Файл: 2. Структура нормы права и характеристика составляющих элементов.docx
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 262
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
3) Неперсонифицированность — то есть правовые нормы направлены на неопределенный круг лиц.
4) Государственно-волевой характер — то есть правовые нормы выступают в роли выражения воли государственной власти, сама же воля направлена на общечеловеческие, на классовые и религиозные и другие интересы.
5) Установление государством — то есть правовые нормы разрабатываются непосредственно государством посредством специальных для этого органов государства
6) Институциональность — то есть для издания норм права соблюдается специальный порядок их принятия и по итогу этого нормы получают соответствующую форму в виде нормативного акта или юридического прецедента и т. д.
7) Возможность принуждения государством — то есть нормы права находятся под защитой государства и если они будут нарушены государство может прибегнуть к принуждению исполнения норм. Сам факт того, что существует такая возможность со стороны государственной власти как принуждение отличает нормы права от других норм социального характера и от норм первобытного общества. Правовые нормы не навязываются кем-либо, они не являются строго обязательными и принудительными.
Нормы права — это итог развития человечества, они понимаются обществом как социально нужные и положительные регуляторы, примерами поведения в экологической, социальной, политической и других областях жизни общества1.
Также важным признаком является активная нормообразующая роль государства. Возможность государственной власти для принуждения соблюдения правовых норм личностей, которые нарушают их обеспечивает именно этот признак. Но у этой нормообразующей роли есть двоякий смысл. Государство вырабатывает по специальной процедуре правовые нормы, вводит их в общество, тем самым решая вопросы, касающиеся организации системы права. Но с другой стороны, государство признает нормы, которые появляются в результате самоорганизационных процессов и проявляются они как полезные обычаи. В право-образовательной деятельности государства встречаются друг с другом организационные и самоорганизационной начала правотворчества и по итогу этих встреч и столкновений появляются нормы права.
8) Системность — то есть нормы права имеют внутреннюю структуру, которая включает в себя гипотезу, диспозицию и санкцию. Именно системность характеризует такое свойство норм права, как некая связь с остальными нормами, соотношение правовых норм с правовым институтом, с отраслью права и ее подотраслями. Четкие правила поведения связаны с остальными материальными нормами права и, к примеру, с процессуальными нормами права. Например, осуществлению норм уголовного права, которые определяют способы наказания за какое-либо преступление предшествует разбирательство в суде по определенным правилам.
9) Официальный государственный регулятор — то есть нормы права находятся в прямой зависимости от государственной власти в отличии от остальных социальных норм. Они выступают показателем воли государства, устанавливают на официальной основе признаки того, что в рамках закона, а что нет и определяют последствия юридического характера.
10) Возможность множественного применения — то есть норма права производится для неоднократного задействования и использования, но только в тех случаях, где иное не оговаривается в самой норме. Например, гражданский кодекс направлен не на одно применение, а на все имущественные и связанные с ним отношениями между гражданами. Также можно привести в пример закон о выборах депутатов парламента, он создавался не для одной конкретной избирательной компании, а для всех последующих за ней компаний1.
Следовательно, норма права — это обязательная для всех, отчетливая форма поведения, которая вырабатывается и вводится в применение государством, она может быть подвержена принуждению к выполнению со стороны государства в случаях, когда норма нарушается, также правовая норма выступает показателем воли государства, она направлена на регламентацию отношений между гражданами внутри человеческого общества.
Все названные признаки успешно соотносятся со структурами норм права и непосредственно входят в саму структуру.
Норма права — это важная и главная структура в системе социальных норм, она выступает в роли гаранта для продуктивной работы и функционирования для этой системы. Нормы права генерируют условия для связи и совместного действия уже имеющихся и совершенно новых частей системы абсолютно всех социальных норм, они делают правовую базу для них, этим самым, не давая одной группе норм и государственным органам слишком сильно увеличить свое влияние и силу за счет других групп норм, нормы права таким образом гарантируют стабильное развитие общества по пути демократии2.
Правовые нормы — это правила поведения людей в социуме, нормы применяются неоднократно, их действие распространяется постоянно и вне зависимости от времени, а направлено на неопределенный круг лиц.
