Файл: Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 42

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В работах О.А. Подольской и А.В. Клоковой отмечено, что дети старшего дошкольного возраста внутренне мотивированы к приобретению ценностей, интересов и моделей поведения, соответствующих их полу. В результате этого, дошкольники могут развивать у себя очень жесткие и стереотипные представления о том, «что делают мальчики» и «что делают девочки» [17].

Гендерная направленность игр мальчиков и девочек, проявляется в выборе сюжетов, игровых интересах, игровых умениях (распределении ролей, ролевом взаимодействии), умении проявить игровое творчество при построении игры [18]. Как замечено, девочки и мальчики дошкольного возраста выбирают роли, характерные для представителей своего пола, и чаще всего играют только с детьми своего пола, что способствует закреплению желаемых стратегий поведения.

Наличие различий в сюжетах игр мальчиков и девочек, даже если они играют вместе, является типичной ситуацией. В дошкольном возрасте дети часто разделяют на игры для девочек (в них стыдно играть мальчикам) и мальчиков (мало привлекательные для девочек). Девочки предпочитают игры на семейно-бытовые темы, а мальчики – шумные, активные, наполненные движениями игры. В связи с этим, в группах дошкольных учреждений должны быть созданы условия для игр детей каждого пола. Мальчиков следует поощрять играть в такие игры как «Летчики», «Автозаправочная станция» и др., для девочек – «Салон красоты», «Кафе» и проч.
При совместном воспитании мальчиков и девочек очень важно преодоление разобщенности между детьми путем организации совместных игр, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии со своими гендерными особенностями. Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Туристическое агентство» позволяют мальчикам принимать на себя мужские роли, а девочкам – женские.

Если объективно взглянуть на сюжетно-ролевые игры мальчиков дошкольного возраста, то в большинстве своем они носят примитивный характер, имитации «перестрелок» и «перебежек», что связано с отсутствием образцов развернутой игровой деятельности и адекватного руководства игрой со стороны взрослых. Как показывает практический опыт, мальчики ощущают дефицит и в отношении образцов мужского поведения и испытывают потребность в реализации определенных сюжетов. Поэтому роль педагога здесь особенно важна. Развернутая сюжетно-ролевая игра, включающая различные испытания, элементы преодоления себя, образцы героизма, тактические действия и взаимопомощь, определенно предоставляют мальчику возможность почувствовать себя сильным, смелым, отважным. Военные игры, такие как «Летчики», «Пограничники» и другие, позволяют моделировать настоящие мужские испытания, проверять решимость и отвагу, дают опыт защиты слабых, противостояния злу и преодоления трудностей, задают образцы мужественности.


Все вышеуказанное служит доказательством тому, что для того, чтобы игра стала средством гендерного воспитания детей, необходима правильная ее организация и руководство [18]. Поэтому педагог должен сопровождать игровую деятельность мальчиков и девочек: использовать прямые и косвенные приемы ее руководства, осуществлять педагогическую поддержку мальчика и девочки как субъекта социальных отношений в игровой деятельности.
Очень важно организовать такие игры, в процессе которых дети могли бы взаимодействовать в соответствии с гендерными особенностями. Девочки принимают на себя женские роли, а мальчики – мужские. Так, например, во время игры с конструктором при строительстве дома мальчикам может быть поручена условно «тяжелая» работа: «подвезти» материал и мебель на машинах, установить основные крупные детали, девочки же займутся обустройством комнат (украшение дома, сервировка стола, уход за детьми).

Организация игровой деятельности с учетом описанных особенностей позволяет педагогам развивать гендерные представления детей 5-6 лет средствами сюжетно-ролевой игры, прививать правильное понимание своего внутреннего мира, мужской (женской) индивидуальности, роли мужчины и роли женщины в семье и в обществе.

Подводя итог данному исследованию, следует заключить, что игровая деятельность является важным компонентом гендерного воспитания дошкольников. Рекомендация детям определенных сюжетно-ролевых игр позволяет влиять на позицию ребенка как в направлении полоролевой социализации, так и в направлении улучшения взаимопонимания и взаимоотношений между мальчиками и девочками в дошкольном коллективе. При сопровождении игровой деятельности мальчиков и девочек педагогу необходимо использовать прямые и косвенные приемы руководства игрой, осуществлять педагогическую поддержку мальчиков и девочек как субъектов социальных отношений в игровой деятельности, создавать специальные условия для воспитания культуры гендерных взаимоотношений детей. 

Заключение

В данной работе раскрывается теоретическая значимость сюжетно-ролевых игр направленных на развитие гендерных представлений детей 5-6 лет.

Была изучена психолого-педагогическая и методическая литература по теме исследования, раскрыты теоретические основы развития гендерных представлений детей 5-6 лет в сюжетно-ролевой игре.



Как показал анализ литературных источников, старший дошкольный возраст – это период базисного личностного формирования, а гендерная идентичность - один из самых существенных компонентов, необходимых для полноценного психосоциального развития индивида. Гендерное воспитание детей 5-6 лет – это педагогическая деятельность, направленная на овладение детьми гендерным репертуаром, навыками гендерного поведения, культурой взаимоотношений полов, способствующая позитивной гендерной социализации; это часть социально - нравственного воспитания.

Исследования показывают, что сюжетно-ролевые игры в старшем дошкольном возрасте не только позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, в них дети воспроизводят все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Такие игры имеют большое значение в социальной адаптации ребенка, реализации его возможностей в будущем. Проигрывая различные жизненные ситуации, дети 5-6 лет учатся идти на компромисс, меньше ошибаться, избегать конфликтных ситуаций, поддерживать дружелюбную атмосферу. В сюжетно-ролевой игре успешно развиваются личность ребенка, его интеллект, воля, воображение и общительность, но самое главное, эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению.

