Файл: 1. Значение транспорта. Его место и роль в транспортной системе.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 24
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1.Значение транспорта. Его место и роль в транспортной системе.
Значение транспорта:
-связующее звено между производителями и потребителями;
-связывает все области и регионы страны в единое целое;
-обеспечивают потребности населения в перевозках, нормальном обороте продуктов, промышленности и сельского хозяйства;
-освоение новый районов и их природных богатств.
Роль:
-обеспечение жизненно необходимых потребностей общества по перевозке грузов и пассажиров;
-стратегический важный комплекс страны.
2.Основные показатели работы транспорта. Понятие оборота вагона.
-Пассажирооборот (пассажиро-км) – сумма произведений числа перевезённых пассажиров на расстояние перевозки;
-Грузооборот (тонно-км) – сумма произведений массы перевезённых грузов на расстояние lперевозки;
- p – объём перевозок (
за год, тонны);
-Грузонапряжённость – среднее количество выполненных тонно-километров или приведённых тонно-километрах, приходящихся на 1 км эксплуатационной длины ;
-Оборот вагона – время от начала погрузки вагона до начала следующей его погрузки;
-Производительность труда – измеряется количеством продукции, вырабатываемой в единицу времени, или количеством рабочего времени, затрачиваемого на единицу продукции;
-Себестоимость перевозок;
-Доходность;
-Прибыль.
3.Виды транспорта, их особенности и сферы применения.
А) Железнодорожный транспорт:
-приспособлен к массовым перевозкам (работает постоянно независимо от погоды и времени года);
-первое место по грузообороту;
-высокая скорость доставки грузов;
-дорогая инфраструктура;
-высокая выгодность перевозок на дальние расстояния (больше 1 тысячи км);
-низкая стоимость перевозок;
-экологичен.
Б)Автотранспорт:
-используется для междугородних и внутригородских перевозок;
-первое место по объёму грузов;
-манёвренный и быстрый;
-низкие экологические показатели;
-используется для внутрирайонных перевозок грузов и пассажиров.
В)Водный транспорт:
-низкая стоимость на освоение путей сообщения;
-себестоимость перевозок примерно равна себестоимости перевозок на ждт;
-низкая скорость доставки;
-ограничения пути (извилистость пути, мелководье, недоступность зимой);
-перевозки возможны между пунктами одной речной системы;
-стоимость перевозки массовых грузов дешевле, чем на ждт.
Г)Воздушный транспорт:
-самый быстрый вид транспорта;
-быстрая организация регулярной связи между регионами;
-высокий расход топлива;
-высокая себестоимость перевозок;
-в основном используется для пассажирских перевозок.
Д)Трубопроводный транспорт:
-самая низкая себестоимость перевозок;
-95% нефти перевозится трубопроводным транспортом;
-может быть проложен повсеместно по короткому направлению.
4.Сооружения и устройства ж/д транспорта:
А)Ж/д путь с необходимым путевым развитием на раздельных пунктах (приём скрещений, обгона, расформирования, формирования и отправления поездов и выполнения других оп?);
Б)Сооружения для посадки, высадки и обслуживания пассажиров;
В)Устройства автоматики, телемеханики и вычислительной техники для обеспечения безопасности поездов и ускорения производственных процессов;
Г)Сооружения для экипировки и ремонта локомотивов и вагонов;
Д)Устройства электроснабжения, включая тяговые подстанции и контактную сеть на электрификационных линиях.
5.Основные нормативные документы по организации работы ждт:
-ФЗ №17 «О федеральном железнодорожном транспорте» (2003г/изм 2009г);
- ФЗ №18 «Устав железнодорожного транспорта РФ» (2003г);
- ФЗ №184 «О техническом регулировании» (2002 год);
- Стратегия развития ждт в РФ до 2030г. (2008г; №877р);
- Функциональная стратегия «Обеспечения гарантий безопасности и надёжности перевозочного процесса» (РЖД 2007г);
- ПТЭ (Минтранс РФ №286 2010г);
- Инструкции по движению поездов и маневровой работе на жд РФ (2012г) №182;
- Должностные инструкции и другие документы, устанавливающие обязанности работников;
-Правила и инструкции по охране труда, санитарные правила и нормы;
-Положение о дисциплине работников ждт РФ.
