Файл: Литература круг обязательного чтения по истории русской литературы и журналистики xviii века.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 180
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
Никогда не называть слабости пороком; -
Хранить во всех случаях человеколюбие; -
Не думать, чтоб людей совершенных найти можно было, и для того; -
Просить бога, чтоб нам дал дух кротости и снисхождения.
После этого начинают активно появляться оппозиционные журналы. Все эти журналы были частными. В Москве не было журналов.
Такое активное развитие журналов было из-за:
-
Приглашения Екатерины последовать за ней в журналистку деятельность; -
По Добролюбову: общество чувствовало свое несовершенство, сатира стала деятелем изменения.
Стало можно было выпускать журналы анонимно. До сих пор неизвестны имена некоторых писателей. Журнал «Смесь» — историко-литературная загадка, думали, что это Новиков, но там было очень много опор на иностранную литературу. Все журналы были еженедельными, только «Адская почта» была ежемесячной. Большинство журналов в конце 18 в. были неполно-сатирическими. Во вторую треть 18 века сатира нападала на оппозицию, сейчас же сатира критикует власть.
Лучшим журналом был «Трутень»: там работали Майков, Попов, Облесимов. Это были близкие Новикову писатели. Цель журнала — исправление нравов общества. Новиков подчеркивает, что он выпускает чужие труды. Он первый поднимает вопрос о крепостном праве.
Н. И. Новиков
(1744-1818)
Значение его сатирических журнал, не исчерпывается острой политической и социальной борьбой с Екатериной. Новиков как писатель с редкой смелостью нападает на помещиков-крепостников, защищая угнетенное крестьянство. Журнал Новикова «Трутень» появился 1 мая 1769 г. и сразу между ним и «Всякой всячиной» разгорелась ожесточенная полемика. Название новиковскоrо журнала и эпиграф на титульном листе: «Они работают, а вы их труд едите», взятый из притчи Сумарокова «Жуки и пчелы», раскрывали основную идейную направленность «Трутня». «Трутни» — помещики-тунеядцы, которые бессовестно грабят работающих на них крепостных крестьян. Полемика «Трутня» со «Всякой всячиной» носила политический характер. Тематика сатиры «Трутня» не ограничивается борьбой с «коронованным сотрудником» «Всякой всячины». «Трутень» резко ополчается на лихоимство, ханжество, невежество, внешнюю европеизацию дворянства, ложно понимаемое воспитание и образование молодого дворянства, рассматривая эти проблемы как проблемы социальные. Но основная тема «Трутня» — тема взаимоотношений помещиков и крепостного крестьянства. В «Трутне» Новиков создает ряд сатирически острых, социальных портретов жестокосердных, невежественных крепостников.
Новиков в «Трутне» критиковал правительство. Но сатира должна быть на конкретное лицо, чтобы она не была бесплодной. «Не давайте взяток, и взяток не будет» — говорила Екатерина.
Большое место в сатирических журналах Новикова занимает форма писем в редакцию, переписки между частными лицами («Письма дяди к племяннику», «Письма к Фалалею»). Эта форма сатиры — одна из наиболее распространенных в сатирических журналах в 1 7 6 9 - 1 7 7 4 гг., ибо письма читателей создавали впечатление «правдоподобности».
«Письмо к Фалалею» показывает дворян: Фалалей — чурбан, простофиля. Дворянские повадки очень критикуются: помещик бьет крестьян, жену. Когда сообщается о смерти матери, сравнивают ее с коровой. Язык Новикова простой, близкий к естественности.
В 1774 г. выпускает последний журнал «Кошелек».
В 1779г. выпускал масонский журнал «Свет», также выпускал женский журнал.
Драма
Д.И.Фонвизин
(1745–1792)
Проблема воспитания центральная в комедии «Бригадир». Иванушка — дурак, который не понимает, зачем украшать голову изнутри. Самая интересная личность — бригадирша, которая ведет гроссбухи, чтобы не платить лишние деньги. Окружающие считают ее дурой, но она себя такой не считает. Но она несчастливая, забитая женщина. Она говорит горькую правду о жизни женщин. Бригадирша напоминает некоторыми чертами Простакову.
Видна искусственность построения, запутанность любовных интриг, не хватает действия, но много разговоров.
Центральная фигура «Недоросли» — зловещая Простакова. Митрофанушка злодей и негодяй, как и его мать. Здесь главный вопрос о взаимоотношении дворян и крестьян. Фонвизин считал, что указ 1762 года о вольности дворян очень разбаловал их. Простакова чувствует свою безнаказанность, презирает образование. До Фонвизина слово «недоросль» не было в негативной коннотации, но после стало олицетворять ленивого дворянина, который не может служить государству. Образ Стародума захватывал дух у зрителей: он подавал смелые реплики и критиковал правление Екатерины при ее правлении. Он друг честных людей. Мирон — тот, кем мог стать Митрофан, но не стал.
