Файл: Курсовая работа по мдк 01. 01 Тема курсовой работы Правонарушения в сфере социального обеспечения.docx
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 1629
Скачиваний: 58
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Основа юридической ответственности за правонарушения в сфере социального обеспечения
1.1 Понятие юридической ответственности в социальном обеспечении
1.2 Виды юридической ответственности в социальном обеспечении
1.3 Источники права в сфере социального обеспечения и их классификация
2.1 Юридическая ответственность за правонарушения законодательства в сфере социального обеспечения
2.2 Проблемы реализации ответственности за совершение правонарушений в сфере социального обеспечения
акты права социального обеспечения отменяются, изменяются или дополняются либо принимаются новые, более прогрессивные акты, соответствующие экономическим условиям государства. Классификация источников права в сфере социального обеспечения начинается с Конституции РФ, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., где закреплен конституционно правовой статус граждан в области социального обеспечения. В частности, в ст. 7 сказано, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Норма ст. 7 также определяет гарантии социального обеспечения: в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан. Развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Следующими источниками права являются международно-правовые договоры, которые могут заключаться между РФ и странами-участницами СНГ.
Нормы этих договоров регулируют общественные отношения по социальному обеспечению граждан при переезде их из одного государства СНГ в другое, а также иные социально обеспечительные отношения. Среди них нужно выделить Конвенцию СНГ о правах и основных свободах человека. Также к источникам права социального обеспечения относятся федеральные законы, которых существует и действует огромное количество, закрепляя своим содержанием права граждан РФ на те или иные виды социального обеспечения. Закреплены они в законодательных актах, которые в свою очередь направлены на урегулирование социального страхования, пенсионного обеспечения, социальной поддержки, и иной социальной помощи. Значительное число законодательных источников права социального обеспечения имеется в распоряжении отрасли социальной поддержки. К ним можно отнести такие нормативно-правовые акты, как закон о занятости населения, федеральные законы о ветеранах, о пособиях гражданам, имеющим детей. Следующую группу источников права социального обеспечения составляют подзаконные акты. Они занимают значительное место в системе источников права социального обеспечения. Следующий уровень подзаконных нормативных правовых актов - постановления Правительства РФ. Такими постановлениями устанавливается, как правило, правовой механизм реализации закрепленных в законах прав человека в сфере социального обеспечения. Таким образом, система источников права социального обеспечения имеет иерархическое строение, начиная с Конституции РФ и заканчивая подзаконными нормативно-правовыми актами, каждый из которых содержит в себе нормы права, направлены непосредственно на урегулирование правоотношений в сфере социального обеспечения.
Глава 2 Юридическая ответственность в праве социального обеспечения
В социальном обеспечении могут быть выделены следующие виды юридической ответственности: - Конституционно-правовая ответственность как вид юридической ответственности - это применение к лицу (органу, государству), виновному в нарушении предписаний конституционно-правовых норм, мер государственного принуждения, предусмотренных санкцией юридической нормы и выражающихся в отрицательных для него последствиях личного, организационного или имущественного характера. - Уголовная ответственность - вид юридической ответственности; правовое последствие совершения преступления, заключающееся в применении к виновному государственного принуждения в форме наказания. - Административная ответственность - вид юридической ответственности, которая определяет обязательства субъекта претерпевать лишения государственно-властного характера за совершенное административное правонарушение. - Дисциплинарная ответственность - вид юридической ответственности основным содержанием которой выступают меры (дисциплинарное взыскание), применяемые администрацией учреждения, предприятия к сотруднику (работнику) в связи с совершением им дисциплинарного проступка.
