Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 141
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Реферат на тему:
Отличие обучения в ВУЗе от обучения в школе
Томск 2022
Оглавление
1 Введение…………………………………………………………..………..…..3
2 Отличие ВУЗа от школы………………………………………………….…...4
3 Лекция………………………………………………………………………….6
4 Семинар……………………………………………………………………….10
5 Консультация…………………………………………………………………14
6 Лабораторные занятия………………………………………………………..15
7 Заключение……………………………………………………………………17
1 Введение
Обучение студентов в вузе по самой своей сути отличается от учебы в школе. И главное, принципиальное отличие заключается в том, что высшее образование — дело добровольное.В ВУЗ, как правило, приходят люди, которые хотят получить высшее образование, а это в корне меняет позицию обучающегося: он становится не просто более или менее добросовестным исполнителем учебных заданий, а пытливым, любознательным исследователем в области знания, выбранной им для своей будущей профессиональной деятельности. Поэтому и учебный процесс строится таким образом, чтобы создать необходимые для этого условия, для чего используются ставшие традиционными в высших учебных заведениях формы учебных занятий.
2 Отличие ВУЗа от школы
Поступив в ВУЗ, вы оказываетесь в совершенно иной обстановке, отличающейся от школьной и режимом занятий, и формами организации учебного процесса, и характером взаимоотношений с преподавателями.
Особенно важен с этой точки зрения первый курс, когда студенту приходится осваивать большое количество новых понятий и представлений, знакомиться со множеством совершенно новых для него жизненных явлений и ситуаций. Кому-то все это дается легко, но, как показывает практика, для большинства начинающих студентов этот период — самый трудный, таящий в себе много неожиданностей и сложностей. И самая главная опасность, которая подстерегает первокурсника, — это кажущаяся свобода и бесконтрольность обучения в ВУЗе.
Действительно, студенту предоставляется значительно больше свободы, чем школьнику. Лекционная форма преподавания основных учебных курсов, которая не предполагает ежедневных опросов и отметок в журнале, система семинарских и лабораторно-практических занятий, на которых рассматриваются подробно только наиболее важные темы, и ряд других особенностей учебного процесса создают впечатление, что учиться в ВУЗе намного легче, чем в школе. Но это обманчивое впечатление.
Объем знаний, который должен усвоить будущий специалист, как правило, очень велик, его невозможно дать полностью в ходе учебных занятий из-за недостатка времени. Поэтому на лекциях и других аудиторных занятиях преподаватель дает лишь самый необходимый материал, который обязательно должен быть дополнен самостоятельным изучением предмета, но который помогает студенту ориентироваться в море информации, осваиваемой при этом. И если студент пропускает занятия или не дополняет их регулярно самостоятельной работой, он рискует потерять нить усвоения материала, восстановить которую бывает потом очень трудно.
Поэтому главная задача, которая стоит перед каждым, кто стал студентом, — НАУЧИТЬСЯ УЧИТЬСЯ САМОСТОЯТЕЛЬНО.
Важно с первых дней учебы уметь рационально организовать учебную и научную работу. Ведь известно, что именно с первого курса отчисляется обычно самое большое число студентов. И, как правило, это те, кто не сумел правильно распределить свои силы и время, овладеть приемами учебной деятельности в высшем учебном заведении.
Существует самая прямая связь между успехами в учебе и тем, как студент к ней относится. Это отношение проявляется, прежде всего, в желании или нежелании учиться. Конечно, учение требует большого труда, напряжения, усердия. Однако, когда прилагаемые усилия в освоении знаний приносят хорошие результаты, возникает чувство удовлетворения. Именно из него развивается та радость познания, которая помогает преодолеть все трудности и неудачи.
Не следует ждать, чтобы вас «подгоняли», привлекали к различным видам деятельности, — включайтесь во все сами. Чем активнее студент, тем эффективнее будет его учеба и тем лучше он подготовит себя к будущей профессиональной деятельности.
