Файл: 2. Структура нормы права и характеристика составляющих элементов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 259

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1.

Структура системы права – понятие, отражающее строение всего права в целом. Структурные связи системы права пронизывают все нормы права. Изучение структуры нормы права невозможно проводить в отрыве от структуры системы права, ибо структурные связи нормы права неразрывно связаны с внешней средой нормы права – системой права. Ровным счетом невозможно изучать структуру системы права без учета строения ее первичных элементов2.

Исследуя варианты диспозиции нормы права (ограничительные диспозиции, закрепительные, рекомендательные, управомочивающие, обязывающие, поощрительные, представительно-обязывающие, запретительные, уполномочивающие) можно сказать, что в ней могут быть не только права и обязанности субъектов, но и запреты, полномочия, ограничения и свободы, которые и являются структурными элементами диспозиции нормы. В основном, определение санкции это и есть неблагоприятные последствия, которые возникают вследствие нарушения диспозиции правовой нормы.

На данный момент можно говорить о том, что санкция нормы включает в себя и негативные последствия и позитивные – в виде наказания и поощрения. Это отслеживается в ряде фундаментальных и научно-исследовательских работ. Основным является обстоятельство, показывающее недостаточность отнесения содержания санкции нормы лишь к негативным последствиям для нарушителя, она гораздо глубже по своему функционалу. Вообще, принуждение – это обычный признак санкции норм права. Санкция отличается также содержанием в себе мер, которые по правовому эффекту не схожи со средствами, установленными в диспозиции. Эти меры – либо наказание, либо поощрение – влекут дополнительную выгоду или лишения для субъекта права.

2.2 Способы изложения нормы права в статье нормативного правового акта
Норма права подлежит изложению в определенных формах права, чаще всего в нормативных правовых актах. Форма права представляет собой текстуальное выражение норм права, формы права образуют систему, в которую включаются нормативные правовые акты, принципы права, нормативные договоры и правовые обычаи1. Необходимым этапом на пути уяснения порядка изложения норма права в нормативных правовых актах является исследование дифференциации норм права на отрасли, поскольку выделение и систематизация отраслей права в сложной системе норм является основным звеном.

В качестве основного критерия дифференциации норм права на отрасли является предмет и метод правового регулирования, причем метод является производным от предмета и зависит от его специфики. Метод правового регулирования является вспомогательным фактором деления права на отрасли в силу того, что среди средств, способов, приемов отсутствуют такие, которые не встречались бы в любой отрасли права, а предмет правового регулирования индивидуализирован.

В юридической литературе не раз поднимался вопрос о соотношении отраслевой системы права и системы законодательства. Причем в одних отраслях система права и система законодательства имеют единые черты, а в других существенно различаются, также как и соотношение нормы права и статьи нормативного правового акта – в одних отраслях имеют общие черты, а в других различия. Иногда норма права и статья нормативного правового акта совпадают по объему и структуре: одна статья содержит одну норму.

Бывает иначе: одна норма содержится в нескольких статьях нескольких нормативных правовых актов, или в одной статье содержится несколько предписаний. В любой отрасли, в любом акте независимо от его отраслевой принадлежности содержаться различные виды норм права. В правовой науке были точки зрения, согласно которым кодификация осуществлялась «в строгом соответствии с отраслями права», выражала «юридическое своеобразие и содержание соответствующего подразделения системы права»1. С точки зрения некоторых авторов, это мнение»справедливо лишь постольку, поскольку имеются в виду отраслевые и внутриотраслевые сводные нормативные правовые акты, которые действительно строятся сообразно с чертами отрасли или института права. Если же речь идет об остальных видах и разновидностях систематизации нормативного правового массива, то подобное предложение в общем виде оказывается не вполне обоснованным»

2.

На построение системы законодательства естественно оказывает существенное влияние система права, на которую влияет ряд объективных и субъективных факторов, как-то: сложность общественных отношений, большое количество правоприменительных органов на разных уровнях, множество звеньев государственного управления. Фактически никогда отрасли права и отрасли законодательства не совпадали ни по количеству, ни по структуре, но межу ними присутствует причинно-следственная связь: отрасли права предопределяют существование отраслей законодательства.

Нормы права, как отмечалось выше, чаще всего излагаются в статьях нормативных правовых актов. Тексты последних часто имеют относительно обособленные подразделения в виде частей.

В соответствии с Постановление Правительства РФ от 13.08.1997 № 10091, структура нормативного правового акта должна обеспечивать логическое развитие темы правового регулирования. Если требуется разъяснение целей и мотивов принятия нормативного правового акта, то в проекте дается вступительная часть - преамбула. Положения нормативного характера в преамбулу не включаются.