Сфера социального обеспечения как комплексное образование, представляет собой совокупность многообразных отношений, имеющих различную правовую природу: финансовую, управленческую (административную) и собственно распределительную. Поэтому законодательство в сфере социального обеспечения, включая в себя нормы административного права, финансового права и права социального обеспечения, является комплексным правовым образованием. Нормы первых двух названных правовых отраслей должны содержать регулирование вопросов, связанных ответственностью "своих" участников отношений. Юридическая ответственность субъектов в праве социального обеспечения существует, хотя и не достаточно оформленная, в рамках распределительных правоотношений, функционирующих по поводу:
а) Пенсии;
б) Социальных пособий и компенсационных выплат;
в) Социальных услуг (обслуживания);
г) Государственная социальная помощь;
д) Социальных льгот и преимуществ и пр.; Можно предположить, что каждый вид социального обеспечения, будучи самостоятельным институтом права социального обеспечения, содержит нормы юридической ответственности. Однако, несмотря на объективную потребность в юридической ответственности в праве социального обеспечения (своих санкций, необходимости гарантировать соблюдение прав граждан), она еще не получила своего достаточного оформления. Внутри каждого вида отраслевых социально-обеспечительных отношений можно провести дифференциацию ответственности по разным критериям, например: - по организационно правовым формам социального обеспечения (обязательное социальное страхование и обеспечение за счет ассигнований из государственного бюджета); - субъектному составу (получатели социального материального блага и органы социального обеспечения, обязаны его предоставить, - обязанные органы); - объекту правоотношений (виды предоставляемых социальных материальных благ) и др.
Такие критерии дифференциации во взаимосвязи друг с другом позволяют целостно предоставить юридическую ответственность, в зависимости от организационно-правовых форм социального обеспечения в пенсионной системе нормы юридической ответственности установлены в актах регулирующих отношения по обязательному пенсионному страхованию и государственному пенсионному обеспечению, следовательно, круг субъектов пенсионных правоотношений различается в зависимости от двух существующий пенсионных систем - страховое и бюджетное. Отсюда можно выделить юридическую ответственность двух конкретных субъектов - получателей пенсий и обязанных органов и т.д. Подобный логический подход к выявлению юридической ответственности и ее изложению возможен и для других видов социального обеспечения.
Проблема юридической ответственности всегда остается актуальной, традиционно находясь в числе ведущих проблем правовой науки. Учитывая то, что в системе юридической ответственности отсутствует должное правовое регулирование, права и свободы граждан перестают считаться конституционно закрепленными гарантиями. Ст. 39 Конституции РФ конкретизируя ст. 7 Конституции, определяет обязательную гарантию гражданам своего государства предоставить социальное обеспечение, как по возрасту, как по болезни, инвалидности, так и в случае потери кормильца. Для страховой пенсионной системы гражданин выступает субъектом пенсионных правоотношений, в рамках чего его обязанности сводятся к предоставлению пакета необходимых документов в соответствующий пенсионный орган, а также к уведомлению вышеназванного органа о тех или иных обстоятельствах, которые могут послужить основанием для изменения размера выплачиваемой пенсии. Работодатель, в свою очередь, несет ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, предоставляемых им для установления и выплаты трудовой пенсии. В случае если предоставление недостоверных сведений, несвоевременное представление сведений или ненадлежащие выполнений обязанностей повлекло за собой перерасход средств на выплату пенсий, виновные лица, согласно действующему законодательству в сфере социального обеспечения, обязаны возместить в полном объеме Пенсионному Фонду Российской Федерации причиненный ущерб. Закон РФ от 12.02.1993 № 4468-1 (ред. от 01.10.2019, с изм. от 28.01.2020) "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" не предусматривает наличия юридической ответственности получателей пенсий. Однако имеют место некоторые нормы, которые предполагают возможность применения в отношении пенсионеров крайне негативных имущественных последствий. Данные последствия могут наступить исключительно путем взыскания с них сумм излишне выплаченных пенсий вследствие злоупотребления с их стороны, согласно ст. 62, 65. В Федеральном законе Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ (ред. от 01.10.2019) "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", отсутствуют нормы, устанавливающие юридическую ответственность, как обязанного органа, так и получателя пенсии. Однако если же случается факт нарушения вышеназванных прав, то они не могут быть восстановлены. Юридическая ответственность получателей социальных пособий предусмотрена Федеральным законом от 19.05.1995. №81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (с изм. на 2 декабря 2019 г.) (редакция, действующая с 1 января 2020 года). Получатели пособий обязаны своевременно извещать органы, назначающие государственные пособия гражданам, имеющим детей, о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размеров государственных пособий или прекращение их выплат. Суммы, которые были выплачены незаконно, с нарушением специальных правил, в частности, когда выплаты продолжали осуществляться непосредственно по вине их получателя, должны быть взысканы с лица, получившего неправомерные социальные выплаты. Законодательство предусматривает возможность привлечения к