Коммуникабельность, т. е. способность к общению с окружающими людьми, является очень ценным качеством студента. Во время учебы встречаешься со многими людьми, учишься у других усваивать и использовать знания. Особое значение при этом имеет общение с преподавателями. Хотя со многими из них студент встречается не так часто, как с учителями в школе, но эти встречи имеют порой решающее значение. Общаясь с преподавателями на консультациях и в личных беседах, студент не только учится у них, но и увлекается их научными идеями, что нередко приводит его впоследствии в науку.
3 Лекция
Лекция(от латинского lectio «чтение») — одна из основных форм учебных занятий в высших учебных заведениях, представляющая собой систематичное, последовательное устное изложение преподавателем определенного раздела конкретной науки или учебной дисциплины. Читается лекция обычно одновременно для студентов всего курса или потока, если большой курс делится на несколько потоков.
Такая форма передачи знаний обучающимся возникла в практике средневековых университетов. Тогда это слово точно отражало характер деятельности преподавателя. В XII—XIII вв., когда в Европе еще не получило распространение книгопечатание, сочинения ученых переписывались от руки и поэтому существовали в немногих экземплярах. Получить такое сочинение для изучения каждый студент, конечно, не мог, и университетские преподаватели в аудиториях в буквальном смысле слова читали свои или чьи-то научные произведения - философские, религиозные трактаты, сопровождая чтение подробными комментариями и разъяснениями.
На протяжении веков, прошедших с тех пор, очень многое изменилось. Возникло и постепенно усовершенствовалось книгопечатание, книга (в том числе и учебная) как один из важнейших источников знания перестала быть редкостью и роскошью, стала доступной каждому. Кроме того в последние десятилетия все большее значение приобретают компьютерные формы хранения и передачи информации, которые все активнее применяются в обучении. Однако лекция всегда была и до сих пор остается неотъемлемой частью учебного процесса, важнейшей формой изложения учебного материала в высших учебных заведениях во всем мире.
В чем же причина такого «консерватизма»? - спросите вы. Прежде всего, необходимо сказать о том, что любая наука - а студенты знакомятся в ВУЗе именно с различными науками - представляет собой очень сложное явление. В каждой науке большое количество различных точек зрения, мнений, подходов и способов разрешения научных проблем. Наряду с положениями, которые признаются всеми и не вызывают сомнения, всегда есть спорные вопросы и воззрения. Разобраться в этом клубке разноречивых, а часто и противоречивых взглядов студенту, только вступающему в мир научных знаний, чрезвычайно сложно. И именно лекция позволяет преподавателю в течение очень непродолжительного промежутка времени сориентировать десятки студентов в рассматриваемой научной проблеме (теме), раскрыть ее наиболее важные, существенные стороны, дать анализ различных взглядов и теоретических концепций по рассматриваемому вопросу, указать наиболее значительные научные работы, посвященные данной проблеме.
К достоинствам лекции нужно также отнести и непосредственное общение студентов с опытными преподавателями, которые, как правило, сами являются учеными. Их творческая мысль, живое слово, эмоциональный контакт с аудиторией иногда играют решающую роль в усвоении студентами учебного материала, который перестает быть только набором сухих фактов, становится ярким и интересным, а поэтому способствует развитию желания знать изучаемый предмет лучше и глубже.
Таким образом, лекция - очень экономичный, эффективный и эмоционально наполненный способ передачи знаний.