Из этого следует, что игровая деятельность является важным компонентом гендерного воспитания дошкольников 5-6 лет. Участие детей в определенных сюжетно-ролевых играх позволяет влиять на позицию ребенка как в направлении полоролевой социализации, так и в направлении улучшения взаимопонимания и взаимоотношений между мальчиками и девочками в дошкольном коллективе. При сопровождении игровой деятельности мальчиков и девочек 5-6 лет педагогу необходимо использовать прямые и косвенные приемы руководства игрой, осуществлять педагогическую поддержку мальчиков и девочек как субъектов социальных отношений в игровой деятельности, создавать специальные условия для воспитания культуры гендерных взаимоотношений детей 5-6 лет. 


Список использованной литературы

  1. Конституция Российской Федерации. – URL: http://duma.gov.ru/news/48953/ (дата обращения: 02.01.2023). – Текст: электронный.

  2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями на 29 декабря 2022 года). – URL: https://docs.cntd.ru/document/902389617 (дата обращения: 02.01.2023). - Текст: электронный.

  3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 №1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования». – URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202212280044?index=1&rangeSize=1 (дата обращения: 02.01.2023). – Текст: электронный.

  4. Баландина, Н.В. Гендерная социализация дошкольников посредством взаимодействия семьи и ДОУ. // Педагогический опыт: теория, методика, практика. – 2016. – № 4 (9). – С. 231-233.

  5. Берн, Ш. Гендерная психология. - М.: Прайм-Еврознак, 2004. - 320 стр. - (Секреты психологии). – URL: https://pedlib.ru/Books/5/0294/index.shtml (дата обращения: 30.12.2022). - Текст: электронный.

  6. Ганиева, К. Л. Сюжетно-ролевая игра как средство развития гендерных представлений у дошкольников / К. Л. Ганиева. — Текст: электронный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 4 (52). — С. 5-6. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/220/7228/ (дата обращения: 03.01.2023).

  7. Еремеева, В.Д., Хризман, Т.П. Мальчики и девочки – два разных мира. Нейропсихологи – учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам. – М.: Линка-Пресс, 1998. – URL: https://pedlib.ru/Books/6/0249/60249-1.shtml (дата обращения: 02.01.2023). - Текст: электронный.

  8. Ильинова, К. В. Влияние сюжетно-ролевой игры на формирование личности ребёнка / К. В. Ильинова, О. Ю. Логвинова, С. В. Мещерякова, И. Ю. Кулько. — Текст: электронный // Молодой ученый. — 2014. — № 17 (76). — С. 487-489. — URL: https://moluch.ru/archive/76/12941/ (дата обращения: 02.01.2023).

  9. Ионова, Н.В., Седякина, А.А. Особенности гендерного развития старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре. // Научно-методический электронный журнал Концепт. – 2016. – Т. 11.

  10. Коломийченко, Л. Программа полового воспитания детей дошкольного возраста / Л. Коломийченко // Детский сад от А до Я, – 2006. – № 1. – С. 54-106.

  11. Кон, И.С. Этнические стереотипы мужского и женского поведения. – СПб, 1991. – 319 с.

  12. Кравцова, А.В. К проблеме гендерного развития дошкольников. // теоретико-методологические и прикладные аспекты науки. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Научный Центр «Аэтерна». – 2014. – С. 104-106.

  13. Нежельская, С.Н. Методические рекомендации по руководству сюжетно–ролевыми играми дошкольников. – URL: https://www.vospitatelds.ru/conference_notes/253 (дата обращения: 02.01.2023). - Текст: электронный.

  14. Пащенко, И. Ю. Значение игры для всестороннего развития личности ребёнка / И. Ю. Пащенко, В. В. Студенникова. — Текст: электронный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — Санкт-Петербург: Свое издательство, 2015. — С. 22-25. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/152/8417/ (дата обращения: 03.01.2023).

  15. Подольская, О.А., Клокова, А.В. Особенности социального поведения мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре // Психология, социология и педагогика. – 2014. – № 5. – URL: http://psychology.snauka.ru/2014/05/3059 (дата обращения: 04.01.2023).

  16. Радзивилова, М.А. Гендерный подход в воспитании дошкольников // Грани познания. – 2-12. - №2 (16). – URL: http://grani.vspu.ru/files/publics/1346137847.pdf (дата обращения: 04.01.2023). - Текст: электронный.

  17. Улисных, А.А. Учет гендерных особенностей дошкольников в воспитательно-образовательном процессе. // Педагогика: традиции и инновации: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). – Челябинск: Два комсомольца, 2015. – С. 97-102.

  18. Хирова, О.Н. Сюжетно-ролевые игры как средство гендерного воспитания детей старшего дошкольного возраста. // Воспитание и обучение: теория, методика и практика сборник материалов VI Международной научно-практической конференции. – 2016. – С. 179-181.

  19. Хрипкова, А.Г., Колесов, Д.В. В семье сын и дочь. - Москва: Просвещение, 1985. - С. 240. – URL: http://pedagogic.ru/books/item/f00/s00/z0000073/index.shtml (дата обращения: 03.01.2023). - Текст: электронный.

  20. Шустова, Л.П. Особенности процесса гендерной социализации детей в дошкольном возрасте // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2017. – № 4. – С. 173-180. -
    URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1658 (дата обращения: 02.01.2023). – Текст: электронный.

  21. Элиум Д., Элиум Дж. Э46 Воспитание сына. — СПб.: Питер, 2003. — 256 с: ил. – URL: https://rused.ru/upload/31/литература/Элиум%20Воспитание%20сына.pdf (дата обращения: 03.01.2023). - Текст: электронный.