Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 16
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
4. Безопасность и экологичность
В дипломном проекте представлен вариант оптимизации работы электропневматических тормозов пассажирского электровоза ЭП1П за счет установки датчика. Данное устройство позволит уменьшить количество обрыва автосцепных устройств.
4.1 Безопасность и охрана труда слесаря
Своевременный ремонт производственного оборудования имеет большое значение для предотвращения его поломок и продления срока службы
К работе слесарем – ремонтником допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие медицинский осмотр и признанные годными к выполнению данной работы, прошедшие обучение по охране труда, имеющие соответствующее удостоверение, прошедшие вводный и первичный инструктажи по охране труда и противопожарный инструктаж, по программе инструктажа слесаря-ремонтника, стажировку, проверку знаний безопасных методов работы.
Перед допуском к трудовым обязанностям со слесарем-ремонтником должны быть проведены:
- инструктаж по пожарной безопасности,
- первичный инструктаж на рабочем месте,
-инструктаж по электробезопасности на рабочем месте и проверку усвоения его содержания,
- инструктаж по первой доврачебной помощи пострадавшим при несчастных случаях.
При последующей работе слесарь-ремонтник должен проходить:
- повторный инструктаж по безопасности труда на рабочем месте не реже, чем 1 раз в 3 месяца;
- внеплановый инструктаж – при изменении правил по охране труда, замене или модернизации производственного оборудования, приспособлений и инструмента, изменении условий и организации труда;
- периодический медицинский осмотр – в сроки установленные Минздравом России;
- при разовом выполнении работ, не связанных с основной работой, –целевой инструктаж.
Все инструктажи должны быть зарегистрированы и оформлены в журналах регистрации инструктажа на рабочем месте. Журналы хранятся у инженера по охране труда, ответственный за проведение инструктажа на рабочем месте (мастер участка, начальник цеха, лаборатории или службы), получает журнал у инженера по охране труда. [1] Страницы журнала должны быть пронумерованы, прошнурованы, концы шнуровки скреплены печатью организации. Журнал заверяется подписью лица, ответственного за его ведение или руководителем.
Слесарь, не прошедший своевременно проверку знаний или инструктажи по охране труда, не должен приступать к работе.
Слесарь проходит предварительный медицинский осмотр перед приемом на работу и периодический 1 раз в год.
Слесарь обязан проходить спецподготовку 1 раз в месяц в объеме не менее 20 % рабочего времени.
На слесаря могут воздействовать следующие опасные и вредные производственные факторы:
- падение с высоты;
- падение предметов и инструментов с высоты;
- вращающиеся части оборудования;
- ультрафиолетовое излучение при работе с электросварщиком;
- повышенная более 20°С и пониженная менее 16°С температура воздуха рабочей зоны;
- шероховатости, заусеницы, острые кромки на поверхности оборудования;
- повышенная температура поверхности оборудования более 21°С (при отсутствии или нарушении изоляции);
- загазованность воздуха рабочей зоны (при утечке газа, не плотностях газоходов, обмуровки, отсутствии вентиляции);
- тяжесть трудового процесса;
- напряженность трудового процесса, повышенный уровень шума свыше 90 дБА и вибрации;
- недостаточная освещенность рабочей зоны, менее 150 Лк.
Слесарь обязан:
- правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты;
- проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктажи по охране труда, стажировку на рабочем месте, проверку знаний, противоаварийные и противопожарные тренировки, спецподготовку, повышение квалификации;
- немедленно извещать непосредственного или вышестоящего руководителя о ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае или об ухудшении своего здоровья;
- проходить обязательный предварительный (при поступлении на работу) и периодический медицинские осмотры;
знать правила и порядок поведения при пожаре;
- уметь пользоваться первичными средствами пожаротушения;
- не допускать на рабочее место посторонних лиц;
- курить в специально отведенных местах;
- не допускать распития спиртных напитков в рабочее и нерабочее время на рабочих местах;
- уметь оказывать первую помощь пострадавшим при несчастных случаях на производстве;
- содержать рабочее место в чистоте, не допускать его загромождения;
- содержать в чистоте спецодежду.
Администрация предприятия должна обеспечивать слесаря-ремонтника средствами индивидуальной защиты:
- костюм хлопчатобумажный пылезащитный - 1 комплект на год;
- ботинки кожаные - 1 пара на год;
- рукавицы брезентовые - 6 пар на год;
- каска защитная - 1 шт. на 2 года;
- респиратор - до износа;
- очки защитные - до износа;
- вкладыши противошумные - до износа.
На наружных работах зимой дополнительно:
- куртка на утепляющей прокладке - 1 шт. на 2 года;
- брюки на утепляющей прокладке - 1 шт. на 2 года;
- валенки - 1 пара на 2,5 года.
4.2 Безопасность работ в депо
Перед началом работы проверить весь инструмент. Слесарные молотки должны быть хорошо насажены. Зубила, бородки не должны иметь трещин и сколов.
Проверить исправность пневматического инструмента. Воздушные шланги должны быть хорошо насажены на штуцера и не должны иметь повреждений. При обнаружении какой-либо неисправности, заявить об этом мастеру. При получении от мастера новой работы потребовать проведения инструктажа о безопасных методах ее выполнения.