У первокурсника, который, как правило, в ВУЗе впервые сталкивается с такой формой учебных занятий, часто поначалу складывается мнение, что на лекции он - лицо пассивное и все, что от него требуется, - слушать и записывать то, что говорит преподаватель. Но это ошибочное, и даже опасное представление. На самом деле слушание лекции предполагает активную мыслительную деятельность студента, главная задача которого - понять сущность рассматриваемой темы, уловить логику рассуждений лектора; размышляя вместе с ним, оценить его аргументацию, составить собственное мнение об изучаемых явлениях и соотнести услышанное с тем, что уже изучено. И при этом студент должен еще успевать делать записи изложенного в лекции материала. Понятно, что ведение таких записей, которые называются конспектами (от латинского conspectus «обзор»), также является творческим процессом, требует определенных умений и навыков. Чтобы былло легче их приобрести, нужно знать несколько практических советов:
• не старайться записать дословно все, что говорит преподаватель — это невозможно, да и не нужно, тогда взаписях неизбежны недописанные предложения, пропуски, а поэтому нарушения логики изложения материала, которые сделают конспект бесполезным. Нужно уметь формулировать мысли кратко и своими словами, записывая только самое существенное.
• учиться на слух отделять главное от второстепенного. Но это не означает, что записывать нужно только основные положения и определения, которые без примеров и иллюстраций могут впоследствии, при чтении конспектов, оказаться непонятными. Поэтому факты, которые приводит лектор, также лучше отмечать; иногда для этого бывает достаточно нескольких ключевых слов.
• Записи должны быть сжатыми, логично связанными, представлять собой нечто вроде развернутого плана лекции.
• Если в лекции предлагаются схемы, таблицы, чертежи, обязательно полностью заносите их в тетрадь, выполняя аккуратно и внимательно.
• По ходу лекции преподаватель обычно отмечает те или иные мысли, положения, поэтому сразу делайте соответствующие смысловые выделения в ваших записях. Для этого можно использовать не только разные виды подчеркиваний (прямая, волнистая линии, пунктир и т. п.), разноцветные выделения, но и различные значки, например: ! — «важно», ? — «проверить, уточнить», NB (nota bene) — «обратить внимание» и др.
• Оставлять в тетради поля, которые можно использовать в дальнейшем для уточняющих записей, комментариев, дополнений и т. п.
• Использовать красную строку для выделения смысловых частей в записях.
• Постараться выработать свою собственную систему сокращения часто встречающихся слов или их замены определенными знаками. Это даст вам возможность меньше писать, больше слушать и думать.
• Сразу после лекции постараться просмотреть записи и по свежим следам восстановить пропущенное, дописать недописанное, доделать необходимые выделения.
Очень важно подчеркнуть, что лекция — это не весь материал по изучаемой теме, даваемый для того, чтобы студенты его «вызубрили». Прежде всего, это — «путеводитель» в их дальнейшей самостоятельной учебной и научной работе.
4 Семинар
Семинар(от латинского seminarium «рассадник»; переносн., «школа») — это особая форма учебно-теоретических занятий, которая, как правило, служит дополнением к лекционному курсу. Семинар обычно посвящен детальному изучению отдельной темы и, в отличие от лекции, проводится в каждой студенческой группе отдельно.
Отличительной особенностью семинара как формы учебных занятий является активное участие самих студентов в объяснении вынесенных на рассмотрение проблем, вопросов; преподаватель, давая студентам возможность свободно высказаться по обсуждаемому вопросу, только помогает им правильно построить обсуждение. Такая учебная цель семинара требует, чтобы учащиеся были хорошо подготовлены к нему. В противном случае семинар не будет действенным и может превратиться в скучный обмен вопросами и ответами между преподавателем и студентами.
