Файл: Коммерческая деятельность розничного торгового предприятия и ее совершенствование (на примере ООО «Лента») (Теоретические аспекты организации коммерческой деятельности).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 1166
Скачиваний: 53
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятие и сущность коммерческой деятельности
1.2 Организация коммерческой деятельности в розничных торговых предприятиях
Глава 2. Анализ коммерческой деятельности ООО «Лента»
2.1 Анализ организационной структуры супермаркета «Лента»
2.2 Анализ основных экономических показателей деятельности ООО «Лента»
2.4 Мероприятия по совершенствованию коммерческой деятельности ООО «Лента»
Именно от ассортимента реализуемых товаров и услуг зависит структура и характер операций по их продаже. Например, на выбор товаров повседневного спроса, в отличие от редкого или периодического, потребитель предпочитает затрачивать минимальное количество своего времени. В зависимости от метода продажи отличается и содержание операций по продаже товаров. Под операциями понимается определенный способ реализации товара покупателю, так в рознице применяют следующие методы продажи:
- самообслуживание; □
- через Интернет;
- по предварительным заказам;
- через прилавок обслуживания; □
- продажа по образцам.
Самообслуживание — один из самых распространенных и удобных для покупателя метод продажи. Этот метод позволяет увеличить пропускную способность магазина, ускорить операции по продаже. Самообслуживание предусматривает свободный доступ покупателя товарам, выложенным в торговом зале, а также возможность самостоятельно выбрать и осмотреть товар без помощи продавца, что позволяет оптимально распределить функции и обязанности между сотрудниками магазина. Выбранные товары оплачиваются в узлах расчета контролерами-кассирами.
Процесс продажи товаров здесь состоит из следующих операций: □
- встреча покупателей, предоставление необходимой ему информации о товарах или оказываемых услугах;
- получение инвентарной тележки или корзины для товаров;
- самостоятельный выбор товаров покупателем и дальнейшая доставка их к узлам расчета;
- подсчет стоимости товаров и получение чека;
- оплата отобранных товаров;
- упаковка купленных товаров;
- возврат инвентарной тележки или корзины для товаров. [19, с. 27]
Для удобства расчета с покупателями, совершившими некрупные покупки выделяют "экспресс-кассы" с применением автоматизированных кассовых машин и механизированных расчетных узлов с автоматической выдачей сдачи.
Следующий вид продажи - через прилавок обслуживания и включает он выполнение нижеследующих операций:
- встреча покупателя и выяснение его намерения; □
- предложение, показ товара;
- помощь в выборе товаров, возможно предоставление консультации; □
- предложение сопутствующих товаров;
- проведение технологических операций: нарезка, взвешивание, отмеривание и др.;
- расчетная операция;
- упаковка и выдача покупки.
При данном методе продажи, пришедшему покупателю должно быть оказано приветливое отношение со стороны персонала этого торгового предприятия. Если потребуется, продавец обязан предоставить квалифицированную консультацию покупателю, сведения о назначении товаров, нормах потребления, и способах их эксплуатации и др. Своей консультацией продавец обязан способствовать пропаганде приобретения товаров.
Продажа товаров по образцам представляет собой выкладку образцов в торговом зале и ознакомление с ними покупателей самостоятельно или с помощью продавца-консультанта. После выбора и оплаты товара продавец предоставляет покупателю товары, соответствующие образцу его выбора. При таком методе продажи запасы размещаются отдельно от образцов, это удобно тем, что на небольшой площади торгового зала можно разместить образцы широкого ассортимента товаров.
Удобным для покупателей методом является торговля по предварительным заказам, так как помогает сэкономить время на приобретение необходимых товаров. Заказы могут приниматься непосредственно в магазине или же на дому или по месту работы покупателя. Заказ можно оформить в устной или письменной форме. Расчет осуществляется предварительной оплатой в кассе самого магазина или же в момент получения заказа. Товары, заказанные предварительно, можно оформить доставкой на дом или забрать самостоятельно покупателю в магазине.
