Файл: Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 41

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Аргументированной представляется точка зрения Д. Элиум и Дж. Элиум, согласно которой имеются определенные различия в речи представителей разных полов [21]. У девочек преобладают имена существительные и прилагательные, а также словесно-логическое мышление, у мальчиков – пространственное и образно-логическое мышление. При этом в речи ребенок 5-6 лет уже часто использует местоимения «она» или «он», при этом редко допускает ошибки в употреблении родовых окончаний глаголов (играл - играла). Они тоже отмечают, что особенности мышления ярко проявляются в рисунках: мальчики изображают технику во всех деталях и подробностях, девочки же рисуют людей (принцесс), в том числе и себя.

Прочитав книгу В.Д. Еремеевой и Т.П. Хризман «Мальчики и девочки – два разных мира», можно прийти к выводу, что мальчики лучше выполняют поисковую деятельность, выдвигают новые идеи, продуктивнее работают. Девочки же лучше выполняют задачи уже не новые, а типовые. В эмоциональном плане девочки более спокойны, но впечатлительны, а мальчики более возбудимы, раздражительны, беспокойны, нетерпеливы, несдержанны, не уверены в себе. Существуют различия и в реакции детей на внешнюю оценку. Для мальчиков важно, что конкретно оценивается в их деятельности (суть оценки), а для девочек – кто и как их оценивает (какое они произвели впечатление).

Ш. Берн [5] описывает четыре стадии становления гендерной идентичности ребенка:

– гендерная идентификация – отнесение себя к тому или иному полу;

– гендерная константность – понимание того, что гендер неизменен;

– дифференциальное подражание: мальчики – поведению мужчин, девочки – поведению женщин;

– гендерная саморегуляция – ребенок сам контролирует свое поведение, применяя санкции к самому себе.

Учёные пришли к выводу, что в три года у детей формируется половая идентичность, а в пять - шесть лет - система половой идентичности. До пяти – шести лет её формированием легче управлять в ходе гендерного воспитания. С детьми старшего дошкольного возраста необходимо строить работу по гендерному воспитанию не на бытовом уровне, а на более возвышенном - ценностном отношении к женщине и мужчине.

Приведенный выше анализ дает достаточные основания утверждать, что старший дошкольный возраст – это период базисного личностного формирования, а гендерная идентичность один из самых существенных компонентов, необходимых для полноценного психосоциального развития индивида. Гендерное воспитание на современном этапе понимается учёными как педагогическая деятельность, направленная на овладение детьми гендерным репертуаром, навыками гендерного поведения, культурой взаимоотношений полов, способствующая позитивной гендерной социализации; как часть социально - нравственного воспитания, связанного с рядом педагогических и специальных медицинских проблем; как воспитание семьянина, где особая роль отводится любви матери и отца, что является образцом для подражания; как освоение роли мужа и жены, отца или матери в соответствии с общественно моральными и гигиеническими требованиями; как одно из направлений патриотического воспитания, способствующее формированию, развитию и проявлению чувства долга и ответственности и по отношению к родителям.


    1. Сюжетно-ролевые игры в старшем дошкольном возрасте: понятие, особенности, принципы организации

Автор К.В. Ильинова пишет: «Дошкольное детство — это короткий, но значимо важный период становления личности. В это время ребенок получает первоначальные знания об окружающем мире, у него происходит формирование определенного отношение к людям, к животным, к природе, к труду, вырабатываются навыки, привычки правильного поведения, складывается характер» [8]. Своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта – это игра.

Психологи считают игру ведущей деятельностью дошкольника. По мнению И.Ю. Пащенко «для детей игра составляет основное содержание жизни, выступает ведущей формой деятельности тесно переплетенной с трудом и учением» [14]. В игру вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональный и волевые проявления. Особое место в деятельности дошкольника занимают игры, которые создаются самими детьми: творческие или сюжетно-ролевые игры.

