Файл: Первые меры, учреждения и предупреждения (19671974) 4.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 24

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3

Первые меры, учреждения и предупреждения (1967-1974) 4

Перемены в государстве и экологической повестке (1974-1986) 6

Экологические последствия европейской интеграции. (1986-1990) 9

Направления экологической политики (1991-1999) 11

Усиление экологической повестки (2000-2005) 14

Текущая ситуация и заключение 17
Список литературы 18

Введение
Португалия — государство в Южной Европе, самое западное государство в континентальной Европе. Территория — 92 225 км², численность населения — 10 347 892 человек.

Располагается в юго-западной части Пиренейского полуострова, занимая примерно 15% его общей площади. На севере и востоке граничит с Испанией, на юге и западе омывается Атлантическим океаном; таким образом, Португалия представляет собой полуанклав, или прибрежный анклав.

Столица — Лиссабон. Официальный язык — португальский. Денежная единица — евро.

Относится к развитым странам. Республика с 1910 года. Унитарное государство. По форме правления парламентская республика.

Член НАТО (с 1949), ООН (с 1955), ОЭСР (с 1961), Европейского союза (с 1 января 1986), Содружества португалоязычных стран (с 1996), Совета Европы. Входит в Шенгенскую зону и зону евро.

Первые меры, учреждения и предупреждения

(1967-1974)

Португалия стоит особняком в контексте западных стран, со своими собственными ритмами и, в целом идет не в ногу с международными опытом решения экологических проблем. В 1960-х годах, когда Запад уже был обеспокоен первыми разливами нефти, нефтяными пятнами, вредными выбросами а Римский клуб был обеспокоен уже отчетливыми признаками экологического кризиса, то Португалия была своего рода "сельским музеем" в западной Европе, жила в состоянии отстраненности, которое прерывалось лишь несколькими критическими голосами, в основном из интеллектуальной прослойки. Если же рассматривать Стокгольмскую конференцию (1972 г.) как важнейшую веху международного экологического сотрудничества, можно сказать, что Португалия приступила к осуществлению своей экологической политики в то же время что и в другие европейские страны, с руководящими принципами. И все же экономические, социальные и экологические условия в стране сильно отличались от большинства европейских стран того периода. Преобладала упорно сохраняющаяся сельская модель общества, в центре которой находились традиционные ценности. Гораздо более поздняя индустриализация сопровождалась внезапным процессом урбанизации и субурбанизации, вызванным оттоком сельского населения, с соответствующей депопуляцией внутренних районов страны усугублялась интенсивной эмиграцией в Европу. Вступление в Европейскую ассоциацию свободной торговли (ЕАСТ) в 1959 году с намерением перейти к новой экономической динамике в конце концов, не оправдало ожиданий. Промышленный старт, который, тем не менее, произошел в 1960-х годах, сопровождался установкой крупных загрязняющих установок в стратегических местах, таких как береговые линии и эстуарии рек. Страна не могла оставаться невредимой и также меняла свое лицо, в основном из-за неостановимого процесса литорализации и метрополизации. Именно проблемы, связанные с этими явлениями, породили территориальный беспорядок и разрушение ландшафта - больше, чем проблема промышленного загрязнения - что постепенно пробудит "экологическую чувствительность" в стране. Несмотря на все это, в стране по-прежнему был высокий уровень неграмотности, а политический режим не позволял гражданам каким либо образом вмешиваться, цензурируя средства массовой информации. Цензура вышла за рамки сугубо социально-политических вопросов и распространилась на экологические проблемы, о которых, хоть они и не были запрещены, говорить о них было политически неудобно, поскольку они негативно сказывались на имидже Португалии.


Новости о социальных движениях и экологических гражданских протестах, происходящих в других западных странах, начиная от ядерного разоружения до действий "Гринпис" практически не доходили. СМИ показывали страну, целую и невредимую от бед "прогресса". Сельская панорама предстала на телевидении как позитивный фактор, симптом гармонии и хорошее природное и моральное качество страны.

Гегемонистское присутствие телевизионной среды - на фоне слабого проникновения прессы - в эпоху частного телевидения становится экспоненциальным. И, несмотря на улучшение в области информации, телевизионные программы

Неграмотность, цензура, посредственность СМИ без реальных альтернатив не позволили гражданскому обществу почти не интересоваться экологическими проблемами.

