Файл: Изучение покупательского спроса и формирование товарного ассортимента в магазине «Высшая лига».pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 163
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы изучения покупательского спроса в торговых предприятиях
1.1 Понятие, сущность и виды спроса
1.2 Виды спроса по степени удовлетворения
1.3 Методы изучения покупательского спроса
1.4 Факторы формирования спроса
Глава 2. Изучение потребительского спроса на примере магазина «Высшая Лига»
2.1 Характеристика магазина «Высшая Лига»
2.2 Перечень поставщиков, осуществляющих снабжение предприятия
2.3 Анализ структуры поступления ассортимента колбасных товаров, реализуемых магазином «Высшая Лига»
2.4 Управление ассортиментом и товарооборотом
1) изучение совокупного спроса и группового ассортимента;
2) исследование внутригруппового ассортимента продукции, оценка качества продукции и клиренс товаров.
Материалы исследования потребительского спроса используются в коммерческой деятельности для решения двух взаимосвязанных проблем:
а) правильное формирование ассортимента торговых предприятий;
б) своевременное пополнение ассортимента товаров на торговом предприятии путем их регулярной доставки в соответствии с потребностями населения.
Существуют различные способы и методы изучения потребительского спроса.
Функции и методы изучения спроса в оптовой и розничной торговле различают данные одной ссылки, которая должна быть дополнена и уточнена данными другого канала торговли, образуя единую систему учета и анализа спроса.
Предприятия оптовой торговли, обслуживающие определенную территориально-экономическую зону и конкретные покупатели, изучают как объем потребительского спроса для определенных типов (групп) товаров, так и ассортиментную структуру спроса.
В оптовой торговле существуют различные способы изучения и прогнозирования спроса. Предприятия оптовой торговли используют следующие методы изучения спроса:
-оперативный учет продажи товаров и движения запасов за истекший период;
-изучение и обобщение заявок и заказов оптовых покупателей на покупку и поставку товаров;
-изучение и обобщение заявок предприятий розничной торговли на централизованную доставку и доставку товаров;
-учет и анализ неудовлетворенного спроса оптовых покупателей;
-проведение ассортимента и проведение рыночных встреч с клиентами.
Для изучения и прогнозирования спроса на крупные и средние оптовые предприятия создаются маркетинговые услуги (отделы), которые изучают общий объем спроса (емкость рынка) и внутригрупповую структуру спроса на приобретаемые товары.
Предприятия розничной торговли также используют определенные методы изучения потребительского спроса:
-анализ показателей оборота, запасов и оборота;
-анализ реализованного и нереализованного спроса населения.
Наиболее распространенной формой проявления спроса является индикатор розничной торговли.
Розничная торговля - это объем продаж товаров и услуг населению для личного, семейного, домашнего использования. Анализ структуры розничной торговли помогает определить предпочтения покупателей по отношению к определенным товарам.
Но оборот, как выражение спроса позволяет нам судить только о реализованных потребностях покупателей. Но есть и нереализованные потребности, т. е. Неудовлетворенный спрос.
Если реализованный спрос может быть измерен по размеру фактически проданного товара, то неудовлетворенный спрос очень трудно определить и количественно оценить. Поэтому чаще всего основной целью исследования неудовлетворенного спроса является выявление причин его возникновения.
Основными причинами неудовлетворенного спроса могут быть:
1)при отсутствии продаж необходимых потребительских товаров;
2)слишком высокие цены на товары, которые не соответствуют доходам населения.
Для изучения неудовлетворенного спроса используется:
-карта с учетом неудовлетворенного спроса (продавцы);
-отслеживание форм (заполнение самих покупателей);
-принятие заказов от клиентов на товары достаточного диапазона, временно недоступные для продажи;
-проведение дня учета неудовлетворенного спроса.
Таким образом, анализ реализованного спроса заключается в изучении ассортиментной структуры товаров и учета движения товарных запасов, что позволяет определить, сколько и какие товары продаются.