ответственности за недостоверность сведений, необходимых для назначения, исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком. Если представление недостоверных сведений повлекло за собой выплату излишних сумм пособий, виновные лица возмещают страховщику причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством РФ. Федеральный закон от 28.12.2013. №442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в РФ", вступающий в силу с 01.01.2015 г., также не предусматривает ответственности обязанных органов за нарушения прав граждан. В Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» № 181-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2020) установлена ответственность обязанных органов за реабилитацию и обеспечение жизнедеятельности инвалидов. Закреплена ответственность за причинение вреда здоровью, приведшего к инвалидности. Однако статья имеет отсылочную форму, где закреплено, что за причинение вреда здоровью граждан, приведшего к инвалидности, лица, виновные в этом, несут материальную, гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность
Изменения в законодательстве, могут быть произведены путем внесения изменений в нормативные акты каждого института права социального обеспечения либо принятием единого нормативного акта, распространяющегося на все институты права социального обеспечения. Для реализации юридической ответственности в сфере социального обеспечения необходимо не только законодательное их закрепление, но и довольно доступное толкование сути правовых норм, которое было бы понятным простым гражданам, не имеющим юридического образования, необходимого для толкования специальных юридических терминов. Однако новые пенсионные законы демонстрируют прямо противоположный результат. Многие нормы изложены посредством сложнейших формул, носят отсылочный характер, по своему содержанию напоминают скорее инструктивные указания. Указанные обстоятельства оказывают исключительно отрицательное влияние на реализацию гражданами своего конституционно закрепленного права на пенсионное обеспечение, образуя большое количество конфликтов между гражданами и правоприменяющими органами. В результате увеличивается количество жалоб в сфере пенсионного обеспечения. Необходимо акцентировать внимание на том, что право граждан на социальное обеспечение законодатель относит к ряду конституционных прав и свобод. Исходя из этого, можно прийти к умозаключению относительно того, что на суды возлагается несколько повышенная, дополнительная ответственность за своевременное, правильное, законное рассмотрение и разрешение споров. Обобщение судебной практики показало, что при рассмотрении дел, вытекающих из пенсионных правоотношений, суды, в основном, разрешают поданные заявления в соответствии с требованиями закона. В качестве мер ответственности обязанного органа в законодательстве должны быть закреплены такие санкции и лишения. К ним относятся компенсация неполученного блага социального обеспечения, а также проценты на размер или стоимость того или иного блага и компенсация морального вреда. Блага в рамках системы социального обеспечения могут существовать в денежной, натуральной форме, а также в форме предоставления различных социальных услуг. Компенсация благ в натуральной форме или в виде социальных услуг должна исчисляться исходя из рыночных цен, представленных на настоящий момент. Если же имеет место ситуация, когда гражданин потратил свои личные денежные средства на приобретение того или иного блага, то компенсация может происходить с учетом фактически нововведения в законы, применяемые в сфере социального обеспечения, закрепленное в Конституции РФ право человека на социальное обеспечение должно оставаться незыблемым. Законодательство в сфере социального обеспечения предполагает наличие правовых норм, содержание которых направлено преимущественно на защиту и охрану прав социально нуждающихся, малообеспеченных лиц и даже целых семей. Ведь нередки случаи нарушения порядка назначения и выплат социальных пособий, получаемых лицам в связи с рядом обстоятельств, прямо предусмотренных правовыми нормами в сфере социального обеспечения.
2.3 Закрепление и проявление юридической ответственности в пенсионном обеспечении.
В пенсионных правоотношениях существует следующий основной субъектный состав: - Граждане - получатели соответствующих видов пенсий; - Обязанные органы - пенсионные органы обязанные предоставить соответствующую пенсию гражданам. Помимо указанных субъектов имеются также участники пенсионных правоотношений, которые как способствуют реализации права на получении пенсии гражданами, так и выступают гарантами реализации такого права. К ним относятся:
- работодатели и иные приравненные к ним участники; - государство в лице своих органов и правомочных организаций.