Семинары могут быть различными как по содержанию, так и по построению, организации работы. Обычно на семинарах обсуждаются заранее поставленные вопросы. Студенты заблаговременно знакомятся с планом семинарского занятия и литературой, рекомендуемой для изучения данной темы, чтобы иметь возможность подготовиться к семинару. Иногда семинары проводятся в форме обсуждения небольших докладов или рефератов учащихся. Но это не означает, что к семинару должны готовиться только те студенты, которые делают сообщение. Чтобы активно обсуждать проблему, высказывать свою точку зрения, обмениваться мнениями, наконец, спорить в поисках истины — а это и есть главное назначение семинара, - готовиться к нему должны все. При подготовке к семинару: • проанализировать тему семинара, подумать о цели и основных проблемах, вынесенных на обсуждение; • внимательно прочитать материал, данный преподавателем по этой теме на лекции; • изучить рекомендованную литературу, делая при этом конспекты прочитанного или выписки, которые понадобятся при обсуждении на семинаре; • постараться сформулировать свое мнение по каждому вопросу и аргументировано его обосновать; • записать возникшие во время самостоятельной работы с учебниками и научной литературой вопросы, чтобы затем на семинаре получить на них ответы. В процессе работы на семинаре: • внимательно слушать выступления других участников семинара, старайтесь соотнести, сопоставить их высказывания со своим мнением; • активно участвовать в обсуждении рассматриваемых вопросов, не бойтесь высказывать свое мнение, но старайтесь, чтобы оно было подкреплено убедительными доводами; •если вы не согласны с чьим-то мнением, смело критиковать его, но помнить, что критика должна быть обоснованной и конструктивной, т. е. нести в себе какое-то конкретное предложение в качестве альтернативы; • после семинара кратко сформулировать окончательный правильный ответ на вопросы, которые были рассмотрены. Семинар помогает студентам глубоко овладеть предметом, способствует развитию у них умения самостоятельно работать с учебной литературой и первоисточниками, освоению ими методов научной работы и приобретению навыков научной аргументации, научного мышления. Преподавателю же работа студента на семинаре позволяет судить о том, насколько успешно и с каким 4 Лабораторное занятие В высшем учебном заведении лабораторное занятие— одна из форм учебной работы, которая направлена на освоение учащимися отдельных видов, способов и методов проведения экспериментальной научно-исследовательской работы. Такая форма учебных занятий требует использования специального оборудования, технических средств и материалов и проводится в учебных лабораториях. Применяется главным образом при изучении дисциплин естественнонаучного и технического профиля. Лабораторные занятия дают возможность студентам научиться правильно обращаться с различными приборами и материалами, приобрести практические навыки наблюдения за объектами эксперимента, правильного анализа и обобщения полученных результатов, их критической оценки. Нередко на лабораторных занятиях предусматривается применение комплексных знаний из разных областей науки. Перед каждым лабораторным занятием необходимо: • тщательно ознакомиться с полученным экспериментальным заданием; • выделить все теоретические положения, на основе которых оно может быть выполнено; • наметить пути осуществления задания; • подготовить все рабочие материалы для записи результатов опытной работы: таблицы, формы протоколов, графики и пр. При проведении лабораторной работы особое значение имеет тщательность выполнения эксперимента и фиксирования результатов. Поэтому предлагаем вам следующие практические советы: • не делать черновых записей с тем, чтобы потом переписывать их начисто, так как при переписывании возможно внесение ошибок; • вести по ходу эксперимента записи в специальном журнале, отмечая особые трудности, возникающие при его проведении; • фиксировать данные, которые на первый взгляд кажутся необычными или ошибочными: отбросив их, вы можете исказить результаты экспериментальной работы; • по завершении эксперимента проанализировать и просчитать полученные результаты, оцените их, выведите закономерности, представьте результаты точно и наглядно. 5 Консультация Консультация(от латинского consultare «совещаться, советоваться») — один из видов учебных занятий, который проходит в форме беседы студентов с преподавателем. Обычно консультация имеет факультативный характер, т. е. не является обязательной для посещения. Консультация как дополнительная форма учебных занятий предоставляет студентам возможность разъяснить вопросы, возникшие на лекции, при подготовке к семинарам или экзаменам, при написании студенческой научной работы, при самостоятельном изучении материала. Она может быть индивидуальной, когда преподаватель консультирует одного студента, или групповой, как, например, консультации перед экзаменами. В любом случае, если вы собрались идти на консультацию: • постараться заранее четко сформулировать свой вопрос (или вопросы); • задавать вопрос преподавателю, покажите, что вы самостоятельно сделали для его разъяснения. 6 Лабораторные занятия |