1.4 Факторы формирования спроса
Потребительский спрос формируется под влиянием многих факторов, которые могут быть объединены в следующие группы:
-экономические факторы, уровень развития производства товаров, денежные доходы населения, уровень розничных цен и их соотношение, степень достигнутой безопасности товаров;
-социальные факторы: социальная культура общества, профессиональный состав населения, уровень культурного развития и т. д.;
-демографические факторы, соотношение населения между городским и сельским населением, состав полового возраста, размер и семейный состав, миграция;
-природные и климатические факторы, географические и климатические условия, традиции, условия жизни и т. д.;
-политические факторы, непредвиденные чрезвычайные ситуации.
Неценовые факторы также влияют на изменение спроса:
1. изменения в денежных доходах населения;
2. изменение цен на товары-заменители;
3. экономическая политика правительства;
4. Изменение потребительских предпочтений.
Наряду со спросом важным элементом рынка является предложение товаров. Для коммерческих операций это самый важный фактор, определяющий насыщенность рынка, его структурные сдвиги и т. д.
Предложение представляет собой количество продукта или услуги, которые производители готовы продать по определенной цене за определенный период.
Предложение включает два элемента:
-готовность производителя к распоряжению продуктом или услугой;
-набор условий, при которых продавец готов продать товар.
Закон государств снабжения: предложение, при прочих равных условиях, прямо пропорционально изменению цены. Предложение может меняться не только из-за ценовых факторов, но и по другим причинам:
-изменения в издержках производства в результате технологических инноваций;
-изменения в источниках ресурсов, налоговой политике, стоимости производственных факторов;
-выход на рынок новых производителей или импортеров, увеличивающих предложение независимо от цен;
-природные и политические факторы и т. д.[3]
Взаимодействие спроса и предложения в рыночных условиях формирует цену.
Рыночная цена - результат взаимодействия спроса и предложения.
Рыночные ценовые законы:
-o цена стремится к уровню, когда спрос равен поставке;
-o если спрос будет расти с постоянной поставкой, цена будет расти и наоборот.
На уровне совпадения спроса и предложения цена соответствует стоимости, т.е. Социально необходимой стоимости.
Стоимость - это баланс между интересами покупателей и продавцов, т.е. Баланс предельной полезности (цена и спрос) и издержки производства (цена и предложение).
Равновесие цен в рыночной экономике предназначено для выполнения трех функций:
Функция исключения – продавцов, чьи цены (затраты) на товары превышают себестоимость продукции, вытесняются с рынка.
Функция выравнивания - посредством согласованных по цене интересов продавца и покупателя, и цена близка к стоимости товара (рыночная цена является мерилом дефицита товаров).
Функция регулирования - посредством цены, рынок вытесняет товары, которые не соответствуют требованиям покупателей с точки зрения их стоимости, качества и других параметров.
Формирование цен с их приближением к стоимости возможно в условиях чистой (идеальной) рыночной конкуренции, когда на рынке есть как минимум 6-8 свободных продавцов, обеспечивающих насыщение рынка и конкурирующие друг с другом. В этой ситуации роль государства в регулировании цен незначительна. В условиях монополии и олигополии государство через антимонопольный механизм влияет на ценообразование монополий. Обычно это либо строгое регулирование цен, либо косвенное - за счет увеличения налогов и других мер воздействия.
Спрос, предложение и цена взаимозависимы, и в коммерческой деятельности учитываются в комплексе.
Степень изменения спроса и предложения под влиянием фактора характеризует их эластичность. Количественной мерой взаимодействия этих элементов рыночных отношений является эластичность.
Эластичность - мера реакции одной величины на изменение другой. Она показывает, на сколько процентов изменится одна переменная величина при изменении другой на 1%.
Ер = Процентное изменение объема спроса (Q) / Процентное изменение цены (Р), где:
Ер - коэффициент эластичности по цене;
Q – количество товара, на который предъявлен спрос;
Р – рыночная цена товара.
