Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 38
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА И СУЩНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
1.2. Понятие и роль менеджера на эффективность деятельности предприятии
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕНЕДЖЕРА КОМПАНИИ «ВЫМПЕЛКОМ»
2.1. Общая характеристика деятельности компании
2.2. Анализ влияния менеджера на эффективность деятельности «Вымпелком»
ВВЕДЕНИЕ
Современные рыночные отношения предоставляют достаточные возможности для эффективного управления предприятием, однако реальная кризисная ситуация в экономике, негативные политические тенденции в мире часто препятствуют реализации эффективной стратегии компаний в области повышения качества управления предприятием. Однако в сложных экономических условиях компании должны стремиться реализовывать целенаправленный менеджмент, основанный на выборе лучших направлений и подходов к организации менеджмента, сложившихся к настоящему времени, и учитывать современные тенденции развития принципов хозяйственного управления. Опыт ведущих предприятий показывает, что ключ к успешной деятельности предприятия заключается именно в четкой организации системы управления предприятием.
Таким образом, процесс управления является общей совокупностью всех функций.
Актуальность данной темы заключается в том, что функции менеджмента как возможной области формирования управляющего действия компании позволяет осуществлять непрерывные взаимосвязанные между собой действия по разработке средств и методов воздействия на систему управления важнейшими процессами в компании и их реализации для решения конкретных проблем, существующих на предприятии.
Предметом работы выступает процесс управления предприятием и роль в этом процессе менеджеров.
Основной целью при написании данной работы является рассмотрение и анализ на предприятии всего комплекса функций менеджмента, в том числе менеджеров компании.
В связи с этой целью ставится ряд задач:
-
- дать понятие и раскрыть теорию процесса управления,
- рассмотреть основные методы и роль управления предприятием,
- выявить основные функции и роль менеджеров в процессе управления предприятием.
Для раскрытия данной темы были использованы исследования современных авторов в области менеджмента компанией, управленческие порталы и ресурсы Интернет.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА И СУЩНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
Выполнение функций управления компанией является приоритетной задачей любого современного предприятия, в результате которых управляемый объект приводится в заданное или желаемое для менеджеров состояние. Это и составляет основное содержание понятия "процесс управления". Чаще всего под ним понимается определенная совокупность управленческих действий в области финансов, производства, управления персоналом, маркетингом, которые связаны между собой для того, чтобы обеспечить достижение поставленных целей компании[1].
Рис.1. Понятие процесса управления компанией[2]
Сегодня широко используется определение процесса управления, в котором в качестве его ключевого момента рассматриваются не функции, а управленческие решения, принятие и исполнение которых нуждаются в больших усилиях и организационной деятельности профессиональных менеджеров[3].
Таким образом, объектом системы управления являются управленческие отношения, которые складываются между организациями, менеджерами компании и отдельными индивидами (сотрудниками этих учреждений) в процессе реализации управленческой деятельности и принятия необходимых решений.
Управленческие отношения, как правило, возникают по поводу координации и субординации организационных связей. В управленческих отношениях важной особенностью социального взаимодействия между участниками процесса управления является их соподчиненность, субординация.
В качестве предмета теории управления могут выступать следующие основные направления[4]:
• сущность управленческих отношений как системы взаимодействия сотрудников по поводу деятельности организации;
• механизмы управления различными социально-экономическими системами компании и их регулирование;
• технологии и методики процессов управления;
• принципы, методы управления и т. д.
Процесс управления является одной их четырех подсистем управления предприятием (методология, процессы управления, структура и техника управления), которая представляет собой развитую систему коммуникаций, направленных на разработку и реализацию управленческих решений, на их информационное обеспечение.
Таким образом, процесс управления включает в себе процессы по обнаружению и анализу существующих проблем и вариантов решений проблем организации, т. е. по определению проблемной ситуации и процессу воздействия на нее.
Процесс управления является сложным процессом, объединяющим в себе различные принципы, субъекты и объекты управления, методы, направленные на решение актуальных проблем и задач, лежащих перед предприятием.
Как правило, процесс управления предприятием ставит перед собой определенные цели. К главным из них можно отнести следующие[5]:
- исследование наиболее важных и эффективных форм управленческих отношений, в которых проявляется взаимодействие менеджеров компании и ее сотрудников;
- выявление основных тенденций развития управленческих процессов в компании;
- создание наиболее ожидаемых направлений и сценариев развития управленческой деятельности компании в перспективе;
- предложение научно-обоснованных рекомендаций по совершенствованию системы управления предприятием.
Методология теории управления предприятием направлена на выполнение следующих важных функций:
- познавательная функция (изучение сущности управленческих отношений);
- описательная (сбор, систематизация, каталогизация сведений о научной и практической стороне управления компанией);
- объяснительная (выявление условий, в которых были реализованы те или иные принципы и средства управления);
- прогностическая (анализ прошлых и настоящих ситуаций в управлении, определение перспективных путей изменений в управленческой деятельности в будущем);
- контрольная (осуществление контроля за организацией управленческого процесса, правильного использования познавательных средств и полноты и целостности изучения того или иного объекта управления);
- оценочная (оценка соответствия существующей системы управления основным тенденциям развития компании, ее социальным ожиданиям, потребностям и интересам сотрудников);
- образовательно-воспитательная (распространение знаний об управлении, его основных функциях, целях);
- прикладная функция (разработка научно-обоснованных рекомендаций по совершенствованию системы управления компанией).
В этих функциях выражается практическая направленность методологии теории управления предприятием.
Рис.2. Функции системы управления[6]
В процессе управления используется множество разнообразных методов, подходов и приемов, которые позволяют упорядочить и эффективно организовать исполнение функций, процедур и операций, необходимых для принятия управленческих решений. В совокупности они организуют некоторые методы управления, под которыми понимаются способы осуществления управленческой деятельности, применяемые для постановки и достижения целей компании.
Рис.3. Методы управления предприятием[7]
Методы занимают особое место в системе управления, так как они соединяют воедино свои теории и практики применения. Так, для ответа на вопросы, как реализовать правильно управленческую работу, методы управления позволяют воспользоваться системой правил, приемов и подходов, которые бы сократили затраты времени и другие ресурсы на постановку целей и их реализацию. Одновременно с этим использование системы методов для изучения новых проблем системы управления позволяет аккумулировать знания об основах управления и о закономерностях, существующих в различных процессах на предприятии, таким образом, способствуя развитию теории управления.
Основу системы методов составляет применение методов моделирования, экспериментирования, конкретно-исторического подхода, экономико-математических и социологических измерений и т.д. Специфика управленческой деятельности предприятия оказывает влияние на выбор форм, масштабов и результативность применения общенаучных методов. Так, они могут базировать на выборе системного подхода к управлению, комплексного подхода, моделирования, экономико-математических методов управления, экспериментирования, конкретно-исторического подхода, социологических исследований.
Таким образом, методология теории управления подвержена постоянным изменениям. Она постоянно обогащается, подчиняясь требованиям более глубокого познания управленческих отношений и процессов, которые, в свою очередь, также находятся в постоянном развитии.
1.2. Понятие и роль менеджера на эффективность деятельности предприятии
Менеджер представляет собой должностное лицо, которое занимается управлением производством или другой деятельностью. Именно в связи с возросшим количеством предпринимателей в стране, появилась необходимость в специалистах в данной области.
Рассмотрим основные отличия менеджера от предпринимателя и оценим его роль в процессе управления организацией.
В первую очередь, говоря о роли менеджеров и предпринимателей нужно сказать об уровне ответственности. В любом случае, у менеджеров в организациях он ниже, нежели у предпринимателей. Сама психология наемного работника (если только он не является партнером, вовлеченным в распределение прибыли) не позволяет ему использовать свой потенциал полностью.
Предприниматель – это основатель бизнеса, его владелец. Предприниматель – это генератор новых идей. Это человек, задающий вектор направления. Задач у предпринимателя множество. Основные из них – создание бизнеса и развитие новых направлений.
Принято считать, что основное отличие предпринимателя от менеджера состоит в том, что предприниматель выступает собственником бизнеса, тогда как менеджер – это наёмный работник. Такое утверждение чрезмерно категорично в связи с тем, что предприниматель являлся полноправным собственником тогда, когда ему принадлежали не только средства производства, но и люди, работавшие на предприятиях.
Кроме того, мы можем отметить, что менеджер, работающий на предприятии, может быть одновременно и собственником (например, купив акции данной компании), и наёмным работником, работая по трудовому договору. В этой связи следует подчеркнуть, что не всегда можно однозначно отделить собственника от наёмного работника, так как эти функции могут быть тесно переплетены. Например, работники предприятий системы ESOP (т.н. народных предприятий или рабочей акционерной собственности) являются одновременно и собственниками – владельцами акций, на которые выплачивается дивиденд, и управленцами, которые голосуют на общем собрании акционеров, и наёмными работниками, которые получают ежемесячную зарплату.
Проблема противопоставления предпринимателей и менеджеров, акционеров и наёмных работников в менеджменте имеет несколько основных причин:
- Право собственности на весь бизнес или его часть создаёт иную мотивацию, чем работа по найму. Предприниматель-собственник, несущий на своих плечах всю полноту коммерческих, валютных и правовых рисков, старается управлять предприятием более эффективно и жёстко, нежели наёмный администратор.
- Наёмный менеджер зачастую больше заботится о своем доходе, чем о получении прибыли для собственника. Таким образом, злоупотребления наёмных менеджеров, работающих на собственника – весьма распространённое явление (в том числе в тех организациях, где собственником является государство). Такого рода ситуации получили в менеджменте наименование агентских конфликтов.
- Между предпринимателем и наёмными работниками возникают непримиримые или, как их называл К. Маркс, антагонистические противоречия. Интересы собственника бизнеса направлены на интенсификацию производства, на уменьшение оплаты труда, и, соответственно, максимизацию собственного дохода. Интересы наёмных работников имеют противоположную направленность – иметь более высокую оплату труда, сокращённую продолжительность рабочего дня, увеличение выплат и соцпакетов, дополнительное медицинское страхование, досрочный выход на пенсию.