И последний, один из наиболее перспективных видов торговли - "электронная", под ней понимается осуществление покупок через Интернет. Оплата за выбранный товар осуществляется через компьютер или другой гаджет при помощи кредитной карты. Преимущества заключаются в резком снижении издержек при покупке и продаже товаров, продукции, сырья.
Независимо от метода продажи, применяемого на торговом предприятии, сотрудники работники должны строго соблюдать все правила торговли, содержащиеся в основных правилах работы организации, правилах розничной торговли продовольственными или непродовольственными товарами и других документах.
Функции коммерческой деятельности в рознице, которые целесообразно выделить в условиях современных тенденций:
- обеспечение доступности товара по месту расположения;
- обеспечение доступности товаров и услуг по цене.
Только при возможности приобретения товара или услуги они приобретают ценность для покупателя. Сотрудники коммерческих служб должны выбрать наиболее эффективный путь решения этой задачи с учетом определенных условий. В одном случае целесообразно концентрировать товары и услуги в одном месте на крупных торговых объектах различного формата, в другом — максимальное приближение товара к местам проживания покупателей; необходимо соблюдать баланс интереса покупателя и торговой организации.
Таким образом, подводя итоги первой главы можно сказать о том, что на сегодняшний день коммерческая деятельность понимается как совокупность коммерческих процессов, направленных на получение прибыли путем заключения успешных сделок, доведения товара до потребителя в соответствии с его требованиями и уровнем спроса. Эффективное ведение коммерческой деятельности на предприятии необходимо для минимизации рисков, затрат и становится основой труда работников, занятых в сфере розничной торговли.
Глава 2. Анализ коммерческой деятельности ООО «Лента»
2.1 Анализ организационной структуры супермаркета «Лента»
«Лента» - одна из крупнейших сетей розничной торговли, была основана российским предпринимателем Олегом Жеребцовым 25 октября 1993 года в Санкт-Петербурге. Головной офис находится также в Санкт-Петербурге. Первый магазин «Лента» формата Cash & Carry открылся в 1993 году в Санкт-Петербурге. Головная компания сети ООО «Лента» на 100 % принадлежит компании Lenta Ltd., зарегистрированной на Британских Виргинских островах. Генеральным директором на сегодняшний день является Ян Дюннинг. Крупнейшими акционерами «Ленты» являются Европейский банк реконструкции и развития и TPG Capital. «Лента» имеет листинг на Лондонской фондовой бирже и Московской Бирже под торговым кодом «LNTA».
В 1999 году компания решает переформатировать сеть магазинов и открывает первый торговый центр в формате гипермаркет, площадью 2700 м2. В последующие семь лет было открыто ещё восемь гипермаркетов в Санкт-Петербурге, а 2006 год ознаменовался открытием первых гипермаркетов за пределами Санкт-Петербурга.
К концу 2016 года Лента завершила сделку по приобретению продовольственных активов компании Kesko — 11 гипермаркетов в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, работавших под брендом K-Ruoka. В декабре гипермаркеты открылись уже под брендом «Лента».
В торговую сеть по состоянию на февраль 2018 года входит 231 гипермаркет и 97 супермаркетов в 83 городах России, из которых 34 гипермаркета сети расположено в Санкт-Петербурге.
Общество является юридическим лицом и действует на основании Устава, федерального закон «Об акционерных обществах», Гражданского кодекса и иного действующего законодательства.
Объектом исследования в данной курсовой работе является супермаркет «Лента».
Юридический адрес предприятия: 197374, Санкт-Петербург, Савушкина улица, 112. Полное наименование: Общество с ограниченной ответственностью «Лента», сокращенно ООО «Лента». Реквизиты расчетных счетов: ИНН 7814148471, ОГРН 1037832048605.
ООО «Лента» осуществляет и розничную, и оптовую торговлю, имеет линейно-функциональную структуру управления. Тип организационной структуры управления супермаркета «Лента» представлен на рисунке 2.
