Файл: Курсовая работа по мдк 01. 01 Тема курсовой работы Правонарушения в сфере социального обеспечения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 1291

Скачиваний: 37

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство образования, науки и молодёжной политики Нижегородской области

Государственное бюджетное профессионально-образовательное учреждение

«Варнавинский технолого-экономический техникум»

КУРСОВАЯ РАБОТА

по МДК 01.01

Тема курсовой работы: «Правонарушения в сфере социального обеспечения»

Специальность: 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения»

Работа выполнена

студенткой группы: Ю 9-01-20

К.П. Клюевой

Преподаватель: С. В. Саженская

Оценка за работу___________

Подпись__________

2023г.

Содержание


Введение 5

Глава 1 Основа юридической ответственности за правонарушения в сфере социального обеспечения 7

1.1 Понятие юридической ответственности в социальном обеспечении 7

1.2 Виды юридической ответственности в социальном обеспечении 8

1.3 Источники права в сфере социального обеспечения и их классификация 10

2.1 Юридическая ответственность за правонарушения законодательства в сфере социального обеспечения 13

2.2 Проблемы реализации ответственности за совершение правонарушений в сфере социального обеспечения 15

2.3 Закрепление и проявление юридической ответственности в пенсионном обеспечении. 19

В пенсионных правоотношениях существует следующий основной субъектный состав: - Граждане - получатели соответствующих видов пенсий; - Обязанные органы - пенсионные органы обязанные предоставить соответствующую пенсию гражданам. Помимо указанных субъектов имеются также участники пенсионных правоотношений, которые как способствуют реализации права на получении пенсии гражданами, так и выступают гарантами реализации такого права. К ним относятся: 19

- работодатели и иные приравненные к ним участники; - государство в лице своих органов и правомочных организаций. 19

