Файл: Коммерческая деятельность розничного торгового предприятия и ее совершенствование (на примере ООО «Лента») (Теоретические аспекты организации коммерческой деятельности).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 1170
Скачиваний: 53
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятие и сущность коммерческой деятельности
1.2 Организация коммерческой деятельности в розничных торговых предприятиях
Глава 2. Анализ коммерческой деятельности ООО «Лента»
2.1 Анализ организационной структуры супермаркета «Лента»
2.2 Анализ основных экономических показателей деятельности ООО «Лента»
2.4 Мероприятия по совершенствованию коммерческой деятельности ООО «Лента»
Таблица 1
Характеристика ресурсного потенциала супермаркета «Лента»
Показатели |
2017 |
2018 |
2018 в % к 2017 |
1.Торговая площадь, кв. м. |
1500,00 |
1500,00 |
100,00 |
2. Среднесписочная численность работников, чел. |
50,00 |
53,00 |
106,00 |
3. Среднегодовая стоимость основных фондов, тыс. руб. |
6579,00 |
8360,00 |
127,07 |
4. Кол-во дней работы предприятия за год, день |
363,00 |
364,00 |
100,28 |
5. Количество часов работы предприятия в день, час |
14,00 |
15,00 |
107,14 |
Среднесписочная численность работников предприятия торговли в отчетном году увеличилась на 3 человека или 6% по сравнению с прошлым годом. Среднегодовая стоимость основных фондов увеличилась на 27%, количество дней работы магазина за год увеличилось на 1 день (0,3%) и количество часов работы предприятия также увеличилось на 1 час или 7% по сравнению с прошлым годом.
Далее рассмотрим показатели хозяйственной деятельности магазина «Лента» (табл. 2).
Таблица 2.
Характеристика основных экономических показателей деятельности предприятия супермаркета «Лента»
Показатели |
2017 год |
2018 год |
Отклонение +/- |
2018 год в % к 2017 |
1. Товарооборот, тыс. руб. |
1 396936 |
1 645996 |
+249060 |
117,8 |
2. Товарооборот в сопоставимых ценах, тыс. руб. |
1 396 936 |
1 496 360 |
+99 424 |
107,1 |
3. Валовой доход: -сумма, тыс. руб. - в % к товарообороту |
562965 40,3 |
658398 40 |
+95433 |
116,9 |
4. Издержки обращения:
|
202555,7 14,5 |
222209,5 13,5 |
+19653,3 2,1 |
109,7 |
5. Прибыль от основной деятельности: сумма, тыс.руб. - в % к товарообороту |
360409,3 25,8 |
436188,5 26,5 |
+75779,2 0,3 |
121,03 |
6. Прочие доходы: - сумма, тыс.руб. |
5800 |
6200 |
400 |
106,9 |
7. Прочие расходы: - сумма, тыс.руб. |
3 120 |
3560 |
440 |
114,1 |
8. Прибыль от финансово- хозяйственной деятельности: -сумма, тыс.руб. - в % к товарообороту |
363089,3 25,9 |
438828,5 26,7 |
75739,2 0,4 |
120,9 |
9. Налог на прибыль (20%): - сумма, тыс.руб. |
72617,9 |
87765,7 |
15147,8 |
120,8 |
10. Чистая прибыль:
|
290471,4 20,8 |
351062,8 21,3 |
60591,4 0,24 |
120,9 |
При анализе основных показателей хозяйственной деятельности предприятия прослеживается как положительная, так и отрицательная динамика экономических показателей. Товарооборот предприятия «Лента» в отчетном году по сравнению с прошлым увеличился на 17,8% и составил 1 645 996 тыс. руб. в отчетном году, издержки обращения увеличились на 9,7% или на 19653,3 тыс. руб.
Валовой доход от реализации увеличился на 16,9%, что привело к увеличению издержек обращения на 19 653,3 тыс. руб., что повлекло за собой увеличение объема продаж.
Прибыль от основной деятельности увеличилась на 75 779,2 тыс. руб. или на 21,03% к 2017 году. Это говорит о том, что товары предприятия пользуются спросом.
Прочие доходы и расходы магазина увеличились в сравнении с прошлым годом на 400 и 440 тыс. руб. соответственно, что является естественным в связи с инфляцией.
В связи с увеличением товарооборота, увеличился и налог на прибыль в абсолютном выражении на 15 147,8 тыс. руб. (или на 20,8%).
В конечном итоге чистая прибыль увеличилась на 20,9% и составила в отчетном году 351 062,8 тыс. руб., соответственно, изменение произошло на 60 591,4 тыс.руб. Из всего этого можно сделать вывод о том, что рыночное положение рассматриваемого предприятия «Лента» улучшилось не по всем показателям.
Произведем анализ производительности труда и оценки динамики ее изменения за 2018 год в сравнении с динамикой показателей товарооборота и численности работников, представленный в таблице 3.
