Файл: Изучение покупательского спроса и формирование товарного ассортимента в магазине «Высшая лига».pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 173
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы изучения покупательского спроса в торговых предприятиях
1.1 Понятие, сущность и виды спроса
1.2 Виды спроса по степени удовлетворения
1.3 Методы изучения покупательского спроса
1.4 Факторы формирования спроса
Глава 2. Изучение потребительского спроса на примере магазина «Высшая Лига»
2.1 Характеристика магазина «Высшая Лига»
2.2 Перечень поставщиков, осуществляющих снабжение предприятия
2.3 Анализ структуры поступления ассортимента колбасных товаров, реализуемых магазином «Высшая Лига»
2.4 Управление ассортиментом и товарооборотом
ООО «Высшая Лига», в своей работе фокусируется в основном на сегменте обеспеченного рынка, которому принадлежит большинство потенциальных покупателей в этом районе.
Основными функциями предприятия являются: продажа товаров; изучение потребительского спроса на товары; формирование диапазона.
Предметом деятельности предприятия является формирование и развитие рынка торговли.
Форма торгового обслуживания - продажа товаров.
Продажа товаров - это форма обслуживания, при которой покупатель имеет возможность самостоятельно или с помощью продавца выбирать товары, выставленные на торговой площадке, и после оплаты покупки в кассе получать товары, соответствующие им непосредственно в магазине, или за дополнительную плату, чтобы организовать их доставку в дом.
Особенности этой формы обслуживания заключаются в том, что на торговой площадке выставляются только образцы товаров, предлагаемых для реализации, а рабочие запасы этих товаров могут быть в складских помещениях, на складах производителя или оптового поставщика. Для данного магазина этот вариант предпочтительнее, поскольку он позволяет относительно небольшим торговым площадям предоставлять товары в широком ассортименте.
ООО «Высшая Лига» занимает первый этаж и часть подвала дома. Общая площадь магазина составляет 126 кв. м, в том числе 70 кв. м. - для торговых операций. Материально-техническая база коммерческого предприятия оборудована на самом высоком уровне. У компании есть собственные транспортные средства, витрины, стойки, кассовые аппараты последнего поколения на балансе.
В магазине есть торговые помещения, административные и бытовые помещения, помещения для приема товаров и склад.
В соответствии с его назначением площадь торговой зоны магазина делится на следующие основные области: площадь, занимаемая оборудованием для показа и демонстрации товаров; площадь, занимаемая платежными единицами; площадь проходов для покупателей.
Ассортимент магазина был разработан и одобрен Директором по реализации розничной торговли. А также реализация производства собственной продукции, исходя из ассортимента товаров, предлагаемых для продажи, производства собственного производства и включающих часть ассортимента этих товаров, продукцию, которые должны продаваться постоянно или в течение периода, предназначенного для их реализации,
Продавец имеет право продавать товары, продукты собственного производства, не включенные в ассортиментные списки, с соблюдением условий хранения и продажи, установленных законом. Например, в магазине продаются произведенные в его собственных магазинах полуфабрикаты и готовые блюда: фарш, салаты, выпечка.
Ассортиментный список координируется с местным исполнительным и административным органом по торговому объекту и (или) торговым объектам общественного питания - по месту их нахождения, для осуществления поставки - по вопросам государственной регистрации продавца.
В списке ассортимента указаны: название (тип) товаров (товарная группа), производство собственного производства и количество их версий, если необходимо - период их реализации.
Ассортиментный список представлен (в доступной форме) продавцом вниманию покупателей и служит для обеспечения контроля главой присутствия постоянного в продаже товаров и лучшего удовлетворения потребительского спроса.
2.2 Перечень поставщиков, осуществляющих снабжение предприятия
Причины, побуждающие производителя и продавца обновлять ассортимент, - это замена устаревших, не востребованных товаров. Список основных фирм и организаций, поставляющих предприятие, доля их продукции в общем объеме закупок и ассортименте товаров приведена в таблице 1.
