Файл: 1. Значение транспорта. Его место и роль в транспортной системе.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 24

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1.Значение транспорта. Его место и роль в транспортной системе.

Значение транспорта:

-связующее звено между производителями и потребителями;

-связывает все области и регионы страны в единое целое;

-обеспечивают потребности населения в перевозках, нормальном обороте продуктов, промышленности и сельского хозяйства;

-освоение новый районов и их природных богатств.

Роль:

-обеспечение жизненно необходимых потребностей общества по перевозке грузов и пассажиров;

-стратегический важный комплекс страны.

2.Основные показатели работы транспорта. Понятие оборота вагона.

-Пассажирооборот   (пассажиро-км) – сумма произведений числа перевезённых пассажиров на расстояние перевозки;

-Грузооборот   (тонно-км) – сумма произведений массы перевезённых грузов на расстояние lперевозки;

- p – объём перевозок (
за год, тонны);

-Грузонапряжённость – среднее количество выполненных тонно-километров или приведённых тонно-километрах, приходящихся на 1 км эксплуатационной длины   ;

-Оборот вагона – время от начала погрузки вагона до начала следующей его погрузки;

-Производительность труда – измеряется количеством продукции, вырабатываемой в единицу времени, или количеством рабочего времени, затрачиваемого на единицу продукции;

-Себестоимость перевозок;

-Доходность;

-Прибыль.

3.Виды транспорта, их особенности и сферы применения.

А) Железнодорожный транспорт:

-приспособлен к массовым перевозкам (работает постоянно независимо от погоды и времени года);

-первое место по грузообороту;

-высокая скорость доставки грузов;

-дорогая инфраструктура;

-высокая выгодность перевозок на дальние расстояния (больше 1 тысячи км);

-низкая стоимость перевозок;

-экологичен.

Б)Автотранспорт:

-используется для междугородних и внутригородских перевозок;


-первое место по объёму грузов;

-манёвренный и быстрый;

-низкие экологические показатели;

-используется для внутрирайонных перевозок грузов и пассажиров.

В)Водный транспорт:

-низкая стоимость на освоение путей сообщения;

-себестоимость перевозок примерно равна себестоимости перевозок на ждт;

-низкая скорость доставки;

-ограничения пути (извилистость пути, мелководье, недоступность зимой);

-перевозки возможны между пунктами одной речной системы;

-стоимость перевозки массовых грузов дешевле, чем на ждт.

Г)Воздушный транспорт:

-самый быстрый вид транспорта;

-быстрая организация регулярной связи между регионами;

-высокий расход топлива;
-высокая себестоимость перевозок;

-в основном используется для пассажирских перевозок.

Д)Трубопроводный транспорт:

-самая низкая себестоимость перевозок;

-95% нефти перевозится трубопроводным транспортом;

-может быть проложен повсеместно по короткому направлению.

4.Сооружения и устройства ж/д транспорта:

А)Ж/д путь с необходимым путевым развитием на раздельных пунктах (приём скрещений, обгона, расформирования, формирования и отправления поездов и выполнения других оп?);

Б)Сооружения для посадки, высадки и обслуживания пассажиров;

В)Устройства автоматики, телемеханики и вычислительной техники для обеспечения безопасности поездов и ускорения производственных процессов;

Г)Сооружения для экипировки и ремонта локомотивов и вагонов;

Д)Устройства электроснабжения, включая тяговые подстанции и контактную сеть на электрификационных линиях.

5.Основные нормативные документы по организации работы ждт:

-ФЗ №17 «О федеральном железнодорожном транспорте» (2003г/изм 2009г);

- ФЗ №18 «Устав железнодорожного транспорта РФ» (2003г);

- ФЗ №184 «О техническом регулировании» (2002 год);

- Стратегия развития ждт в РФ до 2030г. (2008г; №877р);

- Функциональная стратегия «Обеспечения гарантий безопасности и надёжности перевозочного процесса» (РЖД 2007г);

- ПТЭ (Минтранс РФ №286 2010г);



- Инструкции по движению поездов и маневровой работе на жд РФ (2012г) №182;

- Должностные инструкции и другие документы, устанавливающие обязанности работников;

-Правила и инструкции по охране труда, санитарные правила и нормы;

-Положение о дисциплине работников ждт РФ.

6.Структура управления транспортом в РФ.

Руководство: центр управления, департаменты.

-Генеральный директор ОАО «РЖД»;

-Департаменты пути и сообщения;

-Филиалы и дирекции, заводы, линейные предприятия;
-Службы пути;

-Отдел Пути;

- Дистанция пути.

7.Виды габаритов, используемых на железных дорогах. Основные габаритные расстояния.

Г  абарит приближения строений – предельное поперечное (перпендикулярное оси пути) очертание, внутрь которого, помимо подвижного состава, не должны входить никакие части сооружений и устройств. Исключение составляют лишь те устройства, которые предназначены для непосредственного взаимодействия с подвижным составом (вагонные замедлители в рабочем состоянии, контактные провода с деталями крепления, поворачивающаяся часть колонки при наборе воды и др.).

