Файл: Изучение покупательского спроса и формирование товарного ассортимента в магазине «Высшая лига».pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 162
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы изучения покупательского спроса в торговых предприятиях
1.1 Понятие, сущность и виды спроса
1.2 Виды спроса по степени удовлетворения
1.3 Методы изучения покупательского спроса
1.4 Факторы формирования спроса
Глава 2. Изучение потребительского спроса на примере магазина «Высшая Лига»
2.1 Характеристика магазина «Высшая Лига»
2.2 Перечень поставщиков, осуществляющих снабжение предприятия
2.3 Анализ структуры поступления ассортимента колбасных товаров, реализуемых магазином «Высшая Лига»
2.4 Управление ассортиментом и товарооборотом
Введение
На сегодняшнем рынке в конкурентной борьбе за объем потребительского спроса и, соответственно, успех экономической деятельности коммерческих предприятий существенно влияет на свойства товаров, их качество, экологичность, а также важные показатели ассортимента. В этой связи торговые работники должны не только иметь возможность проводить экспертизу товаров, когда они принимаются к продаже, но и создают условия для сохранения качества при хранении, но также знать ассортимент товаров и поддерживать их на требуемом уровне.
Рыночные отношения привели к увеличению требований к формированию и рациональному управлению ассортиментом потребительских товаров, что является одним из критериев конкурентоспособности фирм. Современный ассортимент потребительских товаров различен и отличается по происхождению, назначению, условиям хранения различных видов товаров. Исходя из этого, определяется такая важная функция диапазона, как систематизация всего набора групп, подгрупп, типов и разновидностей товаров.
В нашей стране производство потребительских товаров растет с каждым годом. Систематически растет товарооборот государственной и кооперативной торговли. Увеличение оборота и потребления продуктов обусловливает необходимость изучения потребительского спроса. Изучение потребительского спроса в первую очередь должно быть подчинено задаче наиболее полного удовлетворения потребностей клиентов, что достигается за счет улучшения диапазона показателей, оборот спроса на потребительский ассортимент
Цель курсовой работы - выявить факторы, влияющие на формирование спроса и формирования ассортимента товаров.
В этой работе представлен ассортимент продуктов в магазине «Высшая лига» и выводы о компании с предложениями по совершенствованию управления ассортиментом продукции.
Задачи, поставленные в работе:
-определить основные концепции управления ассортиментом в торговом предприятии;
-показать состояние и особенности управления на торговом предприятии;
-определить основные направления улучшения качества.
Таким образом, выбранная тема очень актуальна в современной рыночной экономике.
В России многочисленный ассортимент различных продуктов, большая часть которых представлена продуктами недостаточного качества и не отвечает современным глобальным требованиям. Ошибки при выборе товаров, незнание его свойств, характеристик могут привести к большим потерям для предпринимателя.
Глава 1. Теоретические основы изучения покупательского спроса в торговых предприятиях
1.1 Понятие, сущность и виды спроса
Ассортимент товаров - это набор товаров, объединённых по какому-либо или совокупности признаков (ГОСТ Р 51303-99), представляет собой систему отдельных элементов, объединённых в группировки по одному частному признаку. Этот термин произошёл от французского слова «assortiment», что означает подбор различных видов и сортов товаров.
Наряду с этой концепцией в российской и международной практике используется термин товарная номенклатура - список однородных и гетерогенных товаров общей или аналогичной цели.
Приведенные выше концепции близки друг к другу, так как они объединены тем, что они оба являются списками товаров. Разница заключается в цели: диапазон предназначен для удовлетворения потребностей потребителей, а товарная номенклатура может иметь другое значение - регулировать конкретную деятельность или другую сферу применения.
Ассортимент продукции характеризуется такими характеристиками, как свойства и показатели.
Свойство диапазона - это признак диапазона, который показан при его формировании и реализации.
Индекс ассортимента представляет собой количественное и / или качественное выражение свойств ассортимента, а количество групп, подгрупп, типов и наименований товаров подлежит измерению.[1]
Единицей измерения показателей ассортимента является наименование товара или товарный артикул, который может включать название вида и/или торговой марки. Например, сок апельсиновый (вид) «Чемпион» (торговая марка).
Потребительский спрос действует как существенный элемент рынка, поскольку это основано на потребностях людей. Отсутствие потребностей решает, что отсутствие не только требует, но также и поставляет, т.е. отсутствие рыночных отношений в целом.
Требование - суммарный объем продаж продукта или обслуживания, которое будет куплено по определенной цене за определенный период.
Требование выражено в денежном выражении и определено потребителем, который соглашается купить продукт или обслуживание, но по определенной цене.
Важный элемент рынка, принятого во внимание в коммерческой деятельности, является окружающей средой, в который процесс покупки и продажи товаров. Окружающая среда может быть открыта или закрыта, конкурентоспособная или отрегулированная.
Окружающая среда открытого рынка - условия, которые позволяют свободный въезд предприятий на рынок и выход из него. В такой окружающей среде нет практически никаких препятствий организации коммерческой деятельности предприятий на определенном товарном рынке (еда, мебель, и т.д.) или на определенной территории.
Закрытая среда рынка определена различными инструкциями, которые создают препятствия входу новых предприятий на рынок: соответствующие законы: квота и лицензирование систем, таможенных барьеров. Почти все развитые экономики, механизм государственного протекционизма относится к отечественным производителям и коммерческим структурам.
Окружающая среда конкурентного рынка подразумевает множество малых и средних предприятий и гарантирующую покупателей свободу выбора товаров, а также условия для свободной конкуренции. Эта среда рынка позволяет выравнивать спрос и предложение, формировать цены близко к ценности товаров. Эта окружающая среда является самой благоприятной для коммерческой деятельности.
