Файл: Первые меры, учреждения и предупреждения (19671974) 4.docx
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 26
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- Второй аспект связан с нетерпимостью ЕС к невыполнению директив. Это внешнее давление, для выполнения предполагаемых целей, под угрозой штрафа - как это произошло во второй половине десятилетия, особенно в вопросах, связанных с санитарией. Реализация целей - это вопрос, связанный с проблемами санитарии (канализация, отходы, вода), выбросов CO2, использовании возобновляемых источников энергии.
- Третьим фактором, который определит повестку дня для перемен, является навязывание проблемы изменения климата, со всеми ее международными тенденциями, для различных министерств.
Проект SIAM - Изменение климата в Португалии. Сценарии, воздействие и меры по адаптации (2002, 2006), а также Национальный план по изменению климата и экологической политике: масштабы и меры по адаптации (2002, 2006).
PNAC 2004, 2006, показывает, что невозможно бороться с изменением климата без вмешательства в транспортную систему, экономический сектор, в политику в области лесного хозяйства, в выборе источников энергии в пользу возобновляемых.
- Четвертый фактор связан с обобщением, пусть и риторическим, в отношении устойчивости" и вытекающий из этого императив рассмотрения экологических и планировочных аспектов, компоненты окружающей среды и планирования как решающие в политике национального развития. В теории территориальное планирование все чаще рассматривается как невралгическая точка, через которую осуществляется будущее развитие страны. Национальный план экономического и социального развития на 2000-2006 годы, опубликованный в 1999 году, гласит как неотложную и важнейшую необходимость "сдерживания быстрого и беспорядочного роста" на побережье и в пригородах.
Все больше и больше вопросов и проблем вписываются в экологическую повестку дня, и все больше и больше, все больше социальных и деловых агентов включают вопросы окружающей среды в свои повестки дня.
Эта тема становится все более актуальной в различных секторах и максимально используется в качестве ключевого вопроса в национальных политических документах - создание все более комплексного министерства. Однако, как ни парадоксально, она ослабевает на правительственный уровне - шесть министров в период с 2000 по 2005 год - свидетельство хронического отсутствия стратегической согласованности политики.
Что касается нынешнего несколько противоречивого времени одновременного "усиления" и "фрагментации" экологического вопроса, можно было бы сказать гораздо больше -но есть риск, что историческая близость может затушевать факты. Вот лишь некоторые из них:
некоторые из ключевых векторов, характеризующих экологическую политику в начале века, а также сохранение некоторых его хронических особенностей. Так, национальная экологическая политика остается в значительной степени под воздействием внешнего давления и влияния - от Организации Объединенных Наций до Европейских директив, начиная с Киотского протокола и заканчивая самими возобновляемыми источниками энергии. С другой стороны, эндогенная напряженность, связанная со строительством, как явлением, находящимся в непрерывном движении как самих общественных работ, так и различных социальных динамик, которые определяют беспорядочное занятие территории и роль в бойкоте экологических мер и политик. Опрос, проведенный в 2006 году среди 673 государственных и частных организаций показывает, что "территориальный беспорядок" является основной проблемой, влияющей на качество окружающей среды в стране"
Текущая ситуация и заключение.
Национальная экологическая политика в значительной степени определялась внешними давлениями и влияниями. ЕС оказывал ключевое воздействие на трех уровнях:
А) Ускорение юридическо-правовой базы (большая часть португальского экологического законодательства была создана на основе европейских директив);
Б) ускорение институционально-административной структура (создание официальных учреждений для координации государственной экологической политики)
В) Финансовая поддержка через Европейские фонды (со средствами на строительство основных инфраструктур, необходимых для улучшения состояния окружающей среды).
Наряду с этим внешним импульсом, существовало иерархическое утверждение экологической политики, что привело к уже давно существующей тенденции: как экологические природоохранные меры (с момента охраны природы (от создания природных парков до определения экологических и сельскохозяйственных заповедников), которые были приняты сверху вниз, без демократической зрелости, то есть без социальной базы поддержки.
В демократическом режиме это объясняется, в частности, необходимостью обеспечить четкий ответ на последствия деградации окружающей среды, вызванной процессами экономического роста.
Государственное управление. Еще один из наиболее очевидных недостатков португальской экологической политики возникает в результате постоянного “перелистывания страниц”, что позволяет начисто забыть о том, что было раньше. В действиях сменяющих друг друга руководителей нет никакой преемственности.
