Файл: 2. Структура нормы права и характеристика составляющих элементов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 261

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Бывают случаи, когда в силу логической связи между нормами, которая обусловлена связями регламентируемых ими общественных отношений, объединяются их гипотезы. Ещё чаще санкции, с помощью которых происходит обеспечение различных по своей правовой природе норм, сосредоточены в одной статье нормативного акта. В качестве примера можно привести статью 395 ГК РФ, согласно которой в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга.

Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.

В некоторых случаях, все три элемента логической структуры нормы содержаться в одной статье нормативного правового акта, что именуется прямым способом изложения нормы права в статье нормативного правового акта. Например, норма статьи 51 Федерального закона от 22.02.2014 № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»1, согласно которой в случае обнаружения признаков нарушения законодательства Российской Федерации о выборах, влекущего за собой уголовную или административную ответственность, окружная избирательная комиссия направляет в правоохранительные органы, суд соответствующие документы и материалы для установления факта нарушения и решения вопроса о привлечении к ответственности виновных лиц.

Еще одним способом изложения нормы права в статье нормативного правового акта является бланкетный способ, суть которого заключается в том, что нормы права изложены в нескольких статьях различных актов.

Например, статья 9.2 КоАП РФ 1«Нарушение требований к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, установленных законодательством Российской Федерации» гласит: нарушение требований к обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до трех тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. То есть, мы видим наличие гипотезы и санкции, само же правило поведения (диспозицию) мы должны искать в других нормативных актах.


Так, в приведенном примере, диспозиция нормы содержится в ст. 8 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений»2, согласно которой обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется на основании общих требований, в соответствии с которыми необходимо обеспечение допустимого уровня риска аварий гидротехнических сооружений; представление деклараций безопасности гидротехнических сооружений; осуществление федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений; непрерывность эксплуатации гидротехнических сооружений; осуществление мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, обеспечение необходимой квалификации работников, обслуживающих гидротехническое сооружение.

Все это ещё раз подтверждает, то поиск в нормативном правовом материале структурно целостной нормы права бессмысленное занятие, но это обстоятельство не должно наталкивать на мысль, что в современных условиях усложнения общественных отношений и специализации нормативных правовых актов, «общая конструкция нормы теряет свое значение, превращается все больше в сугубо логическую категорию».

Таким образом, анализ соотношения системы права и системы законодательства дает основание высказаться утвердительно о том, что норма права и нормативное правовое предписание это смежные явления.

Интересной представляется точка зрения, высказанная Ю.Р. Барышниковой, Р.Г. Валиевым, Т.В. Губаевой, согласно которой в тексте нормативных правовых актов всегда содержаться определенные законченные предписания.

Часто такие предписания носят индивидуальный характер, адресованы одному субъекту, направлены на индивидуальное правовое регулирование и лишены нормативного значения. По мнению указанных авторов, такие завершенные формулировки в тексте нормативного правового акта образуют нормативные правовые предписания и лежат в одной плоскости с нормой права. Причем, такие предписания не содержат элементов нормы права.

Речь о таких предписаниях поднимается в силу того, что в последнее время все чаще встречаются декларативные предписания, далекие от конкретных жизненных ситуаций, полномочий, прав, обязанностей, свидетельствующих только о намерениях. Такие предписания «нельзя отождествлять их с нормами права и прежде всего потому, что в отличие от норм, составляющих клеточку системы позитивного права, нормативные правовые предписания олицетворяют собой единение внутренней и внешней форм права, то есть властного веления и законченной формулировки в письменном тексте, документе».



Наиболее близка к рассмотренной позиции точка зрения, в соответствии с которой нормативное правовое предписание отождествляется письменной форме выражения норм права. Тезис о том, что понятия «норма права» и «нормативно-правовое предписание» соотносятся как содержание и форма, обоснован в диссертационном исследовании М.Л. Давыдовой1.

