Файл: Коммерческая деятельность розничного торгового предприятия и ее совершенствование (на примере ООО «Лента») (Теоретические аспекты организации коммерческой деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 1166

Скачиваний: 53

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Именно от ассортимента реализуемых товаров и услуг зависит структура и характер операций по их продаже. Например, на выбор товаров повседневного спроса, в отличие от редкого или периодиче­ского, потребитель предпочитает затрачивать минимальное количество своего времени. В зависимости от метода продажи отличается и со­держание операций по продаже товаров. Под операциями понимается определенный способ реализации товара покупателю, так в рознице применяют следующие методы продажи:

  • самообслуживание; □
  • через Интернет;
  • по предварительным заказам;
  • через прилавок обслуживания; □
  • продажа по образцам.

Самообслуживание — один из самых распространенных и удобных для покупателя метод продажи. Этот метод позволяет увели­чить пропускную способность магазина, ускорить операции по прода­же. Самообслуживание предусматривает свободный доступ покупате­ля товарам, выложенным в торговом зале, а также возможность само­стоятельно выбрать и осмотреть товар без помощи продавца, что поз­воляет оптимально распределить функции и обязанности между со­трудниками магазина. Выбранные товары оплачиваются в узлах расче­та контролерами-кассирами.

Процесс продажи товаров здесь состоит из следующих опера­ций: □

  • встреча покупателей, предоставление необходимой ему ин­формации о товарах или оказываемых услугах;
  • получение инвентарной тележки или корзины для товаров;
  • самостоятельный выбор товаров покупателем и дальнейшая доставка их к узлам расчета;
  • подсчет стоимости товаров и получение чека;
  • оплата отобранных товаров;
  • упаковка купленных товаров;
  • возврат инвентарной тележки или корзины для товаров. [19, с. 27]

Для удобства расчета с покупателями, совершившими некруп­ные покупки выделяют "экспресс-кассы" с применением автоматизи­рованных кассовых машин и механизированных расчетных узлов с автоматической выдачей сдачи.

Следующий вид продажи - через прилавок обслуживания и включает он выполнение нижеследующих операций:

  • встреча покупателя и выяснение его намерения; □
  • предложение, показ товара;
  • помощь в выборе товаров, возможно предоставление консуль­тации; □
  • предложение сопутствующих товаров;
  • проведение технологических операций: нарезка, взвешивание, отмеривание и др.;
  • расчетная операция;
  • упаковка и выдача покупки.

При данном методе продажи, пришедшему покупателю должно быть оказано приветливое отношение со стороны персонала этого тор­гового предприятия. Если потребуется, продавец обязан предоставить квалифицированную консультацию покупателю, сведения о назначе­нии товаров, нормах потребления, и способах их эксплуатации и др. Своей консультацией продавец обязан способствовать пропаганде приобретения товаров.


Продажа товаров по образцам представляет собой выкладку об­разцов в торговом зале и ознакомление с ними покупателей самостоя­тельно или с помощью продавца-консультанта. После выбора и оплаты товара продавец предоставляет покупателю товары, соответствующие образцу его выбора. При таком методе продажи запасы размещаются отдельно от образцов, это удобно тем, что на небольшой площади тор­гового зала можно разместить образцы широкого ассортимента това­ров.

Удобным для покупателей методом является торговля по пред­варительным заказам, так как помогает сэкономить время на приобре­тение необходимых товаров. Заказы могут приниматься непосред­ственно в магазине или же на дому или по месту работы покупателя. Заказ можно оформить в устной или письменной форме. Расчет осу­ществляется предварительной оплатой в кассе самого магазина или же в момент получения заказа. Товары, заказанные предварительно, мож­но оформить доставкой на дом или забрать самостоятельно покупате­лю в магазине.

И последний, один из наиболее перспективных видов торговли - "электронная", под ней понимается осуществление покупок через Ин­тернет. Оплата за выбранный товар осуществляется через компьютер или другой гаджет при помощи кредитной карты. Преимущества за­ключаются в резком снижении издержек при покупке и продаже това­ров, продукции, сырья.

