Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 103
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области
«УРАЛЬСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ - МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР КОМПЕТЕНЦИЙ»
(ГАПОУ СО «Уральский политехнический колледж - МЦК»)
Специальность 38.02.03
Операционная деятельность в логистике
Группа Л-
Тема «Повышение эффективности управления запасами»
Выполнил студент:
Коноваловой Алине Валерьевне
Проверил руководитель практики
от учебного заведения:
Никонова Н.В.
Екатеринбург
2022
Содержание
Введение…………………………………………………………………………..3
1.Теоретические основы управления запасами материальных ресурсов предприятия……………………………………………………………………….5
1.1 Понятие и классификация запасов…………………………………………..5
1.2 Системы управления запасами материальных ресурсов предприятия…..11
1.3 Понятие и сущность логистических затрат и их связь с запасами………..18
Глава 2.Организация управления материальными запасами на предприятии..24
2.1 Краткая характеристика компании ООО «РефтСервис»………………….24
2.2 Анализ основных технико-экономических показателей ООО «РефтСервис»…………………………………………………………………….27
2.3 Характеристика системы управления запасами на ООО «РефтСервис»….31
Глава 3. Основные направления повышения эффективности управления запасами на предприятии «ООО «РефтСервис»……………………………….37
-
Разработка мероприятий по повышению эффективности управления запасами предприятия «ООО «РефтСервис»…………………………………..37
3.2 Расчет эффективности предложенных мероприятий……………………...44
Заключение……………………………………………………………………….49
Список литературы………………………………………………………………53
Приложения……………………………………………………………………...56
ВВЕДЕНИЕ
Состояние и эффективность использования производственных запасов, как самой значительной части оборотного капитала – является одним из основных условий успешной деятельности предприятия. Развитие рыночных отношений определяет новые условия их организации. Инфляция, неплатежи и другие кризисные явления вынуждают предприятия изменять свою политику по отношению к производственным запасам, искать новые источники пополнения, изучать проблему эффективности их использования. Поэтому для предприятия все возможные способы рационального расходования средств, одним из которых является определение оптимальной величины производственных запасов, приобретают все большую значимость. В этом заключается актуальность данной работы.
Целью выпускной квалификационной работы являетсяисследование системы управления запасами предприятия и разработка рекомендаций по ее совершенствованию.
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:
-
Раскрыть функциональную роль запасов на предприятии. -
Рассмотреть методы оценки запасов предприятия. -
Изучить существующие модели и системы управлению запасами. -
Проанализировать процесс управления запасами предприятия ООО «РефтСервис». -
Предложить пути совершенствования управления запасами на предприятии.
Объект исследования – общество с ограниченной ответственностью «РефтСервис».
Предмет исследования данной работы – система управления запасами ООО «РефтСервис».
Работа состоит из введения, трех частей, заключения, списка сокращений, список использованных источников и приложений.
Во введении определены цели, задачи и предмет исследования, характеристика степени разработанности темы, методологическая и информационная база, а также краткое описание работы. Обозначены проблемы и возможные пути их решения, круг использованной литературы.
В работе рассматривается основной круг вопросов управления запасами предприятия в современных условиях. В ней сформированы сущность, цель, функции и роль запасов в рыночной экономике; рассмотрены теоретические основы и методологический инструментарий управления запасами.
Работа содержит современные методы управления производственными запасами. В рамках работы разработан ряд практических предложений по совершенствованию механизма управления запасами предприятия.
В заключении рассматриваются основные выводы по работе и степень достижения поставленной во введении цели и выполнения поставленных во введении задач.
Методологической основой для управления запасами послужили труды следующих ученых: Гаджинского А. М., Зайцева Н.Л., Стояновой Е. С., и др.
Информационную базу исследования составляют: учебники и монографии отечественных и зарубежных специалистов в области логистики и экономики предприятия, материалы периодической печати по наиболее значимым особенностям управления запасами на современном этапе в России, Интернет-ресурсы, данные бухгалтерской и финансовой отчетности предприятия, практические рекомендации специалистов по управлению производственными запасами.
1.Теоретические основы управления запасами материальных ресурсов предприятия
1.1 Понятие и классификация запасов
Запас — форма существования материального потока.
Материальный поток на пути движения от истока до конечного потребителя может накапливаться в виде запаса на любом участке, поэтому различают запасы сырья, материалов, готовых изделий и т.д. По назначению запасы делят на производственные и товарные, которые в свою очередь по выполняемой функции делятся на три группы:
1) Текущие; Текущие запасы — главная часть всех запасов, обеспечивающая непрерывность производственного или торгового процесса между очередными поставками.
2) Страховые; Страховые запасы обеспечивают материалами или товарами производственный или торговый процесс в случае непредвиденных обстоятельств. Страховой запас служит своеобразным амортизатором, который позволяет предпринимателю чувствовать себя комфортно.
3) Сезонные. Сезонные запасы появляются при сезонном характере производства, потребления или транспортировки.[1, с.15]
Рассмотрим более подробно каждый из этих видов запасов.
Производственные запасы, находящиеся на предприятиях всех отраслей, предназначены для производственного потребления. Цель создания производственных запасов — обеспечить ритмичное функционирование производственного процесса.
