Файл: Реферат по дисциплине Этика деловых отношений.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 26

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого

Институт промышленного менеджмента, экономики и торговли

Высшая школа административного управления

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Этика деловых отношений»

Тема: «Способы делового общения: интерактивное, коммуникативное, перцептивное»

Выполнил студент гр. з3733803/00130 К. А. Широкова


«____» ____________20____г.
Санкт-Петербург

2023 г.

ВВЕДЕНИЕ
К структуре общения можно подойти по-разному, в данном случае будет охарактеризована структура путем выделения в общении трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной.

Коммуникативная сторона общения (или коммуникация в узком смысле слова) состоит в обмене информацией между общающимися индивидами.

Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами (обмен действиями).

Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

Рассмотрим эти три стороны общения поподробнее.
КОММУНИКАТИВНАЯ СТОРОНА ОБЩЕНИЯ
Во время акта общения имеет место не просто движение информации, а взаимная передача закодированных сведений между двумя индивидами – субъектами общения. Но люди при этом не просто обмениваются значениями, они стремятся при этом выработать общий смысл. А это возможно лишь в том случае, если информация не только принята, но и осмыслена.

Коммуникативное взаимодействие возможно только в том случае, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор) и человек, принимающий ее (реципиент) обладают сходной системой кодификации и декодификации информации. Т.е. «все должны говорить на одном языке».

В условиях человеческой коммуникации могут возникать коммуникативные барьеры. Они носят социальный или психологический характер.

Сама по себе исходящая от коммуникатора информация может быть побудительной (приказ, совет, просьба – рассчитана на то, чтобы стимулировать какое-либо действие) и констатирующей (сообщение – имеет место в различных образовательных системах).

Для передача любая информация должна быть соответствующим образом закодирована, т.е. она возможна лишь посредством использования знаковых систем. Самое простое деление коммуникации – на вербальную и невербальную, использующие разные знаковые системы. Вербальная использует в качестве таковой человеческую речь. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации посредством речи менее всего теряется смысл сообщения. Можно обозначить психологические компоненты вербальной коммуникации – «говорение» и «слушание» «Говорящий» сначала имеет определенный замысел относительно сообщения, потом он воплощает его в систему знаков. Для «слушающего» смысл принимаемого сообщения раскрывается одновременно с декодированием.

Например, модель коммуникативного процесса Лассуэлла включает пять элементов:

КТО? (передает сообщение) – Коммуникатор

ЧТО? (передается) – Сообщение (текст)

КАК? (осуществляется передача) – Канал

КОМУ? (направлено сообщение) – Аудитория

С КАКИМ ЭФФЕКТОМ? – Эффективность.

Смысл этой модели заключался в том, что коммуникация состоит из трех элементов: оратора, предмета, о котором идёт речь, и адресанта, то есть того человека, которому направлена эта речь. Конечной целью этой коммуникации было добиться того, чтобы человек услышал сообщение, сказанное оратором.

Можно выделить три позиции коммуникатора во время коммуникативного процесса: открытая (открыто объявляет себя сторонником излагаемой точки зрения), отстраненная (держится подчеркнуто нейтрально, сопоставляет противоречивые точки зрения) и закрытая (умалчивает о своей точке зрения, скрывает ее).

Также рассматривая речь как основной коммуникативный инструмент, часто речевую коммуникацию рассматривают по следующей схеме:


Рисунок 1. Передача и восприятие информации
Коммуникатор в процессе говорения кодирует, а реципиент в процессе слушания декодирует информацию

Коммуникация как динамический процесс не может быть понята без введения понятия "обратная связь" – сообщение, возникающее в ответ на сообщение другого



Рисунок 2. Схема диалога
Невербальная коммуникация. Выделяют четыре группы невербальных средств общения:

1) Экстра- и паралингвистические (различные околоречевые добавки, придающие общению определенную смысловую окраску – тип речи, интонирование, паузы, смех, покашливание и т.д.)

2) Оптико – кинетические (это то, что человек «прочитывает» на расстоянии – жесты, мимика, пантомимика)

Жест – это движение рук или кистей рук, они классифицируются на основе функций, которые выполняют: - коммуникативные (заменяющие речь) - описательные (их смысл понятен только при словах) - жесты, выражающие отношение к людям, состояние человека.

Мимика – это движение мышц лица.

Пантомимика – совокупность жестов, мимики и положения тела в пространстве.

3) Проксемика (организация пространства и времени коммуникативного процесса)

В психологии выделяют четыре дистанции общения: - интимная (от 0 до 0,5 метра). На ней общаются люди, связанные, как правило, близкими доверительными отношениями. Информация передается тихим и спокойным голосом. Многое передается с помощью жестов, взглядов, мимики. - Межличностная (от 0,5 до 1,2 метра). На ней осуществляется общение между друзьями). - Официально-деловая или социальная (от 1,2 до 3,7 метра). Используется для делового общения, причем чем больше расстояние между партнерами, тем более официальны их отношения. - Публичная (более 3,7 метров). Характеризуется выступлением перед аудиторией. При таком общении человек должен следить за речью, за правильностью построения фраз.

4) Визуальный контакт. Визуалика, или контакт глаз. Установлено, что обычно общающиеся смотрят в глаза друг другу не более 10 секунд.
ИНТЕРАКТИВНАЯ СТОРОНА ОБЩЕНИЯ
Интерактивная сторона общения понимает взаимодействие в виде общения, которое связано с организацией совместной деятельности.

Межличностное общение включает его инструментально-технологическую сторону, при этом взаимодействие участников концентрируется на соотнесении цели каждой из сторон и организацию их достижения в ходе общения.

Общение, понимаемое как взаимодействие, дает возможность определить 3 компонента обмена действиями.

  • Учет планов, включая сопоставление их с собственными.

  • Анализ вклад, который осуществляют участники взаимодействия.

  • Осмысление степени включенности всех партнеров общения.

Взаимодействие также можно рассматривать в виде совокупности актов в контексте абстрактной схемы. Такая схема состоит из деятеля, другого, норм, ценностей и ситуации.

Максимально иллюстративно понятие взаимодействия в виде стороны общения рассмотрел транзактный анализ Эрика Берна. В нем каждый участник взаимодействия способен занимать одну из следующих позиции по выбору: родителя (с интенцией «Надо!»), взрослого (с интенциями «Хочу!» и «Надо!») и ребенка (с интенцией «Хочу!»). Классическая схема представлена на рис. 3

При описании трансактного анализ, который выражен в схемах, необходимо пояснить, что в самых простейших транзакциях как стимул, так и реакция исходят со стороны позиции Взрослого. Другими словами, за стимулом следует уместная, ожидаемая и естественная реакция. Тем не менее, в силу различных обстоятельств, которые обусловлены особенностями личности или культуры, ясность коммуникации часто нарушается. По этой причине возникают коммуникативные сложности или особенности. В полной мере транзактный анализ приведен в классическом труде Эрика Берна «Игры, в которые играют люди».


Рисунок 3. Дополнительные транзакции

Интеракция рассматривает различные типы взаимодействий:

  • Кооперацию в виде координированных действий разных сил участников, рассматриваемых в качестве необходимого фактора совместной деятельности.

  • Конкуренцию в виде негативного типа взаимодействия при вероятном продуктивном типе конкуренции, характеризующемся возникновением созидательной мотивации. Можно выделить несколько типов: соревнование, соперничество, конфронтация.

  • Конфликт, представляющий собой тип интеракции, где происходит выявление разнонаправленных и противоположных тенденций участников взаимодействия.

На практике транзактный анализ используется различными психотерапевтическими практиками (гештальт подход, экзистенциальные практики). Основная гипотеза здесь представлена высокой ролевой детерминированностью в человеческих взаимоотношениях. От подобной зависимости человеческое поведение тонко регулируется сложной сетью взаимоотношений.

ПЕРЦЕПТИВНАЯ СТОРОНА ОБЩЕНИЯ
Третья сторона общения представлена перцептивной стороной, понимаемой в качестве процесса, который проявляется при межчеловеческом взаимодействии с помощью естественного общения. Оно протекает в форме восприятия и понимания одним человеком других людей.

Так как человек вступает в общение как личность, то он и воспринимается партнером по общению как личность. На основе внешней стороны поведение мы как бы расшифровываем человека. При этом возникают впечатления, играющие весьма важную роль в процессе общения.

Представление о другом человеке тесно связано с уровнем собственного самосознания человека. Эта связь двухсторонняя: чем более богато представление человека о самом себе, тем более богат и мир его восприятия других людей. Вместе с тем, познавая другого человека, обогащается и собственное самосознание личности.

Люди не просто воспринимают друг друга, но также и формируют отношение к воспринимаемому партнеру по общению. Область исследований, связанных с выявлением механизмов различных эмоциональных отношений к воспринимаемому человеку, получила название исследования аттракции. Аттракция – это и процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего и продукт этого процесса. Аттракцию можно рассматривать как особый вид социальной установки на другого человека, в котором преобладает эмоциональный компонент.

Для того, чтобы понять, как личность включена в процессы общения, что она в них вносит, необходимо проследить, как конкретно раскрываются процессы общения в различных группах, то есть в условиях различной по содержанию деятельности. Общение – процесс многосторонний и важный для каждого из членов социума.

Здесь важно упомянуть ключевые вопросы, проявленные в проблеме социальной перцепции: возрастную, половую, профессиональную особенность социальной перцепции, условия и факторы, воздействующие на адекватную и точную оценку одним человеком другого, закономерности формирование первого впечатления, влияния на данные процессы общего опыта, характеристик взаимоотношений, самооценки и личных качеств взаимодействующих индивидов.

Рассматривая социальное восприятие вообще и межличностное восприятие в частности, нельзя не упомянуть о так называемых эффектах:

  • Установки. Эффект используют для создания первого впечатления об объектах. Очень ярко подобный эффект отражен в документальном фильме Ф. Соболева «Я и другие» (1971) об экспериментальных исследованиях В. С. Мухиной.

  • Ореол. Здесь предварительную информацию переносят на реальное восприятие человека.

  • Первичность и новизна, состоящие в особенностях восприятия в соответствии с последовательностью предъявления информации об объектах.

  • Стереотипизация, основанная на суждении об объекте, сформированном на основе ограниченной информации, при этом часто возникает в отношении групповой принадлежности субъекта.



СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Структура общения. Три стороны общения. Доступ: https://studfile.net/preview/2957796/page:6/

2. Деловое общение. Доступ: https://studme.org/122726/menedzhment/delovoe_obschenie

3. Модель Эрика Берна. Доступ: https://m.studme.org/284604/psihologiya/storony_obscheniya_kommunikativnaya_interaktivnaya_pertseptivnaya_storony_obscheniya

4. Трансактный анализ. Доступ: https://psychologyjournal.ru/stories/ta/#:

:text=%D0%A2%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%20(%D0%A2%D0%90)%20%E2%80%93%20%D1%81%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0,%D0%B0%20%D1%82%D0%B0%D0%BA%D0%B6%D0%B5%20%D1%81%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B5%20%D0%B2%D0%B7%D0%B0%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B8%D0%B5%20%D0%BB%D1%8E%D0%B4%D0%B5%D0%B9.