Еще один аспект, который проходит через всю траекторию экологической политики, - это то, что мы можем назвать персонализмом или фуланизацией. Природоохранные меры варьируются в зависимости от личного характера политического держателя "экологического портфеля", они становятся более или менее заметными в зависимости от их приверженности. Это происходит как в политике, так и в гражданском обществе.
Само экологическое движение почти всегда больше зависело от хороших протагонистов, чем с организованной и широкой социальной поддержкой. С другой стороны, все еще существует секторальный характер проблем, которые являются по сути, сквозные. Сами попытки заставить другие министерства заняться экологией как центральным вопросом в контексте национальных планов и стратегий, привели скорее к нескоординированной бюрократии, чем к истинной интеграции экологического вопроса в другие политики.
Эффект юридического, политического и административного "маскарада" даже натурализовался: это политика, полная принципов, закрепленных прав и все более объемных полномочий, но с небольшим количеством человеческих и технических ресурсов, чтобы справиться с новыми (и старыми) задачи.
Со стороны гражданского общества, в качестве основы для минимальной экологической грамотности, показатели вмешательства низки даже в важнейших вопросах, в которых законодательно закреплены эффективные консультации и участие общественности, такие как с отраслевыми планами или директивы по оценке воздействия на окружающую среду и водные ресурсы.
Орхусская конвенция, которая закрепляет доступ к информации, участие в процессах принятия решений и доступ к экологическому правосудию, и была ратифицирована страной в 2003 году (CNADS 2003; Vasconcelos and Fonseca 2006). Ко всему этому добавляется анахронизм страны, которая сначала была "в гордом одиночестве", а затем "неуклюже вне" европейской экологической структуры, в то время как другие уже имели законы, налоговые органы, министерства и приняли на себя ответственность, Португалия скрывала экологические катастрофы и неудачи, а затем обесценила их. Образовался разрыв между экспоненциальным ростом проблем и осведомленностью о них общественности. С распадом сельского мира огромный натуралистический культурный капитал был утрачен, и современная культура на природные ценности и ландшафт.
И все же в настоящее время Португалии удалось побороть ряд своих хронических проблем и по некоторым показателям выйти на лидирующие позиции в области экологии и охраны окружающей среды. Так страна является мировым лидером по использованию альтернативных источников энергии, до 40% электроэнергии обеспечивается за счет ветровых и приливных источников энергии. Принятые в 90-х годах меры по благоустройству береговой линии постепенно дают о себе знать – Португалия рекордсмен по числу экологических чистых пляжей ( около 90%).
Список литературы.
-
Almeida, J. F. coord. 2000. Os portugueses e o ambiente: Inquérito nacional sobre o ambiente. Oeiras: -
2.Celta. Barreto, A., coord. 1996. A situação social em Portugal – 1960-1995. Lisboa: Imprensa de Ciências Sociais. -
Cabral, M. V., A. Ramos, e J. Vala, orgs. 2003. Valores sociais: Mudanças e contrastes em Portugal e na Europa. Lisboa: Imprensa de Ciências Sociais -
Instituto do Ambiente. 2006. Programa nacional para as alterações climáticas – Versão 2006. Lisboa: IA. -
Mansinho, M. I., e L. Schmidt. 1997. Réiventer le rural par l’environnement. In Vers un rural -
postindustriel – rural et environnement dans huit pays européens, dir. M. Jollivet. Collection -
Environnement. Paris: L’Harmattan. -
Melo, J. J., e C. Pimenta. 1993. Ecologia. Colecção «O que é». Lisboa: Difusão Cultural. -
Schmidt, L. 2007. País insustentável – Ambiente e qualidade de vida em Portugal. Lisboa: Esfera do Caos. -
Schmidt, L., J. G. Nave, e J. Guerra. 2008. Educação Ambiental: Balanço e perspectiva. Relatório Final. Lisboa: OBSERVA. -
Vasconcelos, L. T., e S. Fonseca, coord. 2006. TAIDIS – Cidadania ambiental, informação e participação no contexto da convenção de Aarhus. Lisboa: Ed. Fundação Luso-Americana para o Desenvolvimento -
Vieira, P. 1997. Eco-grafia do país real. Lisboa: Observatório do Ambiente. -
Villanova, R., C. Leite, e I. Raposo. 1995. Casas de sonhos. Lisboa: Editora Salamandra