Товарные запасы представляют собой уже готовую продукцию, предназначенную для конечного потребителя, а также запасы, находящиеся на пути следования товара от поставщика к потребителю, т.е. На предприятиях оптовой, мелкооптовой и розничной торговли, в заготовительных организациях и запасы в пути. Товарные запасы в свою очередь подразделяются на товарные средства производства и товарные предметы потребления.
По отношению к производству или торговле материальные запасы разделяют на следующие виды:
-
Переходящие. К переходящим запасам относятся остатки материальных средств на конец отчетного периода. Данный вид запасов обеспечивает непрерывность производственного или торгового процесса от начала периода, следующего за отчетным, до момента поставки очередной партии товара. -
Подготовительные. Подготовительные запасы — это часть текущих запасов, которые требуют дополнительной подготовки перед использованием их в производственном или торговом процессе. -
Неликвидные. Неликвидные запасы — это неиспользуемые длительное время производственные или товарные запасы.
Запасы в пути и др. Запасы в пути — запасы, находящиеся на момент учета в процессе транспортировки.
Специалисты выделяют различные количественные уровни запасов во времени:
-
Максимально желательный запас — это уровень запаса, экономически целесообразный в данной системе; -
Пороговый уровень запаса, используемый для определения момента времени заказа следующих партий; -
Текущий запас, который может в любой момент времени совладать с максимальным запасом, торговым уровнем и гарантийным (страховым) запасом.
Управление запасами. Управление запасами в логистике это оптимизация операций, непосредственно связанных с переработкой и оформлением грузов и координацией со службами закупок и продаж, расчет оптимального количества складов и места их расположения. [2, с.69]
Создание запасов всегда сопряжено с дополнительными финансовыми расходами.
Затраты, связанные с созданием и содержанием запасов, можно разбить на несколько групп:
-
Отвлечение части финансовых средств на поддержание запасов; -
Расходы на содержание специально оборудованных помещений (складов); -
Оплата труда специального персонала; -
Дополнительные налоги; -
Постоянный риск порчи, нереализации просроченного товара, хищения.
В свою очередь отсутствие необходимого объема запасов приводит также к расходам, которые можно определить в следующей форме потерь:
-
От простоя производства; -
Пущенной прибыли из-за отсутствия товара на складе в момент возникновения повышенного спроса; -
Закупки мелких партий товаров по более высоким ценам; -
Потенциальных покупателей и др.
Можно выделить несколько причин, по которым предприниматели заказывают больший объем товаров, чем требуется изданный момент:
• Задержка получения заказанных товаров;
• Возможность получить товар в неполном объеме, что вынуждает заказчиков (в особенности посредников) хранить какое-то время те или иные товары на складе;
• Предоставление скидок, получаемых заказчиком при покупке им крупной партии товаров;
• Одинаковая величина транспортных, накладных и других расходов независимо от объема партии. (Например, стоимость одного контейнера будет одна и та же независимо от того, загружен полностью контейнер или нет.)
Классификация запасов по времени предполагает выделение различных количественных уровней запасов. [2, с.321]
Максимальный желательный запас характеризует размер запаса, экономически целесообразного в данной системе управления запасами, причем данный вид запаса может быть выше обычного. В разных системах управления максимальный желательный запас используется в качестве ориентира при определении оптимального размера последующих поставок.
Применение порогового уровня запаса осуществляется при определении временных параметров оформления последующего заказа.
Текущий запас соответствует необходимому уровню запаса на каждом из этапов производственного процесса. Он может сравняться с максимальным желательным запасом, пороговым уровнем или гарантийным запасом.
Гарантийный запас аналогичен страховому запасу в классификации запасов по их роли в производственном процессе. Он предназначен для непрерывного снабжения покупателя в случае непредвиденных обстоятельств.
Так же выделяют неликвидные запасы – товарно-материальные ценности, неиспользуемые в производственном процессе на протяжении длительного периода. Как правило, их образование связано с ухудшением качества товаров во период хранения моральным износом. [3, с.89-91]
Таким образом, изложенное выше позволяет заключить, что в настоящее время в научной литературе исследуемая категория описана достаточно полно и подробно, однако при анализе сущности и значения запасов, целесообразно определить степень их необходимости для предприятия.
Товарно-материальные ценности в запасе находятся в ожидании потребления, вследствие чего, товарно-материальные ценности в звене логистической системы или цепи поставки на определенной территории (склада, кладовой, площади хранения и т.п.) характеризуются состоянием относительного покоя. С одной стороны, образование запаса происходит посредством пополнения товарно-материальных ценностей входящим материальным потоком (поставками), с другой стороны – за счет отгрузок (поставок, продаж, реализации), формирующих выходящий материальный поток звена, содержащего запас. [5, с.58-60]
Как известно, главная цель создания запаса заключается в обслуживании заказов потребляющего звена (потребителя, клиента, покупателя), в связи с чем в случае полного совпадения характеристик входящего материального потока с характеристиками выходящего материального потока, запас не образуется, т.к. входящие товарноматериальные ценности без временных задержек передаются потребителю. В данном случае осуществляется реализация принципа поставки «точно в срок». Следовательно, образование запаса в цепях поставок происходит исключительно в случае, когда требования потребителя не могут быть напрямую удовлетворены поставщиком товарно-материальных ценностей, иными словами, при несоответствии характеристик выходящего материального потока характеристикам входящих материальных потоков. В представленной ситуации целесообразна организация создания предварительного запаса товарно-материальных ценностей с целью обеспечения возможности в требуемой мере обслуживать заказы потребителя. [3, с.114]