Таблица 3
Динамика производительности труда работников торгового предприятия
Показатели |
2017 год |
2018 год |
Отклонение |
2018 год в % к 2017 |
1. Розничный товарооборот, тыс.руб. |
1 396 936 |
1 645 996 |
+249060 |
117,8 |
2. Численность работников, чел. |
50,00 |
53,00 |
+3 |
106,0 |
3 .Производительность труда (выработка) - товарооборот в расчете на одного работника, тыс. руб. |
27 938,72 |
31 056,53 |
+3 117,81 |
111,2 |
По результатам таблицы вышеприведённой можно сделать вывод, что на предприятии при росте товарооборота в отчетном году на 17,8% и увеличении численности работников на 6% производительность труда возросла на 3117,8 тыс.руб. или на 11,2% это связано как с увеличением товарооборота, так и с ростом числа работников.
Эффективность финансово-хозяйственной деятельности торгового предприятия во многом зависит от персонала, выполняющего все необходимые функции, его численности, состава и рациональности использования работников, поэтому особое значение имеет экономический анализ всех процессов, связанных с использованием такого важного трудового ресурса, как численность работников.
Таблица 4
Показатели общей численности работников торгового предприятия
Показатели |
Среднесписочная численность |
Отклонение |
Отчет четный год в % к про- |
||||
2017 год |
2018 год |
по численности, чел. |
по структуре, % |
||||
человек |
в % к итогу |
человек |
в % к итогу |
||||
1.Административно- управленческий персонал |
8 |
16,0 |
8 |
15,09 |
- 0,91 |
100,0 |
|
2.Торгово- оперативный персонал |
35 |
70,0 |
36 |
67,92 |
+ 1 |
- 2,08 |
102,9 |
3.Прочие работники |
7 |
14,0 |
9 |
16,98 |
+ 2 |
2,98 |
128,2 |
Всего работников |
50 |
100,0 |
53 |
100 |
+ 3 |
106,0 |
Информация, приведенная в табл. 4, свидетельствует, что на торговом предприятии при росте товарооборота на 17,8 % и увеличении численности работников на 6 % производительность труда возросла с 27938,7 тыс. руб. до 31056,5 тыс. руб., то есть повысилась на 11,2 %, или на 3117,8 тыс. руб.
Изменение величины выработки в стоимостном выражении на 3117,8 тыс. руб. связано как с увеличением товарооборота, так и с ростом числа работников. Способ цепной подстановки позволяет выявить количественную степень воздействия этих факторов на производительность труда (ПТ):
ПТ6аз = 1396936 / 50 = 27938,7 тыс. руб.,
ПТрасч = 1396936 / 53 = 26357,3 тыс. руб.,
ПТотч = 1645996 / 53 = 31056,5 тыс. руб.
Следовательно, повышение численности работников с 50 до 53 человек явилось фактором снижения производительности труда на 1581,4 тыс. руб. (26357,3 - 27938,7), а рост товарооборота обеспечил ее увеличение на 4699,2 тыс. руб. (31056,5 - 26357,3). Суммарное влияние двух факторов составило исходную разницу 3117,8 тыс. руб.
В ходе анализа можно определить не только влияние товарооборота на производительность труда, но и обратную взаимосвязь этих показателей, то есть выявить, какова роль выработки в достигнутом приросте товарооборота в отчетном году по сравнению с прошлым годом на 249060 тыс. руб. В предприятии возросла как численность персонала (106%), так и производительность труда (111,2%) — следовательно, увеличение товарооборота связано с воздействием обоих факторов, причем значимость последнего выше, что отражает интенсивный характер развития товарооборота, если рассматривать его динамику в действующих ценах.
Доля прироста товарооборота за счет изменения выработки:
Дт = (1 - (6 / 17,8)) x 100 % = 66 %.
Таким образом, из общего прироста товарооборота в объеме 249060 тыс. руб. 66% или 164379,6 тыс. руб. достигнуто на основе повышения производительности труда, а 34% прироста или 84680,4 тыс. руб. обусловлено ростом численности работников.
В процессе анализа необходимо учитывать, что стоимостной показатель производительности труда изменяется в результате воздействия разных причин, но в наибольшей степени он отражает действие факторов роста (снижения) товарооборота.
Скорректированный показатель, характеризующий изменение числа работников с учетом роста товарооборота за 2018 год в сопоставимых ценах на 7,1%, позволил сделать вывод, что на предприятии наблюдается относительная экономия численности работников:
50 х 1,071 = 53,56 чел.,
53 - 53,56 = - 0,56 чел.
Это означает, что рост числа торговых работников на предприятии оправдан, поскольку связан с производственной необходимостью (увеличением объема торговой деятельности, повышением уровня обслуживания и т. п.).
