Файл: Роберт Немов Психология. Книга Общие основы психологии владос 2004 удк 159. 9(075. 8) Ббк 88я73.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 92
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема 1. Понятие и строение человеческой деятельности. Определение деятельности, ее основные характеристики. Отличие деятельности человека от активности животных. Деятельность и поведение. Структура человеческой деятельности. Мотивация деятельности. Внешние и внутренние компоненты деятельности.
Тема 2. Виды и развитие человеческой деятельности. Виды человеческой деятельности, их классификация. Особенности общения, игровой, учебной и трудовой деятельности. Главные направления развития деятельности. Преобразования в деятельности, которые происходят в процессе ее развития.
Тема 3. Деятельность и психические процессы. Деятельностиое происхождение высших психических функций. Познавательные процессы как внутренние моменты деятельности. Внешние (двигательные) и внутренние (психические) компоненты деятельности.
Тема 4. Умения, навыки и привычки. Понятия умения и навыка. Место умений и навыков в структуре деятельности. Формирование навыков и умений. Привычки и их роль в осуществлении деятельности
Измерение и изменение ощущений
Кроме качественных характеристик, отражающих воздействие специфических видов энергии, все ощущения обладают рядом общих количественных характеристик. Одна из них – абсолютный и относительный пороги ощущений.
Для того чтобы в результате действия раздражителя на органы чувств ощущение возникло, необходимо, чтобы вызывающий его стимул достиг определенной величины. Такая величина называется абсолютным нижним порогом ощущения или порогом чувствительности данной модальности
Тема 2. Виды и развитие человеческой деятельности. Виды человеческой деятельности, их классификация. Особенности общения, игровой, учебной и трудовой деятельности. Главные направления развития деятельности. Преобразования в деятельности, которые происходят в процессе ее развития.
Тема 3. Деятельность и психические процессы. Деятельностиое происхождение высших психических функций. Познавательные процессы как внутренние моменты деятельности. Внешние (двигательные) и внутренние (психические) компоненты деятельности.
Тема 4. Умения, навыки и привычки. Понятия умения и навыка. Место умений и навыков в структуре деятельности. Формирование навыков и умений. Привычки и их роль в осуществлении деятельности
Р. С. Немов. Психология. Книга 1. Общие основы психологии»
133
Темы для рефератов. Специфика человеческой деятельности. Виды деятельности человека. Психические процессы как формы деятельности. Образование умений и навыков.
Темы для самостоятельной исследовательской работы. Развитие деятельности человека в фило- и онтогенезе. Механизмы формирования и преобразования деятельности человека. Становление высших психических функций в процессе деятельности. Психологический анализ привычек людей
133
Темы для рефератов. Специфика человеческой деятельности. Виды деятельности человека. Психические процессы как формы деятельности. Образование умений и навыков.
Темы для самостоятельной исследовательской работы. Развитие деятельности человека в фило- и онтогенезе. Механизмы формирования и преобразования деятельности человека. Становление высших психических функций в процессе деятельности. Психологический анализ привычек людей
Р. С. Немов. Психология. Книга 1. Общие основы психологии»
134
Литература
I
Валлон А Психическое развитие ребенка. – М, 1967. Деятельность ребенка и его
развитие: 49–58. Игра и развитие ребенка 58–74. Развитие движений 125–151.)
Леонтьев АЛ. Деятельность. Сознание. Личность. – М, 1982 (1975). Проблема деятельности в психологии 73–123. Деятельность и сознание 124–158. Деятельность и личность 159–189.)
Обухова Л. Ф Концепция Жана Пиаже: за и против. – М, 1981. От действия к мысли
(в учении Ж. Пиаже): 42–53.)
Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии Вт Т. I. – М, 1989. Действие и
деятельность: 14–64. Игра 64–75. Учение Хрестоматия по ощущению и восприятию. – М, 1975. Роль движений в процессах
познания: 9–19. Развитие восприятия и деятельность 147–205.)
II
Выготский Л. С Собрание сочинений Вт Т. 3. – М, 1983. Проблемы развития
высших психических функций 6–164.)
Гиппенрейтер Ю. Б Введение в общую психологию курс лекций. – М, 1988. Психологическая теория деятельности 95–128.)
Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении. – М, 1972. Ж. Пиаже о роли действия
в мышлении 224–247.)
Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. – М, 1986. Деятельность, психика
и сознание Запорожец А. В Избранные психологические труды Вт Т. I. – М, 1986. (Развитие
восприятия и деятельность 112–153. Роль деятельности в психическом развитии ребенка:
235–247.)
Запорожец А. В Избранные психологические труды Вт Т. II. – М, 1986. (Развитие
произвольных движений 5–233. Роль речи в формировании и осуществлении произвольных
движений: 146–188. Установка и ее роль в регуляции движений 189–227.)
Зинченко ПИ Непроизвольное запоминание. – М, 1961. Непроизвольное запоминание и деятельность Общая психология. – М, 1986. Деятельность Познавательная активность в системе процессов памяти. – М, 1989. (Деятельностный
подход к памяти Белоус В. В. Темперамент и деятельность. Учебное пособие. – Пятигорск, 1990. Темперамент и деятельность 102–112.)
Бернштейн НА Очерки по физиологии движений и физиологии активности. – М. К истории изучения движений 29–38. О построении движений 79–101. Природа
навыка и тренировка 160–170.)
134
Литература
I
Валлон А Психическое развитие ребенка. – М, 1967. Деятельность ребенка и его
развитие: 49–58. Игра и развитие ребенка 58–74. Развитие движений 125–151.)
Леонтьев АЛ. Деятельность. Сознание. Личность. – М, 1982 (1975). Проблема деятельности в психологии 73–123. Деятельность и сознание 124–158. Деятельность и личность 159–189.)
Обухова Л. Ф Концепция Жана Пиаже: за и против. – М, 1981. От действия к мысли
(в учении Ж. Пиаже): 42–53.)
Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии Вт Т. I. – М, 1989. Действие и
деятельность: 14–64. Игра 64–75. Учение Хрестоматия по ощущению и восприятию. – М, 1975. Роль движений в процессах
познания: 9–19. Развитие восприятия и деятельность 147–205.)
II
Выготский Л. С Собрание сочинений Вт Т. 3. – М, 1983. Проблемы развития
высших психических функций 6–164.)
Гиппенрейтер Ю. Б Введение в общую психологию курс лекций. – М, 1988. Психологическая теория деятельности 95–128.)
Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении. – М, 1972. Ж. Пиаже о роли действия
в мышлении 224–247.)
Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. – М, 1986. Деятельность, психика
и сознание Запорожец А. В Избранные психологические труды Вт Т. I. – М, 1986. (Развитие
восприятия и деятельность 112–153. Роль деятельности в психическом развитии ребенка:
235–247.)
Запорожец А. В Избранные психологические труды Вт Т. II. – М, 1986. (Развитие
произвольных движений 5–233. Роль речи в формировании и осуществлении произвольных
движений: 146–188. Установка и ее роль в регуляции движений 189–227.)
Зинченко ПИ Непроизвольное запоминание. – М, 1961. Непроизвольное запоминание и деятельность Общая психология. – М, 1986. Деятельность Познавательная активность в системе процессов памяти. – М, 1989. (Деятельностный
подход к памяти Белоус В. В. Темперамент и деятельность. Учебное пособие. – Пятигорск, 1990. Темперамент и деятельность 102–112.)
Бернштейн НА Очерки по физиологии движений и физиологии активности. – М. К истории изучения движений 29–38. О построении движений 79–101. Природа
навыка и тренировка 160–170.)
Р. С. Немов. Психология. Книга 1. Общие основы психологии»
135
Беспалов Б. И Действие. Психологические механизмы визуального мышления. – М. Основные понятия теории действия (цель, действие, операция 10–45.)
Истомина З. М Развитие памяти. Учебно-методическое пособие. – М, 1978. Зависимость запоминания от характера деятельности История зарубежной психологии. е годы XX в. Тексты. – М, 1986. (Принципы
поведения (теория К. Халла): 38–59. Оперантное поведение (Б. Скиннер): 60–96.)
Коссов Б. Б Психомоторное развитие младших школьников. Методические разработки М, 1989.
Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. – М, Индивидуальный стиль деятельности 153–181, 197–208.)
Миллер Д, Галантер Ю, Прибрам К Планы и структура поведения. – М, Двигательные умения и навыки 100–115.)
Поддьяков Н. Н Мышление дошкольника. – М, 1977. Теория деятельности и
вопросы развития мышления 6–24.) Фельдштейн Д. И. Психология развития личности в
онтогенезе. – М, 1989. (Деятельность и развитие личности 72–125.)
135
Беспалов Б. И Действие. Психологические механизмы визуального мышления. – М. Основные понятия теории действия (цель, действие, операция 10–45.)
Истомина З. М Развитие памяти. Учебно-методическое пособие. – М, 1978. Зависимость запоминания от характера деятельности История зарубежной психологии. е годы XX в. Тексты. – М, 1986. (Принципы
поведения (теория К. Халла): 38–59. Оперантное поведение (Б. Скиннер): 60–96.)
Коссов Б. Б Психомоторное развитие младших школьников. Методические разработки М, 1989.
Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. – М, Индивидуальный стиль деятельности 153–181, 197–208.)
Миллер Д, Галантер Ю, Прибрам К Планы и структура поведения. – М, Двигательные умения и навыки 100–115.)
Поддьяков Н. Н Мышление дошкольника. – М, 1977. Теория деятельности и
вопросы развития мышления 6–24.) Фельдштейн Д. И. Психология развития личности в
онтогенезе. – М, 1989. (Деятельность и развитие личности 72–125.)
Р. С. Немов. Психология. Книга 1. Общие основы психологии»
136
Глава 7. Ощущения и восприятие
Краткое содержание
Понятие об ощущениях Представление об ощущениях. Происхождение ощущений. Виды ощущений. Значение ощущений в жизни человека. Физические характеристики среды, порождающие ощущения. Многообразие ощущений и отражение множества значимых для человека свойств среды его обитания. Связь различных ощущений с объективными свойствами среды. Ощущения света как отражение электромагнитных волн. Качественное кодирование этих волн в цвете. Ощущения слуха как отражение колебаний давления воздуха. Специфика обонятельных, осязательных, вкусовых ощущений. Кинестетические ощущения. Субсенсорные ощущения, их значение и экспериментальные доказательства суще- ствования.
Измерение и изменение ощущений Количественные характеристики ощущений.
Понятия чувствительности, абсолютного и относительного порогов ощущений. Психометрическая кривая. Примеры пороговых значений ощущений разных модальностей. Константа
Вебера. Закон Вебера – Фехнера. Изменчивость абсолютного и относительного порогов ощущений. Адаптация и сенсибилизация органов чувств.
Восприятие, его виды и свойства Отличие восприятия от ощущений. Явление объективизации в восприятии. Основные свойства образа восприятия предметность, константность, целостность, категориальность. Факторы, определяющие интеграцию ощущений в целостные зрительные образы близость воспринимаемых элементов друг к другу, их сходство, естественное продолжение и замкнутость. Особенности восприятия человеком осмысленных плоскостных изображений. Восприятие человеком лица другого человека. Иллюзии зрительного восприятия. Восприятие пространства, времени и движения. Механизмы восприятия формы предметов и их величины. Восприятие глубины и удаленности, направления и скорости движений. Восприятие времени.
Законы восприятия Движение и его роль в различных видах восприятия. Устойчивость образов восприятия. Значение умозаключений и жизненного опыта в восприятии.
Восприятие и механизмы работы мозга. Восприятие, научение и мышление. Последовательность перцептивных актов, включенных в процесс восприятия. Развитие восприятия у детей.
Понятие об ощущениях
Ощущения считаются самыми простыми из всех психических явлений. Они представляют собой осознаваемый, субъективно представленный в голове человека или неосо- знаваемый, но действующий на его поведение продукт переработки центральной нервной системой значимых раздражителей, возникающих во внутренней или внешней среде. Способность к ощущениям имеется у всех живых существ, обладающих нервной системой. Что же касается осознаваемых ощущений, то они есть только у живых существ, имеющих головной мозги кору головного мозга. Это, в частности, доказывается тем, что при торможении деятельности высших отделов центральной нервной системы, временном отключении работы коры головного мозга естественным путем или с помощью биохимических препаратов человек утрачивает состояние сознания и вместе с ним способность иметь ощущения,
т. е. чувствовать, осознанно воспринимать мир. Такое происходит, например, вовремя сна,
при наркозе, при болезненных нарушениях сознания
136
Глава 7. Ощущения и восприятие
Краткое содержание
Понятие об ощущениях Представление об ощущениях. Происхождение ощущений. Виды ощущений. Значение ощущений в жизни человека. Физические характеристики среды, порождающие ощущения. Многообразие ощущений и отражение множества значимых для человека свойств среды его обитания. Связь различных ощущений с объективными свойствами среды. Ощущения света как отражение электромагнитных волн. Качественное кодирование этих волн в цвете. Ощущения слуха как отражение колебаний давления воздуха. Специфика обонятельных, осязательных, вкусовых ощущений. Кинестетические ощущения. Субсенсорные ощущения, их значение и экспериментальные доказательства суще- ствования.
Измерение и изменение ощущений Количественные характеристики ощущений.
Понятия чувствительности, абсолютного и относительного порогов ощущений. Психометрическая кривая. Примеры пороговых значений ощущений разных модальностей. Константа
Вебера. Закон Вебера – Фехнера. Изменчивость абсолютного и относительного порогов ощущений. Адаптация и сенсибилизация органов чувств.
Восприятие, его виды и свойства Отличие восприятия от ощущений. Явление объективизации в восприятии. Основные свойства образа восприятия предметность, константность, целостность, категориальность. Факторы, определяющие интеграцию ощущений в целостные зрительные образы близость воспринимаемых элементов друг к другу, их сходство, естественное продолжение и замкнутость. Особенности восприятия человеком осмысленных плоскостных изображений. Восприятие человеком лица другого человека. Иллюзии зрительного восприятия. Восприятие пространства, времени и движения. Механизмы восприятия формы предметов и их величины. Восприятие глубины и удаленности, направления и скорости движений. Восприятие времени.
Законы восприятия Движение и его роль в различных видах восприятия. Устойчивость образов восприятия. Значение умозаключений и жизненного опыта в восприятии.
