Файл: Практика эт 1. Основные этапы развития экономической.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 914
Скачиваний: 9
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ПРАКТИКА ЭТ №1.
Основные этапы развития экономической науки
№ п.п. | Экономическая школа | Период | Основные представители | Предмет исследования и основное содержание |
1 | Меркантилизм | XVI-XVII вв. | Ж.-Б. Кольбер, Т. Ман, А. Монкретьен | Богатство нации – золото; его источником служит внешняя торговля. Практические рекомендации: ввозить в страну как можно меньше товаров, а вывозить как можно больше, тогда в страну будет поступать золото. Государство должно поощрять развитие производства и внешней торговли. |
2 | Физиократия | XVIII в. | Ф. Кенэ, А. Тюрго | Источник богатства нации – сельскохозяйственное производство. В нем создается тот дополнительный продукт (превышение производственного продукта над потребленным), за счет которого и образуется богатство нации. Промышленность – “бесплодная сфера”, так как только она перерабатывает продукты земледелия. |
3 | Классическая политическая экономия | XVII-XIX вв. | У. Петти, А. Смит, Д. Рикардо | Источник богатства общества – труд в сфере материального производства, результаты которого (произведенные товары) и составляют богатство нации. Рынок и конкуренция без вмешательства государства создают наиболее благоприятные условия для развития производства. В условиях рынка люди руководствуются собственными интересами (“экономический человек”), преследует свои личные цели, но, направляемые “невидимой рукой”, содействуют реализации интересов других людей и общества в целом. Под “невидимой рукой” А. Смит понимал стихийное действие объективных экономических законов. |
4 | Марксизм | XIX в | К. Маркс и Ф. Энгельс | Продукт создается только трудом наемного рабочего, а присваивается собственником капитала, что представляет собой эксплуатацию и социальную несправедливость. Избавиться от эксплуатации рабочий класс может лишь в результате социалистической революции, ликвидации частной собственности и замены ее общественной. Рынок следует заменить планом; всей экономической жизнью общества должно руководить государство. |
5 | Историческая Школа | XIX в | Ф.Лист В. Рошер Б. Гильдебрант К.Книс Г. Шмоллер А.Вагнер К. Бюхер | Наука о развитии производительных сил с учетом социально-экономических особенностей каждой страны Отрицание ортодоксальной, «космополитической» теории А.Смита и Д. Рикардо. Экономическая система должна опираться на достоверные исторические факты Разработка теории производительных сил Концепция стадийного экономического развития Положение об активной экономической политике государства (первые основы теории экономической политики) |
6 | Неоклассическая Школа | XIX в | А. Маршалл | А. Маршалл разработал современную теорию рынка. Он проанализировал механизм рыночного ценообразования, взаимодействие спроса и предложения, влияние различных факторов на спрос и предложение. |
7 | Кейнсианство | XX в | Дж. М. Кейнс | Такие негативные экономические явления, как кризисы, инфляция, безработица, монополизация внутренне присущи рынку, и хотя рыночный механизм может самостоятельно справится с этими явлениями, потери общества при этом могут быть очень велики. Для их минимизации необходимо государственное вмешательство. Дж. М. Кейнс обосновал необходимость, формы, методы государственного регулирования экономики, создав теорию смешанной экономики. |
8 | Неклассический синтез (современный экономике) | XX в | П. Самуэльсон | Существующая рыночная самонастройка должна дополнятся осторожным государственным регулированием. В реальной экономике важно добиваться оптимального соотношения стихийных сил рынка и сознательного регулирования, не допуская чрезмерности последнего и подрыва рыночных стимулов. |
9 | Институционализм | XIX-XX вв | Т. Веблен, Дж. Коммонс, У. Митчелл, Д. Гэлбрейт | Рассматривают экономику как систему, где отношения между хозяйствующими субъектами определяются не только экономическими, но и внеэкономическими факторами. Понятие “институт” трактуется очень широко: и как государство, корпорация и профсоюзы, и как конкуренция, монополия, налоги, и как устойчивый образ мышления, и как юридические нормы. |
| Вопросы для самоконтроля по теме 1 |
-
Как появился термин «Экономика»?
Термин «экономика» впервые появился в трудах древнегреческого философа Ксенофонта при описании устройства Спарты и означает «искусство ведения домашнего хозяйства».
-
Каковы современные точки зрения на экономику?
В современной экономической теории можно выделить ряд научных школ и направлений: неокейнсианство, монетаризм, новую институциональную экономическую теорию, нейроэкономику, австрийскую школу, новую политическую экономию, экономику и право.
-
Чем различаются предметные области исследования микроэкономики и макроэкономики?
Микроэкономика изучает:
1) Поведение отдельного потребителя;
2) Как фирмы принимают решения;
3) Как функционируют рынки факторов производства.
Макроэкономика изучает:
1) Экономику как единое целое;
2) Проблемы безработицы, инфляции, экономического роста.
