Файл: Древняя Индия общественный и государственный строй.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 174
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство науки и ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уральский государственный экономический университет» (УрГЭУ) |
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «История государства и права зарубежных стран »
Тема: Древняя Индия: общественный и государственный строй
Институт непрерывного и дистанционного образования Направление подготовки 40.03.01. Юриспруденция Направленность (профиль) Гражданско-правовой Кафедра Конкурентного права и антимонопольного регулирования | | Студент Крюкова Марина Александровна Группа ИНО ОЗБ ГП-22-2 НТ Руководитель Колоткина Оксана Анатольевна, к.ю.н., доцент |
Нижний Тагил
2023 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1 Общественный строй Древней Индии | 3 |
1.1 Сословия Древней Индии | 3 |
1.2 Община как неотъемлемый компонент Маурийского периода | 4 |
1.3 Рабство Древней Индии | 5 |
2 Государственный строй Древней Индии | 6 |
2.1 Форма правления | 6 |
2.2 Административно - территориальное деление | 7 |
2.3 Система судов | 8 |
2.4 Армия | 8 |
3 Практическая часть. Решение задач | 9 |
Список использованных источников | 10 |
1 ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ
1.1 СОСЛОВИЯ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ
Характерной особенностью Древней Индии было деление общества на варны и касты. Это деление сформировалось в ходе разложения родовых отношений, в процессе социальной и имущественной дифференциации. Важным фактором было освящение этого деления религией - брахманизмом.
В соответствии с религиозными представлениями древних индийцев бог-творец всего существующего Брахма создал людей из разных частей своего тела и предназначил их к разным видам деятельности. По наиболее распространённой богословской версии, Брахма сотворил брахманов из своих уст, кшатриев - из рук, вайшьев - из бёдер и шудр - из ступней:
-
брахманы - члены жреческих родов; -
кшатрии - военная аристократия; -
вайшьи (вайшии) - свободные полноправные общинники; -
шудры - низшая варна, неравноправные члены общества.
Образ жизни каждой варны был сформулирован в специальных законах, - дхармах. В компетенцию первых двух варн входило государственное управление. Вайшьям предписывалось заниматься земледелием, скотоводством, ремеслом и торговлей. Шудры должны были находиться в ужении у трех высших варн.
Со временем каждая варна становилась все более отделена от других варн, более замкнута, чему благоприятствовали:
-
заключение браков только между представителями одного сословия – строгая эндогамность; -
поклонение одним богам; -
наследственно закрепленная, определенная профессия.
Строго запрещался переход из одной варны в другую. Ограничивались смешанные браки. Наказание за убийство человека из того или иного сословия было разным определялось иерархией варн. За проступки членов низшей варны против члена высшей следовало более строгое наказание, нежели наоборот. Со временем, с переходом свободных общинников в зависимых крестьян, по значению вайшьи стали приближаться к шудрам, и высшие варны (брахманы и кшатрии) обособились от более «низких» слоев.
1.2 ОБЩИНА КАК НЕОТЬЕМЛЕМЫЙ КОМПОНЕНТ МАУРИЙСКОГО ПЕРИОДА
Важнейшим компонентом социального, общественного и экономического строя в Маурийский период была община, поскольку объединяла значительную часть населения - свободных земледельцев. Самой распространенной формой общины была сельская, хотя кое-где еще существовала и примитивная родовая.
В общине сохранялись черты единого коллектива и старые общинные традиции - свободные жители на собраниях решали различные вопросы управления. Со временем все большее значение приобретали главы деревни.
Вначале глава общины выбирался на собрании общинников, затем утверждался государственной властью, постепенно превращаясь в ее представителя.
В общине наблюдался процесс имущественного разделения:
-
верхушка, эксплуатировавшая рабов и наемных работников; -
общинники, которые сами работали на своих участках; -
разорившиеся общинники, которые лишались земли и орудий труда и были вынуждены работать в качестве арендаторов.
Деревенские ремесленники также занимали различное положение:
-
ремесленники, которые работали самостоятельно и имели собственные мастерские; -
ремесленники, которые нанимались на работу за определенную плату.
1.3 РАБСТВО ДРЕВНЕЙ ИНДИИ
Рабство Древней Индии отличается своей неразвитостью - наряду с рабовладельческими отношениями продолжают сохраняться пережитки первобытнообщинного строя: индийские рабы могли иметь семьи, собственность, право на наследование, право собственности на получаемые дары. Свободный, становясь рабом, не терял своих семейных, родовых и кастовых связей.
Рабский труд не играл значительной роли в экономике Древней Индии. В праве древнеиндийского государства отсутствует отчетливое противопоставление свободных и рабов, поскольку, хотя это государство и было рабовладельческим, но варны заслоняли собой классы.