Юридическая ответственность субъектов пенсионных отношений по федеральному закону " О государственном пенсионном обеспечении в РФ" и отношений по поводу пожизненного содержания судей в соответствии с Федеральным законом РФ «О статусе судей в Российской Федерации» N 3132-1 (с изм. и доп., вступ. в силу с 25.10.2019) отсутствует, так как нет норм, устанавливающих юридическую ответственность как обязанного органа, так и получателя пенсии, пожизненного денежного содержания в случае нарушения прав граждан они не могут быть восстановлены. Юридическая ответственность получателей социальных пособий предусмотрена федеральным законом от 19.05.1995г. "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (с изм. и доп. от 2 декабря 2019 г.). Так, в соответствии со ст.18 закона получатели пособий обязаны своевременно извещать органы, назначающие государственные пособия гражданам, имеющим детей, о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размеров государственных пособий или прекращение их выплат. Излишне выплаченные суммы пособий удерживаются с получателя только в том случае, если переплата произошла по его вине. Однако норма об ответственности не сформулирована должным образом, так как в ней элементах объективной стороны состава правонарушения не установлены. Федеральным законом от 29.12.2006 №255-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» предусмотрено снижение размера пособия по временной нетрудоспособности в случаях, если заболевание или травма наступили вследствие алкогольного, наркотического, токсического опьянения или действий связанных с таким опьянением. Однако не ясно, что нужно считать опьянением, так в законе не закреплена процедура установления такого факта для исчисления пособия. Ответственность получателей пособий по беременности и родам в федеральном законе от 29 декабря 2006 года не предусмотрено. Помимо пособий гражданам могут выплачиваться другие социальные выплаты - компенсационные, субсидии, ежемесячные денежные выплаты ответственность получателей этих видов социального обеспечения либо неустановленна вовсе, либо сформулирована в сере предоставления социальных пособий и иных выплат в подавляющем большинстве нормативных актов, регулирующих указанные отношения, не содержит норм в случае прав граждан. Если и есть такие нормы, то они фрагментарны. Например, в постановлении Правительства РФ Постановление Правительства РФ от 03.11.1994 N 1206 (ред. от 29.11.2018) "Об утверждении Порядка назначения и выплаты ежемесячных компенсационных выплат отдельным категориям граждан" есть п.7, в котором говорится об ответственности. Юридическая ответственность сторон правоотношений по обеспечению медицинской и лекарственной помощи в отраслевых нормативных правовых актах по существу отсутствует так, в основах законодательства РФ об охране здоровья граждан говориться только о правах получателей медицинской помощи. Норм об их ответственности, за какие либо нарушения нет. Юридическая ответственность обязанных органов в основах законодательства РФ об охране здоровья граждан предусмотрено в случаях причинения вреда здоровью граждан: виновные обязаны возместить потерпевшим ущерб в объеме и порядке, установленном законодательством РФ, а эта мера является гражданско-правовой ответственностью, а не меры ответственности в праве социального обеспечения. Основным нарушением прав граждан в таких правоотношениях может быть не оказание медицинской помощи, несвоевременное ее оказание или оказание не в полном объеме. Мерами ответственности в этих случаях могла бы быть компенсация расходов гражданина на получении им платной медицинской помощи с начислением на эту сумму процентов. В сфере обеспечения лекарственной помощью медицинские работники несут ответственность за необоснованное назначение или назначение неправильной дозировки в соответствии с законодательством Российской Федерации. Юридическая ответственность за непредставление лекарственной помощи, за ее предоставление не в полном объеме или несвоевременное предоставление гражданам не установлена. Изложенное выше свидетельствует о необходимости организации правовых норм юридической ответственности субъектов правоотношений в системе отрасли права социального обеспечения. Изменения в законодательстве, могут быть произведены путем внесения изменений в каждый нормативный акт каждого института права социального обеспечения; принятием единого нормативного акта, распространяющегося на все институты права социального обеспечения. Последний вариант с точки зрения экономии более предпочтителен. Отсюда все нормы, регулирующие юридическую ответственность в праве социального обеспечения, следует отнести к его общей части. Это обусловлено тем обстоятельством, что они имеют значения для каждого института. Юридическая ответственность в праве социального обеспечения должна гарантировать реализацию социальных прав граждан, закрепленных Конституцией РФ. В предмет права социального обеспечения, как уже отмечалось, входят материальные, процедурные и процессуальные отношения. Каждая группа имеет свое содержание в виде совокупности прав и обязанностей сторон. В рамках материальных правоотношений реализуются социальные материальные права граждан на получение пенсий, пособий и компенсационных выплат социального характера, социальные услуги, социальную медицинскую и лекарственную помощь, государственную социальную помощь, социальные льготы и преимущества. Поэтому правонарушения в рамках этих правоотношений наиболее опасны, а меры юридической ответственности должные быть предусмотрены даже за незначительное нарушение со стороны обязанных органов.