Независимо от метода продажи, применяемого на торговом предприятии, сотрудники работники должны строго соблюдать все правила торговли, содержащиеся в основных правилах работы органи­зации, правилах розничной торговли продовольственными или непро­довольственными товарами и других документах.

Функции коммерческой деятельности в рознице, которые целе­сообразно выделить в условиях современных тенденций:

  • обеспечение доступности товара по месту расположения;
  • обеспечение доступности товаров и услуг по цене.

Только при возможности приобретения товара или услуги они приобретают ценность для покупателя. Сотрудники коммерческих служб должны выбрать наиболее эффективный путь решения этой за­дачи с учетом определенных условий. В одном случае целесообразно концентрировать товары и услуги в одном месте на крупных торговых объектах различного формата, в другом — максимальное приближение товара к местам проживания покупателей; необходимо соблюдать ба­ланс интереса покупателя и торговой организации.

Таким образом, подводя итоги первой главы можно сказать о том, что на сегодняшний день коммерческая деятельность понимается как совокупность коммерческих процессов, направленных на получение прибыли путем заключения успешных сделок, доведения товара до потребителя в соответствии с его требованиями и уровнем спроса. Эффективное ведение коммерческой деятельности на предприятии необходимо для минимизации рисков, затрат и становится основой труда работников, занятых в сфере розничной торговли.


Глава 2. Анализ коммерческой деятельности ООО «Лента»

2.1 Анализ организационной структуры супермаркета «Лента»

«Лента» - одна из крупнейших сетей розничной торговли, бы­ла основана российским предпринимателем Олегом Жеребцовым 25 октября 1993 года в Санкт-Петербурге. Головной офис находится так­же в Санкт-Петербурге. Первый магазин «Лента» формата Cash & Carry открылся в 1993 году в Санкт-Петербурге. Головная компания сети ООО «Лента» на 100 % принадлежит компании Lenta Ltd., зареги­стрированной на Британских Виргинских островах. Генеральным ди­ректором на сегодняшний день является Ян Дюннинг. Крупнейшими акционерами «Ленты» являются Европейский банк реконструкции и развития и TPG Capital. «Лента» имеет листинг на Лондонской фондо­вой бирже и Московской Бирже под торговым кодом «LNTA».

В 1999 году компания решает переформатировать сеть мага­зинов и открывает первый торговый центр в формате гипермаркет, площадью 2700 м2. В последующие семь лет было открыто ещё восемь гипермаркетов в Санкт-Петербурге, а 2006 год ознаменовался откры­тием первых гипермаркетов за пределами Санкт-Петербурга.

К концу 2016 года Лента завершила сделку по приобретению продовольственных активов компании Kesko — 11 гипермаркетов в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, работавших под брендом K-Ruoka. В декабре гипермаркеты открылись уже под брендом «Лен­та».

В торговую сеть по состоянию на февраль 2018 года входит 231 гипермаркет и 97 супермаркетов в 83 городах России, из которых 34 гипермаркета сети расположено в Санкт-Петербурге.

Общество является юридическим лицом и действует на осно­вании Устава, федерального закон «Об акционерных обществах», Гражданского кодекса и иного действующего законодательства.

Объектом исследования в данной курсовой работе является супермаркет «Лента».

Юридический адрес предприятия: 197374, Санкт-Петербург, Савушкина улица, 112. Полное наименование: Общество с ограничен­ной ответственностью «Лента», сокращенно ООО «Лента». Реквизиты расчетных счетов: ИНН 7814148471, ОГРН 1037832048605.


ООО «Лента» осуществляет и розничную, и оптовую торгов­лю, имеет линейно-функциональную структуру управления. Тип орга­низационной структуры управления супермаркета «Лента» представ­лен на рисунке 2.

