Файл: Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 40

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Минусинский педагогический колледж имени А.С. Пушкина»

ДОПУСКАЮ К ЗАЩИТЕ

Заместитель директора

по методической работе

___________ С.В. Маслова

«_____» _______ 20____ г.
Выпускная квалификационная работа

Сюжетно-ролевая игра как средство развития гендерных представлений детей 5-6 лет


Оглавление


Введение……………………………………………………………………….

3

Глава 1. Теоретические основы развития гендерных представлений детей 5-6 лет в сюжетно-ролевых играх……………………………………………







    1. Психолого-педагогические особенности развития гендерных представлений детей 5-6 лет…………………………………………….







    1. Сюжетно-ролевые игры в старшем дошкольном возрасте: понятие, структура, особенности, принципы организации………….







    1. Значение сюжетно-ролевой игры в развитии гендерных представлений детей 5-6 лет…………………………………………….




Заключение…………………………………………………………………….




Список использованной литературы………………………………………...





Введение


Актуальность исследования сюжетно-ролевой игры как средства развития гендерных представлений у детей 5-6 лет связана с тем, что в настоящее время в социуме проблема полового воспитания становится все более острой. Изменения, стремительно происходящие в современном мире в данном направлении, вызывают озабоченность у многих исследователей из-за разрушения стандартов мужского и женского поведения [17]. В связи с этим задача формирования гендерных представлений требует своего решения уже на этапе дошкольного детства.


Проблему воспитания детей с учётом гендерных различий в разное время изучали такие исследователи, как Л.С. Выготский, П.П. Блонский, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский. И в наши дни педагоги-практики утверждают, что именно в дошкольном периоде у ребенка формируется самосознание и закладываются первые представления о самом себе, образуются устойчивые формы межличностного взаимодействия, моральные и социальные нормы. Однако, по мнению таких исследователей, как Т.А. Репина, Т.В. Бендас, С.А. Марутян, Л.Г. Таранникова, П.В. Плисенко, содержание и направления работы с детьми с учетом их гендерных особенностей в практическом аспекте разработано недостаточно, чем и обусловлено в определенной мере отсутствие  у детей специфических черт, характерных для их пола: мальчики подчас лишены выносливости, эмоциональной устойчивости, решительности, а девочки недостаточно проявляют скромность, стремление к мирному разрешению конфликтов, нежность, терпимость. 

Задачей современной системы дошкольного образования является воспитание культуры гендерных взаимоотношений детей как субъектов социальных отношений. Наиболее благоприятным периодом для формирования правильного отношения к своим гендерным предназначениям является старший дошкольный возраст [6]. С этой целью необходимо использовать адекватные средства педагогического воздействия, подходящие старшим дошкольникам. Поскольку ведущей деятельностью детей в этом возрасте все еще является игра, то педагогическая работа должна быть направлена на правильно спланированные и организованные сюжетно-ролевые игры [9]. Сюжетно-ролевая игра не требует от ребенка каких-либо значимых поступков, однако именно она позволяет закрепить гендерные стереотипы, заложить положительное отношение к будущей социальной роли женщины, мужчины, мамы, папы. Одной из основных целей педагогического сопровождения должно быть формирование умений, обеспечивающих самостоятельную игру детей, в которой и девочки, и мальчики будут реализовывать свои полоролевые представления, свободно взаимодействуя со сверстниками.

Однако в данный момент существует противоречие между декларируемым требованием к закреплению традиционных гендерных ролей у мальчиков и девочек и недостаточным обоснованием именно сюжетно-ролевой игры в качестве эффективного средства развития гендерных представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования: развитие гендерных представлений детей 5-6 лет.


Предмет исследования: сюжетно-ролевая игра как средство развития гендерных представлений детей 5-6 лет.

Цель: выявление теоретической значимости сюжетно-ролевых игр для развития гендерных представлений детей 5-6 лет.

Задачи:

1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования.

2. Раскрыть теоретические основы развития гендерных представлений детей 5-6 лет в сюжетно-ролевой игре.

Методы исследования:

Теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования.

Теоретическая значимость исследованиязаключается в обобщении теоретического материала по вопросам сюжетно-ролевых игр как средства развития гендерных представлений детей 5-6 лет.

Структура работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников и приложения.

Глава 1. Теоретические основы развития гендерных представлений детей 5-6 лет в сюжетно-ролевых играх

    1. Психолого-педагогические особенности развития гендерных представлений детей 5-6 лет


Постоянно изменяющиеся условия жизни общества, модернизация системы образования влекут за собой необходимость поиска новых подходов к воспитанию подрастающего поколения, созданию условий для социализации детей в качестве представителей определенного пола. Одним из благоприятных возрастных периодов для формирования полоролевого поведения является старший дошкольный возраст.

Актуальность необходимости формирования полоролевого поведения у старших дошкольников определена нормативными документами, регулирующими деятельность в дошкольном образовании. Так, статья 64 п. 1 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» гласит: «Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств… детей дошкольного возраста» [2]. В Федеральной образовательной программе дошкольного образования [3] целью ставится «разностороннее развитие ребёнка в период дошкольного детства…на основе духовно-нравственных ценностей российского народа», к которым относятся высокие нравственные идеалы и крепкая семья. Причем в Конституции РФ институт брака определён именно как союз мужчины и женщины (ст. 72) [1].