Восприятие и механизмы работы мозга. Восприятие, научение и мышление. Последовательность перцептивных актов, включенных в процесс восприятия. Развитие восприятия у детей.
Понятие об ощущениях
Ощущения считаются самыми простыми из всех психических явлений. Они представляют собой осознаваемый, субъективно представленный в голове человека или неосо- знаваемый, но действующий на его поведение продукт переработки центральной нервной системой значимых раздражителей, возникающих во внутренней или внешней среде. Способность к ощущениям имеется у всех живых существ, обладающих нервной системой. Что же касается осознаваемых ощущений, то они есть только у живых существ, имеющих головной мозги кору головного мозга. Это, в частности, доказывается тем, что при торможении деятельности высших отделов центральной нервной системы, временном отключении работы коры головного мозга естественным путем или с помощью биохимических препаратов человек утрачивает состояние сознания и вместе с ним способность иметь ощущения,
т. е. чувствовать, осознанно воспринимать мир. Такое происходит, например, вовремя сна,
при наркозе, при болезненных нарушениях сознания
Р. С. Немов. Психология. Книга 1. Общие основы психологии»
137
В эволюции живых существ ощущения возникли на основе первичной раздражимости,
представляющей собой свойство живой материи избирательно реагировать на биологически значимые воздействия среды изменением своего внутреннего состояния и внешнего поведения. По своему происхождению ощущения с самого начала были связаны с деятельностью организма, с необходимостью удовлетворения его биологических потребностей. Жизненная роль ощущений состоит в том, чтобы своевременно и быстро доводить до центральной нервной системы как главного органа управления деятельностью сведения о состоянии внешней и внутренней среды, наличии в ней биологически значимых факторов.
Ощущения в своем качестве и многообразии отражают разнообразие значимых для человека свойств окружающей среды. Органы чувств, или анализаторы человека, с рождения приспособлены для восприятия и переработки разнообразных видов энергии в форме
стимулов-раздражителей (физических, химических, механических и других воздействий).
Виды ощущений отражают своеобразие тех стимулов, которые их порождают. Эти стимулы, будучи связанными с различными видами энергии, вызывают соответствующие ощущения разного качества зрительные, слуховые, кожные (ощущения прикосновения,
давления, боли, тепла, холода и др, вкусовые, обонятельные. Информацию о состоянии мышечной системы нам предоставляют проприоцептивные ощущения, отмечающие степень сокращения или расслабления мышц о положении тела относительно направленности сил гравитации свидетельствуют ощущения равновесия. Те и другие обычно не осознаются.
Сигналы, поступающие из внутренних органов, менее заметны, в большинстве случаев, за исключением болезненных, не осознаются, но также воспринимаются и перерабатываются центральной нервной системой. Соответствующие ощущения называют интеро-
цептивными. Информация из внутренних органов непрерывным потоком поступает в мозг,
сообщая ему о состояниях внутренней среды, таких, как наличие в ней биологически полезных или вредных веществ, температура тела, химический состав имеющихся в нем жидкостей, давление и многие другие. У человека есть, кроме того, несколько специфических видов ощущений, которые несут в себе информацию о времени, ускорении, вибрации, некоторых других сравнительно редких явлениях, имеющих определенное жизненное значение.
По современным данным мозг человека представляет собой сложнейшую, самообучающуюся вычислительную и одновременно аналоговую машину, работающую по генотипически обусловленными прижизненно приобретенным программам, которые непрерывно совершенствуются под влиянием поступающей информации. Перерабатывая эту информацию,
мозг человека принимает решения, дает команды и контролирует их выполнение.
Далеко не все существующие виды энергии, даже если они жизненно значимые, человек воспринимает в виде ощущений. К некоторым из них, например радиационной, он психологически нечувствителен вообще. Сюда же можно отнести инфракрасные и ультрафиолетовые лучи, радиоволны, находящиеся за пределами диапазона, вызывающего ощущения, незначительные, не воспринимаемые ухом колебания давления воздуха. Следовательно,
человек в виде ощущений получает небольшую, наиболее значимую часть той информации и энергии, которые воздействуют на его организм.
Порождают ощущения обычно электромагнитные волны находящиеся в пределах значительного диапазона – от коротких космических лучей с длиной волны около 4×10
_18 см до радиоволн с длиной волны, измеряемой многими километрами. Длина волны как количественная характеристика электромагнитной энергии субъективно представлена человеку в виде качественно разнообразных ощущений. Например, те электромагнитные волны, которые отражает зрительная система, располагаются в диапазоне от 380 до 780 миллиардных долей метра ив совокупности занимают весьма ограниченную часть электромагнитного спектра. Волны, находящиеся внутри этого диапазона и различающиеся по длине, порождают в свою очередь ощущения различного цвета (табл. 7).
137
В эволюции живых существ ощущения возникли на основе первичной раздражимости,
представляющей собой свойство живой материи избирательно реагировать на биологически значимые воздействия среды изменением своего внутреннего состояния и внешнего поведения. По своему происхождению ощущения с самого начала были связаны с деятельностью организма, с необходимостью удовлетворения его биологических потребностей. Жизненная роль ощущений состоит в том, чтобы своевременно и быстро доводить до центральной нервной системы как главного органа управления деятельностью сведения о состоянии внешней и внутренней среды, наличии в ней биологически значимых факторов.
Ощущения в своем качестве и многообразии отражают разнообразие значимых для человека свойств окружающей среды. Органы чувств, или анализаторы человека, с рождения приспособлены для восприятия и переработки разнообразных видов энергии в форме
стимулов-раздражителей (физических, химических, механических и других воздействий).
Виды ощущений отражают своеобразие тех стимулов, которые их порождают. Эти стимулы, будучи связанными с различными видами энергии, вызывают соответствующие ощущения разного качества зрительные, слуховые, кожные (ощущения прикосновения,
давления, боли, тепла, холода и др, вкусовые, обонятельные. Информацию о состоянии мышечной системы нам предоставляют проприоцептивные ощущения, отмечающие степень сокращения или расслабления мышц о положении тела относительно направленности сил гравитации свидетельствуют ощущения равновесия. Те и другие обычно не осознаются.
Сигналы, поступающие из внутренних органов, менее заметны, в большинстве случаев, за исключением болезненных, не осознаются, но также воспринимаются и перерабатываются центральной нервной системой. Соответствующие ощущения называют интеро-
цептивными. Информация из внутренних органов непрерывным потоком поступает в мозг,
сообщая ему о состояниях внутренней среды, таких, как наличие в ней биологически полезных или вредных веществ, температура тела, химический состав имеющихся в нем жидкостей, давление и многие другие. У человека есть, кроме того, несколько специфических видов ощущений, которые несут в себе информацию о времени, ускорении, вибрации, некоторых других сравнительно редких явлениях, имеющих определенное жизненное значение.
По современным данным мозг человека представляет собой сложнейшую, самообучающуюся вычислительную и одновременно аналоговую машину, работающую по генотипически обусловленными прижизненно приобретенным программам, которые непрерывно совершенствуются под влиянием поступающей информации. Перерабатывая эту информацию,
мозг человека принимает решения, дает команды и контролирует их выполнение.