С.Н. Нежельская применительно к сюжетно-ролевой игре дает такое определение: «Сюжетно-ролевая игра – это деятельность, в которой дети берут на себя трудовые и общественные функции взрослых людей и в специально создаваемых самими детьми игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними» [13].

Сюжетно-ролевая игра имеет свои структурные компоненты:

  • игровой замысел

  • сюжет

  • содержание игры

  • роль

  • игровое действие

Игровой замысел -это общее определение того, во что и как будут играть дети. Он формулируется в речи, отражается в самих игровых действиях, оформляется в игровом содержании и является стержнем игры. По игровому замыслу игры можно разделить на группы:

  1. Отражающие бытовые явления (игры в «семью», в «детский сад», в «поликлинику» и т.д.);

  2. Отражающие созидательный труд (постройку домов, ремонт машин и пр.);

  3. Отражающие общественные события, традиции (праздники, встречу гостей, путешествия и т. д.).

Такое деление, конечно, условно, так как игра может включать отражение разных жизненных явлений.

Сюжет игры – это та сфера действительности, которая воспроизводится детьми. Сюжет представляет собой отражение ребенком определенных действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих. При этом его игровые действия (крутит руль автомашины, готовит обед и др.) – одно из основных средств реализации сюжета. Сюжеты игр разнообразны. Условно их делят на бытовые (игры в семью, детский сад), производственные, отражающие профессиональный труд людей (игры в больницу, магазин, строительство), общественные (игры в библиотеку, школу).



Содержание игры – это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их бытовой, трудовой, общественной деятельности. Содержание сюжетно-ролевой игры воплощается ребенком с помощью роли, которую он берет.

Роль – средство реализации сюжета и главный компонент сюжетно-ролевой игры. Всякая роль содержит свои правила поведения, взятые ребенком из окружающей жизни. На протяжении дошкольного детства развитие роли в сюжетно-ролевой игре происходит от исполнения ролевых действий к ролям – образам.

Ролевое действие – это деятельность ребенка в роли. Последовательность ролевых действий характеризует ролевое поведение в игре.

У детей 5-6 лет основное содержание сюжетно-ролевой игры заключается в действиях с предметами. При этом они дополняются действиями, направленными на установление разнообразных контактов с партнерами по игре. Роли четко обозначены и распределены до начала игры. Игрушки и предметы подбираются (чаще всего по ходу игры) в соответствии с ролью. Логика, характер действий и их направленность, определяется ролью. Это становится основным правилом. Игра чаще протекает как совместная, хотя взаимодействие перемежается с параллельными действиями партнеров, не связанных друг с другом, не соотнесенных с ролью. Продолжительность игры увеличивается. Сюжеты становятся более разнообразными: дети отражают быт, труд взрослых, яркие общественные явления. Воспитатель должен помогать детям овладевать игровыми умениями, соблюдая принципы организации сюжетно-ролевой игры:

1. Воспитатель играет вместе с детьми. При этом он занимает позицию умеющего интересно играть эмоционального партнера, с которым ребенок чувствует себя на равных, ощущает себя вне оценок, проявляет инициативу. Такая смена позиции и естественное эмоциональное поведение воспитателя как играющего партнера — гарантия возникновения у ребенка побуждения к сюжетной игре вообще и даже возникновения у него интереса к любой тематике, которую включает в игру взрослый.

2. Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом этапе развертывать игру таким образом, чтобы дети сразу открывали и усваивали новый, более сложный способ ее построения.

Чтобы успешно играть с кем-то, ребенку необходимо хорошо понимать смысл действий партнера и самому быть им понятым. Для этого смысл условного игрового действия с предметом, момент принятия той или иной игровой роли, развертываемое в игре событие должны быть пояснены партнеру. Взрослый, играя с ребенком, должен пояснять игровые действия. При формировании игровых умений необходимо одновременно ориентировать ребенка как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам – взрослому или сверстнику.