Упругий спрос - это соотношение больше одного, т. е. Требуемое количество изменяется на больший процент, чем цена или доход.
Неэластичный спрос - коэффициент эластичности меньше единицы.
Спрос на единицу эластичности-цены и количества потребовал изменения на тот же процент.
Эластичность довольно постоянна во времени и может быть использована для определения стратегии покупки и продажи продукции. Кроме того, с помощью этого показателя правительство разрабатывает налоговую политику (правильное применение косвенных налогов увеличивает налоговые поступления) и методы государственного регулирования рынка.
Эластичность предложения является важным индикатором развития бизнес-стратегии магазина.
Эластичность предложения показывает, как производство и предложение продукта реагируют на изменения цен:
E = Процентное изменение S / Процентное изменение Р, где:
Е - коэффициент эластичности предложения;
S - предложение;
Р – цена.
При определении объема закупок (продаж) продуктов важности взаимозаменяемости (комплементарности) продукта.
Заместительные товары (заменители) - такие пары товаров, увеличение цены одного из которых приводит к увеличению спроса на другой.
Дополнительные товары (комплекты) - такие пары товаров, увеличение цены одного из которых приводит к падению спроса на другой (рост цен на автомобили приводит к падению спроса на горюче-смазочные материалы).
Если коэффициент эластичности больше единицы, продукт является взаимозаменяемым, если он менее комплементарен.
Когда в обращении происходит чрезмерная сумма денег, изменяется соотношение спроса и предложения. Тонкие стрелки показывают прямую связь между изменениями размера элементов рынка и более толстыми линиями - обратной зависимостью.
Таким образом, в зависимости от типа спроса используются различные методы его изучения:
-реализованный операционный метод исследования спроса (код чтения) по методу баланса;
-неудовлетворенный спрос - проверка неудовлетворенного спроса, регистрация отсутствия продукта в зависимости от количества дней отсутствия товаров, проверки заказов, анализа жалоб клиентов.
Возникающий спрос изучается на выставках, ярмарках, дегустациях, методом обследования.
Глава 2. Изучение потребительского спроса на примере магазина «Высшая Лига»
2.1 Характеристика магазина «Высшая Лига»
Магазин «Высшая Лига» является розничным торговым предприятием, торгующий качественными импортными продуктами.
Магазин работает в городе Екатеринбург с декабря 2009 года.
Юридический адрес компании: 620024, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Щорса, д.26/5, ИНН 6656901567.
Торговый зал магазина технологически связан с помещениями для подготовки товаров для продажи. Склады и помещения для подготовки товаров для продажи не проходят. Приемные комнаты расположены рядом с складскими помещениями для товаров. Помещения для приема, хранения и подготовки товаров для продажи обеспечивают наименьший способ перемещения товаров на торговую площадку. Макет магазина создает условия для того, чтобы покупатели могли свободно выбирать товары в кратчайшие сроки и необходимые условия для сотрудников магазина. Макет обеспечивает простоту и простоту совершения покупки, создание максимально видимых товаров и способствует лучшему обзору ассортимента, поощряет комиссию за импульсные покупки, минимизирует время нахождения нужных продуктов и расстояние, которое необходимо преодолеть, чтобы приобрести все наши товары.
Основные группы складских помещений включают: коммерческие помещения, помещения для хранения и подготовки товаров для продажи, подсобные помещения, административные, технические.
Решение о местонахождении коммерческого предприятия является одной из важных стратегических задач перед руководством. Наиболее выгодное местоположение - центр города, потому что компания немедленно решает не только проблему количества клиентов, но и все другие проблемы. Магазин является частным предприятием. Магазин расположен на пересечении занятых пешеходных дорожек, соединяющих разные части города. Фактически, это центр города, что благоприятно влияет на посещаемость магазина. Рядом с магазином есть автостоянка.