Юридическая ответственность субъектов пенсионных отношений по федеральному закону " О государственном пенсионном обеспечении в РФ" и отношений по поводу пожизненного содержания судей в соответствии с Федеральным законом РФ «О статусе судей в Российской Федерации» N 3132-1 (с изм. и доп., вступ. в силу с 25.10.2019) отсутствует, так как нет норм, устанавливающих юридическую ответственность как обязанного органа, так и получателя пенсии, пожизненного денежного содержания в случае нарушения прав граждан они не могут быть восстановлены. Юридическая ответственность получателей социальных пособий предусмотрена федеральным законом от 19.05.1995г. "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (с изм. и доп. от 2 декабря 2019 г.). Так, в соответствии со ст.18 закона получатели пособий обязаны своевременно извещать органы, назначающие государственные пособия гражданам, имеющим детей, о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размеров государственных пособий или прекращение их выплат. Излишне выплаченные суммы пособий удерживаются с получателя только в том случае, если переплата произошла по его вине. Однако норма об ответственности не сформулирована должным образом, так как в ней элементах объективной стороны состава правонарушения не установлены. Федеральным законом от 29.12.2006 №255-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» предусмотрено снижение размера пособия по временной нетрудоспособности в случаях, если заболевание или травма наступили вследствие алкогольного, наркотического, токсического опьянения или действий связанных с таким опьянением. Однако не ясно, что нужно считать опьянением, так в законе не закреплена процедура установления такого факта для исчисления пособия. Ответственность получателей пособий по беременности и родам в федеральном законе от 29 декабря 2006 года не предусмотрено. Помимо пособий гражданам могут выплачиваться другие социальные выплаты - компенсационные, субсидии, ежемесячные денежные выплаты ответственность получателей этих видов социального обеспечения либо неустановленна вовсе, либо сформулирована в сере предоставления социальных пособий и иных выплат в подавляющем большинстве нормативных актов, регулирующих указанные отношения, не содержит норм в случае прав граждан. Если и есть такие нормы, то они фрагментарны. Например, в постановлении Правительства РФ Постановление Правительства РФ от 03.11.1994 N 1206 (ред. от 29.11.2018) "Об утверждении Порядка назначения и выплаты ежемесячных компенсационных выплат отдельным категориям граждан" есть п.7, в котором говорится об ответственности. Юридическая ответственность сторон правоотношений по обеспечению медицинской и лекарственной помощи в отраслевых нормативных правовых актах по существу отсутствует так, в основах законодательства РФ об охране здоровья граждан говориться только о правах получателей медицинской помощи. Норм об их ответственности, за какие либо нарушения нет. Юридическая ответственность обязанных органов в основах законодательства РФ об охране здоровья граждан предусмотрено в случаях причинения вреда здоровью граждан: виновные обязаны возместить потерпевшим ущерб в объеме и порядке, установленном законодательством РФ, а эта мера является гражданско-правовой ответственностью, а не меры ответственности в праве социального обеспечения. Основным нарушением прав граждан в таких правоотношениях может быть не оказание медицинской помощи, несвоевременное ее оказание или оказание не в полном объеме. Мерами ответственности в этих случаях могла бы быть компенсация расходов гражданина на получении им платной медицинской помощи с начислением на эту сумму процентов. В сфере обеспечения лекарственной помощью медицинские работники несут ответственность за необоснованное назначение или назначение неправильной дозировки в соответствии с законодательством Российской Федерации. Юридическая ответственность за непредставление лекарственной помощи, за ее предоставление не в полном объеме или несвоевременное предоставление гражданам не установлена. Изложенное выше свидетельствует о необходимости организации правовых норм юридической ответственности субъектов правоотношений в системе отрасли права социального обеспечения. Изменения в законодательстве, могут быть произведены путем внесения изменений в каждый нормативный акт каждого института права социального обеспечения; принятием единого нормативного акта, распространяющегося на все институты права социального обеспечения. Последний вариант с точки зрения экономии более предпочтителен. Отсюда все нормы, регулирующие юридическую ответственность в праве социального обеспечения, следует отнести к его общей части. Это обусловлено тем обстоятельством, что они имеют значения для каждого института. Юридическая ответственность в праве социального обеспечения должна гарантировать реализацию социальных прав граждан, закрепленных Конституцией РФ. В предмет права социального обеспечения, как уже отмечалось, входят материальные, процедурные и процессуальные отношения. Каждая группа имеет свое содержание в виде совокупности прав и обязанностей сторон. В рамках материальных правоотношений реализуются социальные материальные права граждан на получение пенсий, пособий и компенсационных выплат социального характера, социальные услуги, социальную медицинскую и лекарственную помощь, государственную социальную помощь, социальные льготы и преимущества. Поэтому правонарушения в рамках этих правоотношений наиболее опасны, а меры юридической ответственности должные быть предусмотрены даже за незначительное нарушение со стороны обязанных органов. 19

Правонарушения в рамках процедурных социально-обеспечительных правоотношений могут также носить существенный характер для получателей тех или иных видов социального обеспечения. Поэтому юридической ответственностью должны защищаться не только прав, а реализуемые сторонами в рамках материальных правоотношений, но и права в процедурных отношениях. Отсюда особое внимание должно быть уделено законодательному установлению полной юридической ответственности обязанного органа перед гражданином, так как нарушение со стороны обязанных органов зачастую носят для граждан тяжкий характер. Реализуя свое право на социальное обеспечение, гражданин тем самым осуществляет свое право на жизнь, которое должно подлежать защите всеми способами, предусмотренными действующим правопорядком РФ. Вышеизложенное свидетельствует, что юридическая ответственность, как формирующийся институт общей части права социального обеспечения должна найти свое дальнейшее развитие и должное закрепление в отраслевом законодательстве. 22

Список литературы 26








Введение


Россия в ст. 7 Конституции РФ провозглашает себя социальным государством. Но социальный характер государства состоит не только в провозглашении себя таковым, не только в закреплении в Конституции страны социальных прав, но в эффективной гарантированности и своевременной их защите, чем и обусловлена актуальность данной работы. Различные блага по системе социального обеспечения получают миллионы граждан и право каждого из них должно быть эффективно защищено. В условиях, когда нормы о юридической ответственности в отрасли, регулирующей указанные общественные отношения, отсутствуют, нарушения прав граждан приобретают не только массовый, но и хронический характер. Основными нарушениями являются: необоснованный отказ в предоставлении соответствующих благ, предоставление их не в полном объеме или с нарушением установленных сроков.

Конституционный Суд РФ в своих актах неоднократно указывал, что для поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, в том числе при изменении действующего регулирования, законодатель обязан соблюдать конституционные принципы справедливости, равенства, соразмерности, а также стабильности и гарантированности, социальных прав и не может осуществлять такое регулирование, которое посягало бы на само существо этих прав и приводила бы к утрате их реального содержания. Отсутствие таких гарантий социальных прав, как нормы о юридической ответственности, обесценивает их и создает почву для нарушений. В то же время в последние годы российское общество переживает изменения во всех областях своей деятельности. Не является исключением и сфера социального обеспечения. Законодатель принимает правовые нормы, прекращающие предоставление видов социального обеспечения. Изменяются не только основания и размеры, в которых предоставляются те или иные блага по системе социального обеспечения, но и сами принципы их предоставления. При этом закрепленное в
Конституции РФ право человека на социальное обеспечение должно оставаться незыблемым. Особую тревогу вызывает тот факт, что в деятельности как правотворческих, так и правоприменительных органов в сфере социального обеспечения нарушения социальных прав граждан принимает массовый характер, что свидетельствует о недостаточной эффективности существующих гарантий конституционных прав граждан. Задачи: выделить основное общее понятие юридической ответственности и принципы ее реализации, охарактеризовать юридическую ответственность в сфере социального обеспечения. Предмет исследования: правоотношения, возникающие в результате совершения правонарушений в сфере социального обеспечения. Объект исследования: ответственность в сфере социального обеспечения. Цель работы: исследовать понятие ответственности в сфере социального обеспечения, ее виды и правоотношения, в результате которых она возникает Задачи: охарактеризовать юридическую ответственность в сфере и праве социального обеспечения, описать ее виды, рассмотреть ее закрепление в законе.



Глава 1 Основа юридической ответственности за правонарушения в сфере социального обеспечения

1.1 Понятие юридической ответственности в социальном обеспечении


В современной отечественной правовой науке социального обеспечения проблемы юридической ответственности в достаточной мере не разработаны. В законодательстве о социальном обеспечении такая ответственность закреплена в многочисленных нормах правовых актов - законах и подзаконных актах. Место норм о юридической ответственности в системе права социального обеспечения до настоящего времени также не определено. Исследование норм международного и отечественного законодательства, судебной практики и правонарушениях в сфере права социального обеспечения позволяют сформулировать юридическую ответственность следующим образом. Юридическая ответственность в праве социального обеспечения - это фактическое претерпевание правонарушителем лишений имущественного характера, предусмотренных санкцией, вследствие нарушений предписаний норм права социального обеспечения, с целью восстановления нарушенного права. Юридическая ответственность в праве социального обеспечения является одной из гарантий, обеспечивающих восстановление нарушенного права. Поэтому в силу специфики отношений, регулируемых правом социального обеспечения, к правонарушителю должны применяться специфические имущественные санкции. Это означает, что применяются к субъектам этих отношений другие меры ответственности, например: гражданско-правовой ответственности за нарушение обязательств, материальной ответственности на основании норм трудового права в случае нарушения ими обязанностей, закрепленных в источниках права социального обеспечения, нельзя. Понятие юридической ответственности в социальном обеспечении определяются спецификой предмета права социального обеспечения.

Юридическая ответственность проявляется в следующем: 1) Отношения в праве социального обеспечения имеют распределительный характер;

2)Хотя в этих правоотношениях отсутствует равенство, их стороны не несут друг перед другом публично-правовой (административной, уголовной ответственности);

3)Получатель материального блага по системе социального обеспечения является экономически зависимой стороной, что ограничивает его имущественную ответственность;

4) В праве социального обеспечения широкое распространение должны получить восстановительные имущественные санкции, призванные служить исключительно восстановлению нарушенного права другой стороны.



1.2 Виды юридической ответственности в социальном обеспечении


Совокупность норм о юридической ответственности субъектов материальных распределительных правоотношений по социальному обеспечению в целом образуется самостоятельный институт общей части права социального обеспечения, поскольку эти нормы должны содержать в особенной части права социального обеспечения. Ответственность в праве социального обеспечения и ответственность в сфере социального обеспечения - это разные правовые явления. Однако они тесно связаны, поскольку имеют общую цель - защиту нарушенного права. Ответственность в праве социального обеспечения должна охранять и защищать право гражданина на существующие виды (блага) по системе социального обеспечения как экономически более слабой стороны от нарушений со стороны обязанного органа, а также гарантировать восстановление этого финансового источника, за счет средств которого было незаконно получено благо. Ответственность в сфере социального обеспечения охраняет в целом публичный правопорядок в этой правовой области. В отраслевом законодательстве о юридической ответственности представлены фрагментарно. К тому же законы, в которых есть нормы об ответственности, в реальности не могут защитить права, так как механизм ответственности, закрепленных в них, на практике довольно сложно применить. В подзаконных нормативных актах, регулирующих отношения по социальному обеспечению, нормы об ответственности их сторон также либо не содержаться, либо сформулированы так, что применить их невозможно. Отсутствие в подзаконных нормативных актах правового механизма ответственности в сфере социального обеспечения можно объяснить тем, что все основные виды социально обеспечения определены законом. Следовательно, юридическая ответственность должна содержаться только в нормах федеральных законов, устанавливающих виды социального обеспечения общегосударственного характера. В праве социального обеспечения за правонарушение гражданам применяются лишь правовосстановительные и правоограничевающии санкции. При применении правовосстановительной санкции происходит, например, возмещение незаконно выплаченной пенсии. Особой чертой восстановительных санкций в праве социального обеспечения является то, что они, гарантируя возмещение причиненного ущерба, предусматривают его возмещение в полном размере. Однако полный размер не означает полное возмещение убытков, предусмотренное в гражданском праве (реальный вред + упущенная выгода). В нормах права социального обеспечения отсутствует какая-либо форма компенсации противоправного неполного (несвоевременного) предоставления соответствующего вида социального обеспечения, а ведь только предоставлением неполученного или полученного в полном объеме блага можно восстановить имущественные права их получателя. Восстановление права как вид санкции должно предусматривать еще и дополнительную компенсацию в пользу гражданина, состоящую не только в компенсации морального вреда, но и в выплате процентов за несвоевременное предоставление соответствующего вида социального обеспечения.


1.3 Источники права в сфере социального обеспечения и их классификация


Понятие источников права в праве социального обеспечения можно трактовать и как понятие форм права в рамках права социального обеспечения. Наиболее распространенными источниками права социального обеспечения России являются нормативные правовые акты. Так, правовые нормы объединяются и формируют сферу законодательства о социальном обеспечении, которые направлены непосредственно на регулирование общественных отношений, являющихся, в свою очередь, предметом такой отрасли права, как право социального обеспечения. Кроме того, их особенностью является длительное применение. Законодательно закреплено, что нормативно-правовые акты в сфере социального обеспечения могут издаваться исключительно органами, которые наделены нормотворческими полномочиями. Нормативный акт является официальным документом, носителем юридически значимой информации. В последние годы к источникам права социального обеспечения наравне с нормативными правовыми актами стали относить и нормативные договоры. В праве социального обеспечения они также получают все более широкое распространение. Нормативный договор как источник права социального обеспечения представляет собой некое соглашение между субъектами социально обеспечительных отношений, в результате которого возникает новая норма права. Чтобы более четко уяснить суть нормативного договора, необходимо четко отделять нормативный договор, трудовой договор, а также нормативно-правовые акты. Первым отличием является то, что нормативные договоры не носят индивидуально разового характера. Обусловлено это, прежде всего тем, что при заключении договора между работодателем и работников не может быть создана новая правовая норма, так как данный вид правоотношений уже предусмотрен действующим законодательством.

Участники же социально обеспечительных отношений, заключающие нормативный договор о социальном обеспечении, создают новое правило поведения - новую норму права, выступая тем самым правотворческими субъектами. В отличие же от нормативных актов, принимаемых государственными органами, нормативные договоры выступают результатом соглашения между равноправными субъектами по поводу социально обеспечительной деятельности, представляющей их общий интерес. В источниках права социального обеспечения России отражены социально экономические условия жизни российского общества. С их изменением меняются соответственно и источники права социального обеспечения. В последние годы это происходит довольно часто, в связи, с чем законодательство в области социального обеспечения быстро обновляется. Устаревшие нормативные