В прочем стоит упомянуть некоторые позитивные прецеденты связанные с окружающей средой. В 1937 году Флорес В. А. уже написал новаторскую работу "Охрана природы" позже опубликованной в журнале Revista Agronómica (журнал по агрономии). Также можно отметить план заселения лесов 1938 года; лигу защиты природы (ЛЗП), основанную в 1948 году объединившая крупные имена в научном сообществе - среди них его первый президент Баета Невеш, которые подготовили многочисленные исследования, а также первые инвентаризации природного наследия, которые должны были дать начало охраняемым территориям.

Однако международные события будут иметь решающе влияние на начало внутренней экологической политики. Европейский год охраны природы(1970) вызвал появление первого законодательного акта "Об охране природы и ее ресурсов" - сопровождается положительным заключением от властей Португалии, первым подписантом которого был Адерито Седас Нуньес, основатель ICS. Это была подготовка к участию Португалии в Стокгольмской конференции результате чего была создана Национальная комиссия по окружающей среде (CNA), с которой начинается Современная фаза институциональной и законодательной истории охраны окружающей среды в Португалии. Эта комиссия, созданная в 1971 году в рамках Национального совета по научно-техническим исследованиям (JNICT) подготовила первый в Португалии "Национальный доклад о проблемах окружающей среды".

CNA была частью комплекса мер чтобы приблизить Португалию к международным вопросам и организациям, преодолевая изоляцию страны из-за колониальной политики. Его первый президент, Жозе Коррейя да Кунья, член парламента от либерального крыла, несколько раз сумел привлечь внимание к темам развития и окружающей среды.



Во многом создание это CNA было продиктовано также все же растущей осведомленностью португальцев об окружающей среде в последние годы, особенно после ключевого события – наводнения в Лиссабоне в 1967 году, когда внезапные наводнения, произошедшие 25 и 26 ноября в столичном регионе Лиссабона, нанесли катастрофический ущерб в общей сложности 14-ти муниципалитетам. Это было самое смертоносное наводнение, зарегистрированное в Португалии, на долю которого пришлось более половины всех зарегистрированных смертей в результате наводнений с 1865 года. Это также была самая смертоносная природная катастрофа в Португалии со времен Лиссабонского землетрясения 1755 года.

Стоит так же отметить, что в период с 1960-х до начала 1970-х годов были заметны проблемы деградации ландшафта и окружающей среды, достигнув кульминации во время вспышек холеры, которые в начале 1970-х годов опустошили беднейшие кварталы Лиссабона.

«Перемены в государстве и экологической повестке»

(1974-1986)

В рамках постепенной демократизации в результате революции 1974 экологическая и природоохранная политика впервые получила конкретный официальный статус. Создание в 1974 году государственного секретариата по вопросам окружающей среды (SEA), Государственный секретариат по вопросам жилищного строительства и урбанизма, входящий в состав Министерства социального оборудования и окружающей среды.

В рамках подсекретариата в 1975 году была создана Служба национальных парков, заповедников и ландшафтного наследия, а также Служба исследований поддержки принятия решений, которая должна была осуществлять первые проекты, объединяющие охрану природы и социально-экономическое развитие в их пространственной и временной составляющих.

В 1976 году была создана национальная сеть охраняемых территорий, золотой период окончательного завершения которой продлится до 1983 года.

Конституция 1976 года закрепила фундаментальное право на окружающую среду, обязанности государства в области охраны окружающей среды и открыла путь для первых законодательных инициатив.

Однако, помимо охраны природы, законодательство на этом этапе практически не затрагивало экологические вопросы.

Необходимо было переквалифицировать подпольные кварталы, обеспечив их базовой инфраструктурой. К 1974 году страна достигла лишь 18% охвата канализационными сетями, в районе Лиссабона бушевала холера. Позже программа первого конституционного правительства (1976-1978 гг.) подтвердила этот приоритет. Среда" была прежде всего "социальной проблемой", в которую она вылилась, что не вызывало разногласий.


Первый экологический конфликт произошел в 1976-1978 годах. Планируемая установка атомной электростанции в Ферреле вызвала широкое распространение общественных протестов, в ходе которых небольшие экологические ассоциации, представленные совокупностью как интеллектуалов, ученых так местного населения, среди которых особенно выделилось Португальское экологическое движение (MEP).