Рисунок 2. Тип организационной структуры управления супермаркета «Лента»
Основными преимуществами линейно-функциональной структуры являются:
- Линейные руководители больше не заняты решением вопросов, связанных с материально-техническим-обеспечением, планированием финансовых расчетов и др.;
- Каждый из работников при такой организационной структуре подчинен только одному начальнику;
Недостатком структуры можно считать:
- Каждое из звеньев не заинтересовано в достижении общей цели фирмы, а лишь в своей личной;
- Отсутствует взаимодействие и тесная связь между производственными подразделениями на горизонтальном уровне;
- Слишком развитое взаимодействие по вертикали; Должностные обязанности каждого сотрудника строго регламентированы. В обязанности директора входит: проверка готовности магазина к работе; планирование, контроль и управление деятельностью магазина; подписание контрактов на поставку; прием на работу и увольнение сотрудников, проверка качества работы персонала. Часть обязанностей, в том числе работу с персоналом, за директора выполняет управляющий.
Администратор осуществляет управляющие функции и контролирует работу торгового и вспомогательного персонала.
Бухгалтер занимается ведение бухгалтерского учета, подготовка бухгалтерской отчетности и отчетов для контролирующих органов.
Менеджер по персоналу управляет человеческими ресурсами, включая подбор персонала; создание кадрового резерва; делопроизводство и управление кадровым потенциалом.
Обязанности кассира: учет, прием, хранение и выдача денежных средств покупателям с соблюдением правил, обеспечивающих их сохранность. Кассир-контролер должен обеспечивать бесперебойную работу всех кассовых аппаратов и также выполнять учет, прием, хранение и выдачу денежных средств.
Главными обязанностями продавца торгового зала пополнение и выкладка товаров на торговые стеллажи и полки, а также их пополнение на торговых стеллажах и полках; осмотр товаров; обмен и прием товаров у поставщиков; консультирование покупателей; работа с ценниками; работа с кассовым аппаратом; участие в инвентаризации; обслуживание покупателей через прилавок в отделе кулинарии, рыбном и мясном отделах.
Обязанности товароведа следующие: формирование ассортимента товаров, составление заказов; контроль качества, сроков годности товаров и др.; проверка сопроводительной документации; контроль наличия товаров в торговом зале и на складе; проверка условий хранения товаров; изучение спроса и тенденций его изменения.
Должностные обязанности охранников - обеспечивать порядок и сохранность имущества магазина. Грузчики участвуют в складских работах и осуществляют погрузочные и разгрузочные работы.
Уборщики ответственны за проведение уборки в соответствии с графиком во всех помещениях магазина.
Гипермаркеты «Лента» выпускают продукцию собственных торговых марок:
- «Лента. Товары высокого качества» — различные товары;
- «365 дней» — различные товары;
- «Отличная цена!» — различные товары;
- «HomeClub Family Center» — товары для дома;
- «Bigga» — детские товары;
- «FM Friend Made» — одежда и обувь;
- «Lentel» — автомобильные и компьютерные аксессуары;
- «Dolce Albero» — эксклюзивные продукты из Европы;
- «Frelia» — косметика из Европы;
- «Giardino Club» — товары для сада;
- «Actico» — товары для спорта и активного отдыха.
Основными конкурентами торгового предприятия ООО «Лента» являются гипермаркеты «Окей», «Ашан», «Перекресток» и «Карусель».
На сайте компании размещена информация, что цены на товары в "Ленте" не менее чем на 5% ниже среднерыночных за счет использования преимуществ торгового формата. Основным преимуществом является сокращение затрат на складские помещения за счет размещения запасов в самом торговом зале. Сегодня формат "Ленты" - это сочетание базовых форматов мирового ритейла, - классический розничный крупноформатный гипермаркет, оптовый магазин и диска- унтер.
Открытие торговых центров в городах России обеспечивает приток дополнительных денежных средств в виде налоговых поступлений в бюджет регионов, позволяет создавать рабочие места, развивает сети местных производителей и поставщиков товаров. До 80% продаваемых в «Лента» товаров производится в России.
2.2 Анализ основных экономических показателей деятельности ООО «Лента»
Анализ основных показателей и экономического состояния исследуемого торгового предприятия необходимо начать с оценки ресурсного состояния предприятия. Динамика представлена ниже в форме таблицы 1 за период 2017-2018 гг.