Соблюдение этих принципов обеспечит как индивидуальную самостоятельную игру детей, так и согласованную совместную игру в небольших группах. Длительная сюжетно-ролевая игра предполагает устойчивую увлечённость детей её темой, это игра, в процессе которой усложняются действия и отношения между участниками. Для того, чтобы такая игра возникла, необходимо воспитывать у детей интерес к их обычным играм, помочь им получить радость, удовольствие от игры, пробудить стремление играть большим коллективом, сочетая свои интересы с интересами товарищей. Длительные сюжетно-ролевые игры сплачивают детей вокруг одной цели, объединяют общими интересами, дают единую перспективу. Тем самым осуществляется одно из главных условий воспитания - непрерывность и постоянство определённой целенаправленной деятельности детей, необходимой для осознания ими своих обязанностей перед товарищами и выработки прочных, устойчивых навыков жизни в коллективе.

Таким образом, исследования показывают, что сюжетно-ролевые игры не только позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, в них дети воспроизводят все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. В такой игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, он может справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные. Отсюда следует, что сюжетно-ролевые игры имеют большое значение в социальной адаптации ребенка, реализации его возможностей в будущем. Проигрывая различные жизненные ситуации, дети учатся идти на компромисс, меньше ошибаться, избегать конфликтных ситуаций, поддерживать дружелюбную атмосферу. В сюжетно-ролевой игре успешно развиваются личность ребенка, его интеллект, воля, воображение и общительность, но самое главное, эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению.

    1. Значение сюжетно-ролевой игры в развитии гендерных представлений детей 5-6 лет

Сюжетно-ролевая игра как ведущая деятельность детей дошкольного возраста имеет большое значение в формировании позитивной половой идентичности. Этот вид игры не требует от ребёнка значимых поступков, здесь всё «понарошку», но в ходе игры происходит закрепление гендерных стереотипов, закладывание основ эмоционально положительного отношения к социальной роли мужчины женщины, папы и мамы в будущем.


Гендерное воспитание, осуществляемое через организацию и проведение сюжетно-ролевых игр, направлено на решение следующих воспитательно-образовательных задач [16]:

- формирование в ребёнке «внутреннего взгляда» на себя как на объект познания и переживания;

- воспитание стойкого интереса и положительного отношения к себе;

- развитие способностей осознания своих особенностей, умение осознать их восприятие другими и выстраивать свое поведение с учетом реакции окружающих;

- воспитание стойкого интереса и позитивного отношения к родным, близким, желания быть приятным партнером в общении с ними;

- знакомство с основными функциями семьи как психологической группы и социального института, закладывание основы будущих социальных ролей, разъяснение особенностей их исполнения;

- углубление знаний детей о делении людей на мужчин и женщин, идентификации понятий «мальчик» и «девочка», содействие обозначенной половой идентификации;

- формирование здорового отношения детей к гендерным различиям.

Как правило, к 5 годам у детей появляются представления о том, как «положено» вести себя девочкам, и как – мальчикам. Дети хорошо выделяют несоответствие нормам и правилам не только поведения другого ребенка, но и своего собственного и эмоционально его переживают, что повышает их возможности регулировать поведение. К возрасту пяти лет дети имеют представления об особенностях наиболее распространенных мужских и женских профессий, видах отдыха, о специфике поведения в общении с другими людьми, об отдельных женских и мужских качествах. В этом возрасте они уже умеют распознавать и адекватно гендерной принадлежности оценивать эмоциональные состояния и поступки взрослых людей разного пола.

К 6 годам ребенок окончательно осознает необратимость гендерной принадлежности, и это совпадает с бурным усилением гендерной дифференциации поведения и установок: мальчики и девочки по собственной инициативе выбирают разные игры и партнеров в них, проявляют разные интересы, стиль поведения и т.д. Мальчики стремятся к независимости, девочки к взаимозависимости. Мальчики чаще играют в игры, в которых чем больше народу, тем лучше. Девочки предпочитают собираться маленькими группами, в их играх меньше агрессивности, больше соучастия, там чаще ведутся доверительные беседы и имитируются взаимоотношения взрослых. Эта стихийная гендерная сегрегация (объединение в компании по признаку пола) способствует осознанию гендерных различий.