Таким образом, отрегулированная внешняя среда - окружающая среда, в которой государство создает твердое планирование и систему распределения, через которую фактически отрегулированы все аспекты деятельности предприятия. В этой окружающей среде только распределение и обменная функция коммерческой деятельности проявлены в отсутствие коммерческого риска и коммерческого успеха. Конкуренты - покупатели.
1.2 Виды спроса по степени удовлетворения
При организации коммерческих операций учитываются различные формы проявления спроса, которые влияют на решение о покупке (продаже) товаров.
По степени удовлетворенности различают: реальный спрос, удовлетворенный и неудовлетворенный.
Реальный спрос - это размер фактической продажи товаров за определенный период, выраженный в физическом или стоимостном выражении. Это определяется суммой денег, потраченных на покупку товаров на определенном уровне цен.
Удовлетворенный (или реализованный) спрос является основной частью платежеспособного спроса. Это меньше, чем реальный спрос на сумму неудовлетворенного спроса на товары.
Неудовлетворенным спросом является спрос на товары, которые не были удовлетворены по какой-либо причине: отсутствие продаж, низкое качество, высокая цена и т. д.
Неудовлетворенный спрос может быть явным, когда покупатель, имеющий определенные финансовые возможности, не может покупать товары, которые ему нужны по разным причинам.
Скрытый - появляется при покупке продукта или услуги, который не является полной заменой отсутствующего продукта или услуги, или не связан с взаимозаменяемостью.
С задержкой по различным причинам, например, необходимость аккумулировать определенную сумму денег для покупки определенных продуктов, обязательной покупки товаров для определенного события и т. д.
В соответствии с частотой возникновения считается:
- ежедневный спрос - представлен почти ежедневно (еда, мыло);
- периодический, осуществляется через определенный промежуток времени (обувь, одежда);
- иногда - изредка представлены «от случая к случаю» (ювелирные изделия, деликатесы).
Возникающим спросом является спрос на новые и малоизвестные товары и услуги, которые развиваются, когда покупатели изучают потребительские свойства товаров, их качество, упаковку и т. д., а также под влиянием мер, принимаемых производителями и посредниками для продвижения этих груз.
Потенциальный спрос - потенциальный объем спроса покупателей торгового предприятия на все товары, определенные группы товаров или на определенную марку товаров. Это отражает способность потребителей направить определенную сумму денег на покупку товаров и услуг.
Совокупный спрос - это реальный объем товаров, которые потребители, предприятия и правительство готовы покупать на определенном уровне цен. Совокупный спрос можно приравнять к рыночным возможностям.
Виды спроса классифицируются в зависимости от намерений покупателей.
В зависимости от намерений покупателей выделяются:
-спрос устойчивый (консервативный, твердо сформулированный, жесткий) - заранее оцененный спрос, показан для определенного товара и не позволяет его замену никакими другими, даже однородными товарами. Обычно он устанавливается на товары повседневного потребления, постоянно воспроизводится в одинаковых количествах и ассортименте (хлеб, молоко и т. д.);
-альтернативный (неустойчивый, мягкий, компромиссный) спрос формируется наконец в магазине в процессе непосредственного знакомства с покупателем с продуктом и его особенностями. Альтернативный спрос позволяет взаимозаменяемость товаров в группе продуктов или подгруппах (кондитерские изделия, обувь);
-импульсивный (спонтанный) спрос - представлен покупателями без предварительного размышления, возникает непосредственно в местах продажи под влиянием рекламы, выставления товаров или предложений продавца. Чаще всего это спрос на малоизвестные или новые продукты.[2]
Когда спрос отрицательный, большинство покупателей на этом рынке отклоняют продукт независимо от его качества (керосин для ламп, некоторые канцелярские принадлежности и т. д.).
Когда спрос нерегулярен, продажи колеблются на сезонных, ежедневных и даже ежечасных условиях (спрос на зонтики, лекарства и т. д.).
Увеличение спроса превышает возможности производства и импорта для его удовлетворения.
Типы спроса в зависимости от влияния цены.
В зависимости от эффекта цены различают:
1)Эластичный спрос имеет тенденцию к изменению цен на товары или доходы населения (спрос на автомобили, товары для дома и т. д.);
2)Неэластичный спрос имеет тенденцию оставаться неизменным независимо от изменений в доходах населения и цены товаров (спрос на товары, которые обеспечивают человеческую деятельность - товары потребительской корзины).
Эти основные формы спроса, индивидуально или коллективно, формируют рыночные условия.
Таким образом, рыночные условия - соотношение спроса и предложения на рынке товаров и услуг. Необходимо учитывать социально-психологические аспекты спроса и в соответствии с этим принимать окончательное решение о покупке и формах продажи товаров.
1.3 Методы изучения покупательского спроса
Оптовые покупки должны начинаться с изучения спроса, потребностей в товарах, намерений покупки и других факторов, которые формируют спрос.
Изучение спроса требует комплексного подхода, который предоставляет полную информацию о потребностях потребителей товаров и ценах, которые они готовы платить за товары. Такая информация не только способствует изучению спроса, но также помогает выявлять тенденции в ее изменении и развитии. Исследование и прогнозирование спроса являются необходимым условием эффективного использования маркетинга для успешной коммерческой работы, но покупки товаров. Собранная информация по запросу может оправдать коммерческие решения для оптовых закупок товаров.
Изучение спроса населения может осуществляться в двух направлениях: