Файл: Папка Валентина Викторовна Практическое задание по дисциплине для самостоятельной подготовки к экзамену.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 44

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Папка Валентина Викторовна
Практическое задание по дисциплине для самостоятельной подготовки к экзамену
Анализ стратегии социально-экономического развития муниципального образования
Стратегическое планирование социально-экономического развития муниципального образования означает изучение ресурсов и возможностей, его сильных и слабых сторон, конкурентоспособности, определение приоритетов развития, целей и задач, выявление источников финансирования, стратегических партнеров.

Основным отличием стратегического планирования на современном этапе является отказ от директивности в пользу соблюдения баланса интересов власти, хозяйствующих субъектов и населения, взаимодействия их на основе партнерских отношений. Выбор общих целей является одним из первых и основных шагов при планировании. Цели должны опираться на количественные и качественные данные, поддаваться изменению в зависимости от промежуточных результатов. Цели формируются на основе разделения проблем на внутренние (специфические для данного муниципального образования) и внешние (характерные для региона и страны).

Главной целью развития любого муниципального образования является повышение качества жизни населения. Качество жизни населения есть социально - экономическая категория, представляющая обобщение понятия

«уровень жизни», включает в себя не только уровень потребления материальных благ и услуг, но и удовлетворение духовных потребностей,
здоровье, продолжительность жизни, условия среды, окружающей человека,

морально - психологический климат, душевный комфорт.

Потенциал развития муниципального образования определяется внешними и внутренними факторами. Внешние факторы развития могут быть определены как не зависящие от действий муниципальных властей и бизнеса условия, оказывающие существенное влияние на развитие муниципального образования. Внутренние факторы развития есть ресурсы и потенциалы, на базе которых муниципальное образование строит свою стратегию и реагирует на различные изменения внешних факторов.

Социально-экономический потенциал муниципального образования характеризуется по следующей структуре:

  • экономико-географическое положение;

  • природно-климатические условия;

  • потенциал природных ресурсов;

  • демографическая ситуация и потенциал трудовых ресурсов;

  • экономический потенциал;

  • бюджетный и налоговый потенциал;

  • уровень развития базовой инфраструктуры;

  • уровень развития социальной инфраструктуры;

  • жилищное хозяйство и инженерная инфраструктура.

Разработка стратегии осуществляется с учетом анализа баланса результатов и затрат, связанных с ее выполнением.

Стратегическое управление развитием должно осуществляться на основе постоянного мониторинга социально - экономического состояния муниципалитета. Основными направлениями являются мониторинг качества жизни населения, мониторинг вклада муниципалитета в решение межмуниципальных и региональных проблем, мониторинг социально- экономического потенциала и эффективности его использования.



Муниципальное образование «Утьминское сельское поселение» Тевризского муниципального района Омской области образовано в 2005 году. Расположено в северной части Омской области и граничит с Усть-Ишимским муниципальным районом Омской области. Территория муниципального образования определена границами, установленными Законом Омской области от 30 июля 2004 года 548-ОЗ

«О границах и статусе муниципальных образований Омской области».

Общая площадь муниципального образования составляет 1019 кв. км, или 10 % от территории Тевризского муниципального района. В состав муниципального образования входят 3 населенных пункта. Общая площадь земельных ресурсов составляет 23,7 тыс. га, из них 8,9 тыс. га - сельскохозяйственные угодья.

Основные природные ресурсы составляют пески, используемые для строительства; подземные воды хозяйственно-бытового назначения; лесной фонд.

В сельском поселении эксплуатируются 7 скважин, суммарный годовой отбор воды 68 тыс. м³. Население в полной мере обеспечено водными ресурсами.

Промышленная заготовка и переработка древесины на территории сельского поселения не ведется, так как отсутствуют предприятия, занимающиеся данным видом деятельности. Лес заготавливается сельскохозяйственными предприятиями для отопления частного сектора и частично для своих нужд.

На территории поселения используются природные богатства: населением заготавливаются ягода, орехи, грибы, рыба [17, c. 3-5].

Общая характеристика сельского поселения
представлена в таблице 2.
Таблица 2 Муниципальное деление

Количество населенных пунктов, единиц

3

Административный центр

с. Утьма

Расстояние до областного центра, км

500

Численность населения, всего, чел.

999

с. Утьма, чел.

450

д. Тавинск, чел.

320

д. Ураш, чел.

229



Таблица 3 Численность населения Утьминского сельского поселения, на начало года

Показатель

2016

2017

2018

2019

Численность населения, тыс.

чел.

1,019

1,017

1,013

1,009

Количество

родившихся, чел.

3

2

2

1

Количество

умерших, чел.

5

6

4

4

Естественный прирост/убыль

(+/-), чел.

-2

-4

-2

-3

Количество

прибывших, чел.

0

0

0

0

Количество

выбывших, чел.

0

0

2

1

Миграционный прирост/ убыль

(+/-), чел.

0

0

-2

-1


На население в трудоспособном возрасте приходится – 60 % населения, старше трудоспособного возраста - 30 % населения, моложе трудоспособного
возраста 10 % населения из общей численности населения сельского поселения. Численность населения по возрастным группам представлена в таблице 4.
Таблица 4 - Численность населения по возрастам, на начало года


Показатель

2016

2017

2018

2019

Численность населения моложе

трудоспособного возраста, чел.

102

102

101

100

Численность населения в трудоспособном

возрасте, чел.

612

610

608

604

Численность населения старше

трудоспособного возраста, чел.

305

305

304

301



Основная часть населения, занятая в экономике муниципального образования, осуществляет трудовую деятельность в области сельского хозяйства, сфере образования, торговли, строительства и жилищно- коммунальной сферы. Структура занятости населения, в том числе по сферам деятельности, представлена в таблице 5.
Таблица 5 Баланс трудовых ресурсов, на начало года


Показатель

2016

2017

2018

2019

Численность населения в трудоспособном

возрасте, чел.

612

610

608

604

Занято в экономике,

всего, чел., в т. ч.:

434

430

416

405

сельское хозяйство

324

319

305

294

образование

55

55

55

55

здравоохранение

2

2

2

2

государственное и

муниципальное управление

7

7

7

7

оказание социальных

услуг

4

4

4

4

торговля

18

18

18

18

строительство

14

15

15

15

жилищно-

коммунальная сфера

10

10

10

10