Файл: Акт о прохождении практики Данным актом подтверждается, что.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 290

Скачиваний: 23

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Планируется участие 10-12 семей (только родители).

Встречи направлены на повышение компетентности родителей в вопросах взаимодействия с детьми, которые имеют нарушения привязанности и формирования базового доверия. Поиск источников для восстановления личных ресурсов родителей. В круг задач консультаций (тренинга) входит расширение представления родителей об особенностях детей с нарушенной привязанностью, формирование педагогических приемов для взаимодействия с такими детьми, поиск границ личных ресурсов и способов их восстановления.

Для работы необходимо обеспечить группу кабинетом с магнитной доской и проектором. На первой встрече проводится знакомство с группой. Из материалов необходима только игрушка-побегушка, которая передается участниками, «владелец» игрушки рассказывает о себе.

Так же на первой встрече психологи определяются с содержанием последующих встреч исходя из основных запросов группы и подбирают необходимые техники и материалы.

В ходе первой встречи психологи представляются, обозначают цель встреч, рассказывают условия и правила участия в групповых встречах (доверительный и искренний стиль общения, конфиденциальность, недопустимость непосредственных оценок человека, уважение к человеку, активное участие). Затем предлагают участникам познакомиться и рассказать немного о себе. Игрушка-побегушка передается желающим высказаться. В ходе представления психологи немного направляют беседу: задают уточняющие и наводящие вопросы тем, кто стесняется или почти ничего о себе не сказал и мягко возвращают в рамки беседы тех участников, которые уходят от темы встречи.

В ходе первой встречи было выявлено, что родители имеют общее представление о детях, которые остались сиротами, но представления о личностных ресурсах развиты слабо. По этому было решено посвятить следующую встречу разбору психологических особенностей детей, оставшихся без попечения родителей, и особенностям взаимодействия с ними. А в последующие три встречи провести работу с родителями, направленную на осознание ресурсов, которые имеются у личности и как их восполнять.
Задание 6.

Онлайн-интерактив «Ребенок приемный — ребенок кровный. Отношения»

Принимая в семью ребенка родители обязательно должны поговорить об этом с кровным ребенком. Рассказать о предстоящих изменениях и возможных трудностях. Не стоит рисовать «радужную» картинку, говорите правду. Важно выслушать мнение ребенка, но решение о количестве детей в семье принимают родители. Если ребенок настроен негативно, расспросите, почему он так настроен, возможно он чего-то боится. Поговорите о его страхах. Дети могут фантазировать о том, что если берут еще одного ребенка в семью, значит они плохие или с ними что-то не так. Расскажите, что это не так, и приемный ребенок — не замена кровному. И
родители берут ребенка, потому, что хотят больше детей.

Ребенок может начать протестовать. Примириться с новой ситуацией ему поможет четка родительская позиция, которую нужно проговаривать. Немаловажно, чтобы ваш внутренний посыл и ваши действия соответствовали словам. Если ваша позиция противоречива — дети это считают.

Как кровный, так и приемный ребенок в изменившейся ситуации переживают сложные чувства и эмоции. Кровный ребенок может ревновать, ведь теперь ему придется делиться: игрушками, пространством, родителями. Важно помочь ему прожить свои чувства, прогоревать их и адаптироваться в новой ситуации. Приемный ребенок в свою очередь может жить на чемоданах, боясь, что его не примут, отправят назад. Он долгое время может жить в напряжении. Негативный опыт прошлого может мешать ему расслабиться, доверять. Так же может проявлять агрессию, нарушать границы, которые у него нарушены (как физические так и психологические). За таким поведение обычно стоит зависть и ревность. Когда приемный ребенок поймет, что в этой семье у него есть свое место, негативное поведение сойдет на нет. Чтобы облегчить этот процесс выстраивайте четкие границы и инструкции. Так же важно рассказывать кровному ребенку о причинах поступков приемного, так как деструктивное поведение может его шокировать. Если вам сложно понять причины тех или иных поступков, ели имеются иные затруднения, вы всегда можете обратиться к психологам Центра и встать на сопровождение.