Нормативные предписания оформляются в виде пунктов, которые нумеруются арабскими цифрами с точкой и заголовков не имеют. Пункты могут подразделяться на подпункты, которые могут иметь буквенную или цифровую нумерацию.

Значительные по объему нормативные правовые акты могут делиться на главы, которые нумеруются римскими цифрами и имеют заголовки.

При необходимости для полноты изложения вопроса в нормативных правовых актах могут воспроизводиться отдельные положения законодательных актов Российской Федерации, которые должны иметь ссылки на эти акты и на официальный источник их опубликования.

Если в нормативном правовом акте приводятся таблицы, графики, карты, схемы, то они, как правило, должны оформляться в виде приложений, а соответствующие пункты акта должны иметь ссылки на эти приложения.

В соответствии с «Комментариями к Методическим рекомендациям по юридико-техническому оформлению законопроектов», в настоящее время структуре статей законопроектов, устанавливающих правовое регулирование, в обязательном порядке предъявляются следующие требования: «части статьи подразделяются на пункты (при этом структурная единица, заканчивающаяся двоеточием, именуется «абзацем первым части...»)». Пункт нормативного правового акта – первичная, относительно законченная и самостоятельная форма внешнего выражения (изложения) нормативно-правового предписания. Это часть текста закона, закрепляющая юридические нормы. Пункты делятся на абзацы и подпункты.


В связи с этим возникает вопрос о соотношении статей нормативных правовых актов с нормами права. Его правильное решение имеет важное теоретическое и практическое значение. В теоретическом плане оно позволяет не смешивать разные правовые явления, в практическом – не принимать за целостную норму права какую-либо ее часть или, напротив, то, в чем содержатся элементы двух и более норм.

На наш взгляд, деление нормативных правовых актов на разделы, главы, параграфы, статьи, части, пункты, абзацы обусловлено, как правило, сложностью регулируемых правоотношений. Так, часть 1 ГК РФ1 закрепляет общие положения о лицах, объектах гражданских прав, сделках, праве собственности, представительстве, регламентирует общие положения об обязательствах и договоре; вторая часть ГК РФ, закрепляет положения об отдельных видах договоров, расчеты, совместную деятельность в рамках договора простого товарищества, внедоговорные обязательства и обязательства из причинения вреда. Тем не менее, ни в одной из структурных единиц ГК РФ не отражается целостная структура нормы права. Для гражданского права вообще характерно, что в его нормах закреплена развернутая регламентация прав и обязанностей участников гражданско-правовых отношений и условия их действия. Другими словами, в статьях закреплены только диспозиции и гипотезы. Санкции выделены в другие статьи тех же или других актов. Такая же ситуация характерна для трудового, земельного и семейного права, нормативные правовые акты и структурные части которых не совпадают с целостной нормой ни по структуре, ни по объему.

Бывает другая ситуация, когда элементы одной нормы права содержаться в нескольких статьях закона. Рассмотрим в качестве примера норму, регламентирующую порядок проведения проверки налоговыми органами1.

Во-первых, статья 87 определяет субъектов налоговых проверок: налоговые органы проводят следующие виды налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов:

1) камеральные налоговые проверки;

2) выездные налоговые проверки;

Во-вторых, статьи 88 и 89 определяют основания проверок и сроки: камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.


Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета). Выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях - до шести месяцев.

В-третьих, в статьях 31, 32 и других определяются полномочия налоговых органов при проведении проверок;

В-четвертых, в статье 35 установлена ответственность за причинение ущерба: налоговые органы несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам вследствие своих неправомерных действий (решений) или бездействия, а равно неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц и других работников указанных органов при исполнении ими служебных обязанностей.

Как мы видим из указанного примера, структурные элементы нормы права содержаться в разных статьях одного нормативного правового акта.

Такой способ изложения нормы права в статье нормативного акта именуется отсылочным способом изложения нормативного материала. В данном примере в статье нет ссылки на текст статьи, содержащей недостающую структурную часть нормы, поэтому правоприменитель логическим путем должен найти недостающий элемент, что подтверждает наличие логической структуры нормы права.

Возможен противоположный вариант, когда в одной статье закона содержатся элементы двух и более норм права. Например, ст. 37 УПК РФ,1 к примеру, объединяет гипотезы и диспозиции норм, которые закрепляют полномочия прокурора. Так, прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия. Иногда в статье дается развернутая диспозиция, которую также можно определить путем отсылочного способа изложения.

Например, ст. 227 УК РФ пиратство, а именно нападение на морское или речное судно в целях завладения чужим имуществом, совершенное с применением насилия либо с угрозой его применения (диспозиция). То же деяние (отсылка), совершенное с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия (диспозиция). Деяния, предусмотренные ч. 1 или 2 настоящей статьи (отсылка).