Слесарю запрещается:
- приступать к выполнению новой, не связанной с его прямыми обязанностями, работе без получения от мастера (бригадира) инструктажа о безопасных приемах ее выполнения;
- пользоваться индивидуальными средствами защиты с истекшим сроком их испытаний;
- находиться под поднятым грузом и на пути его перемещения;
- работать вблизи вращающихся частей оборудования, не защищенных ограждающими сетками или щитками;
- снимать без необходимости ограждения и защитные кожухи механических и токоведущих частей оборудования;
- снимать ограждения вращающихся частей машин до полной их остановки;
- наступать на электрические провода и кабели;
- производить самостоятельно ремонт вышедшего из строя цехового электрооборудования, электроустановок и электроинструмента;
- прикасаться к оборванным электропроводам, зажимам (клеммам), другим легко доступным токоведущим частям и арматуре общего освещения;
- производить какие-либо работы по техническому обслуживанию и ремонту электровоза (вагона электропоезда), находиться внутри него, под ним, на его крыше, подножке или лестнице во время производства маневров, вводе электровоза (вагона электропоезда) в депо, ПТОЛ и его выводе;
- находиться в смотровой канаве депо, ПТОЛ во время ввода на нее (вывода) электровоза (вагонов электропоезда);
- находиться на территории и в цехе депо, ПТОЛ в местах, отмеченных знаком "Осторожно! Негабаритное место", при прохождении около них подвижного состава;
- находиться в проеме ворот при нахождении шторных ворот в верхнем положении и при их подъеме и опускании;
- включать и останавливать (кроме аварийных случаев) машины, станки и механизмы, работа на которых не входит в его обязанности;
- находиться на работе в состоянии алкогольного, токсического или наркотического опьянения.
Совместно с руководителем смены (мастером, бригадиром) слесарь внешним осмотром должен проверить состояние инструмента.
Запрещается приступать к работе на электровозе (электропоезде) при красном или негорящих огнях световой сигнализации на ремонтном стойле (пути) депо, ПТОЛ.
Заземление шкафов и ящиков с электрооборудованием необходимо поддерживать в исправном состоянии и проверять при каждом техническом обслуживании и ремонте электровоза (электропоезда). [1] Особое внимание следует обращать на заземление кожухов электропечей и щитков измерительных приборов.
Перед техническим обслуживанием или ремонтом оборудования в высоковольтной камере необходимо проверить исправность электрических и механических защитных устройств (блокировок) дверей и ограждений высоковольтной камеры.
Запрещается открывать двери (шторы) высоковольтной камеры (находиться в высоковольтной камере), снимать щиты подвагонных ящиков, кожухи и другие защитные ограждения электрооборудования при поднятом токоприемнике электровоза и электропоезда, а также если к розеткам питания от постороннего источника под кузовом электровоза (вагона электропоезда) подведено напряжение выше 42 В переменного тока или выше 110 В постоянного тока.
Подачу напряжения во вспомогательные электрические цепи и электрическую цепь тяговых электродвигателей от постороннего источника тока следует производить при выключенном главном выключателе (быстродействующем выключателе), опущенном токоприемнике, заземленных межсекционных проводах электрических цепей тяговых электродвигателей и заблокированной секции электровоза.
Во всех случаях подключения тяговых двигателей под напряжение до 400 В постоянного тока места присоединения питающего кабеля к выводным концам тягового двигателя изолируют.
При поднятом и находящемся под напряжением токоприемнике электровоза (вагонов электропоезда) разрешается:
- заменять перегоревшие лампы освещения ходовых частей, кузова (без захода в высоковольтную камеру и снятия ограждений), кабин управления, вагонов электропоезда и буферных фонарей при обесточенных цепях освещения;
- протирать стекла кабины управления внутри и снаружи и лобовую часть кузова, не приближаясь к токоведущим частям контактной сети, находящимся под напряжением, на расстояние менее 2 м и не касаясь их через какие-либо предметы;
- менять предохранители в цепях управления, предварительно их обесточив;
- менять прожекторные лампы при обесточенных цепях освещения, если их смена предусмотрена из кабины управления;
- осматривать тормозное оборудование и проверять выходы штоков тормозных цилиндров;
- проверять на ощупь нагрев букс;
- вскрывать кожух и настраивать регулятор давления;
- настраивать электронный и вибрационный регуляторы напряжения, стоя на диэлектрическом ковре и надев диэлектрические перчатки и диэлектрические боты;
- продувать маслоотделители и концевые рукава тормозной и напорной магистралей;
- проверять подачу песка под колесную пару.
На электровозах, кроме того, разрешается:
- обслуживать аппаратуру под напряжением 50 В постоянного тока, которая находится вне высоковольтной камеры;
- проверять цепи электронной защиты под наблюдением мастера, стоя на диэлектрическом ковре и надев на руки диэлектрические перчатки;
- проверять показания электроизмерительных приборов, расположенных в шкафах с электрооборудованием;
- проверять показания манометров, расположенных в шкафах с оборудованием;
- контролировать по приборам, а также визуально работу машин и аппаратов, не снимая ограждений и не заходя в высоковольтную камеру;
- обтирать нижнюю часть кузова;
- осматривать механическое оборудование и производить его крепление, не заходя под кузов;
- проверять давление в маслопроводе компрессора;
- регулировать предохранительные клапаны воздушной системы (кроме электровозов серии ЧС2Т);
- производить уборку (кроме влажной) кабины, тамбуров и проходов в машинном отделении.
Выполнение других работ на электровозе, в том числе, состоящем из двух и более секций, и электропоезде при поднятом хотя бы на одной из секций электровоза (вагоне электропоезда) и находящемся под напряжением токоприемнике запрещается.
При обнаружении каких-либо неисправностей инструмента или используемого оборудования прекратить работу, предупредить об опасности окружающих и немедленно доложить об этом непосредственному руководителю (мастеру, бригадиру). [1] До устранения неисправностей к работе не приступать.