Файл: Папка Валентина Викторовна Практическое задание по дисциплине для самостоятельной подготовки к экзамену.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 49
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Папка Валентина Викторовна
Практическое задание по дисциплине для самостоятельной подготовки к экзамену
Анализ стратегии социально-экономического развития муниципального образования
Стратегическое планирование социально-экономического развития муниципального образования означает изучение ресурсов и возможностей, его сильных и слабых сторон, конкурентоспособности, определение приоритетов развития, целей и задач, выявление источников финансирования, стратегических партнеров.
Основным отличием стратегического планирования на современном этапе является отказ от директивности в пользу соблюдения баланса интересов власти, хозяйствующих субъектов и населения, взаимодействия их на основе партнерских отношений. Выбор общих целей является одним из первых и основных шагов при планировании. Цели должны опираться на количественные и качественные данные, поддаваться изменению в зависимости от промежуточных результатов. Цели формируются на основе разделения проблем на внутренние (специфические для данного муниципального образования) и внешние (характерные для региона и страны).
Главной целью развития любого муниципального образования является повышение качества жизни населения. Качество жизни населения есть социально - экономическая категория, представляющая обобщение понятия
«уровень жизни», включает в себя не только уровень потребления материальных благ и услуг, но и удовлетворение духовных потребностей,
здоровье, продолжительность жизни, условия среды, окружающей человека,
морально - психологический климат, душевный комфорт.
Потенциал развития муниципального образования определяется внешними и внутренними факторами. Внешние факторы развития могут быть определены как не зависящие от действий муниципальных властей и бизнеса условия, оказывающие существенное влияние на развитие муниципального образования. Внутренние факторы развития есть ресурсы и потенциалы, на базе которых муниципальное образование строит свою стратегию и реагирует на различные изменения внешних факторов.
Социально-экономический потенциал муниципального образования характеризуется по следующей структуре:
-
экономико-географическое положение; -
природно-климатические условия; -
потенциал природных ресурсов; -
демографическая ситуация и потенциал трудовых ресурсов; -
экономический потенциал; -
бюджетный и налоговый потенциал; -
уровень развития базовой инфраструктуры; -
уровень развития социальной инфраструктуры; -
жилищное хозяйство и инженерная инфраструктура.
Разработка стратегии осуществляется с учетом анализа баланса результатов и затрат, связанных с ее выполнением.
Стратегическое управление развитием должно осуществляться на основе постоянного мониторинга социально - экономического состояния муниципалитета. Основными направлениями являются мониторинг качества жизни населения, мониторинг вклада муниципалитета в решение межмуниципальных и региональных проблем, мониторинг социально- экономического потенциала и эффективности его использования.
Муниципальное образование «Утьминское сельское поселение» Тевризского муниципального района Омской области образовано в 2005 году. Расположено в северной части Омской области и граничит с Усть-Ишимским муниципальным районом Омской области. Территория муниципального образования определена границами, установленными Законом Омской области от 30 июля 2004 года № 548-ОЗ
«О границах и статусе муниципальных образований Омской области».
Общая площадь муниципального образования составляет 1019 кв. км, или 10 % от территории Тевризского муниципального района. В состав муниципального образования входят 3 населенных пункта. Общая площадь земельных ресурсов составляет 23,7 тыс. га, из них 8,9 тыс. га - сельскохозяйственные угодья.
Основные природные ресурсы составляют пески, используемые для строительства; подземные воды хозяйственно-бытового назначения; лесной фонд.
В сельском поселении эксплуатируются 7 скважин, суммарный годовой отбор воды – 68 тыс. м³. Население в полной мере обеспечено водными ресурсами.
Промышленная заготовка и переработка древесины на территории сельского поселения не ведется, так как отсутствуют предприятия, занимающиеся данным видом деятельности. Лес заготавливается сельскохозяйственными предприятиями для отопления частного сектора и частично для своих нужд.
На территории поселения используются природные богатства: населением заготавливаются ягода, орехи, грибы, рыба [17, c. 3-5].
Общая характеристика сельского поселения
представлена в таблице 2.
Таблица 2 – Муниципальное деление
Количество населенных пунктов, единиц | 3 |
Административный центр | с. Утьма |
Расстояние до областного центра, км | 500 |
Численность населения, всего, чел. | 999 |
с. Утьма, чел. | 450 |
д. Тавинск, чел. | 320 |
д. Ураш, чел. | 229 |
Таблица 3 – Численность населения Утьминского сельского поселения, на начало года
Показатель | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 |
Численность населения, тыс. чел. | 1,019 | 1,017 | 1,013 | 1,009 |
Количество родившихся, чел. | 3 | 2 | 2 | 1 |
Количество умерших, чел. | 5 | 6 | 4 | 4 |
Естественный прирост/убыль (+/-), чел. | -2 | -4 | -2 | -3 |
Количество прибывших, чел. | 0 | 0 | 0 | 0 |
Количество выбывших, чел. | 0 | 0 | 2 | 1 |
Миграционный прирост/ убыль (+/-), чел. | 0 | 0 | -2 | -1 |
На население в трудоспособном возрасте приходится – 60 % населения, старше трудоспособного возраста - 30 % населения, моложе трудоспособного
возраста – 10 % населения из общей численности населения сельского поселения. Численность населения по возрастным группам представлена в таблице 4.
Таблица 4 - Численность населения по возрастам, на начало года
Показатель | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 |
Численность населения моложе трудоспособного возраста, чел. | 102 | 102 | 101 | 100 |
Численность населения в трудоспособном возрасте, чел. | 612 | 610 | 608 | 604 |
Численность населения старше трудоспособного возраста, чел. | 305 | 305 | 304 | 301 |
Основная часть населения, занятая в экономике муниципального образования, осуществляет трудовую деятельность в области сельского хозяйства, сфере образования, торговли, строительства и жилищно- коммунальной сферы. Структура занятости населения, в том числе по сферам деятельности, представлена в таблице 5.
Таблица 5 – Баланс трудовых ресурсов, на начало года
Показатель | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 |
Численность населения в трудоспособном возрасте, чел. | 612 | 610 | 608 | 604 |
Занято в экономике, всего, чел., в т. ч.: | 434 | 430 | 416 | 405 |
сельское хозяйство | 324 | 319 | 305 | 294 |
образование | 55 | 55 | 55 | 55 |
здравоохранение | 2 | 2 | 2 | 2 |
государственное и муниципальное управление | 7 | 7 | 7 | 7 |
оказание социальных услуг | 4 | 4 | 4 | 4 |
торговля | 18 | 18 | 18 | 18 |
строительство | 14 | 15 | 15 | 15 |
жилищно- коммунальная сфера | 10 | 10 | 10 | 10 |