Таблица 1. Классификация поставщиков продукции в магазине «Высшая Лига»
Наименование поставщика |
Ассортимент товаров |
Объем покупок |
|
тыс. руб. |
Удельный вес, % |
||
общий объем закупок |
2798 |
100 |
|
местные поставщики/изготовители |
369 |
13,2 |
|
хлебозавод |
хлеб и х/бул изд. |
209 |
56,6 |
рыбный цех |
пресервы, вяленая и соленая рыба |
48 |
13,0 |
кондитерский цех |
Кондитерские изделия |
70 |
18,9 |
мясной цех |
Мясные полуфабрикаты |
42 |
11,4 |
посредники (оптовые базы) |
2419 |
86,8 |
|
ООО «Краснотал» |
п-ф-ты, овощи, фрукты |
270,5 |
11,1 |
ООО ТД «Изобилие» |
водка |
257,3 |
10,6 |
ООО «Солнечные продукты» |
растительное масло, семечки |
95,2 |
3,9 |
ООО «Продсиб» |
напитки, табачные изд, |
209,2 |
8,6 |
ООО «Синтез А» |
конд. изд |
71,1 |
2,9 |
Ярославский МСК |
колбасные изделия, мол.продукты |
32,1 |
1,3 |
ИП Колышкина T.B. |
овощи, фрукты |
98,15 |
4,0 |
ИП Ковалев P.O. |
крупы |
104,2 |
4,3 |
ТПК «Фестиваль» |
крупы, специи, вкусовые товары, бытовая химия |
204,3 |
8,7 |
ИП Жигулин |
конд. изд., снеки |
85,6 |
3,5 |
ООО «Оптима» |
сигареты |
75,8 |
3,1 |
Черкизовский МСК |
колбасные изделия, полуфабрикаты |
76,86 |
3,2 |
Нижегородский МСК |
колбасные изделия, деликатесы, полуфабрикаты |
73,2 |
3,0 |
ОАО «ПК Балтика» |
пиво |
78,6 |
3,2 |
ООО«Юнисан» |
пиво |
56,1 |
2,3 |
ООО «АлейскийМСК» |
мол.продукты |
93,5 |
3,8 |
ТД «Русский ХолодЪ» |
п-ф-ты, мороженое |
47,6 |
2,0 |
ИП Барканов С.Д. |
морепродукты, суш.рыба |
33,7 |
1,4 |
ОАО «Комбинат Русский |
хлеб и х/бул изделия |
42,5 |
1,7 |
КД «Иона» |
мучные конд. изд |
32,6 |
1,3 |
ООО «Молочная Сказка» |
мол.продукты |
61,5 |
2,5 |
Шуйская птицефабрика |
Яйцо,мясо кур |
92,4 |
3,8 |
ООО «Алтайские макароны» |
мак.изд. |
28,6 |
1,2 |
БМЗ «Персона» |
майонезы, кетчупы |
46,5 |
1,9 |
ЗАО «Алтайский бройлер» |
куры и п-ф-ты |
33,2 |
1,4 |
прочие |
128,69 |
5,3 |
Большая часть товаров поступает от компаний, брокеров или доставлена самой организацией, а центры распределения (86,6%) всех покупок. Доля затрат на коммерческую продукцию у производителей составляет 13,2%. Организованная работа по закупке товаров у частных предпринимателей: фруктов, овощей, круп и других продуктов. Они поставляют значительное количество продуктов в магазин по относительно низким ценам, поэтому данные таблицы указывают на низкую стоимость закупок, хотя количественные показатели предложения по сравнению с поставщиками-нерезидентами также высоки.
Основанием для доставки продукции в магазин является заявка руководителя магазина на основании данных о продаже товаров за предыдущий день и запланированных изменений в ассортименте и количестве товаров.
Уровень доходности торгового предприятия «Высшая лига» определяет отношение прибыли к обороту. Рентабельность показывает, насколько интересна прибыль в обороте.
Таким образом, в магазине количество заказанных товаров рассчитывается для обеспечения устойчивости спроса и непрерывных продаж до следующей поставки и во избежание формирования избыточных резервов. При определении этой суммы учитывайте частоту доставки товаров и их среднесуточные продажи, минимальные запасы и остатки товаров в день доставки. При определении частоты доставки товаров учитываются физические и химические свойства товаров, сроки их реализации, среднесуточный объем продаж, размер установленных минимальных запасов и другие факторы. При определении потребности в импорте скоропортящихся товаров учитывается способность холодильного оборудования, доступного в магазине.
2.3 Анализ структуры поступления ассортимента колбасных товаров, реализуемых магазином «Высшая Лига»
При изучении этого типа продукта было установлено, что ассортимент колбас в этом выпуске представлен пятью производителями: Ярославской, Черкизовской, Владимирской, Костромской, Нижегородской мясоперерабатывающих заводов. В свою очередь, колбасы были разделены на вареные и копченые. Вареные виды на самом деле приготовили колбасы и ветчину, а копченые - вареные копченые, полукопченые и копченые, эти категории разделены уже на колбасу, салями и традиционные колбасы.