6.Структура управления транспортом в РФ.
Руководство: центр управления, департаменты.
-Генеральный директор ОАО «РЖД»;
-Департаменты пути и сообщения;
-Филиалы и дирекции, заводы, линейные предприятия;
-Службы пути;
-Отдел Пути;
- Дистанция пути.
7.Виды габаритов, используемых на железных дорогах. Основные габаритные расстояния.
Г абарит приближения строений – предельное поперечное (перпендикулярное оси пути) очертание, внутрь которого, помимо подвижного состава, не должны входить никакие части сооружений и устройств. Исключение составляют лишь те устройства, которые предназначены для непосредственного взаимодействия с подвижным составом (вагонные замедлители в рабочем состоянии, контактные провода с деталями крепления, поворачивающаяся часть колонки при наборе воды и др.).
Г абарит подвижного состава – предельное поперечное (перпендикулярное оси пути) очертание, в котором, не выходя наружу, должен помещаться как груженый, так и порожний подвижной состав, расположенный на прямом горизонтальном пути.
Г абарит погрузки – предельное поперечное (перпендикулярное оси пути) очертание, в котором, не выходя наружу, должен размещаться груз (с учетом упаковки и крепления) на открытом подвижном составе, находящемся на прямом горизонтальном пути.
8. Особенности перевозки негабаритных грузов. Устройства для проверки соблюдения габаритов.
Негабарит – груз, который отличается большими размерами, превышающими установленные нормы.
Особенности:
-Для грузоперевозок используются 4-осные вагоны, полувагоны, транспортёры, вагоны повышенной грузоподъёмности, ж/д платформы;
-Ограничения скоростного режима (15-60 км/ч);
-Равномерное распределение веса груза по вагону или платформе.
-Груз не должен мешать опознавательным знакам.
-Груз должен быть надежно закреплен.
-Он не должен издавать какие-либо звуки во время транспортировки.
-Обязательно должны быть согласованы план погрузки, выгрузки и техническая документация.
-Во время транспортировки должны соблюдаться нормы экологического законодательства.
-Обязательное оформление и утверждение у представителей ЖД крепежных схем.
Устройства для соблюдения габаритов: специальная габаритная рама, внешний контур соответствует очертанию габарита (устанавливается на вагоне или дрезине). Свобод проход рамы = соблюд габарита.
9. Расстояния между осями путей на перегонах.
-Двухпутки прямой участок > 4100 мм;
- 3-4 пути между осями второго и третьего не менее 5000мм;
-Оси смежных путей на ж/д станциях >4800мм;
- Второстепенные пути и пути грузовых вагонов > 4500 мм;
- Оси путей для перегрузки 3600мм (исходя из условий орг.работы).
Устанавливаются ПТЭ, Нормами и Техническими условиями на ж/д; Обеспечение безопасности поездов и людей на междупутьям (рабочие); Расстояния могут увеличиваться из-за персонала (подготовка ПС, обслуживание пути, электроснабжение пути).
10.Основные сведения о трассе, плане и продольном профиле линии и их основных элементах.
-Трасса ж/д линии характеризует положение в пространстве продольной оси пути на уровне бровок земляного полотона;
-План – проекция трассы на горизонтальную плоскость, проектируется в виде сочетания прямолинейных участков и кривых;
-Продольный профиль линии – развёртка трассы на вертикальную плоскость, проектируется в виде горизонтальных участков (площадки) и наклонных (уклоны);
-Руководящий уклон – наибольший затяжной подъём, по значению которого устанавливается норма массы поезда при одиночной тяге и расчётной минимальной скорости движения.
11. Железнодорожный путь, требования, предъявленные к нему. Элементы ж/д пути.
-Железнодорожный путь – комплекс инженерных сооружений, предназначенный для пропуска по нему поездов с установленной скоростью.