Далеко не все существующие виды энергии, даже если они жизненно значимые, человек воспринимает в виде ощущений. К некоторым из них, например радиационной, он психологически нечувствителен вообще. Сюда же можно отнести инфракрасные и ультрафиолетовые лучи, радиоволны, находящиеся за пределами диапазона, вызывающего ощущения, незначительные, не воспринимаемые ухом колебания давления воздуха. Следовательно,
человек в виде ощущений получает небольшую, наиболее значимую часть той информации и энергии, которые воздействуют на его организм.
Порождают ощущения обычно электромагнитные волны находящиеся в пределах значительного диапазона – от коротких космических лучей с длиной волны около 4×10
_18 см до радиоволн с длиной волны, измеряемой многими километрами. Длина волны как количественная характеристика электромагнитной энергии субъективно представлена человеку в виде качественно разнообразных ощущений. Например, те электромагнитные волны, которые отражает зрительная система, располагаются в диапазоне от 380 до 780 миллиардных долей метра ив совокупности занимают весьма ограниченную часть электромагнитного спектра. Волны, находящиеся внутри этого диапазона и различающиеся по длине, порождают в свою очередь ощущения различного цвета (табл. 7).
Р. С. Немов. Психология. Книга 1. Общие основы психологии»
138
Таблица 7. Связь между зрительно воспринимаемой длиной волны и субъективным ощущением цвета
Ухо человека реагирует, в отличие от глаза, на механические воздействия связанные с изменениями атмосферного давления. Колебания давления воздуха, следующие с определенной частотой и характеризующиеся периодическими появлениями областей высокого и низкого давления, воспринимаются нами как звуки определенной высоты и громкости.
Существует специальная физическая единица, посредством которой оценивается частота колебаний воздуха в секунду, – герц, численно равная одному колебанию, совершаемому за секунду.
Чем больше частота колебаний давления воздуха, тем выше воспринимаемый нами звук. Человек обладает способностью слышать звуки, при которых частота колебаний давления воздуха находится в пределах диапазона от 20 до 20 000 Гц. Приведем пример для сравнения такой музыкальный инструмент, как фортепиано, способен порождать звуки с частотой в диапазоне от 27 до 4 200 Гц. Размах частоты колебаний воздуха, воспринимаемых разными живыми существами в виде ощущений, весьма различен. Летучие мыши и собаки способны слышать намного более высокие звуки, чем человек.
Заметим, что субъективно воспринимаемая человеком высота звука зависит не только от частоты колебаний давления воздуха. На нее оказывает влияние и сила звука, или его интенсивность, те. разность давлений между самой высокой и самой низкой точками, отражающими величину давления воздуха (рис. 33, параметр амплитуды. Более сильный звук иногда воспринимается как более высокий, и наоборот
138
Таблица 7. Связь между зрительно воспринимаемой длиной волны и субъективным ощущением цвета
Ухо человека реагирует, в отличие от глаза, на механические воздействия связанные с изменениями атмосферного давления. Колебания давления воздуха, следующие с определенной частотой и характеризующиеся периодическими появлениями областей высокого и низкого давления, воспринимаются нами как звуки определенной высоты и громкости.
Существует специальная физическая единица, посредством которой оценивается частота колебаний воздуха в секунду, – герц, численно равная одному колебанию, совершаемому за секунду.
Чем больше частота колебаний давления воздуха, тем выше воспринимаемый нами звук. Человек обладает способностью слышать звуки, при которых частота колебаний давления воздуха находится в пределах диапазона от 20 до 20 000 Гц. Приведем пример для сравнения такой музыкальный инструмент, как фортепиано, способен порождать звуки с частотой в диапазоне от 27 до 4 200 Гц. Размах частоты колебаний воздуха, воспринимаемых разными живыми существами в виде ощущений, весьма различен. Летучие мыши и собаки способны слышать намного более высокие звуки, чем человек.
Заметим, что субъективно воспринимаемая человеком высота звука зависит не только от частоты колебаний давления воздуха. На нее оказывает влияние и сила звука, или его интенсивность, те. разность давлений между самой высокой и самой низкой точками, отражающими величину давления воздуха (рис. 33, параметр амплитуды. Более сильный звук иногда воспринимается как более высокий, и наоборот
Р. С. Немов. Психология. Книга 1. Общие основы психологии»
139
Рис. 33. График, иллюстрирующий колебания воздуха, воспринимаемые в виде
ощущений звука, и основные параметры этих колебаний, от которых зависят возникающие ощущения
Для оценки субъективной громкости воспринимаемого звука также предложена специальная шкала, единицей которой является децибел. Чтобы представить себе громкость звука, соответствующего этой единице, обратимся к табл. 8, где в децибелах показана громкость ряда известных нам звуков.
Таблица 8. Средняя громкость разных звуков, выраженная в децибелах
139
Рис. 33. График, иллюстрирующий колебания воздуха, воспринимаемые в виде
ощущений звука, и основные параметры этих колебаний, от которых зависят возникающие ощущения
Для оценки субъективной громкости воспринимаемого звука также предложена специальная шкала, единицей которой является децибел. Чтобы представить себе громкость звука, соответствующего этой единице, обратимся к табл. 8, где в децибелах показана громкость ряда известных нам звуков.
Таблица 8. Средняя громкость разных звуков, выраженная в децибелах
Р. С. Немов. Психология. Книга 1. Общие основы психологии»
140
Заметим, что длительные и сильные воздействия физических стимулов на наши органы чувств способны вызывать определенные нарушения в их функционировании.
Например, глаз, подвергаемый воздействию сильного света в течение длительного времени,
слепнет; при воздействии на орган слуха длительных и сильных звуков, амплитуда колебаний которых превышает 90 дб, может наступить временная потеря слуха. Такое нарушение нередко встречается у любителей и исполнителей современных эстрадных молодежных песен и произведений на электромузыкальных инструментах.
Обоняние – вид чувствительности, порождающий специфические ощущения запаха.
Это одно из наиболее древних, простых, но жизненно важных ощущений. Анатомически орган обоняния расположен у большинства живых существ в наиболее выгодном месте впереди, в выдающейся части тела. Путь от рецепторов обоняния до тех мозговых структур,
где принимаются и перерабатываются получаемые от них импульсы, наиболее короткий.
Нервные волокна, отходящие от обонятельных рецепторов, непосредственно без промежуточных переключений попадают в головной мозг.
Часть мозга, которая называется обонятельной, также является и наиболее древней, и чем ниже живое существо стоит на эволюционной лестнице, тем большее пространство в массе головного мозга она занимает. У рыб, например, обонятельный мозг охватывает практически всю поверхность полушарий, у собак – около одной ее трети, у человека его относительная доля в объеме всех мозговых структур равна примерно одной двадцатой части.
Указанные различия соответствуют развитости других органов чувств и тому жизненному значению, которое данный вид ощущений имеет для живых существ. Для некоторых видов животных значение обоняния выходит за пределы восприятия запахов. У насекомых и высших обезьян обоняние также служит средством внутривидового общения.
Следующий вид ощущений – вкусовые – имеет четыре основные модальности сладкое, соленое, кислое и горькое. Все остальные ощущения вкуса представляют собой разнообразные сочетания этих четырех основных.