Поэзия
Поэма — высший жанр (как и трагедия) в 18 веке. У Кантемира, Ломоносова и Сумарокова не вышло написать поэмы. В 1779 году Херасков пишет поэму «Россияда» — подобие «Илиады». Она становится первой поэмой России. Фабула осложнения видениями
, чудесами и снами. Образы поэмы величавы, объем очень большой: 10 тысяч стихов — Хераскова называли «водяным Гомером». Херсаков использует историческое народное предание (что Казань взяли из-за подкопа), хотя классицисты относились пренебрежительно к фольклору.
Майков писал иерой-комические поэмы: Елисей, или Раздраженный Вакх — лучшая поэма Майкова 1771 года. Елисей наделяется Дионисом мстителем за плохую водку. Поэмы не только фольклор берут, но и сатиру. Грубые шутки.
Богданович писал поэму «Душенька» такого же типа, но для двора. Любовь Купидона и Психеи (Душа — душенька). Легкомысленная девушка (не напоминает героинь классицизма) совершает глупости, разрушает свое счастье с Амуром. Появляется образ автора, рассказывается его отношение к героям и событиям, непринужденно общается с читателем. Пишет вольным ямбом. Душенька была спокойнее, чем Маяковские поэмы.
Г. Р. Державин
(1743–1816 гг.)
-
Шутливый тон; -
Написал эпитафию Суворову — близкому другу; -
Частная жизнь простого человека — нововведение Державина; -
Рассказывал о себе в стихах; -
Считал все достойным изображения; -
Муза нарочита буднична и домашняя; -
Соединил анакреонтику с русским слогом; -
Слишком гнул синтаксис.
Проза к. 18 века
К прозе пришли в последней трети века: изменилась читательская публика (кроме дворян читали книги мещане, купцы и грамотные крестьяне), появились училища, которые образовывали большой круг читателей. Люди искали не мораль, а развлечение: появилась такая литература, например, Федор Эмин издавал «Адская почта» с 1769 года + роман «Похождения Мирамонда». Михаил Чулков издавал «И то и се», стремился развлечь читателей: издал 5 частей сказочного сборника «Пересмешник» — похоже на «Тысячу и одну ночь». Роман «Пригожаю повариха, или похождение развратной женщины»: все показывало, что Чулков не признает классицизм. В «Горькой участи» рассказывается история крестьянина, который потерял руку на войне, показывается несправедливость жизни крестьян.
Сентиментализм
Н.Карамзин
(1766–1826 гг.)
Карамзин писал и стихи, и прозаические произведения. Проза преобладала. Журнал Карамзина 1791—92 гг., издаваемый в Москве — орган сентиментализма. Это настоящий литературный журнал: не было политических материалов, новые материалы литературных направлений, были стихи, проза, отчеты о русских и иностранных спектаклях, переводы, отзывы на книги, анекдоты. Журнал дошел до глубокой провинции: его читали повсюду. Хотел, чтобы журнал походил на иностранные, но сотрудников было мало, поэтому Карамзин просил присылать ему сочинения и переводы. Но журнал все равно в народе был «одного лица», что Карамзин в итоге признал. Критического отдела не было, но читатель читал произведения, потому что они были свежие. Когда появился критический отдел, Карамзин сразу обозначил свою приверженность к сентиментализму.
Писатели еще не поняли, что критика судит, а не маслит.
Входил в литературу Карамзин как переводчик. Он перевел «Юлия Цезаря» Шекспира, так как там показана глубина человеческого сердца. Карамзин уходил от прямых формулировкой прямых взглядов, общественно-политические взгляды были новы. После того, как Карамзин увидел революционную Францию, он стал убежден, что бунты не могут быть средством решения исторических конфликтов.
«Письма путешественника» — роман-путешествие, включал в себя огромный культурный пласт Германии, Швейцарии, Франции и Англии. Карамзин «первый европейский между русскими». Написано умным языком с достоинством. Стиль внимания к внутреннему миру человека. Открывал всего себя в письмах: его вкусы, взгляды на мир, симпатии и антипатии.
«Наталья боярская дочь» и «Бедная Лиза» — радуга после потопа. Написаны в жанре повести, что ярче всего проявило стиль Карамзина. Читатели не были удовлетворены классицизмом, они хотели видеть просую жизнь, что показывает Карамзин в «Бедной Лизе». Очень точно обозначено, где проходит действие. Карамзин создает атмосферу и настроение. Карамзин пишет не роман, а быль: все заканчивается так, как заканчивается в жизни. Читатель встречается с горькой правдой жизни. Психологическая повесть написана на историческом материале. Живой, изящный способ выражения своих чувств и мыслей.
А.Н.Радищев
(1749 — 1802 гг.)
Самое значимое произведение — «Путешествие из Петербурга в Москву». Цензура разрешила печатать произведение, так как посмотрели на название и название глав. Но Екатерина, увидев произведение, сказала, что надо арестовать Радищева. Дело Радищева вел Шишковский — самый страшный человек. Чтобы автора не пытали, сестра отдала все драгоценные камни. Екатерина заменила смертную казнь, на 10 летний острог.