В литературе выделяют типичные (стандартные, композиционные), содержащие все элементы нормы, и нетипичные (нестандартные, некомпозиционные), в которых те или иные элементы отсутствуют, нормативные правовые предписания.

Поэтому прав В.М. Горшенев, считающий, что «в действительности не все нормативные предписания государства представляют собой классическую модель нормы права и потому нет достаточных оснований отождествлять многие из них с нормой права», что немало нетипичных нормативных предписаний «нестандартного характера, в которых отсутствуют те или иные свойства, признаки, моменты, объективно присущие классической модели нормы права»2.В таких случаях, естественно, норма права образуется из ряда взаимосвязанных нормативных правовых предписаний. Подобная позиция поддерживается не всеми учеными, в силу того, что «нетипичные предписания расцениваются как существующие обособленно от норм права, входящие в содержание права наряду с ними. В действительности подобные предписания скорее служат тем материалом, из которого «строятся» соответствующие нормы права».

Таким образом, нормы права по-разному излагаются в статьях нормативных правовых актов, что зависит от множества причин: на это влияют правила юридической техники, закономерности развития права, соотношение системы права и законодательства. В структурных единицах нормативных правовых актов содержаться нормативные правовые предписания, которые являются основой структурирования норм права.
Заключение
Проанализировав указанные выше вопросы, можно сделать следующие выводы:

В то время, когда государство регулирует общественные отношения, правовые нормы - это регулятор саморазвития общества. Благодаря правовым нормам право изучается с различных сторон. Таким образом, правовая норма - это элементарная единица права, конкретный образец (правило) поведения, которой присущи определённые признаки, а именно общеобязательное, обеспеченное в использовании принудительными средствами государства, направленное на регулирование общественных отношений, не персонифицированное, установленное или санкционированное государством и охраняемое правило поведения.


Анализ структуры нормы права предполагает одновременно и выделение ее относительно самостоятельных частей, уяснение их места и роли в целостной системе, и единение этих частей, выявление способов связей и зависимости в таком единстве. Частями нормы права являются гипотеза, диспозиция и санкция, которые в свою очередь также имеют различные классификации. Гипотезы классифицируются на: простые, сложные и альтернативные.

Также диспозиции делятся на управомочивающие, обязывающие и запрещающие. Санкции подразделяются на: поощрительные, компенсационные, правовосстановительные и карательные.

Норму права принято классифицировать по определённым основаниям, в том числе по отраслевой принадлежности, по юридической силе, по степени общности, по характеру предписываемых правил поведения, по степени активизации социально полезной деятельности, по способу установления правил поведения, по степени определённости, по непосредственному предмету воздействия и т.д.

Норма права, по существу, является большим дискуссионным вопросом юридической науки. Но, несмотря на многообразие мнений, и точек зрения, все исследования данной проблемы приводят, в конечном счете, к вопросу о значении юридической науки, которое состоит в глубоком исследовании сложных и многообразных процессов развития государственности и жизни общества, в котором мы живем.

Развитие норм права наблюдается и в их внешнем выражении. Чем дальше общество шагает в своем развитии, тем сложнее становятся нормативные акты. Появляются отрасли права, которые в свою очередь делятся на институты права. Они также имеют свою структуру: разделы, главы, статьи, параграфы, пункты. Чем больше изучается и развивается право, тем объемнее и точнее становятся правовые акты. Правотворческие органы также имеют свою иерархию, в зависимости от юридической силы издаваемых правовых актов и по сфере их действия.

Отсюда ясно, насколько велика роль нормы права в расширении и углублении демократии, в управлении обществом, в укреплении правовых основ государственной и общественной жизни, в дальнейшем совершенствовании всей системы общественных отношений и воспитании их участников. Понятно также и то большое значение, которое уделяется нормы права в юридической практике. Понятие правовой нормы является необходимым для того, чтобы уяснить её организацию в содержании права, осмыслить её структуру, назначение и роль.