Впрочем, как это ни парадоксально, революция 1974 года не привела страну в соответствие с современными требованиями в плане решения экологических проблем, поскольку она частично прервала динамику процесса, который начинал формироваться, будь то критика городского беспорядка или даже меры по борьбе с загрязнением окружающей среды, запланированные CNA.

Апрель 1974-го сместил фокус общественных проблем в область гражданско-политических представлений. Критическая интерпретация вариантов развития страны отошла на второй план, уступив место гораздо более актуальной динамике - справедливости, равенства, свободы, политических прав и, конечно, деколонизации.

Право на жилье, которое было частью пакета новых политических требований политические требования, в итоге закрепили некоторые прежние пороки беспорядка. В частности, когда было принято решение легализовать многие из

существовавших в то время подпольных кварталов, особенно в столичном регионе Лиссабона

Если смотреть в международном масштабе, то темпы развития страны были по прежнему низкими. В это время нефтяной кризис (1973-1974 гг.) поколебал самые твердые убеждения относительно безопасности западной индустриальной модели, Португалия конечно также пострадала, но в незначительной степени. Не только потому, что его общество потребления еще только зарождалось, но также и потому, что страна была поглощена в решение других проблем.

Общий баланс этого этапа после апрельской революции, если он и принес поначалу улучшение в жилищных условиях и городской санитарии, в итоге в будущем это усугубило обострение различных экологических и территориальных проблем. Сильные социальные и политические структуры контроля рухнули, не будучи замененными. В том числе это касалось и правил экологического и территориального планирования. Как итог усилился процесс "обескровливания" сельской местности. В то же время кризис в Европе вызвал массовое возвращение эмигрантов. Возникшая демографическая экспансия существенно обострила проблемы территориального беспорядка, оккупации береговой линии и разрастания пригородов.


Был установлен своего рода "антиправительственный режим" с распространением подпольных сооружений, сгруппированных или разбросанных на окраинах больших городов, и даже в общественных и даже в общественном морском пространстве. Рост строительной индустрии, чья промышленность, составляющие которой - добыча песка и производство керамики - не принимала во внимание экологическую составляющую. Растущее число крупных и мелких загрязняющих производств, обычно расположенные вблизи водотоков и не вызывали опасений за состояние окружающей среды токсичных и городских отходов в ландшафте. Имело место уничтожение охотничьего наследия в связи с либерализацией охоты. Появилось явление неконтролируемого прибрежного туризма; заболеваемость удвоилась с 1978 по 1985 год.

На фоне этого раздались голоса защитников природы, однако они не нашли отклика в стране, пребывающей в эйфории от очевидного экономического роста, опьяненной открытием общества потребления и цветного телевидения, пораженной недавними индивидуальными свободами, которые принесла демократия.

В 1982 и 1983 годах, когда Рибейру Теллес был государственным министром в правительстве Пинту Балсемау, были предприняты некоторые попытки регулировать нарушение ландшафта и контролировать занятие земель. Новые законодательные документы по структурированию создали Национальный сельскохозяйственный резерв (RAN -1982) и Национального экологического заповедника (REN - 1983), а также определил разработку региональных и местных планов - PROT (региональные планы управления земельными ресурсами, 1983) и PDM планы, 1983) и PDM (муниципальные генеральные планы, 1982). Однако регулирование этих инструментов будет постоянно откладываться, и только через несколько лет она станет обязательной.

Ни эти структуры планирования и охраны природы, ни необходимость планирования не воспринимались как решающие факторы развития правительствами и тем более местной властью, которая всегда видела в них вмешательство в развитие местных территорий.

Местные власти всегда рассматривали их как нежелательное вмешательство со стороны Лиссабона. Мэры по-прежнему негативно относятся к RAN и REN, что стало ясно, например из опроса, проведенного уже в 2004 году.

В 1981 году была основана Экологическая партия "Os Verdes", но эта партия, явно связанная с Португальской коммунистической партией и родившаяся из европейского движение партии "зеленых", мало что сделала для проецирования экологических проблем, даже когда в 1983 году она получила представительство в парламенте.