Файл: Практика эт 1. Основные этапы развития экономической.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 914

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ПРАКТИКА ЭТ №1.

Основные этапы развития экономической науки

п.п.

Экономическая школа

Период

Основные представители

Предмет исследования и основное содержание

1

Меркантилизм

XVI-XVII вв.

Ж.-Б. Кольбер,

Т. Ман,
А. Монкретьен

Богатство нации – золото; его источником служит внешняя торговля. Практические рекомендации: ввозить в страну как можно меньше товаров, а вывозить как можно больше, тогда в страну будет поступать золото. Государство должно поощрять развитие производства и внешней торговли.

2

Физиократия

XVIII в.

Ф. Кенэ,

А. Тюрго

Источник богатства нации – сельскохозяйственное производство. В нем создается тот дополнительный продукт (превышение производственного продукта над потребленным), за счет которого и образуется богатство нации. Промышленность – “бесплодная сфера”, так как только она перерабатывает продукты земледелия.

3

Классическая

политическая экономия

XVII-XIX вв.

У. Петти,

А. Смит,

Д. Рикардо

Источник богатства общества – труд в сфере материального производства, результаты которого (произведенные товары) и составляют богатство нации. Рынок и конкуренция без вмешательства государства создают наиболее благоприятные условия для развития производства. В условиях рынка люди руководствуются собственными интересами (“экономический человек”), преследует свои личные цели, но, направляемые “невидимой рукой”, содействуют реализации интересов других людей и общества в целом. Под “невидимой рукой” А. Смит понимал стихийное действие объективных экономических законов.

4

Марксизм

XIX в

К. Маркс и Ф. Энгельс

Продукт создается только трудом наемного рабочего, а присваивается собственником капитала, что представляет собой эксплуатацию и социальную несправедливость. Избавиться от эксплуатации рабочий класс может лишь в результате социалистической революции, ликвидации частной собственности и замены ее общественной. Рынок следует заменить планом; всей экономической жизнью общества должно руководить государство.

5

Историческая

Школа

XIX в

Ф.Лист

В. Рошер

Б. Гильдебрант

К.Книс

Г. Шмоллер

А.Вагнер

К. Бюхер

Наука о развитии производительных сил с учетом социально-экономических особенностей каждой страны

Отрицание ортодоксальной, «космополитической» теории А.Смита и Д. Рикардо. Экономическая система должна опираться на достоверные исторические факты

Разработка теории производительных сил

Концепция стадийного экономического развития

Положение об активной экономической политике государства (первые основы теории экономической политики)

6

Неоклассическая

Школа

XIX в

А. Маршалл

А. Маршалл разработал современную теорию рынка. Он проанализировал механизм рыночного ценообразования, взаимодействие спроса и предложения, влияние различных факторов на спрос и предложение.

7

Кейнсианство

XX в

Дж. М. Кейнс

Такие негативные экономические явления, как кризисы, инфляция, безработица, монополизация внутренне присущи рынку, и хотя рыночный механизм может самостоятельно справится с этими явлениями, потери общества при этом могут быть очень велики. Для их минимизации необходимо государственное вмешательство. Дж. М. Кейнс обосновал необходимость, формы, методы государственного регулирования экономики, создав теорию смешанной экономики.

8

Неклассический

синтез (современный экономике)

XX в

П. Самуэльсон

Существующая рыночная самонастройка должна дополнятся осторожным государственным регулированием. В реальной экономике важно добиваться оптимального соотношения стихийных сил рынка и сознательного регулирования, не допуская чрезмерности последнего и подрыва рыночных стимулов.

9

Институционализм

XIX-XX вв

Т. Веблен, Дж. Коммонс,

У. Митчелл,

Д. Гэлбрейт

Рассматривают экономику как систему, где отношения между хозяйствующими субъектами определяются не только экономическими, но и внеэкономическими факторами. Понятие “институт” трактуется очень широко: и как государство, корпорация и профсоюзы, и как конкуренция, монополия, налоги, и как устойчивый образ мышления, и как юридические нормы.






Вопросы для самоконтроля по теме 1

  1. Как появился термин «Экономика»?

Термин «экономика» впервые появился в трудах древнегреческого философа Ксенофонта при описании устройства Спарты и означает «искусство ведения домашнего хозяйства».


  1. Каковы современные точки зрения на экономику?

В современной экономической теории можно выделить ряд научных школ и направлений: неокейнсианство, монетаризм, новую институциональную экономическую теорию, нейроэкономику, австрийскую школу, новую политическую экономию, экономику и право.


  1. Чем различаются предметные области исследования микроэкономики и макроэкономики?

Микроэкономика изучает:

1) Поведение отдельного потребителя;

2) Как фирмы принимают решения;

3) Как функционируют рынки факторов производства.

Макроэкономика изучает:

1) Экономику как единое целое;

2) Проблемы безработицы, инфляции, экономического роста.


  1. Какие функции выполняет экономическая наука?