Не нужно жалеть приемного ребенка — жалость это обесценивание внутренней силы пережитого опыта ребенка. Старайтесь соблюдать баланс в отношениях с детьми и поступайте справедливо по отношению к каждому ребенку. Правила и санкции должны касаться всех членов семьи. Ни в коем случае не сравнивайте детей, поскольку это лишь усугубит ситуацию и вызовет агрессию. Старайтесь распределять свои силы и ресурсы так, чтобы вашего внимания было достаточно каждому ребенку и обязательно учитывайте возрастные особенности и потребности. Плохим поведением дети пытаются привлечь к себе ваше внимание, если вы будете уделять детям достаточно времени, негативное поведение сойдет на нет, поскольку позитивная связь намного крепче. Можно проводить ежедневные ритуалы, так же важно проводить время вместе всей семьей.

Объясните детям, что злиться — нормально. Как взрослым, так и детям. Важно, как мы предъявляем нашу злость. Вам нужно научиться чувствовать детей и контейнировать их чувства (замечать, проговаривать чувства, говорить, что переживание данного чувства — это нормально, утешить, просто быть рядом в проживании эмоций), давать поддержку.



Старайтесь относиться с пониманием к конфликтам и шквалу детских эмоций. В момент притирки может проявиться конкуренция, борьба за территорию, игрушки, внимание родителей.

Установите категорический запрет на рукоприкладство, и объясните детям, что любой спор можно решить словами. Разбирайте спорные ситуации и помогите детям находить решения для их ситуаций. Учите их сотрудничеству. При разрешении конфликтов важно дать высказаться каждому, но не поощряйте ябедничество. Такое поведение лучше игнорировать. Старайтесь дать детям самим решать конфликтные ситуации. Вмешивайтесь только в острых ситуациях. И конечно же больше хвалите детей. Покажите, что вам интересно, когда они заботятся друг о друге и дружат, а не спорят и кляузничают.

Отношения между детьми могут и не сложиться, но они не обязаны любить друг друга. Декларация данной позиции внутри семьи может стать фундаментом крепких отношений при семейной поддержке. Невозможно насильно заставить детей нравиться друг другу. И если детям не удается найти общий язык — то путь это будут спокойные и уважительные отношения.
Задание 7.

Групповая консультация с элементами тренинга «Пробуждение ресурса»

Цель: познакомить участников с понятием личностных ресурсов, расширить понимание каждым участником своих ресурсов.

Консультации начинается с небольшого введения в тему (5-10 мин)

Личностные ресурсы могут быть внешними и внутренними. К внешним относятся: материальные ценности, социальный статус и социальные связи. К внутренним — личностный потенциал и энергия. Для полноценной, насыщенной жизни человеку необходимы оба вида ресурсов, которые являются взаимозависимыми. Энергичному человеку легче поддерживать социальные связи, развивать личностный потенциал, что в свою очередь влияет на имеющиеся у него материальные ценности и социальные связи. Так же ресурсы динамичны и текучи. Поэтому человеку необходимо постоянно заботиться о состоянии своих ресурсов, знать источники их восполнения. И чтобы мобилизовать наш главный ресурс — энергию, без которого не возможны все остальные, выполним упражнение.

Упражнение «Земля, воздух, огонь и вода» (20-25 мин.)

Цель: мобилизация энергии.

Воздух. Нужно дышать глубже, чем обычно. Глубокий вдох, медленный выдох. Тело, словно огромная губка впитывает воздух. Почувствуйте, как как он постепенно наполняет все ваше тело: струится через нос и попадает в голову, приливает к лицу, наполняет грудь, плечи, руки, пальцы, проходит в живот, область таза, бедра, колени, ступни. Можно зевать (естественная компенсация дефицита кислорода).


Земля. Теперь мы будем заземляться, чтобы почувствовать уверенность, как твердо мы стоим на ногах. Нужно встать и сильно давить на пол, топать ногами на месте, тереть пол, прыгать. Все — чтобы почувствовать ноги, нашу опору.

Огонь. Нужно активно двигаться. Выполнять живые расслабляющие движения рук и ног. Почувствуйте энергию во всем теле.

Вода. Представьте, что вся комната заполняется водой. Ваши лодыжки, колени, таз, руки, плечи — погружаются в воду. Движения соответствуют движениям в воде — мягкие и плавные.

Когда мы наполнились энергией, предлагаю всем лучше познакомиться со своими чувствами.

Упражнение «Что я чувствую» (40-50 мин)

Цель: знакомство со своими чувствами, их вербализация.