Нормы этих договоров регулируют общественные отношения по социальному обеспечению граждан при переезде их из одного государства СНГ в другое, а также иные социально обеспечительные отношения. Среди них нужно выделить Конвенцию СНГ о правах и основных свободах человека. Также к источникам права социального обеспечения относятся федеральные законы, которых существует и действует огромное количество, закрепляя своим содержанием права граждан РФ на те или иные виды социального обеспечения. Закреплены они в законодательных актах, которые в свою очередь направлены на урегулирование социального страхования, пенсионного обеспечения, социальной поддержки, и иной социальной помощи. Значительное число законодательных источников права социального обеспечения имеется в распоряжении отрасли социальной поддержки. К ним можно отнести такие нормативно-правовые акты, как закон о занятости населения, федеральные законы о ветеранах, о пособиях гражданам, имеющим детей. Следующую группу источников права социального обеспечения составляют подзаконные акты. Они занимают значительное место в системе источников права социального обеспечения. Следующий уровень подзаконных нормативных правовых актов - постановления Правительства РФ. Такими постановлениями устанавливается, как правило, правовой механизм реализации закрепленных в законах прав человека в сфере социального обеспечения. Таким образом, система источников права социального обеспечения имеет иерархическое строение, начиная с Конституции РФ и заканчивая подзаконными нормативно-правовыми актами, каждый из которых содержит в себе нормы права, направлены непосредственно на урегулирование правоотношений в сфере социального обеспечения.
Глава 2 Юридическая ответственность в праве социального обеспечения
2.1 Юридическая ответственность за правонарушения законодательства в сфере социального обеспечения
В социальном обеспечении могут быть выделены следующие виды юридической ответственности: - Конституционно-правовая ответственность как вид юридической ответственности - это применение к лицу (органу, государству), виновному в нарушении предписаний конституционно-правовых норм, мер государственного принуждения, предусмотренных санкцией юридической нормы и выражающихся в отрицательных для него последствиях личного, организационного или имущественного характера. - Уголовная ответственность - вид юридической ответственности; правовое последствие совершения преступления, заключающееся в применении к виновному государственного принуждения в форме наказания. - Административная ответственность - вид юридической ответственности, которая определяет обязательства субъекта претерпевать лишения государственно-властного характера за совершенное административное правонарушение. - Дисциплинарная ответственность - вид юридической ответственности основным содержанием которой выступают меры (дисциплинарное взыскание), применяемые администрацией учреждения, предприятия к сотруднику (работнику) в связи с совершением им дисциплинарного проступка.
Сфера социального обеспечения как комплексное образование, представляет собой совокупность многообразных отношений, имеющих различную правовую природу: финансовую, управленческую (административную) и собственно распределительную. Поэтому законодательство в сфере социального обеспечения, включая в себя нормы административного права, финансового права и права социального обеспечения, является комплексным правовым образованием. Нормы первых двух названных правовых отраслей должны содержать регулирование вопросов, связанных ответственностью "своих" участников отношений. Юридическая ответственность субъектов в праве социального обеспечения существует, хотя и не достаточно оформленная, в рамках распределительных правоотношений, функционирующих по поводу:
а) Пенсии;
б) Социальных пособий и компенсационных выплат;
в) Социальных услуг (обслуживания);
г) Государственная социальная помощь;
д) Социальных льгот и преимуществ и пр.; Можно предположить, что каждый вид социального обеспечения, будучи самостоятельным институтом права социального обеспечения, содержит нормы юридической ответственности. Однако, несмотря на объективную потребность в юридической ответственности в праве социального обеспечения (своих санкций, необходимости гарантировать соблюдение прав граждан), она еще не получила своего достаточного оформления. Внутри каждого вида отраслевых социально-обеспечительных отношений можно провести дифференциацию ответственности по разным критериям, например: - по организационно правовым формам социального обеспечения (обязательное социальное страхование и обеспечение за счет ассигнований из государственного бюджета); - субъектному составу (получатели социального материального блага и органы социального обеспечения, обязаны его предоставить, - обязанные органы); - объекту правоотношений (виды предоставляемых социальных материальных благ) и др.