На его долю приходится 38,2% от общего количества колбасных изделий, продаваемых в магазине «Высшая лига» за 2017 год. Колбаса нижегородского мясокомбината является наименее востребованной, на ее долю приходится 4% всей продукции в 2017 году.
Таким образом, данные показывают, что количество поставляемых продуктов магазина на период 2017-2018 гг. растет с каждым годом. И в ассортименте, например, колбасы «Фермер», «Сливочный».
Данные также показывают, как растет количество копченых колбас с каждым годом. Широта является косвенным индикатором насыщения товаров в магазине: чем больше, тем выше насыщенность. Индикаторы широты варьируются в зависимости от насыщенности магазина и состояния спроса. В условиях дефицита, когда спрос превышает предложение, для производителя и продавца выгоднее иметь узкий ассортимент товаров, поскольку при большой широте требуются дополнительные затраты на разработку и производство новых товаров. Кроме того, для производства разнообразных товаров требуется более обширная закупка сырья, расширение производственных площадей, новые виды упаковки, маркировка. В торговле для широкого диапазона требуемой дополнительной площади торговой площадки для отображения товаров и, кроме того, увеличиваются транспортные расходы.
На насыщенном рынке продавцы и производители стремятся удовлетворить самые разнообразные потребности. Когда предложение превышает спрос, необходимы коммерческие усилия для создания потребительских предпочтений, которые, среди прочего, достигаются путем увеличения ширины ассортимента. Ширина является одним из критериев конкурентоспособности фирм.
Таким образом, для производителей и продавцов расширение ассортимента является скорее вынужденной, чем желательной потребностью.
2.4 Управление ассортиментом и товарооборотом
Анализ торгового оборота начинается с изучения динамики его объема и оценки степени реализации по сравнению с периодом прошлого года представлен в таблице 2.
Таблица 2. Анализ товарооборота магазина «Высшая Лига» за 2016-2017гг.
Квартал |
2016 |
2017 |
||
Сумма, тыс. руб. |
Уд.вес, % |
Сумма, тыс. руб. |
Уд.вес, % |
|
1968,0 |
29,3 |
1970,2 |
28,7 |
|
1675,0 |
25,0 |
1699,8 |
24,8 |
|
1675,0 |
25,0 |
1844,8 |
26,9 |
|
1382,0 |
20,7 |
1345,2 |
19,6 |
|
Итого: |
6700,0 |
100 |
6860,0 |
100 |
Исходя из представленных данных, можно сделать вывод, что в 1,2,3 квартала на 2016-2017 гг. увеличение товарооборота в среднем на 1%. В период 4-го квартала компания сократила оборот на 2,7%. Это говорит о том, что к концу года в компании произошло снижение оборота. Из этого следует, что необходимо идентифицировать товарные группы, для которых произошло сокращение оборота, и предлагать предложения по их увеличению.
Наибольшую долю в обороте занимают вина и водки (23,2%), мясо и рыбная продукция - 20,0% от общего оборота на начало периода.
3. Планирование ассортимента товаров в магазине
Формирование ассортимента предшествует разработке концепции ассортимента предприятия. Это направленное построение оптимальной структуры ассортимента, предложение продукта, в то время как в качестве базового потребительского спроса определенных групп и необходимость обеспечения наиболее эффективного использования предприятием сырья, технологических и других ресурсов для производства продуктов с низкие издержки.
Концепция ассортимента выражается в виде системы показателей, которые характеризуют, насколько это возможно, оптимальное развитие производственного ассортимента этого вида товаров. К ним относятся: различные типы и разновидности товаров, частота обновления ассортимента, уровень соотношения цен на товары этого типа и т. д. Целью концепции ассортимента является руководство компанией производить товары, которые соответствуют структура и разнообразие потребительского спроса.
Целевая ориентация и искусство планирования проявляются в воплощении реальных и потенциальных возможностей предприятия в определенную комбинацию продуктов, которые удовлетворяют потребности покупателя и позволяют получать прибыль.
Типичный цикл планирования ассортимента и его реализация включает предварительную оценку плана, а затем разработку спецификаций на основе требований потребителя, создание образцов, тестирование возможностей их массового производства, рыночные испытания.
Потенциальные возможности продаж компании «Высшая лига» зависят от того, как предлагаемый ассортимент продукции отвечает потребностям покупателей, сформированных под влиянием рекламы. Для этого предлагается взять заказы от каталогов потребителей, несколько моделей из каталогов должны быть показаны на витрине магазина, используя яркие декоративные рисунки, организующие тему витрины, рекламные тесты и другие ярко выраженные декоративные детали.