Кожная чувствительность, или осязание – это наиболее широко представленный и распространенный вид чувствительности. Всем нам знакомое ощущение, возникающее при прикосновении какого-либо предмета к поверхности кожи, не представляет собой элементарного осязательного ощущения. Оно есть результат сложного комбинирования четырех других, более простых видов ощущений давления, боли, тепла и холода, причем для каж-
140
Заметим, что длительные и сильные воздействия физических стимулов на наши органы чувств способны вызывать определенные нарушения в их функционировании.
Например, глаз, подвергаемый воздействию сильного света в течение длительного времени,
слепнет; при воздействии на орган слуха длительных и сильных звуков, амплитуда колебаний которых превышает 90 дб, может наступить временная потеря слуха. Такое нарушение нередко встречается у любителей и исполнителей современных эстрадных молодежных песен и произведений на электромузыкальных инструментах.
Обоняние – вид чувствительности, порождающий специфические ощущения запаха.
Это одно из наиболее древних, простых, но жизненно важных ощущений. Анатомически орган обоняния расположен у большинства живых существ в наиболее выгодном месте впереди, в выдающейся части тела. Путь от рецепторов обоняния до тех мозговых структур,
где принимаются и перерабатываются получаемые от них импульсы, наиболее короткий.
Нервные волокна, отходящие от обонятельных рецепторов, непосредственно без промежуточных переключений попадают в головной мозг.
Часть мозга, которая называется обонятельной, также является и наиболее древней, и чем ниже живое существо стоит на эволюционной лестнице, тем большее пространство в массе головного мозга она занимает. У рыб, например, обонятельный мозг охватывает практически всю поверхность полушарий, у собак – около одной ее трети, у человека его относительная доля в объеме всех мозговых структур равна примерно одной двадцатой части.
Указанные различия соответствуют развитости других органов чувств и тому жизненному значению, которое данный вид ощущений имеет для живых существ. Для некоторых видов животных значение обоняния выходит за пределы восприятия запахов. У насекомых и высших обезьян обоняние также служит средством внутривидового общения.
Следующий вид ощущений – вкусовые – имеет четыре основные модальности сладкое, соленое, кислое и горькое. Все остальные ощущения вкуса представляют собой разнообразные сочетания этих четырех основных.
Кожная чувствительность, или осязание – это наиболее широко представленный и распространенный вид чувствительности. Всем нам знакомое ощущение, возникающее при прикосновении какого-либо предмета к поверхности кожи, не представляет собой элементарного осязательного ощущения. Оно есть результат сложного комбинирования четырех других, более простых видов ощущений давления, боли, тепла и холода, причем для каж-
Р. С. Немов. Психология. Книга 1. Общие основы психологии»
141
дого из них существует специфический вид рецепторов, неравномерно расположенных в различных участках кожной поверхности.
Наличие таких рецепторов можно обнаружить практически на всех участках кожи.
Однако специализированность кожных рецепторов до сих пор точно установить неуда- лось. Неясно, существуют ли рецепторы, исключительно предназначенные для восприятия одного воздействия, порождающие дифференцированные ощущения давления, боли, холода или тепла, или качество возникающего ощущения может меняться в зависимости от состояния одного итого же рецептора, а также от специфики воздействующего на него свойства.
Известно только, что сила и качество кожных ощущений сами по себе относительны. Например, при одновременном воздействии на поверхность одного участка кожи теплой водой ее температура воспринимается по-разному в зависимости оттого, какой водой мы воздействуем на соседний участок кожи. Если она холодная, тона первом участке кожи возникает ощущение тепла, если она горячая, то ощущение холода. Температурные рецепторы имеют,
как правило, два пороговых значения они реагируют на высокие и низкие по величине воздействия, ноне отзываются на средние.
На примерах кинестетических ощущений и ощущений равновесия можно подтвердить тот факт, что далеко не все ощущения являются осознаваемыми. В повседневной речи,
которой мы пользуемся, отсутствует слово, обозначающее ощущения, идущие, например,
от рецепторов, расположенных в мышцах и работающих при их сокращении или растяжении. Тем не менее эти ощущения все же существуют, обеспечивая управление движениями,
оценку направления и скорости движения, величину расстояния. Они формируются автоматически, поступают в мозги регулируют движения на подсознательном уровне. Для их обозначения в науке принято слово, которое происходит от понятия движение, – кинетика, и их поэтому называют кинестетическими.
Без ощущений подобного рода мы бы испытывали большие трудности, связанные с одновременным согласованием движений различных частей тела, сохранением позы, равновесия, контролем различных непроизвольных движений (безусловно-рефлекторные реакции, навыки и т. п, потому что все они включают в себя такие двигательные моменты, которые выполняются автоматически и очень быстро. Кроме мышц рецепторы кинестетических ощущений находятся в других органах. Например, формирование ощущений, которые способствуют поддержанию и сохранению равновесия, происходит благодаря наличию особых рецепторов равновесия, имеющихся во внутреннем ухе. От работы этих рецепторов зависит чувство ускорения или замедления движений.
Существуют данные о том, что и с помощью обычных органов чувств человек воспринимает раздражители, находящиеся за нижним порогом его чувствительности. Эти раздражители (их называют субсенсорные) способны оказывать влияние даже на осознаваемые ощущения. Это доказывает существование у человека восприимчивости к неощущаемым сознательно раздражителям. С помощью такой чувствительности мы уточняем, например,
локализацию звука. Физиолог Г. В. Герпгуни, в частности, пишет, что сразу после контузии,
когда слуховые ощущения либо полностью отсутствуют, либо появляются только привоз- действии очень сильных звуков, возникают такие ответные реакции организма, как изменение спонтанной электрической активности коры головного мозга – появление ритмов более высоких частот изменение разности потенциалов кожи (кожно-гальваническая реакция)
и улитко-зрачковый рефлекс – изменение диаметра зрачка при действии звука»
25
Зона неслышимых звуков, вызывающих улитко-зрачковый рефлекс, была названа Гер- пгуни «субсенсорной областью. На стадиях постепенного восстановления слуха эта зона Гершуни Г. В, Соколов Е. Н Объективные изменения чувствительности и субсенсорная ее область // Хрестоматия по ощущению и восприятию. – МС Р. С. Немов. Психология. Книга 1. Общие основы психологии»
142
увеличивается, а при полной нормализации уменьшается. Подобным же образом ведут себя другие непроизвольные реакции, регистрируемые входе патологического процесса. В норме пределы субсенсорной области существенно зависят от состояния человека и для улитко- зрачкового рефлекса колеблются в пределах от 5 до 12 дб.
Все виды ощущений возникают в результате воздействия соответствующих стиму- лов-раздражителей на органы чувств. Однако ощущение возникает не сразу, как только нужный стимул начал действовать. Между началом действия раздражителя и появлением ощущения проходит определенное время. Оно называется латентным периодом. Вовремя латентного периода происходит преобразование энергии воздействующих стимулов в нервные импульсы, их прохождение по специфическими неспецифическим структурам нервной системы, переключение с одного уровня нервной системы на другой. По длительности латентного периода можно судить об афферентных структурах центральной нервной системы, через которые, прежде чем попасть в кору головного мозга, проходят нервные импульсы.
141
дого из них существует специфический вид рецепторов, неравномерно расположенных в различных участках кожной поверхности.
Наличие таких рецепторов можно обнаружить практически на всех участках кожи.