Такие критерии дифференциации во взаимосвязи друг с другом позволяют целостно предоставить юридическую ответственность, в зависимости от организационно-правовых форм социального обеспечения в пенсионной системе нормы юридической ответственности установлены в актах регулирующих отношения по обязательному пенсионному страхованию и государственному пенсионному обеспечению, следовательно, круг субъектов пенсионных правоотношений различается в зависимости от двух существующий пенсионных систем - страховое и бюджетное. Отсюда можно выделить юридическую ответственность двух конкретных субъектов - получателей пенсий и обязанных органов и т.д. Подобный логический подход к выявлению юридической ответственности и ее изложению возможен и для других видов социального обеспечения.
2.2 Проблемы реализации ответственности за совершение правонарушений в сфере социального обеспечения
Проблема юридической ответственности всегда остается актуальной, традиционно находясь в числе ведущих проблем правовой науки. Учитывая то, что в системе юридической ответственности отсутствует должное правовое регулирование, права и свободы граждан перестают считаться конституционно закрепленными гарантиями. Ст. 39 Конституции РФ конкретизируя ст. 7 Конституции, определяет обязательную гарантию гражданам своего государства предоставить социальное обеспечение, как по возрасту, как по болезни, инвалидности, так и в случае потери кормильца. Для страховой пенсионной системы гражданин выступает субъектом пенсионных правоотношений, в рамках чего его обязанности сводятся к предоставлению пакета необходимых документов в соответствующий пенсионный орган, а также к уведомлению вышеназванного органа о тех или иных обстоятельствах, которые могут послужить основанием для изменения размера выплачиваемой пенсии. Работодатель, в свою очередь, несет ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, предоставляемых им для установления и выплаты трудовой пенсии. В случае если предоставление недостоверных сведений, несвоевременное представление сведений или ненадлежащие выполнений обязанностей повлекло за собой перерасход средств на выплату пенсий, виновные лица, согласно действующему законодательству в сфере социального обеспечения, обязаны возместить в полном объеме Пенсионному Фонду Российской Федерации причиненный ущерб. Закон РФ от 12.02.1993 № 4468-1 (ред. от 01.10.2019, с изм. от 28.01.2020) "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" не предусматривает наличия юридической ответственности получателей пенсий. Однако имеют место некоторые нормы, которые предполагают возможность применения в отношении пенсионеров крайне негативных имущественных последствий. Данные последствия могут наступить исключительно путем взыскания с них сумм излишне выплаченных пенсий вследствие злоупотребления с их стороны, согласно ст. 62, 65. В Федеральном законе Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ (ред. от 01.10.2019) "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", отсутствуют нормы, устанавливающие юридическую ответственность, как обязанного органа, так и получателя пенсии. Однако если же случается факт нарушения вышеназванных прав, то они не могут быть восстановлены. Юридическая ответственность получателей социальных пособий предусмотрена Федеральным законом от 19.05.1995. №81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (с изм. на 2 декабря 2019 г.) (редакция, действующая с 1 января 2020 года). Получатели пособий обязаны своевременно извещать органы, назначающие государственные пособия гражданам, имеющим детей, о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размеров государственных пособий или прекращение их выплат. Суммы, которые были выплачены незаконно, с нарушением специальных правил, в частности, когда выплаты продолжали осуществляться непосредственно по вине их получателя, должны быть взысканы с лица, получившего неправомерные социальные выплаты. Законодательство предусматривает возможность привлечения к
ответственности за недостоверность сведений, необходимых для назначения, исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком. Если представление недостоверных сведений повлекло за собой выплату излишних сумм пособий, виновные лица возмещают страховщику причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством РФ. Федеральный закон от 28.12.2013. №442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в РФ", вступающий в силу с 01.01.2015 г., также не предусматривает ответственности обязанных органов за нарушения прав граждан. В Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» № 181-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2020) установлена ответственность обязанных органов за реабилитацию и обеспечение жизнедеятельности инвалидов. Закреплена ответственность за причинение вреда здоровью, приведшего к инвалидности. Однако статья имеет отсылочную форму, где закреплено, что за причинение вреда здоровью граждан, приведшего к инвалидности, лица, виновные в этом, несут материальную, гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность
Изменения в законодательстве, могут быть произведены путем внесения изменений в нормативные акты каждого института права социального обеспечения либо принятием единого нормативного акта, распространяющегося на все институты права социального обеспечения. Для реализации юридической ответственности в сфере социального обеспечения необходимо не только законодательное их закрепление, но и довольно доступное толкование сути правовых норм, которое было бы понятным простым гражданам, не имеющим юридического образования, необходимого для толкования специальных юридических терминов. Однако новые пенсионные законы демонстрируют прямо противоположный результат. Многие нормы изложены посредством сложнейших формул, носят отсылочный характер, по своему содержанию напоминают скорее инструктивные указания. Указанные обстоятельства оказывают исключительно отрицательное влияние на реализацию гражданами своего конституционно закрепленного права на пенсионное обеспечение, образуя большое количество конфликтов между гражданами и правоприменяющими органами. В результате увеличивается количество жалоб в сфере пенсионного обеспечения. Необходимо акцентировать внимание на том, что право граждан на социальное обеспечение законодатель относит к ряду конституционных прав и свобод. Исходя из этого, можно прийти к умозаключению относительно того, что на суды возлагается несколько повышенная, дополнительная ответственность за своевременное, правильное, законное рассмотрение и разрешение споров. Обобщение судебной практики показало, что при рассмотрении дел, вытекающих из пенсионных правоотношений, суды, в основном, разрешают поданные заявления в соответствии с требованиями закона. В качестве мер ответственности обязанного органа в законодательстве должны быть закреплены такие санкции и лишения. К ним относятся компенсация неполученного блага социального обеспечения, а также проценты на размер или стоимость того или иного блага и компенсация морального вреда. Блага в рамках системы социального обеспечения могут существовать в денежной, натуральной форме, а также в форме предоставления различных социальных услуг. Компенсация благ в натуральной форме или в виде социальных услуг должна исчисляться исходя из рыночных цен, представленных на настоящий момент. Если же имеет место ситуация, когда гражданин потратил свои личные денежные средства на приобретение того или иного блага, то компенсация может происходить с учетом фактически нововведения в законы, применяемые в сфере социального обеспечения, закрепленное в Конституции РФ право человека на социальное обеспечение должно оставаться незыблемым. Законодательство в сфере социального обеспечения предполагает наличие правовых норм, содержание которых направлено преимущественно на защиту и охрану прав социально нуждающихся, малообеспеченных лиц и даже целых семей. Ведь нередки случаи нарушения порядка назначения и выплат социальных пособий, получаемых лицам в связи с рядом обстоятельств, прямо предусмотренных правовыми нормами в сфере социального обеспечения.
2.3 Закрепление и проявление юридической ответственности в пенсионном обеспечении.
В пенсионных правоотношениях существует следующий основной субъектный состав: - Граждане - получатели соответствующих видов пенсий; - Обязанные органы - пенсионные органы обязанные предоставить соответствующую пенсию гражданам. Помимо указанных субъектов имеются также участники пенсионных правоотношений, которые как способствуют реализации права на получении пенсии гражданами, так и выступают гарантами реализации такого права. К ним относятся:
- работодатели и иные приравненные к ним участники; - государство в лице своих органов и правомочных организаций.