Рисунок 2. Тип организационной структуры управления супермаркета «Лента»

Основными преимуществами линейно-функциональной структуры являются:

  • Линейные руководители больше не заняты решением вопро­сов, связанных с материально-техническим-обеспечением, планированием финансовых расчетов и др.;
  • Каждый из работников при такой организационной структуре подчинен только одному начальнику;

Недостатком структуры можно считать:

  • Каждое из звеньев не заинтересовано в достижении общей це­ли фирмы, а лишь в своей личной;
  • Отсутствует взаимодействие и тесная связь между производ­ственными подразделениями на горизонтальном уровне;
  • Слишком развитое взаимодействие по вертикали; Должностные обязанности каждого сотрудника строго регла­ментированы. В обязанности директора входит: проверка готовности магазина к работе; планирование, контроль и управление деятельно­стью магазина; подписание контрактов на поставку; прием на работу и увольнение сотрудников, проверка качества работы персонала. Часть обязанностей, в том числе работу с персоналом, за директора выпол­няет управляющий.

Администратор осуществляет управляющие функции и кон­тролирует работу торгового и вспомогательного персонала.

Бухгалтер занимается ведение бухгалтерского учета, подго­товка бухгалтерской отчетности и отчетов для контролирующих орга­нов.

Менеджер по персоналу управляет человеческими ресурсами, включая подбор персонала; создание кадрового резерва; делопроиз­водство и управление кадровым потенциалом.

Обязанности кассира: учет, прием, хранение и выдача денеж­ных средств покупателям с соблюдением правил, обеспечивающих их сохранность. Кассир-контролер должен обеспечивать бесперебойную работу всех кассовых аппаратов и также выполнять учет, прием, хра­нение и выдачу денежных средств.

Главными обязанностями продавца торгового зала пополнение и выкладка товаров на торговые стеллажи и полки, а также их попол­нение на торговых стеллажах и полках; осмотр товаров; обмен и при­ем товаров у поставщиков; консультирование покупателей; работа с ценниками; работа с кассовым аппаратом; участие в инвентаризации; обслуживание покупателей через прилавок в отделе кулинарии, рыб­ном и мясном отделах.


Обязанности товароведа следующие: формирование ассорти­мента товаров, составление заказов; контроль качества, сроков годно­сти товаров и др.; проверка сопроводительной документации; кон­троль наличия товаров в торговом зале и на складе; проверка условий хранения товаров; изучение спроса и тенденций его изменения.

Должностные обязанности охранников - обеспечивать поря­док и сохранность имущества магазина. Грузчики участвуют в склад­ских работах и осуществляют погрузочные и разгрузочные работы.

Уборщики ответственны за проведение уборки в соответствии с графиком во всех помещениях магазина.

Гипермаркеты «Лента» выпускают продукцию собственных торговых марок:

  • «Лента. Товары высокого качества» — различные то­вары;
  • «365 дней» — различные товары;
  • «Отличная цена!» — различные товары;
  • «HomeClub Family Center» — товары для дома;
  • «Bigga» — детские товары;
  • «FM Friend Made» — одежда и обувь;
  • «Lentel» — автомобильные и компьютерные аксессу­ары;
  • «Dolce Albero» — эксклюзивные продукты из Европы;
  • «Frelia» — косметика из Европы;
  • «Giardino Club» — товары для сада;
  • «Actico» — товары для спорта и активного отдыха.

Основными конкурентами торгового предприятия ООО «Лен­та» являются гипермаркеты «Окей», «Ашан», «Перекресток» и «Кару­сель».

На сайте компании размещена информация, что цены на това­ры в "Ленте" не менее чем на 5% ниже среднерыночных за счет ис­пользования преимуществ торгового формата. Основным преимуще­ством является сокращение затрат на складские помещения за счет размещения запасов в самом торговом зале. Сегодня формат "Ленты" - это сочетание базовых форматов мирового ритейла, - классический розничный крупноформатный гипермаркет, оптовый магазин и диска- унтер.

Открытие торговых центров в городах России обеспечивает приток дополнительных денежных средств в виде налоговых поступ­лений в бюджет регионов, позволяет создавать рабочие места, разви­вает сети местных производителей и поставщиков товаров. До 80% продаваемых в «Лента» товаров производится в России.

2.2 Анализ основных экономических показателей деятельности ООО «Лента»

Анализ основных показателей и экономического состояния ис­следуемого торгового предприятия необходимо начать с оценки ре­сурсного состояния предприятия. Динамика представлена ниже в фор­ме таблицы 1 за период 2017-2018 гг.