-
Какие функции выполняет экономическая наука?
-
Познавательная -
Практическая -
Прогностическая -
Мировоззренческая -
Методологическая -
Идеологическая -
Критическая -
Теоретическая.
-
В чем заключаются различия позитивного и нормативного подходов в экономике?
Нормативный подход в экономике предполагает наличие представлений о том, как должна функционировать экономика (как должно быть). Позитивная рассматривает реальную (фактическую) экономику (как есть)
-
Что понимается под потребностями? Каковы их виды?
Под потребностями понимается нужда, необходимость в чем-либо или неудовлетворенные желания и стремления.
Виды:
-
Потребности комфорта -
Духовные (в самовыражении) -
Социальные (интеллектуальное общение) -
Физиологические (еда, питье)
| Тестовые задания для самоконтроля по теме 1 |
-
Понятие «экономика» первоначально обозначало … а) управление сельским поместьем;
б) искусство ведения домашнего хозяйства;
в) искусство управления хозяйством страны;
г) искусство управления фирмой;
д) умение обеспечивать прирост денег.
-
Раздел экономической науки, посвящённый изучению крупномасштабных экономических явлений и процессов, относящихся к экономике страны, её хозяйству в целом, называется…
а) наноэкономикой;
б) микроэкономикой;
в) мезоэкономикой;
г) макроэкономикой;
д) мегаэкономикой.
-
Экономические отношения между хозяйствующими субъектами по поводу эффективного использования ограниченных ресурсов, а также принятие решений отдельными субъектами экономики в условиях экономического выбора, являются исследования экономики.
а) базой;
б) объектом; в) предметом; г) задачей;
д) целью.
-
Познание сущности экономических процессов, разработка системы экономических категорий и законов являются_ функцией экономической науки.
а) теоретической;
б) методологической; в) прогностической; г) аналитической;
д) познавательной.
-
Важнейшие понятия экономической науки, отражающие наиболее общие и существенные стороны экономических явлений и процессов, называются экономическими…
а) закономерностями; б) законами;
в) категориями; г) методами;
д) процессами.
-
Экономические законы: а) создаются людьми;
б) действуют только в живой природе; в) носят объективный характер;
г) носят субъективный характер;
д) действуют только в экономических системах.
-
Основными специальными методами, используемыми экономической наукой, являются:
а) индукция; б) аналогия;
в) верификация;
г) предельный анализ; д) синтез.
-
Метод научного познания, в основе которого лежит выделение определённых свойств или исключение некоторых факторов, которые не играют определяющей роли и могут быть опущены в целях получения более четкой картины, для выявления основных, определяющих взаимосвязей и зависимостей, называется…
а) научной абстракцией;
б) верификацией;
в) позитивным анализом;
г) функциональным анализом; д) предельным анализом.
-
Направление экономической мысли, представители которого убеждены в определяющей роли сельскохозяйственного производства в экономике, называется…
а) монетаризмом;
б) физиократией;
в) меркантилизмом;
г) марксизмом;
д) маржинализмом.
-
В основе экономической теории А. Смита лежит концепция: а) эффективного спроса;
б) абсолютной монополии;
в) экономической свободы;
г) государственного регулирования; д) активного протекционизма.
-
Потребности в обороне страны, развитии фундаментальной науки относятся к категории __ потребностей.
а) первичных;
б) непроизводственных;
в) производственных;
г) личных;
д) общественных.
-
Духовными потребностями являются: а) одежда;
б) знания;
в) транспорт; г) общение;
д) посещение музеев.
-
Блага, распространённость которых настолько широка, что их стоимость практически равна нулю, и поэтому нет необходимости в их производстве и распределении, называются благами…
а) экономическими;
б) неэкономическими;
в) даровыми;
г) предметами потребления; д) средствами производства.
-
Блага, удовлетворяющие потребности людей только при совместном употреблении (например, принтер и картридж, автомобиль и топливо), называются…
а) общественными;
б) взаимозаменяемыми;
в) взаимодополняющими;
г) взаимоисключающими;
д) личными.
-
Природные ресурсы, воды, леса, воздух представляют собой фактор производства, называемый…
а) трудом; б) землей;
в) капиталом;
г) информацией;
д) предпринимательскими способностями.
-
Ограниченность потенциала каждого появляющегося нового вида ресурсов в сравнении с потенциалом последующего принципиально нового вида называется
ограниченностью ресурсов. а) абсолютной;
б) предельной; в) условной;
г) относительной;
д) рыночной.
-
Отношения, возникающие между людьми на основе разнообразия форм собствен- ности на средства производства, называютсяотношениями.
а) политическими;
б) социально-экономическими;
в) производственными;
г) экономическими;
д) организационно-экономическими.
-
Праводаёт субъекту собственности право и возможность использовать объект собственности в рамках закона любым желаемым образом вплоть до передачи другому субъекту, преобразования в другой объект и даже ликвидации.