Однако специализированность кожных рецепторов до сих пор точно установить неуда- лось. Неясно, существуют ли рецепторы, исключительно предназначенные для восприятия одного воздействия, порождающие дифференцированные ощущения давления, боли, холода или тепла, или качество возникающего ощущения может меняться в зависимости от состояния одного итого же рецептора, а также от специфики воздействующего на него свойства.
Известно только, что сила и качество кожных ощущений сами по себе относительны. Например, при одновременном воздействии на поверхность одного участка кожи теплой водой ее температура воспринимается по-разному в зависимости оттого, какой водой мы воздействуем на соседний участок кожи. Если она холодная, тона первом участке кожи возникает ощущение тепла, если она горячая, то ощущение холода. Температурные рецепторы имеют,
как правило, два пороговых значения они реагируют на высокие и низкие по величине воздействия, ноне отзываются на средние.
На примерах кинестетических ощущений и ощущений равновесия можно подтвердить тот факт, что далеко не все ощущения являются осознаваемыми. В повседневной речи,
которой мы пользуемся, отсутствует слово, обозначающее ощущения, идущие, например,
от рецепторов, расположенных в мышцах и работающих при их сокращении или растяжении. Тем не менее эти ощущения все же существуют, обеспечивая управление движениями,
оценку направления и скорости движения, величину расстояния. Они формируются автоматически, поступают в мозги регулируют движения на подсознательном уровне. Для их обозначения в науке принято слово, которое происходит от понятия движение, – кинетика, и их поэтому называют кинестетическими.
Без ощущений подобного рода мы бы испытывали большие трудности, связанные с одновременным согласованием движений различных частей тела, сохранением позы, равновесия, контролем различных непроизвольных движений (безусловно-рефлекторные реакции, навыки и т. п, потому что все они включают в себя такие двигательные моменты, которые выполняются автоматически и очень быстро. Кроме мышц рецепторы кинестетических ощущений находятся в других органах. Например, формирование ощущений, которые способствуют поддержанию и сохранению равновесия, происходит благодаря наличию особых рецепторов равновесия, имеющихся во внутреннем ухе. От работы этих рецепторов зависит чувство ускорения или замедления движений.
Существуют данные о том, что и с помощью обычных органов чувств человек воспринимает раздражители, находящиеся за нижним порогом его чувствительности. Эти раздражители (их называют субсенсорные) способны оказывать влияние даже на осознаваемые ощущения. Это доказывает существование у человека восприимчивости к неощущаемым сознательно раздражителям. С помощью такой чувствительности мы уточняем, например,
локализацию звука. Физиолог Г. В. Герпгуни, в частности, пишет, что сразу после контузии,
когда слуховые ощущения либо полностью отсутствуют, либо появляются только привоз- действии очень сильных звуков, возникают такие ответные реакции организма, как изменение спонтанной электрической активности коры головного мозга – появление ритмов более высоких частот изменение разности потенциалов кожи (кожно-гальваническая реакция)
и улитко-зрачковый рефлекс – изменение диаметра зрачка при действии звука»
25
Зона неслышимых звуков, вызывающих улитко-зрачковый рефлекс, была названа Гер- пгуни «субсенсорной областью. На стадиях постепенного восстановления слуха эта зона Гершуни Г. В, Соколов Е. Н Объективные изменения чувствительности и субсенсорная ее область // Хрестоматия по ощущению и восприятию. – МС Р. С. Немов. Психология. Книга 1. Общие основы психологии»
142
увеличивается, а при полной нормализации уменьшается. Подобным же образом ведут себя другие непроизвольные реакции, регистрируемые входе патологического процесса. В норме пределы субсенсорной области существенно зависят от состояния человека и для улитко- зрачкового рефлекса колеблются в пределах от 5 до 12 дб.
Все виды ощущений возникают в результате воздействия соответствующих стиму- лов-раздражителей на органы чувств. Однако ощущение возникает не сразу, как только нужный стимул начал действовать. Между началом действия раздражителя и появлением ощущения проходит определенное время. Оно называется латентным периодом. Вовремя латентного периода происходит преобразование энергии воздействующих стимулов в нервные импульсы, их прохождение по специфическими неспецифическим структурам нервной системы, переключение с одного уровня нервной системы на другой. По длительности латентного периода можно судить об афферентных структурах центральной нервной системы, через которые, прежде чем попасть в кору головного мозга, проходят нервные импульсы.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Измерение и изменение ощущений
Кроме качественных характеристик, отражающих воздействие специфических видов энергии, все ощущения обладают рядом общих количественных характеристик. Одна из них – абсолютный и относительный пороги ощущений.
Для того чтобы в результате действия раздражителя на органы чувств ощущение возникло, необходимо, чтобы вызывающий его стимул достиг определенной величины. Такая величина называется абсолютным нижним порогом ощущения или порогом чувствительности данной модальности
Р. С. Немов. Психология. Книга 1. Общие основы психологии»
143
Рис. 34. Общий вид психометрической кривой
Переход от невоспринимаемых стимулов, не вызывающих ощущения, к воспринимаемым, порождающим его, происходит не постепенно, а скачкообразно. Если воздействие уже почти достигло порогового значения, то достаточно бывает едва заметно изменить величину воздействующего стимула, чтобы он из полностью невоспринимаемого превратился в полностью воспринимаемый.
Вместе стем даже весьма значительные изменения величины стимулов в пределах допорогового диапазона не порождают никаких ощущений, за исключением рассмотренных выше субсенсорных стимулов и соответственно субсенсорных ощущений. Точно также существенные изменения значения уже достаточно сильных, запороговых стимулов также могут не вызвать никаких изменений в уже имеющихся ощущениях они, вероятно, переходят в болевые или просто перестают восприниматься как ощущения определенной модальности. Эта закономерность в виде специальной кривой, которую в психофизике называют
психометрической, показана на рис. Психометрическая кривая может быть получена для различных органов чувств и всех видов ощущений. Пунктирной вертикальной линией на рисунке представлено значение стимула, примерно соответствующее 50 % случаев возникновения и отсутствия ощущений. Это значение обычно и принимается за абсолютный порог
143
Рис. 34. Общий вид психометрической кривой
Переход от невоспринимаемых стимулов, не вызывающих ощущения, к воспринимаемым, порождающим его, происходит не постепенно, а скачкообразно. Если воздействие уже почти достигло порогового значения, то достаточно бывает едва заметно изменить величину воздействующего стимула, чтобы он из полностью невоспринимаемого превратился в полностью воспринимаемый.
Вместе стем даже весьма значительные изменения величины стимулов в пределах допорогового диапазона не порождают никаких ощущений, за исключением рассмотренных выше субсенсорных стимулов и соответственно субсенсорных ощущений. Точно также существенные изменения значения уже достаточно сильных, запороговых стимулов также могут не вызвать никаких изменений в уже имеющихся ощущениях они, вероятно, переходят в болевые или просто перестают восприниматься как ощущения определенной модальности. Эта закономерность в виде специальной кривой, которую в психофизике называют
психометрической, показана на рис. Психометрическая кривая может быть получена для различных органов чувств и всех видов ощущений. Пунктирной вертикальной линией на рисунке представлено значение стимула, примерно соответствующее 50 % случаев возникновения и отсутствия ощущений. Это значение обычно и принимается за абсолютный порог
Р. С. Немов. Психология. Книга 1. Общие основы психологии»
144
Для каждого вида ощущений существуют свои пороги. Некоторые из них качественно
(описательно) представлены в табл. 9, из которой следует, что чувствительность основных анализаторов человека к воздействиям различных физических стимулов довольно велика.