Согласно содержанию вышеперечисленных документов, при формировании личности ребенка старшего дошкольного возраста значимым становится приобщение к общечеловеческим ценностям, отражающим культурно-исторический опыт поколений, в том числе к ценностям, соответствующим адекватному полоролевому поведению. В дошкольном возрасте достаточно ярко проявляются особенности мальчиков и девочек в эмоциональной, познавательной сферах, сфере игровой деятельности, интересах и предпочтениях, характере мышления, развитии речевой способности. Вместе с тем анатомические и физиологические
особенности рассматриваются лишь как предпосылки, потенциальные возможности развития мальчиков и девочек, их полоролевого поведения. Развитие ребенка осуществляется преимущественно под влиянием социальных факторов – общественной среды и воспитания, что подтверждает необходимость целенаправленного педагогического управления процессом воспитания мальчика и девочки.

Большинство исследователей понятие «пол» используют в основном как демографическую категорию, а термин «гендер» – во всех остальных случаях, отражающих социальную обусловленность мужского и женского поведения и образа жизни [5]. Понятие «гендер» определяет социальный статус и социально-психологические характеристики личности, приписываемые обществом мужчинам и женщинам на основании их половых различий.

Рассматривая специфику гендерных представлений дошкольников, а также особенности, связанные с их поведением, следует отметить, что к старшему дошкольному возрасту у мальчиков и девочек уже складываются различные архетипы поведения, образы, на основании которых идет дальнейшее развитие эмоциональной сферы, осуществляется формирование мышления, привычных способов и сценариев действий. Воображение, а также мечты, идеалы и фантазии у дошкольников старшего возраста также приобретают свою специфику в зависимости от того «женские» или «мужские» роли поведения осваивают дошкольники.

По мнению автора И.С. Кона, старший дошкольный возраст развития является очень чувствительным возрастом в отношении усвоения моделей полоролевого поведения. По словам И.С. Кона следует учитывать то, что почти все индивидуальные характеристики при становлении личности ребенка являются половозрастными, а первая категория осмысления представлений о самом себе – это половая идентификация [11].

Автор Л.П. Шустова аргументировано обосновывает, что принятие гендерной роли происходит именно в период дошкольного детства, и проходит следующие возрастные этапы:

- к полутора годам складывается первичная половая идентичность, то есть отнесение себя к мужскому или женскому полу;

- в двухлетнем возрасте ребенок уже знает свой пол, но затрудняется объяснить, почему его называют мальчиком или девочкой;

- в 3-4 года он различает пол окружающих людей, но допускает обратимость и возможность изменения пола. Сравнивая себя с другими людьми, он узнает, что мальчики носят брюки, а девочки – платья; мальчики играют в машинки, а девочки – в куклы; мама готовит завтрак и обед, а папа ремонтирует мебель и технику. Однако пол человека ребенок устанавливает, исходя не из биологических признаков, а из особенностей его одежды, поведения или видов деятельности;


- к 6-7 годам ребенок признает окончательную необратимость своей половой принадлежности, у него складывается система половой идентичности, которая в дальнейшем будет содержательное обогащаться за счет собственного опыта [20].

На основании указанных данных можно определить, что первые пять-шесть лет жизни ребенка – это период, когда закладываются и формируются наиболее глубокие и сказывающиеся на последующем развитии  слои психики и личности. В пять-шесть лет в ребенке уже отчетливо просматривается будущий взрослый. Это путь от первых биологических потребностей к духовным интересам, от способности к общению до потребности в нем и умению строить его, от элементарных реакций удовольствия (неудовольствия) к чувствам радости, страха, гнева, удивления, любопытства, а затем и к переживаниям любви, состраданию, ревности, стыду, дружбе.

Ребенок понимает, что он мальчик (или девочка). Он впервые замечает анатомические различия между собой и сверстниками другого пола, а также между своими родителями. Он начинает относить себя к определенному полу и начинает учиться вести себя соответственно своему полу. Сначала полностью зависимый от среды, ребенок постепенно выделяет себя из нее, начинает осмысливать собственные ощущения и эмоции. Именно гендерная принадлежность – то фундаментальное, социальное свойство индивидуальности, самая первая категория, в которой ребенок осмысливает собственное «Я».

Ряд исследователей (А.Г. Хрипкова; Д.В. Колесов) указывают на то, что ребенок очень четко улавливает нормальный или ненормальный характер гендерных особенностей сверстников, воспринимая их комплексно [19]. Не случайно дети с чертами гендерной неопределенности вызывают насмешки, неприязнь, отрицательные оценки. Может быть, невозможность ответить себе однозначно на вопрос: мальчик или девочка перед тобой, а если мальчик, то почему ведет себя, как девчонка, или наоборот, вызывает состояние психического напряжения, которое, в свою очередь, порождает неприязнь.  

Дети 5-6 лет начинают имитировать в игровой деятельности женские и мужские профессиональные качества и умения, знаменуя начало этапа ролевых игр. Дети играют в то, что они увидели, подражая при этом отношениям родителей и других взрослых. По словам В.Д. Еремеевой и Т.П. Хризман, мальчикам для полноценного психического развития требуется большое пространство, а для девочек – наоборот [7]. Игры девочек чаще опираются на ближнее зрение: девочки раскладывают перед собой свои богатства – куклы, тряпочки, бусинки, пуговички – и играют на ограниченном пространстве, им достаточно маленького уголка. Игры мальчиков чаще опираются на дальнее зрение: мальчики бегают друг за другом, бросают различные предметы и стреляют в цель, используя при этом все окружающее их пространство. Было установлено, что мальчикам для их полноценного психического развития вообще требуется большее пространство, чем девочкам. При этом задействованы бывают не только горизонтальные плоскости, но и вертикальные: мальчики залезают на шкафы, бегают по спинкам диванов, висят на наличниках дверей. Другими словами, игры девочек в большинстве случаев носят спокойный характер, а у мальчиков – более активный. Освоенное пространство по-разному отражается в рисунках детей. Мальчики, рисуя окрестности своего дома, показывают больше дворов, площадей, улиц, домов, чем девочки.