Структура нормы права, в которую входят гипотеза, диспозиция и санкция, осуществляют огромную научную задачу по выделению нормы права из разных форм словесности и четкому формулированию. Правовая норма имеет возможность осуществлять воздействие на общественные отношения, может выполнять роль государственной регламентации норм права, но исключительно при логической связи всех трех элементов структуры.
Та классификация правовых норм, которая есть сейчас содействует грамотной и точной реализации правовой регламентации, помогает исследовать и изучать законодательство, а иногда даже и осуществлять критику в ее адрес. Значение и ценность любой классификации определяется в процессе практического использования норм права.
1.2 Классификация норм права
Нормы права весьма разнообразны, и необходимо разбить их на группы для упорядочения и возможности их анализа и применения. Такая классификация может быть произведена по различным основаниям.
По функциональной роли в механизме правового регулирования выделяют исходные правовые нормы и нормы – правила поведения. Отличительным признаком исходных норм является их общий характер, высокая степень абстрагирования.
Они разделяются на нормы-начала, нормы-принципы, определительно-установочные нормы, нормы-дефиниции. Нормы-начала представляют собой предписания, закрепляющие устои государственного строя, основы социально-экономической, политической, государственной жизни общества. Нормы-принципы – это законодательные предписания, выражающие и закрепляющие принципы права1.
Так, например, в Конституции РФ нашел закрепление принцип презумпции невиновности (ст. 49): каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда2. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Установочные нормы представляют собой предписания, определяющие цели, задачи отдельных отраслей права, правовых институтов, предмет, формы и средства правового регулирования.
Современное законодательство изобилует общими предписаниями. Практически каждый закон, в первую очередь – кодекс, содержит статьи, закрепляющие цели и задачи соответствующей отрасли права. Например, статья 2 Уголовного кодекса РФ3 устанавливает задачи соответствующей отрасли законодательства: охрана прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя Российской Федерации от преступных посягательств, обеспечение мира и безопасности человечества, а также предупреждение преступлений. Нормы-дефиниции – это предписания, содержащие полное или неполное определение правовых категорий и понятий.
Так, в Гражданском кодексе РФ сформулированы определения сделки, имени гражданина
, юридического лица и многие другие4. Так же статьей 14 Уголовного кодекса РФ сформулировано определение преступления: преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом под угрозой наказания. Нормы – правила поведения указывают на взаимные права и обязанности субъектов, условия их реализации, вид и меру реакции государства по отношению к правонарушителю.
В результате такого целенаправленного регулятивного действия нормы – правила поведения на то или иное фактическое общественное отношение это отношение приобретает правовой характер, а его участники становятся субъектами данного правоотношения. Этим исходные правовые нормы получают логическое развитие и материализацию в нормах – правилах поведения, которые не однородны и разделяются на виды по разным основаниям.
По степени общности и объему (сфере) действия нормы права делятся на общие и специальные. Общие нормы – это предписания, которые присущи общей части любой отрасли права и распространяются на все или большую часть институтов соответствующей отрасли права. Общие нормы могут иметь не только отраслевое, но и межотраслевое значение. Например, нормы, характеризующие столь большой межотраслевой институт, как институт собственности, носят общий характер. Специальные нормы – это предписания, которые относятся к отдельным институтам той или иной отрасли права и регулируют какой-либо определенный вид родовых общественных отношений с учетом присущих им особенностей, специфики, конкретных условий и т.п. Специальные нормы детализируют общие нормы, корректируют временные и пространственные условия их реализации, способы правового воздействия на поведение личности1.
По предмету правового регулирования (по отраслевой принадлежности) выделяют нормы гражданского, уголовного, трудового и иных отраслей права. В свою очередь отраслевые нормы подразделяются на материальные и процессуальные, и различие между ними в том, что первые отвечают на вопрос «что», а вторые – «как». Материальные нормы непосредственно направлены на регулирование общественных отношений. С их помощью описываются свойства предметов, объекты и субъекты правоотношения. Процессуальные нормы носят организационно-процедурный, управленческий характер. Они регламентируют порядок формы и методы реализации норм материального права. По отношению к материальным процессуальные нормы всегда носят производный, вторичный характер