Таблица 9. Средние значения абсолютных порогов возникновения ощущений для
разных органов чувств человека
Приведем еще несколько примеров, показывающих, насколько велика чувствительность анализаторов человека, сославшись на высказывание известных психофизиков.
«Адаптированный к темноте глаз отвечает примерно на 7 квантов света Если бы глаз был еще более чувствителен….постоянный свет казался бы прерывистыми мы, без сомнения,
могли бы видеть химические процессы в самом глазу. Абсолютный порог для слуха также настолько мал, что, если бы ухо было лишь немного чувствительнее, мы могли бы слышать случайные удары молекул по барабанной перепонке. Иначе говоря, достаточно давлению воздуха сместить барабанную перепонку всего лишь на 0,0000000001 см, чтобы мы услышали звук. Слуховые клетки внутреннего уха обнаруживают движения, амплитуда которых составляет менее 1 % диаметра молекулы водорода. Абсолютный порог обонятельной клетки для сильно пахучих веществ равен примерно 8 молекулам этого вещества. Вкусовые ощущения порождаются числом молекул в тысячи раз большим.
Кроме величины абсолютного порога, ощущения характеризуются также относительным, или дифференциальным, порогом:
где: l – величина действующего стимула, Δl – его приращение, Δl – это величина, на которую должен быть изменен исходный, уже породивший ощущение стимул, чтобы человек действительно заметил, что он изменился. Дифференциальный порог ощущений для раз Кимбл Дж, Джармези Н Обнаружение пороговых сигналов и принятие решения // Хрестоматия по ощущению и восприятию. – МС Р. С. Немов. Психология. Книга 1. Общие основы психологии»
145
ных органов чувств различен, но для одного итого же анализатора он представляет собой постоянную величину, т. е.:
Этот факт был установлен французским ученым, создателем фотометрии П. Бугером,
подтвержден и уточнен немецким психофизиком Э. Вебером. В историю исследований по психофизике ощущений он, соответственно, вошел под двойным именным названием закон
Бугера – Вебера Сама же постоянная величина, выражающая отношение того приращения раздражителя к его исходному уровню, которое вызывает ощущение минимального изменения раздражителя, получила название константы Вебера. Ее значения для некоторых органов чувств человека приведены в табл. Таблица 10. Значение константы Вебера для разных органов чувств
Внимательно исследуя зависимость, которая существует между изменениями силы воздействующих на органы чувств человека раздражителей и соответствующими изменениями субъективной величины ощущений, немецкий ученый Г. Фехнер вывел закон, согласно которому изменение силы ощущения пропорционально десятичному логарифму изменения силы воздействующего раздражителя (рис. 35). Согласно этому закону, для того чтобы сила ощущения, имеющего условную исходную величину 0, стала равной 1, необходимо, чтобы величина первоначально вызвавшего его раздражителя возросла враз. Далее, для того чтобы ощущение, имеющее величину 1, возросло в три раза, нужно, чтобы исходный раздражитель, составляющий 10 единиц, стал равным 1000 единицами т. д, те. каждое последующее увеличение силы ощущения на единицу требует усиления раздражителя в десять раз.
Впоследствии, когда благодаря изобретению электронного микроскопа удалось провести тонкие исследования электрической активности отдельных нейронов, оказалось, что генерация электрических импульсов в рецепторе под действием раздражителя также подчиняется закону Вебера – Фехнера. Это свидетельствует о том, что данный закон своим происхождением обязан в основном электрохимическим процессам, происходящим в рецепторах и преобразующим воздействующую энергию в нервные импульсы. В математической форме обсуждаемая закономерность выражается так
144
Для каждого вида ощущений существуют свои пороги. Некоторые из них качественно
(описательно) представлены в табл. 9, из которой следует, что чувствительность основных анализаторов человека к воздействиям различных физических стимулов довольно велика.
Таблица 9. Средние значения абсолютных порогов возникновения ощущений для
разных органов чувств человека
Приведем еще несколько примеров, показывающих, насколько велика чувствительность анализаторов человека, сославшись на высказывание известных психофизиков.
«Адаптированный к темноте глаз отвечает примерно на 7 квантов света Если бы глаз был еще более чувствителен….постоянный свет казался бы прерывистыми мы, без сомнения,
могли бы видеть химические процессы в самом глазу. Абсолютный порог для слуха также настолько мал, что, если бы ухо было лишь немного чувствительнее, мы могли бы слышать случайные удары молекул по барабанной перепонке. Иначе говоря, достаточно давлению воздуха сместить барабанную перепонку всего лишь на 0,0000000001 см, чтобы мы услышали звук. Слуховые клетки внутреннего уха обнаруживают движения, амплитуда которых составляет менее 1 % диаметра молекулы водорода. Абсолютный порог обонятельной клетки для сильно пахучих веществ равен примерно 8 молекулам этого вещества. Вкусовые ощущения порождаются числом молекул в тысячи раз большим.
Кроме величины абсолютного порога, ощущения характеризуются также относительным, или дифференциальным, порогом:
где: l – величина действующего стимула, Δl – его приращение, Δl – это величина, на которую должен быть изменен исходный, уже породивший ощущение стимул, чтобы человек действительно заметил, что он изменился. Дифференциальный порог ощущений для раз Кимбл Дж, Джармези Н Обнаружение пороговых сигналов и принятие решения // Хрестоматия по ощущению и восприятию. – МС Р. С. Немов. Психология. Книга 1. Общие основы психологии»
145
ных органов чувств различен, но для одного итого же анализатора он представляет собой постоянную величину, т. е.:
Этот факт был установлен французским ученым, создателем фотометрии П. Бугером,
подтвержден и уточнен немецким психофизиком Э. Вебером. В историю исследований по психофизике ощущений он, соответственно, вошел под двойным именным названием закон
Бугера – Вебера Сама же постоянная величина, выражающая отношение того приращения раздражителя к его исходному уровню, которое вызывает ощущение минимального изменения раздражителя, получила название константы Вебера. Ее значения для некоторых органов чувств человека приведены в табл. Таблица 10. Значение константы Вебера для разных органов чувств
Внимательно исследуя зависимость, которая существует между изменениями силы воздействующих на органы чувств человека раздражителей и соответствующими изменениями субъективной величины ощущений, немецкий ученый Г. Фехнер вывел закон, согласно которому изменение силы ощущения пропорционально десятичному логарифму изменения силы воздействующего раздражителя (рис. 35). Согласно этому закону, для того чтобы сила ощущения, имеющего условную исходную величину 0, стала равной 1, необходимо, чтобы величина первоначально вызвавшего его раздражителя возросла враз. Далее, для того чтобы ощущение, имеющее величину 1, возросло в три раза, нужно, чтобы исходный раздражитель, составляющий 10 единиц, стал равным 1000 единицами т. д, те. каждое последующее увеличение силы ощущения на единицу требует усиления раздражителя в десять раз.