Оценка структуры персонала предприятия свидетельствует, что наибольший удельный вес в нем занимают торгово-оперативные работники (70% и 67,92%). За два года резких изменений в соотношении отдельных категорий работников не произошло. Вместе с тем обращает на себя внимание рост числа прочих работников и высокий удельный вес этой группы в общей численности персонала — 16,9 %. Такая тенденция требует выявления конкретных причин, объясняющих необходимость этого роста, а также принятия мер по оптимизации численности вспомогательного персонала в случае его необоснованного завышения.Для точного анализа работы предприятия немаловажным фактором является оценка структуры продаж по товарным группам. Исходными данными для расчета будут являться показатели товарооборота по всем товарным группам в анализируемом периоде, представленные в таблице .5.
Таблица 5
Динамика структуры ассортимента по отдельным товарным группам
Товарная группа |
Объем продаж, тыс. руб. |
Удельный вес продаж, % |
|||
2017 |
2018 |
2017 |
2018 |
От- клоне- ние |
|
1. Бакалея |
213731,2 |
255129,4 |
15,3 |
15,5 |
+0,2 |
2. Вино- водочные изделия |
182998,6 |
222209,5 |
13,1 |
13,5 |
+0,4 |
3. Безалкогольные напитки |
136899,7 |
149785,7 |
9,8 |
9,1 |
-0,7 |
4. Мясо, птица, мясные продукты |
111754,9 |
131679,7 |
8,0 |
8,0 |
0 |
5. Рыба и рыбные продукты |
100579,4 |
120157,7 |
7,2 |
7,3 |
+0,1 |
6. Молочные Продукты |
96388,6 |
105343,8 |
6,9 |
6,4 |
-0,5 |
7. Хлебобулочные изделия |
93594,7 |
105343,8 |
6,7 |
6,4 |
-0,3 |
8. Овощи-фрукты |
86610,0 |
100504,8 |
6,2 |
6,1 |
-0,1 |
9. Кондитерские изделия |
57274,4 |
79007,8 |
4,1 |
4,8 |
-0,7 |
10. Замороженные полуфабрикаты |
79625,4 |
100504,8 |
5,7 |
6,1 |
+0,4 |
11. Отдел кулинарии |
100579,4 |
118511,7 |
7,2 |
7,2 |
0 |
12. Непродовольственные Товары |
111754,9 |
126741,7 |
8,0 |
7,7 |
-0,3 |
13. Прочие |
25144,9 |
31273,9 |
1,8 |
1,9 |
-0,1 |
Всего: |
1396936,0 |
1 645996,0 |
100,0 |
100,0 |
- |
Можно сделать вывод, что динамика структуры продаж по товарным группам неоднородна. Такие товарные группы, как бакалея, вино-водочные изделия и замороженные продукты в отчетном году по сравнению с прошлым повысили свой удельный вес продаж. Остальные же группы сократили значения своих удельных весов в отчетном году. В целом, можно сказать, что сдвиг удельных весов отдельных товарных групп в динамике отличается в среднем на 0,5% и является незначительным, что свидетельствует об устойчивости ассортимента. Но для того, чтобы определить какие группы товаров приносят большую часть прибыли необходимо провести АВС-анализ. Первым шагом упорядочим товарные группы в порядке возрастания их удельного веса в товарообороте.
Таблица 6
АБС-анализ товарооборота предприятия торговли по отдельным товарным группам за 2018 период
Наименование то |
РТО, тыс. |
Доля |
Доля в РТО |
АВС- |
варной группы |
руб. |
в РТО, % |
накопительным эффектом, % |
группы |
1. Бакалея |
255129,4 |
15,5 |
15,5 |
А |
2. Вино-водочные изделия |
222209,5 |
13,5 |
29,0 |
А |
3. Безалкогольные напитки |
149785,7 |
9,1 |
38,1 |
А |
4. Мясо, птица, мясные продукты |
131679,7 |
8,0 |
46,1 |
А |
12. Непродовольственные товары |
126741,7 |
7,7 |
53,8 |
А |
5. Рыба и рыбные продукты |
120157,7 |
7,3 |
61,1 |
А |
11. Отдел кулинарии |
118511,7 |
7,2 |
68,3 |
А |
6. Молочные продукты |
105343,8 |
6,4 |
74,7 |
А |
7. Хлебобулочные изделия |
105343,8 |
6,4 |
81,1 |
В |
8. Овощи-фрукты |
100504,8 |
6,1 |
87,2 |
В |
10. Замороженные полуфабрикаты |
100504,8 |
6,1 |
93,3 |
С |
9. Кондитерские изделия |
79007,8 |
4,8 |
98,1 |
С |
13. Прочие |
79007,8 |
1,9 |
100,0 |
С |
Из проведенного анализа можно сделать вывод, что больший процент прибыли приносят следующие товарные группы: 1,2,3,4,12,5,11 и 6. Эти товарные группы можно считать лидерами продаж, именно они дают до 80% оборота, следовательно, на эти товарные группы следует обратить особое внимание. В следующую группу В относятся товарные группы 7 и 8, они являются товарами средней степени важности. К последней категории С относятся 10,9 и 13 товарные группы, наименее важные товары