В Законах Ману (VIII, 415) указаны семь разрядов рабов:
-
захваченный под знаменем (военный плен); -
раб за содержание; -
рожденный в доме; -
купленный; -
подаренный; -
доставшийся по наследству; -
раб в силу наказания.
Право хозяина распоряжаться жизнью и смертью раба было общепризнанным в Древней Индии. Раб был неправоспособен, заключенные им сделки считались недействительными.
В древнеиндийском праве существовало законодательство, ограничивающее действия хозяина по отношению к рабам:
-
нельзя было продать раба-ребенка без родителей; -
при использовании труда раба хозяин должен был учитывать его кастовое положение; -
на презираемых и тяжелых работах использовали преимущественно рабов из числа пленных.
2 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ
2.1 ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ
Магадхско-Маурийская эпоха характеризуется усилением монархической власти и падением роли институтов племенного управления.
Основой государства считался царь. Принцип наследования соблюдался очень строго, ещё при жизни царь назначал одного из своих сыновей наследником престола. Важное место при дворе занимал царский жрец, принадлежавший к влиятельному брахманскому роду.
В эпоху Маурьев оформилась концепция «чакравартина» — единоправителя, власть которого будто бы распространялась на огромные территории. Маурийский царь стоял во главе государственного аппарата и обладал законодательной властью:
-
издавал эдикты; -
назначал крупных государственных чиновников; -
являлся главой фискальной администрации, верховным судьей; -
считался командующим армией, численность которой была огромна.
Личность монарха в Древней Индии не обожествлялась. Более того, он не мог применять не только смертную казнь, но и телесные наказания к брахманам (жрецам), совершившим тяжкие правонарушения. Он рассматривался как высшее должностное лицо, обязанное охранять подданных. Закон предусматривал ответственность монарха за неисполнение им или ненадлежащее исполнение главной обязанности. Власть монарха не была безграничной, он и посланные им судьи при рассмотрении дел должны были руководствоваться не своим усмотрением, а обычаями, дхармами и нормами права.
При царе существовали советы:
-
паришад - совет царских сановников; -
тайный совет; -
раджа - сабха, или царский совет.
В случае крайне неотложных дел члены паришада собирались вместе с членами тайного совета, состоявшего из особо доверенных лиц. В эпоху Маурьев паришад приобрел функции политического совета, занимаясь проверкой всей системы управления и выполнением приказов Царя. Он состоял из военной и жреческой знати, которая стремилась сохранить свои привилегии и ограничить абсолютную власть правителя. Постепенно его роль была сведена к выполнению совещательных функций при царе.
2.2 АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ДЕЛЕНИЕ
В эпоху Маурьев государство имело следующее административно - территоральное деление:
-
главные провинции; -
обычные провинции (джанапады); -
области (прадеши); -
округа (ахале); -
деревни.
Главных провинций было четыре, и они обладали особым статусом, в том числе большой автономией. Ими управляли царевичи. Для проверки царевичами действий местных чиновников существовал институт специальных инспекторов.
Во главе джанапад стояли крупные государственные чиновники - раджуки.
В главных городах округов имелись канцелярии. Деревня была низшей единицей провинциального управления.
2.3 СИСТЕМА СУДОВ
В Древней Индии существовали две системы судов:
-
царские; -
внутриобщинные (кастовые).
Высшей судебной инстанцией был царский суд, в котором участвовал сам царь вместе с брахманами и советниками или замещавшая его судебная коллегия (сабха), состоявшая из назначенного царем брахмана и трех судей. Царю как высшему судье принадлежало право ежегодно объявлять амнистии.
Толковать в суде нормы права мог брахман, в крайнем случае кшатрий или вайший.
Начиная с десяти деревень, во всех административных единицах должна была назначаться судебная коллегия из трех судейских чинов. Кроме того, уголовные дела разбирали специальные судьи. Борьбой с преступлениями в городах занимались городские власти. Большинство дел рассматривали общинные кастовые суды.
Неофициальные кастовые суды сохранились в Индии до настоящего времени.
2.4 АРМИЯ
Армия играла огромную роль в государствах Древней Индии. Главнокомандующим армией считался царь. Большая часть награбленного имущества переходило царю, остальное подлежало дележу среди солдат.
Армию комплектовали из следующих источников: наследственные воины – кшатрии, наемники, воины, поставляемые зависимыми союзниками, вассалами. В основном лишь кшатрии могли носить оружие, другие "дважды рожденные" могли браться за оружие лишь тогда, когда для них "наступает время бедствий".
Армия также выполняла функции по охране общественного порядка. Она должна была стоять на защите государственной целостности.
3 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ
Задача:
Раб Стих был захвачен с поличным за кражу плодов из сада Тиция. Какое наказание ожидает его по законам XII Таблиц?