Каждому участнику по очереди предлагается внешне изобразить, что он чувствует (гримасы, поза, мимика). Затем представить и назвать, какого его чувства цвета. И если бы они были звуком, то каким? В конце участник называет свое чувство.

Следующее упражнение поможет нам почувствовать свою уникальность и обрести уверенность.

Упражнение «Уникальность каждого» (60+ мин)

Участникам раздается бумага и ручки.

Цель: создание в группе доверительных отношений, осознание участниками своей уникальности.

Каждая личность — это неповторимый сплав жизненного опыта, особенностей, пристрастий. Сейчас каждый напишет в чем он уникален.

Это могут быть, например:

неожиданные факты

интересная работа

кулинарные способности, интересный жизненный опыт

особые награды

необычные умения

особые интересы и др.

Затем напишите на листках свои имена, и необычную, интересную или важную характеристику, которая подчеркнет вашу индивидуальность.

Затем психолог собирает листы, читает записи и предлагает участникам определить игрока-владельца.

В конце встречи участники дают обратную связь. Что нового узнали, как себя чувствуют, какое настроение.

Рефлексивный отчет

В процессе прохождения практики я получила практические навыки работы в психологической службе социального профиля. Работа достаточно сложная, требует большого объема знаний, практики в данной области, и ресурсов для проведения консультаций. Сопряжена с высокой ответственностью. Но очень интересная и разноплановая. Специалисты центра выстраивают очень грамотную и разностороннюю поддержку замещающих семей. В работе психологу данного профиля приходится сталкиваться со сложными ситуациями. И помощь, которую могут предложить специалисты — клиенты не всегда готовы принять. Так же ведется большой объем документации и отчетов. Специалисту данного профиля необходимо иметь очень крепкую внутреннюю опору и не пренебрегать отдыхом во избежание эмоционального выгорания.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ЧЕК-ЛИСТ формирующей оценки для консультантов


Семейная консультация

Вопрос

Вход

в деятельность

Идентификация

цели

Определение

цели

Вмешательство

Оценка

1. Запись о контакте (записи дат, продолжительность сессий)

19.02.23

20.02.23

23.02.23

2. Конкретная направленность контакта – проблемы, выдвигаемые для последующего рассмотрения.

Взаимоотношения приемный родитель - ребенок

Диагностика семейных взаимоотношений

Консультация по результатам диагностики

3. Обратная связь, адресованная руководителю

Предложение по диагностике взаимоотношений

Клиенты прошли диагностику, рассказали о текущей семейной ситуации

У клиентки остались сомнения, она не готова закрыть данный вопрос.

4. Запрос обратной связи; удовлетворенность ожиданий? специфические интересы? Новые потребности?

Предложения о модификации программы? Стиль работы консультанта? Технические (процедурные) детали (расписание встреч, помещение и т.д.)

Утверждена диагностика взаимоотношений родитель-ребенок. Консультанту нужно держаться увереннее.

Интерпретация проведена верно. В данном направлении необходима еще одна консультация, для знакомства с результатами клиента и решения об окончании работы с данным вопросом и выяснения нет ли других запросов.

Договориться о еще одной консультации. Выяснить, что беспокоит, каковы ожидания, каков желаемый результат.

. Вопросы, характерные для определенных стадий работы

Все ли задействованы согласно цели? Достигнут ли дух сотрудничества? Коммуникативные навыки?

Согласие с целями на вводном уровне? Оптимальные условия точки ввода? Возможные повторные контакты?

Навыки клиента? Кооперация? Помощь в сборе данных и составлении отчета? Полнота информации?

Обратная связь клиенту относительно совместных результатов? Результативность этой обратной связи? согласен ли с ней? Понимает ли? Модификации вмешательств? Общее решение?

Результат относительно исходного состояния? Оценка эффективности плана? возможности решения? Оценка как совместная работа?

6. Восприятие процесса консультантом – предложение новых путей.

Первые консультации в роли психолога были сопряжены со стрессом. Необходимо больше практиковаться.

Диагностика и беседа прошли легче, так как с клиентами уже установлена связь.

Процесс диагностики не вызвал проблем, но клиентка выразила неуверенность. Возможно, для решения данного запроса требуется установление более доверительных отношений с клиентами и проблема не лежит на поверхности при внешнем благополучии.