  • Познавательная

  • Практическая

  • Прогностическая

  • Мировоззренческая

  • Методологическая

  • Идеологическая

  • Критическая

  • Теоретическая.




  1. В чем заключаются различия позитивного и нормативного подходов в экономике?

Нормативный подход в экономике предполагает наличие представлений о том, как должна функционировать экономика (как должно быть). Позитивная рассматривает реальную (фактическую) экономику (как есть)


  1. Что понимается под потребностями? Каковы их виды?

Под потребностями понимается нужда, необходимость в чем-либо или неудовлетворенные желания и стремления.



Виды:

  • Потребности комфорта

  • Духовные (в самовыражении)

  • Социальные (интеллектуальное общение)

  • Физиологические (еда, питье)






Тестовые задания для самоконтроля по теме 1

  1. Понятие «экономика» первоначально обозначало … а) управление сельским поместьем;

б) искусство ведения домашнего хозяйства;

в) искусство управления хозяйством страны;

г) искусство управления фирмой;

д) умение обеспечивать прирост денег.


  1. Раздел экономической науки, посвящённый изучению крупномасштабных экономических явлений и процессов, относящихся к экономике страны, её хозяйству в целом, называется…

а) наноэкономикой;

б) микроэкономикой;

в) мезоэкономикой;

г) макроэкономикой;

д) мегаэкономикой.


  1. Экономические отношения между хозяйствующими субъектами по поводу эффективного использования ограниченных ресурсов, а также принятие решений отдельными субъектами экономики в условиях экономического выбора, являются исследования экономики.

а) базой;

б) объектом; в) предметом; г) задачей;

д) целью.


  1. Познание сущности экономических процессов, разработка системы экономических категорий и законов являются_ функцией экономической науки.

а) теоретической;

б) методологической; в) прогностической; г) аналитической;

д) познавательной.


  1. Важнейшие понятия экономической науки, отражающие наиболее общие и существенные стороны экономических явлений и процессов, называются экономическими…


а) закономерностями; б) законами;

в) категориями; г) методами;

д) процессами.


  1. Экономические законы: а) создаются людьми;

б) действуют только в живой природе; в) носят объективный характер;

г) носят субъективный характер;

д) действуют только в экономических системах.


  1. Основными специальными методами, используемыми экономической наукой, являются:

а) индукция; б) аналогия;

в) верификация;

г) предельный анализ; д) синтез.


  1. Метод научного познания, в основе которого лежит выделение определённых свойств или исключение некоторых факторов, которые не играют определяющей роли и могут быть опущены в целях получения более четкой картины, для выявления основных, определяющих взаимосвязей и зависимостей, называется…

а) научной абстракцией;

б) верификацией;

в) позитивным анализом;

г) функциональным анализом; д) предельным анализом.


  1. Направление экономической мысли, представители которого убеждены в определяющей роли сельскохозяйственного производства в экономике, называется…

а) монетаризмом;

б) физиократией;

в) меркантилизмом;

г) марксизмом;

д) маржинализмом.


  1. В основе экономической теории А. Смита лежит концепция: а) эффективного спроса;

б) абсолютной монополии;

в) экономической свободы;

г) государственного регулирования; д) активного протекционизма.


  1. Потребности в обороне страны, развитии фундаментальной науки относятся к категории __ потребностей.


а) первичных;

б) непроизводственных;

в) производственных;

г) личных;

д) общественных.


  1. Духовными потребностями являются: а) одежда;

б) знания;

в) транспорт; г) общение;

д) посещение музеев.


  1. Блага, распространённость которых настолько широка, что их стоимость практически равна нулю, и поэтому нет необходимости в их производстве и распределении, называются благами…

а) экономическими;

б) неэкономическими;

в) даровыми;

г) предметами потребления; д) средствами производства.


  1. Блага, удовлетворяющие потребности людей только при совместном употреблении (например, принтер и картридж, автомобиль и топливо), называются…

а) общественными;

б) взаимозаменяемыми;

в) взаимодополняющими;

г) взаимоисключающими;

д) личными.


  1. Природные ресурсы, воды, леса, воздух представляют собой фактор производства, называемый…

а) трудом; б) землей;

в) капиталом;

г) информацией;

д) предпринимательскими способностями.


  1. Ограниченность потенциала каждого появляющегося нового вида ресурсов в сравнении с потенциалом последующего принципиально нового вида называется

ограниченностью ресурсов. а) абсолютной;

б) предельной; в) условной;

г) относительной;

д) рыночной.


  1. Отношения, возникающие между людьми на основе разнообразия форм собствен- ности на средства производства, называютсяотношениями.

а) политическими;

б) социально-экономическими;

в) производственными;

г) экономическими;

д) организационно-экономическими.


  1. Праводаёт субъекту собственности право и возможность использовать объект собственности в рамках закона любым желаемым образом вплоть до передачи другому субъекту, преобразования в другой объект и даже ликвидации.