-От состояния пути зависят:
1) непрерывность и безопасность движения;
2)эффективность использования технологических средств ж/д.
-Требования ПТЭ:
1)Все элементы ж/д пути по прочности, устойчивости и техническим составляющим должны обеспечивать безопасное и плавное движение пассажирских и грузовых поездов с установленной на участке скоростью.
-Для этого применяются:
1) Термически упрочнённые рельсы тяжёлых типов;
2) Новые конструкции рельсовых креплений;
3) Бесстыковой путь;
4) Железобетонные шпал;
5) Новые конструкции стрелочных переводов и другое.
-Нижнее строение пути: земляное полотно (насыпи, выемки, полунасыпи, полувыемки, полунасыпи-полувыемки) и искусственные сооружения (мосты, тоннели, трубы, подпорные стены, виадуки, эстакады и другие);
-Верхнее строение пути: балластный слой, шпалы, мостовые и переводные брусья, рельсы, рельсовые скрепления, противоугоны, стрелочные переводы, глухие пересечения).
12. Земляное полотно. Назначение и основные требования к нему.
-Земляное полотно – это инженерное сооружение из грунта, на которое размещается верхнее строение ж/д пути; воспринимает нагрузки от ПС и верхнего строение пути и передаёт их на основание.
-Основные требования к земляному полотну:
1) прочность (воспринимать нагрузки от ПС без разрушений);
2) устойчивость ( от передаваемой нагрузки и погодно-климатических условий);
3) надёжность и долговечность.
- Эксплуатационные требования:
1) Должно обеспечивать длительную эксплуатацию с минимальными отказами при пропуске современных и перспективных типов ПС при максимальной скорости движения поездов и расчётной грузонапряжённости ж/д;
2) Должно быть ремонтно пригодным;
3) Должно быть равнонадёжным независимо от применяемых грунтов.
- Грунты для земельного полотна:
1) Скальные, крупнообломочные и песчаные;
2) Обладают высокой несущей способностью;
3) Хорошо пропускают воду;
4) Не изменяют своих свойств при увлажнении.
13. Типовые профили земляного полотна. Поперечный профиль насыпи.
Значение транспорта:
-связующее звено между производителями и потребителями;
-связывает все области и регионы страны в единое целое;
-обеспечивают потребности населения в перевозках, нормальном обороте продуктов, промышленности и сельского хозяйства;
-освоение новый районов и их природных богатств.
Роль:
-обеспечение жизненно необходимых потребностей общества по перевозке грузов и пассажиров;
-стратегический важный комплекс страны.
2.Основные показатели работы транспорта. Понятие оборота вагона.
-Пассажирооборот (пассажиро-км) – сумма произведений числа перевезённых пассажиров на расстояние перевозки;
-Грузооборот (тонно-км) – сумма произведений массы перевезённых грузов на расстояние lперевозки;
- p – объём перевозок (
за год, тонны);
-Грузонапряжённость – среднее количество выполненных тонно-километров или приведённых тонно-километрах, приходящихся на 1 км эксплуатационной длины ;
-Оборот вагона – время от начала погрузки вагона до начала следующей его погрузки;
-Производительность труда – измеряется количеством продукции, вырабатываемой в единицу времени, или количеством рабочего времени, затрачиваемого на единицу продукции;
-Себестоимость перевозок;
-Доходность;
-Прибыль.
3.Виды транспорта, их особенности и сферы применения.
А) Железнодорожный транспорт:
-приспособлен к массовым перевозкам (работает постоянно независимо от погоды и времени года);
-первое место по грузообороту;
-высокая скорость доставки грузов;
-дорогая инфраструктура;
-высокая выгодность перевозок на дальние расстояния (больше 1 тысячи км);
-низкая стоимость перевозок;
-экологичен.
Б)Автотранспорт:
-используется для междугородних и внутригородских перевозок;
-первое место по объёму грузов;
-манёвренный и быстрый;
-низкие экологические показатели;
-используется для внутрирайонных перевозок грузов и пассажиров.
