Файл: Литература круг обязательного чтения по истории русской литературы и журналистики xviii века.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 178

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Царей и царств земных отрада,

Возлюбленная тишина,

Блаженство сел, градов ограда,

Коль ты полезна и красна!

Вокруг тебя цветы пестреют

И класы на полях желтеют;

Сокровищ полны корабли

Дерзают в море за тобою;

Ты сыплешь щедрою рукою.
Сравниться с Россией своей красотой может только императрица Елизавета: «Но краше в свете не находит Елисаветы и тебя». Ломоносов благодарит правительницу за прекращение войны и возвращение в страну мира. Поэт славит Елизавету на фоне строго следующих один за другим ее предшественников на троне. В царственной портретной галерее особо выделен отец нынешней правительницы Петр I.
В полях кровавых Марс страшился,

Свой меч в Петровых зря руках,

И с трепетом Нептун чудился,

Взирая на российский флаг.



Но ах, жестокая судьбина!

Бессмертия достойный муж,

Блаженства нашего причина,

К несносной скорьби наших душ

Завистливым отторжен роком,

Нас в плаче погрузил глубоком!
Читателю ясно из развернутой и высоко пафосной характеристики Петра, что именно от него переняла дочь эстафету великих дел: «Но кроткая Екатерина,

Отрада по Петре едина». Таким образом, в оде появляется тема прославления Петра Великого. После этого в оде появляется тема развития науки:
Здесь в мире расширять науки

Изволила Елисавет.
Ломоносов риторически обращается к Екатерине и рассказывает о прекрасных просторах России, которые могут быть использованы во благо развития науки. Ломоносов теперь патриотически настроенный ученый, обращающий взоры читателей на животрепещущие для России проблемы. Развитие наук поможет освоить богатства Севера, сибирской тайги и Дальнего Востока. Русские моряки с помощью ученых-картографов открывают новые земли, прокладывая путь к «неведомым народам».
Сия тебе единой слава,

Монархиня, принадлежит,

Пространная твоя держава

О как тебе благодарит!

Воззри на горы превысоки,

Воззри в поля свои широки,

Где Волга, Днепр, где Обь течет;


Богатство, в оных потаенно,

Наукой будет откровенно,

Что щедростью твоей цветет.
Поэт сравнивает российские просторы с иностранными и замечает, что наши ничем не уступают прославленным зарубежным: «Там Лена чистой быстриной, как Нил, народы напояет и бреги наконец теряет, сравнившись морю шириной».

В конечной строфе Ломоносов опять воспевает императрицу. Он завершает оду главной темой — темой величия Елизаветы и русских императоров.

А.П.Сумароков

(1717-1777 гг)

Сумароков относился к родовой знати. Его предки стали служить еще при Алексее Михайловиче. Первый русский драматург. Написал 9 трагедий, 12 комедий, 374 басни, 153 стихотворения. Был директором Российского театра. Был болезненно самолюбивым, хотел блистать во всех родах. Его класси­цизм носил узкодворянский сословный характер
Для трагедий брал сюжеты в России, а не в античности. Брал события недавние — «Дмитрий самозванец»: если монарх — тиран, можно ему не подчиняться. Дмитрий не совершает ни каких злодейств, но из его речей можно понять, что он планирует из делать. Дмитрий думает только о злодействах, нет даже хитрости, которая была присуща настоящему, историческому Лжемитрию. Историческая обстановка — условный фон. Колорита исторической атмосферы нет. Небольшое количество действующих лиц. Специально упростил, чтобы внимание было на идее произведения, а не на героях. Трагедии мысли, трагедии опыта. Трагедия — орудие общественного воспитания. Герои трагедии — носители мысли. Их речь сложная, логичная. Разговорный язык появится только в комедии. В его трагедиях есть движение и напряжение, которого нет у Ломоносова и Тредиаковского. В Гамлете отбрасывается вся психологическая нагрузка, у главного героя нет душевных терзаний. От комедии характеров Сумароков перешел к бытовой комедии.


  • Был первым директором постоянного русского театра (с тех пор он не переставал существовать);

  • Драматургия составляет значительную часть литературы 18 века (в том числе произведения Сумарокова);

  • Рассвет русского классицизма происходит при Сумарокове;

  • «Наставление хотящим быти писателями» 1774 год;

  • Считал роман (особенно любовных) наиглупейшим созданием;

  • Считал, что можно отступать от канонов Франции.


Обращаясь к дворянину, Сумароков говорит, что, если головой он работать не может, пускай идет капать землю. В сатире «Толк» дворянин осознаю ответственность. Его сатиры похожи к памфлетам. Также близко стоят басни-притчи. Многие басни — снимок с жизни

без использования аллегорий. В баснях Сумарокова очень много движения, язык близок к просторечию.
Появляются стихи о любви, в которых воспевается не небесная, а земная, пошлая любовь. Песни Сумарокова гладкие, изящные: разработка любовной страсти. Любовь — величайшее проявление человечности. Никакие другие чувства в любовную песню не допускаются.
Использовал фольклор, вписал в творчество народную лирическую песню. Использовал темы: молодая жена за нелюбимым старым мужем, солдатские песни.