Г  абарит подвижного состава – предельное поперечное (перпендикулярное оси пути) очертание, в котором, не выходя наружу, должен помещаться как груженый, так и порожний подвижной состав, расположенный на прямом горизонтальном пути.

Г  абарит погрузки – предельное поперечное (перпендикулярное оси пути) очертание, в котором, не выходя наружу, должен размещаться груз (с учетом упаковки и крепления) на открытом подвижном составе, находящемся на прямом горизонтальном пути.

8. Особенности перевозки негабаритных грузов. Устройства для проверки соблюдения габаритов.

Негабарит – груз, который отличается большими размерами, превышающими установленные нормы.

Особенности:


-Для грузоперевозок используются 4-осные вагоны, полувагоны, транспортёры, вагоны повышенной грузоподъёмности, ж/д платформы;

-Ограничения скоростного режима (15-60 км/ч);

-Равномерное распределение веса груза по вагону или платформе.

-Груз не должен мешать опознавательным знакам.

-Груз должен быть надежно закреплен.

-Он не должен издавать какие-либо звуки во время транспортировки.

-Обязательно должны быть согласованы план погрузки, выгрузки и техническая документация.

-Во время транспортировки должны соблюдаться нормы экологического законодательства.

-Обязательное оформление и утверждение у представителей ЖД крепежных схем.

Устройства для соблюдения габаритов: специальная габаритная рама, внешний контур соответствует очертанию габарита (устанавливается на вагоне или дрезине). Свобод проход рамы = соблюд габарита.

9. Расстояния между осями путей на перегонах.

-Двухпутки прямой участок > 4100 мм;

- 3-4 пути между осями второго и третьего не менее 5000мм;

-Оси смежных путей на ж/д станциях >4800мм;

- Второстепенные пути и пути грузовых вагонов > 4500 мм;

- Оси путей для перегрузки 3600мм (исходя из условий орг.работы).

Устанавливаются ПТЭ, Нормами и Техническими условиями на ж/д; Обеспечение безопасности поездов и людей на междупутьям (рабочие); Расстояния могут увеличиваться из-за персонала (подготовка ПС, обслуживание пути, электроснабжение пути).

10.Основные сведения о трассе, плане и продольном профиле линии и их основных элементах.

-Трасса ж/д линии характеризует положение в пространстве продольной оси пути на уровне бровок земляного полотона;

-План – проекция трассы на горизонтальную плоскость, проектируется в виде сочетания прямолинейных участков и кривых;

-Продольный профиль линии – развёртка трассы на вертикальную плоскость, проектируется в виде горизонтальных участков (площадки) и наклонных (уклоны);

-Руководящий уклон – наибольший затяжной подъём, по значению которого устанавливается норма массы поезда при одиночной тяге и расчётной минимальной скорости движения.

11. Железнодорожный путь, требования, предъявленные к нему. Элементы ж/д пути.

-Железнодорожный путь – комплекс инженерных сооружений, предназначенный для пропуска по нему поездов с установленной скоростью.


-От состояния пути зависят:

1) непрерывность и безопасность движения;

2)эффективность использования технологических средств ж/д.

-Требования ПТЭ:

1)Все элементы ж/д пути по прочности, устойчивости и техническим составляющим должны обеспечивать безопасное и плавное движение пассажирских и грузовых поездов с установленной на участке скоростью.

-Для этого применяются:

1) Термически упрочнённые рельсы тяжёлых типов;

2) Новые конструкции рельсовых креплений;

3) Бесстыковой путь;

4) Железобетонные шпал;

5) Новые конструкции стрелочных переводов и другое.

-Нижнее строение пути: земляное полотно (насыпи, выемки, полунасыпи, полувыемки, полунасыпи-полувыемки) и искусственные сооружения (мосты, тоннели, трубы, подпорные стены, виадуки, эстакады и другие);

-Верхнее строение пути: балластный слой, шпалы, мостовые и переводные брусья, рельсы, рельсовые скрепления, противоугоны, стрелочные переводы, глухие пересечения).

12. Земляное полотно. Назначение и основные требования к нему.

-Земляное полотно – это инженерное сооружение из грунта, на которое размещается верхнее строение ж/д пути; воспринимает нагрузки от ПС и верхнего строение пути и передаёт их на основание.

-Основные требования к земляному полотну:

1) прочность (воспринимать нагрузки от ПС без разрушений);

2) устойчивость ( от передаваемой нагрузки и погодно-климатических условий);

3) надёжность и долговечность.

- Эксплуатационные требования:

1) Должно обеспечивать длительную эксплуатацию с минимальными отказами при пропуске современных и перспективных типов ПС при максимальной скорости движения поездов и расчётной грузонапряжённости ж/д;

2) Должно быть ремонтно пригодным;

3) Должно быть равнонадёжным независимо от применяемых грунтов.

- Грунты для земельного полотна:

1) Скальные, крупнообломочные и песчаные;

2) Обладают высокой несущей способностью;

3) Хорошо пропускают воду;

4) Не изменяют своих свойств при увлажнении.

13. Типовые профили земляного полотна. Поперечный профиль насыпи.