уровень.


При воспроизведении семантически организованного материала (например, коротких рассказов) больные вплетают в текст побочные ассоциации (конфабуляции), нарушающие его структуру.

Нарушения селективности семантических связей проявляются у таких больных и в интеллектуальных тестах, например при решении вербально-логических задач, особенно в ситуации пассивного выбора ответа из списка. В этих случаях больные легко отклоняются от нужного решения, выбирая ответ по принципу побочных ассоциаций. Та же неустойчивость семантических связей наблюдается и при выполнении заданий на определение понятий

Этим больным свойственны отчетливые нарушения произвольного внимания по модально-неспецифическому типу, проявляющиеся в процессе выполнения различных заданий. Достаточно отчетливы у них и нарушения целесообразного поведения в виде неустойчивости программ, аспонтанности, а также личностные дефекты в виде неадекватной самооценки, некритичности и т. п.

При базальной локализации очагов поражения существенное место в структуре синдрома занимают модально-неспецифические нарушения памяти и внимания.
Следует отметить, что раздельно медиальные и базальные синдромы изучены в нейропсихологии в меньшей степени, чем варианты префронтальных конвекситальных синдромов, прежде всего в связи с тем, что локализация патологического процесса только в медиальных или только в базальных отделах мозга — сравнительно редкое явление. Лишь в последнее время в связи с развитием сосудистой нейрохирургии и распространением хирургических методов лечения на относительно узколокальные сосудистые поражения (прежде всего на аневризмы, расположенные в области передней соединительной артерии, соединяющей медиальные отделы обеих лобных долей) возникла возможность изучения собственно медиальных «лобных» синдромов. Описанию синдрома поражения медиальных отделов лобных долей мозга (вследствие разрыва аневризмы передней соединительной артерии) посвящена известная монография А. Р. Лурия, А. Н. Коновалова и А. Я. Подгорной (1970).

Таким образом, поражение медиабазальных отделов префронтальной области больших полушарий головного мозга влечет за собой нарушение сна и бодрствования больного, снижение активности, частая смена эмоционального состояния, расторможенность. Проявление особо интенсивно в период непосредственного фактора воздействия на пораженный участок. По результатам терапии медикаментозной и психолого-педагогической проявления сглаживаются, но