Начало русского просвещения

60–80-е годы XVIII века

Екатерина Великая правила в то время — с 1762 по 1796 гг. Народ ждал перемен, которые принесла императрица. Переворот Петра III был очень тихим. В 1796 году на престол взошел Павел. При власти Екатерины началась эпоха просвещения — век Вольтера, антифеодальное течение. Екатерину назвали «Философ на троне». До 1773 года она была максимально демократичной, но при Пугачевском восстании повернула в стогу абсолютной монархии. Переписка с учителями просвещения — это ее политическое оружие. В 1767 году открывается комиссия по составлению нового Уложения — свод законов. Это было создано для контроля либеральных течений. Конституционных намерений у императрицы не было. На Соборном Уложении участники просто оценивали указ Екатерины, который она взяла у Монтескье. Но она брала только то, что ей было удобно. Впервые раздался голос крестьянских депутатов: поднимался вопрос крестьянства. В 1678 году работа Комиссии была завершена, никаких законов принято не было. После восстания Пугачева произошел активный отход от либеральных идей. Масоны занимали активную общественную позицию, хотя отошли от политики. Им не нравилось управление Екатерины: это было государство в государстве. Массоны привлекали студентов к своей работе, нуждающихся поддерживали. В 1785 году Екатерина отдала приказ главнокомандующего Москвы отдать книги Новикова архиепископ Платону и «зацензурить», но там все было хорошо. Во главе террора против масонов встал Шишковский — домашний палач кроткой Екатерины.
Искусство достигает при правлении Екатерины расцвета: книги можно стало издавать по личной инициативе. Демократизируется писательская среда: появляются «мелкотравчатые» писатели-крепостные. Писатели начинают очень независимо держаться от власти. Журналисты в 60-ых вступает в полемику с Екатериной. Завершается период классицизма, его каноны расшатываются. Трагедия становится тираноборческой. Появляются сценические эффекты, трансформируются радиационные жанры и появляются новые. Драматурги идут навстречу новой публики: купечеству, мещанству. Они требовали более правдивое искусство. Опираются на общинный социальный круг, а не на главенствующий. Русский терт демократизировался: изображались простые люди. Попов пишет комическую оперу — современная оперетта. Социальный протест не стоит преувеличивать: крестьяне изображаются туповатыми и жадными. Выступали против разнузданного бурлеска. Появился
сентиментализм, но оформился только в 90-ых. Был в Московском журнале Карамзина. У нас он появился позже, чем в Англии — родоначальница. Сентиментализм осуждает государство. В центре стоит человек со своими душевными переживаниями. Счастье человек в вольном проявлении чувств. Знание о мире дает ощущение.
Россия достигла в эту пору немалого успеха и в области упрочения национальной государственности, и в дальнейшем развитии культуры. Вторая половина века ознаменована подъемом русского национального самосознания. С начала 60-х годов крестьянский вопрос становится основным вопросом, вокруг которого Идет борьба общественных мнений. Он решается и в публицистических выступлениях, и в русской художественной литературе. Развитие капиталистических от­ ношений и обострение классовых противоречий обусловили, формирование в России антикрепостнической Идеологии, чему: немало способствовало проникновение западноевропейских буржуазно-демократических Идей. Буржуазно-демократические Идеи нашли выражение в деятельности таких выдающихся представителей русского просвещения, как Я. П. Козельский, С. Е. Десницкий, Д. С. Аничков, Н. И. Новиков, Д. И. Фонвизин.
САТИРИЧЕСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА 1769-1774 гг.

Расцвет журналистики, когда одновременно выпускалось 15 журналов. К такому взрыву придет только в 90-ых при Крылове. Сатирические журналы в итоге стали общественно-политическими. В к. 18в. Появится первый литературный журнал: издателем в 1791 — 92 гг был Карамзин. Указ о вольных типографиях привел к цензур: теперь даже полиция имела право ограничить деятельность журнала. В 1769 г. Выходит «Всякая всячина», редактируемая Екатериной II (официально издателем был секретарь Козицкий). Рост оппозиционных настроений, усилившееся воздействие литературы на формирование общественного сознания вынудило Екатерину прибегнуть к новой возможности оказать влияние на общественное мнение. С начала 1769 г. она начинает издавать сатирический журнал под названием «Всякая всячина». «Всяка всячина» обильно черпала материал из английского сатирического юмористического журнала Аддисона и Стиля «Зритель». Формально издателем журнала считался секретарь Екатерины В. Козицкий, но фактически руководство журналом осуществлялось самой императрицей, и это не было секретом литературных кругах. «Всякая всячина» не признавала критики социальных недостатков действительности, она порицала, и то в «улыбательном духе», явления, нежелательные для правительства, или такие по­ роки, как скупость, мотовство и щегольство дворянства, суеверия, неумение держать себя в обществе и т. д. Она показывала пример благонамеренной журналистики, предлагая «.не целить на особое единственно на пороки», т. е. на общечеловеческие недостатки. «Всякая всячина» выступила со своей, не скрывающей ее официозный характер программой, которой должны были следовать издатели журналов: