Файл: Методические указания к подготовке курсовой работы по дисциплине моделирование бизнеспроцессов для студентов направлений подготовки.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 97

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
РАЗДЕЛ 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА<…> ..7

1.1. Характеристика особенностей процесса <…> ..7

1.2. Теоретические и прикладные основы организации процесса<…> 10

1.3. Методология исследования и совершенствования процесса<…> 14

Выводы по 1 разделу 16

РАЗДЕЛ 2 МОДЕЛИРОВАНИЕ СУЩЕСТВУЮЩЕГО ПРОЦЕССА В ПП BPWIN 17

2.1. Портрет предприятия<…> 17

2.2. Модель существующего процесса<…> 20

2.3. Выявление «узких мест» и разработка рекомендаций по совершенствованию существующего процесса<…> 25

Выводы по 2 разделу 28

РАЗДЕЛ 3 МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРЕДЛАГАЕМОГО ПРОЦЕССА В ПП BPwin 29

3.1 Организационно-экономический механизм совершенствования процесса <…> 29

3.2 Модель предлагаемого процесса <…> 31

3.3. Подход к оценке эффективности предлагаемого процесса<…> 35

Выводы по 3 разделу 39

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 42

ПРИЛОЖЕНИЕ А-Справка об уникальности 45

ПРИЛОЖЕНИЕ Б-Схема модели 46

ПРИЛОЖЕНИЕ Д - Требования и рекомендации к содержанию разделов курсовой работы
Требования и рекомендации к разделу 1

В первом разделе курсовой работы рекомендуется представить:

- характеристика особенностей исследуемого процесса;

- теоретические и прикладные основы организации процесса;

- методология исследования и совершенствования процесса (концепция)

Требования и рекомендации к разделу 2

Во втором разделе курсовой работы должны быть представлены:

- краткая характеристика компании и направлений ее деятельности; история, ресурсы компании;

- миссия, цели компании, схема взаимодействия с внешними контрагентами;

- вербальное описание исследуемого процесса;

- формулировка цели процесса, определение места цели процесса в системе целей компании, определение показателей процесса, типа процесса, указание и характеристика владельца процесса, а также результаты моделирования процесса.

Для компании указывается правовой статус (на основе каких нормативных актов существует данное предприятие), история создания и развития компании, выпускаемая продукция/услуги. По возможности дается описание оборудования, персонала, систем автоматизации.


Миссия компании

Миссия - сформулированный ответ на вопросы «Что компания делает?», «Для кого?», «Что общество выигрывает?». Это утверждение, раскрывающее смысл существования организации, в котором проявляется отличие данной организации от ей подобных. Миссией также называют основную цель организации.

Миссия является базой для разработки стратегии, способствует созданию корпоративного духа и организационной культуры, способствует формированию и закреплению определенного имиджа организации в представлении субъектов внешней среды: клиентов, поставщиков, инвесторов, партнеров, рынка труда.

Существуют определенные требования к тому, что должна включать в себя миссия компании, это: целевые ориентиры организации; ее сфера деятельности; продукты; рынки; используемые ресурсы; возможности и способы обеспечения конкурентоспособности; система ценностей, определяющих традиции; интересы общества, потребителей, собственников и персонала.

Многие организации воспринимают миссию достаточно формально, как некий атрибут, который просто должен быть, потому что он есть у всех.

Формулировка миссии, как правило, состоит из нескольких лаконичных фраз, отражающих основные положения (суть) деятельности компании. Миссия не должна быть типовой, она должна отличать компанию от конкурентов.

Где найти?

Обычно формулировку миссии можно найти на официальном сайте компании в разделе «О компании».

Примеры миссии компаний:

Миссия компании «Открытые технологии» - «создание и внедрение новейших технологий автоматизации бизнеса, производства и государственного управления, за счет которых создаются предпосылки для появления нового качества и новых видов услуг».

Миссия компании ООО "ИнТехПроект" заключается в «сохранении лидирующих позиций на российском рынке в долгосрочной перспективе, в предложении потребителям качественной продукции по доступным для них ценам».

Миссия компании "Интерфейс" – «продвижение в России прогрессивных информационных технологий, содействии подъему и процветанию отечественной экономики и повышении эффективности деятельности своих партнеров и заказчиков».

Цели компании

Если миссия выражает общие намерения и, как правило, не измерима, то цели должны быть конкретными и представленными в количественном выражении. Стратегические цели представляют собой результаты, которых стремится достичь компания в перспективе.



В любой крупной организации, имеющей несколько различных структурных подразделений и несколько уровней управления, складывается иерархия целей, представляющая собой декомпозицию целей более высокого уровня в цели более низкого уровня (дерево целей).

Цели более высокого уровня всегда носят более широкий характер и имеют более долгосрочный интервал достижения. Цели более низкого уровня выступают своего рода средствами для достижения целей более высокого уровня.

Взаимодействие компании с внешними контрагентами

Контрагенты – это лица, учреждения, организации, связанные обязательствами по общему договору, сотрудничающие в процессе выполнения договора. Компания осуществляет свою деятельность, взаимодействуя с внешними контрагентами: партнерами, поставщиками, субподрядчиками, покупателями (клиентами) и пр.

В курсовой работе рекомендуется представить схему взаимодействия компании с внешними контрагентами с помощью нотации DFD с использованием инструментальных средств BPwin.

Для этого в BPwin может быть создана отдельная модель, состоящая из единственной диаграммы А-0 (контекстной) нотации DFD (см. пример на рис. 1). Диаграмма и соответствующее вербальное описание должны быть приведены в курсовой работе, как правило, в основной ее части.


Рисунок 1.1 - Пример схемы взаимодействия c внешними контрагентами в DFD
Разработка верхнего уровня модели процесса

Для разработки верхнего уровня модели процесса студенту рекомендуется выполнить последовательно следующие шаги:

1. Собрать информацию о процессе

Информацию о процессе студенты могут получить из любых доступных источников: литературных источников, периодической печати, информационных материалов Internet (в частности официальные сайты выбранной организации, информационные порталы); материалов организации; основных и дополнительных источников, рекомендованных для изучения в рамках дисциплины «Моделирование бизнес-процессов», и т.д.
2. Сформулировать цель моделирования процесса

Цель должна быть представлена одним предложением. Примеры формулировок целей из реальных проектов приведены в Приложении Е.

3. Определить точку зрения на модель процесса

Точка зрения – это позиция (должность), с которой рассматривается процесс. Следует рассмотреть несколько возможных точек зрения-претендентов. Из них выбрать ту, которая позволяет достичь цели моделирования. Другими словами, выбранная позиция (должность) может ответить на все вопросы к модели, сформулированные на шаге 2.


4. Определить субъект моделирования

Для выполнения этого этапа студентам следует сначала сформировать списки объектов и функций процесса, затем разработать описание окружения процесса.

Формирование списка объектов и функций

Для формирования списка объектов и функций на чистом листе бумаги или в электронной версии нового документа, например, MS Word, написать в качестве заголовка название процесса. Разделить лист на две колонки: левая колонка – объекты (данные), правая колонка – подпроцессы/функции. В первую колонку записываются все существительные (документы, сообщения, информация, объекты и т.п.), а во вторую колонку – все отглагольные существительные, имеющие отношение к процессу. После завершения продумать, с какими объектами (левая колонка) связаны функции (правая колонка), сгруппировать объекты (например, по типам), сгруппировать функции. Далее создается описание окружения процесса.

Описание окружения процесса

Исследуя процесс, важно определить:

- в каком окружении "живет" процесс: поставщики и клиенты процесса как внутренние, так и внешние;

- какие входы/ресурсы процесс получает от поставщиков процесса, какие выходы процесс генерирует для своих клиентов.

Окружение процесса не путать с окружением компании (взаимодействие с внешними контрагентами).

Поставщики и клиенты процесса могут не совпадать с поставщиками и клиентами организации. Например, поставщиком процесса является другой процесс внутри организации, или клиентом процесса является другой процесс внутри организации.

Для представления окружение процесса средствами BPwin может быть создана отдельная модель, так называемая рамочная модель, состоящая из единственной диаграммы А-0 (контекстной) в нотации DFD (см. рис. 2). Диаграмма и соответствующее вербальное описание должны быть приведены в курсовой работе, как правило, в основной ее части.


Рисунок 2.1 - Шаблон диаграммы окружения процесса (DFD)
Далее проводится анализ списков объектов и функций, окружения процесса. На его основе формулируются границы модели (субъект моделирования).
5. Разработать модель верхнего уровня процесса в BPwin

Собранная на предыдущих этапах информация о процессе вносится в BPwin, создается модель верхнего уровня процесса, включая:

- определение свойств модели (название, автор, цель моделирования
, точка зрения, субъект/рамки, источники и т.д.) в диалоге ModelProperties;

- размещение на контекстной диаграмме А-0 цели, точки зрения, информации о субъекте моделирования (с помощью инструмента «Текстовый блок»).

- разработку диаграммы декомпозиции А0, включающей подпроцессы, включенные в рамки модели (субъект модели),

- уточнение контекстной диаграммы А-0.

Частой ошибкой студентов является построение диаграмм А-0 (контекстной) и А0 до того, как выполнены подготовительные этапы по изучению процесса (этапы 1-4).

Диаграммы А-0 и А0 должны быть разработаны в нотации IDEF0.

Обе диаграммы должны быть представлены в курсовой работе, как правило, в основной части. Для улучшения читаемости диаграмм в тексте курсовой работы листам с рисунками диаграмм назначают ориентацию «Альбомная».

При разработке диаграмм в IDEF0 следует соблюдать следующие требования:

- именования функций (отглагольное существительное) и стрелок (существительное);

- наличия названий (Name) и описаний (Definition) каждой функции и каждой стрелки;

- назначение и правила создания разных типов стрелок: вход, выход, механизм, управление;

- наличия в обязательном порядке у каждой функции стрелок выхода и управления;

- недопустимость использования на диаграммах неразрешенных (квадратных) туннелей;

Диаграммы А-0 и А0 должны иметь вербальное описание в курсовой работе.

Детализация процесса

В курсовой работе достаточно разработать по одной детализирующей диаграмме для двух подпроцессов, представленных на диаграмме А0: один подпроцесс смоделировать в нотации IDEF3, другой – в нотации DFD. В курсовой работе указанные подпроцессы должны иметь как графическое описание (диаграмму), так и вербальное описание.

Таким образом, после завершения детализации процесса в иерархии диаграмм модели процесса должно быть четыре диаграммы: две диаграммы, выполненные в нотации IDEF0 (А-0, А0); одна – в нотации IDEF3; одна – в нотации DFD.
Разработка дополнительных диаграмм процесса

В курсовой работе достаточно разработать по одной дополнительной диаграмме каждого типа: организационную диаграмму, SwimLane-диаграмму (кросс-функциональную диаграмму). В курсовой работе кроме созданных дополнительных диаграмм должны быть представлены их текстовые описания, включая описание назначения каждой диаграммы. Построение данных диаграмм осуществляется в MS Visio.

Вербальное описание

Любая диаграмма в курсовой работе должна быть описана вербально, т.е. иметь текстовое описание. Рассмотрим учебный пример описания процесса «Деятельность компании», который включает вербальное описание и соответствующую диаграмму процесса.