В)Водный транспорт:
-низкая стоимость на освоение путей сообщения;
-себестоимость перевозок примерно равна себестоимости перевозок на ждт;
-низкая скорость доставки;
-ограничения пути (извилистость пути, мелководье, недоступность зимой);
-перевозки возможны между пунктами одной речной системы;
-стоимость перевозки массовых грузов дешевле, чем на ждт.
Г)Воздушный транспорт:
-самый быстрый вид транспорта;
-быстрая организация регулярной связи между регионами;
-высокий расход топлива;
-высокая себестоимость перевозок;
-в основном используется для пассажирских перевозок.
Д)Трубопроводный транспорт:
-самая низкая себестоимость перевозок;
-95% нефти перевозится трубопроводным транспортом;
-может быть проложен повсеместно по короткому направлению.
4.Сооружения и устройства ж/д транспорта:
А)Ж/д путь с необходимым путевым развитием на раздельных пунктах (приём скрещений, обгона, расформирования, формирования и отправления поездов и выполнения других оп?);
Б)Сооружения для посадки, высадки и обслуживания пассажиров;
В)Устройства автоматики, телемеханики и вычислительной техники для обеспечения безопасности поездов и ускорения производственных процессов;
Г)Сооружения для экипировки и ремонта локомотивов и вагонов;
Д)Устройства электроснабжения, включая тяговые подстанции и контактную сеть на электрификационных линиях.
5.Основные нормативные документы по организации работы ждт:
-ФЗ №17 «О федеральном железнодорожном транспорте» (2003г/изм 2009г);
- ФЗ №18 «Устав железнодорожного транспорта РФ» (2003г);
- ФЗ №184 «О техническом регулировании» (2002 год);
- Стратегия развития ждт в РФ до 2030г. (2008г; №877р);
- Функциональная стратегия «Обеспечения гарантий безопасности и надёжности перевозочного процесса» (РЖД 2007г);
- ПТЭ (Минтранс РФ №286 2010г);
- Инструкции по движению поездов и маневровой работе на жд РФ (2012г) №182;
- Должностные инструкции и другие документы, устанавливающие обязанности работников;
-Правила и инструкции по охране труда, санитарные правила и нормы;
-Положение о дисциплине работников ждт РФ.
6.Структура управления транспортом в РФ.
Руководство: центр управления, департаменты.
-Генеральный директор ОАО «РЖД»;
-Департаменты пути и сообщения;
-Филиалы и дирекции, заводы, линейные предприятия;
-Службы пути;
-Отдел Пути;
- Дистанция пути.
7.Виды габаритов, используемых на железных дорогах. Основные габаритные расстояния.
Г абарит приближения строений – предельное поперечное (перпендикулярное оси пути) очертание, внутрь которого, помимо подвижного состава, не должны входить никакие части сооружений и устройств. Исключение составляют лишь те устройства, которые предназначены для непосредственного взаимодействия с подвижным составом (вагонные замедлители в рабочем состоянии, контактные провода с деталями крепления, поворачивающаяся часть колонки при наборе воды и др.).
Г абарит подвижного состава – предельное поперечное (перпендикулярное оси пути) очертание, в котором, не выходя наружу, должен помещаться как груженый, так и порожний подвижной состав, расположенный на прямом горизонтальном пути.
Г абарит погрузки – предельное поперечное (перпендикулярное оси пути) очертание, в котором, не выходя наружу, должен размещаться груз (с учетом упаковки и крепления) на открытом подвижном составе, находящемся на прямом горизонтальном пути.
8. Особенности перевозки негабаритных грузов. Устройства для проверки соблюдения габаритов.
Негабарит – груз, который отличается большими размерами, превышающими установленные нормы.
Особенности:
-Для грузоперевозок используются 4-осные вагоны, полувагоны, транспортёры, вагоны повышенной грузоподъёмности, ж/д платформы;
-Ограничения скоростного режима (15-60 км/ч);
-Равномерное распределение веса груза по вагону или платформе.
-Груз не должен мешать опознавательным знакам.
-Груз должен быть надежно закреплен.
-Он не должен издавать какие-либо звуки во время транспортировки.