Впоследствии, когда благодаря изобретению электронного микроскопа удалось провести тонкие исследования электрической активности отдельных нейронов, оказалось, что генерация электрических импульсов в рецепторе под действием раздражителя также подчиняется закону Вебера – Фехнера. Это свидетельствует о том, что данный закон своим происхождением обязан в основном электрохимическим процессам, происходящим в рецепторах и преобразующим воздействующую энергию в нервные импульсы. В математической форме обсуждаемая закономерность выражается так
Р. С. Немов. Психология. Книга 1. Общие основы психологии = К × lgI + с, где S – сила ощущения, l – величина действующего раздражителя, К коэффициент пропорциональности, С – константа, различная для ощущений разных модаль- ностей. Эта формула получила название основного психофизического закона который по сути дела представляет собой закон Вебера – Фехнера.
Рис. 35. Логарифмическая кривая зависимости величины ощущения от силы раздражителя, иллюстрирующая закон Вебера – Фехнера
Спустя примерно полстолетия после открытия основного психофизического закона он вновь привлек к себе внимание и на основе новых экспериментальных данных породил дискуссию об истинном, точно выраженном математической формулой характере связи между силой ощущения и величиной раздражителя. Американский ученый С. Стивене, тщательно изучив соответствующую зависимость, пришел к выводу о том, что основной психофизический закон выражается не логарифмической, а степенной кривой. Эта закономерность получила название закона Стивенса. Согласно закону Стивенса зависимость между силой ощущения и величиной действующего раздражителя представляется такой
Рис. 35. Логарифмическая кривая зависимости величины ощущения от силы раздражителя, иллюстрирующая закон Вебера – Фехнера
Спустя примерно полстолетия после открытия основного психофизического закона он вновь привлек к себе внимание и на основе новых экспериментальных данных породил дискуссию об истинном, точно выраженном математической формулой характере связи между силой ощущения и величиной раздражителя. Американский ученый С. Стивене, тщательно изучив соответствующую зависимость, пришел к выводу о том, что основной психофизический закон выражается не логарифмической, а степенной кривой. Эта закономерность получила название закона Стивенса. Согласно закону Стивенса зависимость между силой ощущения и величиной действующего раздражителя представляется такой
Р. С. Немов. Психология. Книга 1. Общие основы психологии = К × где К – константа, определяемая избранной единицей измерения, n – показатель, зависящий от модальности ощущения и изменяющийся в пределах от 0,3 для ощущения громкости до 3,5 для ощущения, получаемого от удара электрическим током, S – сила ощущения – значение воздействующего раздражителя.
Спор о том, какой из законов – логарифмический или показательный – лучше всего выражает истинную связь раздражителя и ощущения, таки не завершился успехом той или другой из ведущих дискуссию сторон. Если пренебречь чисто психофизическими тонкостями этого спора, то оба закона по своему психологическому смыслу окажутся весьма близкими тот и другой утверждают, во-первых, что ощущения меняются непропорционально силе физических стимулов, действующих на органы чувств, и, во-вторых, что сила ощущений растет гораздо медленнее, чем величина физических стимулов.
Органы чувств обладают свойством приспособления, или адаптации, к изменившимся условиям, причем эта адаптация происходит в довольно значительных пределах. Поэтому пороги ощущений не являются постоянными, они способны изменяться при переходе от одних условий восприятия к другим. Например, при переходе отсвета к темноте и обратно существенно меняется чувствительность глаза, в десятки раз. Это явление носит название зрительной адаптации, и на практике она занимает от нескольких до десятков минут. Для того чтобы человеческий глаз смог полностью адаптироваться к темноте после дневного света, те. для того чтобы от самой слабой его чувствительность приблизилась к абсолютному порогу, требуется примерно 40 мин. За это время зрение меняется по своему физиологическому механизму от колбочкового зрения, характерного для дневного освещения, в течение 10 мин глаз переходит к палочковому зрению, типичному для ночи. При этом исчезают ощущения цвета, им на смену приходят черно-белые тона, свойственные ахроматическому зрению.
При адаптации глаза, связанной с переходом от темноты к свету, все происходит в обратном порядке. Приспособленный к темноте глаз более чувствителен к электромагнитным волнам, находящимся ближе к зелено-голубой части спектра, чем к оранжево-красной.
Этот факт иллюстрирует следующий опыт. Если при дневном свете показать человеку красное и синее изображения на черном фоне, то они будут видны одинаково хорошо. При рассматривании того же самого изображения в сумерках будет казаться, что красная его часть исчезла и осталась только синяя. По этой причине, например, в качестве опознавательных знаков, указывающих на контуры взлетной полосы, в аэрофлоте пользуются лампами синего цвета.
Красный цвет способен оказывать стимулирующее влияние в основном только накол- бочки. Ношение очков с красными стеклами ускоряет темновую адаптацию, а в силу того,
что на палочковое зрение красный цвет практически не действует, высокая чувствительность глаза, необходимая для работы в темноте, при красном свете сохраняется
Спор о том, какой из законов – логарифмический или показательный – лучше всего выражает истинную связь раздражителя и ощущения, таки не завершился успехом той или другой из ведущих дискуссию сторон. Если пренебречь чисто психофизическими тонкостями этого спора, то оба закона по своему психологическому смыслу окажутся весьма близкими тот и другой утверждают, во-первых, что ощущения меняются непропорционально силе физических стимулов, действующих на органы чувств, и, во-вторых, что сила ощущений растет гораздо медленнее, чем величина физических стимулов.
Органы чувств обладают свойством приспособления, или адаптации, к изменившимся условиям, причем эта адаптация происходит в довольно значительных пределах. Поэтому пороги ощущений не являются постоянными, они способны изменяться при переходе от одних условий восприятия к другим. Например, при переходе отсвета к темноте и обратно существенно меняется чувствительность глаза, в десятки раз. Это явление носит название зрительной адаптации, и на практике она занимает от нескольких до десятков минут. Для того чтобы человеческий глаз смог полностью адаптироваться к темноте после дневного света, те. для того чтобы от самой слабой его чувствительность приблизилась к абсолютному порогу, требуется примерно 40 мин. За это время зрение меняется по своему физиологическому механизму от колбочкового зрения, характерного для дневного освещения, в течение 10 мин глаз переходит к палочковому зрению, типичному для ночи. При этом исчезают ощущения цвета, им на смену приходят черно-белые тона, свойственные ахроматическому зрению.
При адаптации глаза, связанной с переходом от темноты к свету, все происходит в обратном порядке. Приспособленный к темноте глаз более чувствителен к электромагнитным волнам, находящимся ближе к зелено-голубой части спектра, чем к оранжево-красной.
Этот факт иллюстрирует следующий опыт. Если при дневном свете показать человеку красное и синее изображения на черном фоне, то они будут видны одинаково хорошо. При рассматривании того же самого изображения в сумерках будет казаться, что красная его часть исчезла и осталась только синяя. По этой причине, например, в качестве опознавательных знаков, указывающих на контуры взлетной полосы, в аэрофлоте пользуются лампами синего цвета.
Красный цвет способен оказывать стимулирующее влияние в основном только накол- бочки. Ношение очков с красными стеклами ускоряет темновую адаптацию, а в силу того,
что на палочковое зрение красный цвет практически не действует, высокая чувствительность глаза, необходимая для работы в темноте, при красном свете сохраняется
Р. С. Немов. Психология. Книга 1. Общие основы психологии»
148
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal,
WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом
148
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal,
WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11