Юридическая ответственность субъектов пенсионных отношений по федеральному закону " О государственном пенсионном обеспечении в РФ" и отношений по поводу пожизненного содержания судей в соответствии с Федеральным законом РФ «О статусе судей в Российской Федерации» N 3132-1 (с изм. и доп., вступ. в силу с 25.10.2019) отсутствует, так как нет норм, устанавливающих юридическую ответственность как обязанного органа, так и получателя пенсии, пожизненного денежного содержания в случае нарушения прав граждан они не могут быть восстановлены. Юридическая ответственность получателей социальных пособий предусмотрена федеральным законом от 19.05.1995г. "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (с изм. и доп. от 2 декабря 2019 г.). Так, в соответствии со ст.18 закона получатели пособий обязаны своевременно извещать органы, назначающие государственные пособия гражданам, имеющим детей, о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размеров государственных пособий или прекращение их выплат. Излишне выплаченные суммы пособий удерживаются с получателя только в том случае, если переплата произошла по его вине. Однако норма об ответственности не сформулирована должным образом, так как в ней элементах объективной стороны состава правонарушения не установлены. Федеральным законом от 29.12.2006 №255-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» предусмотрено снижение размера пособия по временной нетрудоспособности в случаях, если заболевание или травма наступили вследствие алкогольного, наркотического, токсического опьянения или действий связанных с таким опьянением. Однако не ясно, что нужно считать опьянением, так в законе не закреплена процедура установления такого факта для исчисления пособия. Ответственность получателей пособий по беременности и родам в федеральном законе от 29 декабря 2006 года не предусмотрено. Помимо пособий гражданам могут выплачиваться другие социальные выплаты - компенсационные, субсидии, ежемесячные денежные выплаты ответственность получателей этих видов социального обеспечения либо неустановленна вовсе, либо сформулирована в сере предоставления социальных пособий и иных выплат в подавляющем большинстве нормативных актов, регулирующих указанные отношения, не содержит норм в случае прав граждан. Если и есть такие нормы, то они фрагментарны. Например, в постановлении Правительства РФ Постановление Правительства РФ от 03.11.1994 N 1206 (ред. от 29.11.2018) "Об утверждении Порядка назначения и выплаты ежемесячных компенсационных выплат отдельным категориям граждан" есть п.7, в котором говорится об ответственности. Юридическая ответственность сторон правоотношений по обеспечению медицинской и лекарственной помощи в отраслевых нормативных правовых актах по существу отсутствует так, в основах законодательства РФ об охране здоровья граждан говориться только о правах получателей медицинской помощи. Норм об их ответственности, за какие либо нарушения нет. Юридическая ответственность обязанных органов в основах законодательства РФ об охране здоровья граждан предусмотрено в случаях причинения вреда здоровью граждан: виновные обязаны возместить потерпевшим ущерб в объеме и порядке, установленном законодательством РФ, а эта мера является гражданско-правовой ответственностью, а не меры ответственности в праве социального обеспечения. Основным нарушением прав граждан в таких правоотношениях может быть не оказание медицинской помощи, несвоевременное ее оказание или оказание не в полном объеме. Мерами ответственности в этих случаях могла бы быть компенсация расходов гражданина на получении им платной медицинской помощи с начислением на эту сумму процентов. В сфере обеспечения лекарственной помощью медицинские работники несут ответственность за необоснованное назначение или назначение неправильной дозировки в соответствии с законодательством Российской Федерации. Юридическая ответственность за непредставление лекарственной помощи, за ее предоставление не в полном объеме или несвоевременное предоставление гражданам не установлена. Изложенное выше свидетельствует о необходимости организации правовых норм юридической ответственности субъектов правоотношений в системе отрасли права социального обеспечения. Изменения в законодательстве, могут быть произведены путем внесения изменений в каждый нормативный акт каждого института права социального обеспечения; принятием единого нормативного акта, распространяющегося на все институты права социального обеспечения. Последний вариант с точки зрения экономии более предпочтителен. Отсюда все нормы, регулирующие юридическую ответственность в праве социального обеспечения, следует отнести к его общей части. Это обусловлено тем обстоятельством, что они имеют значения для каждого института. Юридическая ответственность в праве социального обеспечения должна гарантировать реализацию социальных прав граждан, закрепленных Конституцией РФ. В предмет права социального обеспечения, как уже отмечалось, входят материальные, процедурные и процессуальные отношения. Каждая группа имеет свое содержание в виде совокупности прав и обязанностей сторон. В рамках материальных правоотношений реализуются социальные материальные права граждан на получение пенсий, пособий и компенсационных выплат социального характера, социальные услуги, социальную медицинскую и лекарственную помощь, государственную социальную помощь, социальные льготы и преимущества. Поэтому правонарушения в рамках этих правоотношений наиболее опасны, а меры юридической ответственности должные быть предусмотрены даже за незначительное нарушение со стороны обязанных органов.