-Обязательно должны быть согласованы план погрузки, выгрузки и техническая документация.
-Во время транспортировки должны соблюдаться нормы экологического законодательства.
-Обязательное оформление и утверждение у представителей ЖД крепежных схем.
Устройства для соблюдения габаритов: специальная габаритная рама, внешний контур соответствует очертанию габарита (устанавливается на вагоне или дрезине). Свобод проход рамы = соблюд габарита.
9. Расстояния между осями путей на перегонах.
-Двухпутки прямой участок > 4100 мм;
- 3-4 пути между осями второго и третьего не менее 5000мм;
-Оси смежных путей на ж/д станциях >4800мм;
- Второстепенные пути и пути грузовых вагонов > 4500 мм;
- Оси путей для перегрузки 3600мм (исходя из условий орг.работы).
Устанавливаются ПТЭ, Нормами и Техническими условиями на ж/д; Обеспечение безопасности поездов и людей на междупутьям (рабочие); Расстояния могут увеличиваться из-за персонала (подготовка ПС, обслуживание пути, электроснабжение пути).
10.Основные сведения о трассе, плане и продольном профиле линии и их основных элементах.
-Трасса ж/д линии характеризует положение в пространстве продольной оси пути на уровне бровок земляного полотона;
-План – проекция трассы на горизонтальную плоскость, проектируется в виде сочетания прямолинейных участков и кривых;
-Продольный профиль линии – развёртка трассы на вертикальную плоскость, проектируется в виде горизонтальных участков (площадки) и наклонных (уклоны);
-Руководящий уклон – наибольший затяжной подъём, по значению которого устанавливается норма массы поезда при одиночной тяге и расчётной минимальной скорости движения.
11. Железнодорожный путь, требования, предъявленные к нему. Элементы ж/д пути.
-Железнодорожный путь – комплекс инженерных сооружений, предназначенный для пропуска по нему поездов с установленной скоростью.
-От состояния пути зависят:
1) непрерывность и безопасность движения;
2)эффективность использования технологических средств ж/д.
-Требования ПТЭ:
1)Все элементы ж/д пути по прочности, устойчивости и техническим составляющим должны обеспечивать безопасное и плавное движение пассажирских и грузовых поездов с установленной на участке скоростью.
-Для этого применяются:
1) Термически упрочнённые рельсы тяжёлых типов;
2) Новые конструкции рельсовых креплений;
3) Бесстыковой путь;
4) Железобетонные шпал;
5) Новые конструкции стрелочных переводов и другое.
-Нижнее строение пути: земляное полотно (насыпи, выемки, полунасыпи, полувыемки, полунасыпи-полувыемки) и искусственные сооружения (мосты, тоннели, трубы, подпорные стены, виадуки, эстакады и другие);
-Верхнее строение пути: балластный слой, шпалы, мостовые и переводные брусья, рельсы, рельсовые скрепления, противоугоны, стрелочные переводы, глухие пересечения).
12. Земляное полотно. Назначение и основные требования к нему.
-Земляное полотно – это инженерное сооружение из грунта, на которое размещается верхнее строение ж/д пути; воспринимает нагрузки от ПС и верхнего строение пути и передаёт их на основание.
-Основные требования к земляному полотну:
1) прочность (воспринимать нагрузки от ПС без разрушений);
2) устойчивость ( от передаваемой нагрузки и погодно-климатических условий);
3) надёжность и долговечность.
- Эксплуатационные требования:
1) Должно обеспечивать длительную эксплуатацию с минимальными отказами при пропуске современных и перспективных типов ПС при максимальной скорости движения поездов и расчётной грузонапряжённости ж/д;
2) Должно быть ремонтно пригодным;
3) Должно быть равнонадёжным независимо от применяемых грунтов.
- Грунты для земельного полотна:
1) Скальные, крупнообломочные и песчаные;
2) Обладают высокой несущей способностью;
3) Хорошо пропускают воду;
4) Не изменяют своих свойств при увлажнении.
13. Типовые профили земляного полотна. Поперечный профиль насыпи.