Файл: Реферат логика как приоритетная дисциплина в обучении навыкам критического мышления Дисциплина Логика и критическое мышление.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 190

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



МИНОБРНАУКИ РОССИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ»

(ФГБОУ ВО «НГУЭУ», НГУЭУ)

Кафедра социологии

РЕФЕРАТ

Логика как приоритетная дисциплина в обучении навыкам критического мышления

Дисциплина: Логика и критическое мышление

Ф.И.О студента: Копытов Даниил Сергеевич

Экономика

Номер группы: Би-201

Номер зачетной книжки: 220685

Проверил: Суханова Н.П.

Новосибирск
Содержание

Введение 3

  1. Понятия «Критическое мышление» и «Логика» 5

  2. Логика как учебная дисциплина 7

  3. Навыки критического мышления, которые развивает логика 9

Заключение 11

Список использованной литературы 12

Введение

Темп и динамика развития техногенной цивилизации погружают человека в жизненное пространство, в котором важная информация увеличивается с геометрической прогрессией. Если человек желает достичь успеха в жизни и профессии, у него есть только один путь – освоить навыки критического мышления для ориентации в разнородной информации и для защиты своего права пользоваться собственным умом [1].

Критическое мышление – это реализация рефлексивной способности человека к процессу собственного мышления, анализу его результатов. Такая способность проявляет умение проводить мыслительные операции с понятиями, суждениями и умозаключениями, а также умение формулировать вопросы, проявляя способность к анализу, синтезу и наконец, пониманию жизненной и профессионально значимой информации. Рефлексивность, аналитичность мышления являются необходим признаком человека способного получать новое знание и применять его, решая различные задачи.

В своем исследовании критического мышления в университетском образовании Н.В. Андрейчук заметил, что «В процессе критического осмысления той или иной проблемы субъект мышления приходит к выявлению таких ее аспектов, которые ранее оказывались незамеченными, в результате чего первоначальное представление об объектах
, процессах и тому подобном может подтверждаться, обогащаться, конкретизироваться или наоборот – кардинально меняться. В указанном процессе также выясняются возможности и ограничения традиционных исследовательских подходов и методов, конструируются новые. В содержание критического мышления входит и рефлексия по поводу цели и средств ее достижения — вектор, направленный в будущее; и рефлексия по поводу результатов — вектор, направленный в давнее или недавнее прошлое» [1 с. 48].

Ученые Д. Халперн [11], С. Плаус [8], Г. Фоллмер [10], В.Ф. Шаталов [12] в своих работах проводят мысль о необходимости целенаправленного формирования критического мышления у обучающихся. Будет ли сформирована отдельная учебная дисциплина, решающая эту задачу, покажет будущее. В любом случае она возникнет в тесном содружестве с формальной логикой, формирующей и развивающей у обучающихся интеллектуальные навыки пользоваться собственным умом правильно и эффективно.

Цель данной работы указать какие навыки критического мышления базируются на навыках, которые последовательно формируются в течение учебных занятий логикой.

Понятия «Логика» и «Критическое мышление»

Понятие логики связывают с древнегреческим словом «логос», а ее возникновение с философом Древней Греции Аристотелем [7, с. 25]. Однако логика была известна и древнеиндийским философам. Они фокусировали свое внимание на изучении умозаключений, доказательств. Логика была известна и в Древнем Китае. Древнекитайские философы уделяли внимание теориям имен, высказываний и рассуждений, законам мышления, но писали об этом в контексте обсуждения вопросов этики, политики и философии [5]. Западному просвещённому читателю малознакомы открытия в области логики древневосточных философов, но работа «Органон» или «орудие познания» Аристотеля ему знакома [2]. Например, Лейбниц определял силлогизм как открытие Аристотелем человеческому духу возможности непогрешимости в доказательстве чего-либо, при условии умелого использования этого орудия [6, с. 423]. В «Органоне» Аристотеля заложены основы формальной логики, предопределивший культуру мышления людей западной культуры вплоть до Гегеля. Начиная с работы Гегеля «Наука логика» [4], в западной культуре появляются условия для развития диалектической логики. Последняя предлагает изучать изменения сущности чего-либо новыми интеллектуальными средствами. Однако еще Гегель обращал внимание

, что для такого познания необходимо подготовить ум познающего. Немецкий философ и профессор Берлинского университета рассматривал формальную логику как первое средство целенаправленной подготовки человека к познанию изменяющегося бытия. Ивлев Ю.В. выделил три современных значения понятия логики. Так, он отметил, «во-первых, этим словом обозначают закономерности в изменении и развитии вещей и явлений объективного мира. Их называют объективной логикой. Во-вторых, словом «логика» обозначают особые закономерности в связях и развитии мыслей. Эти закономерности называют субъективной логикой. Слово «логика» употребляется и в третьем значении. Логикой называют науку о закономерностях в связях и развитии мыслей» [5, с. 4].

В современных высших учебных заведениях логику изучают как науку, познающую формы выражения мыслей, а также как формы развития знания, способы рационального познания.

Понятие «критическое мышление» отражает особенность мышления рефлексировать над собственным процессом, создавая новое знание [11]. Так, Халперн Д., в монографии «Психология критического мышления» обращает внимание, что «когда мы мыслим критически, мы оцениваем результаты своих мыслительных процессов – насколько правильно принятое нами решение или насколько удачно мы справились с поставленной задачей. Критическое мышление также включает в себя оценку самого мыслительного процесса – хода рассуждений, которые привели к нашим выводам, или тех факторов, которые мы учли при принятии решения» [11, с. 21].

Якунина Н.А., анализируя работу Халперн Д., отмечает, что этот ученый определяет сущность критического мышления «с точки зрения развития умения и навыков человека решать задачи» [13, с. 23]. Продолжая анализ результатов познания критического мышления Якунина Н.А. заключила, что зарубежные ученые трактуют его как свободное мышление, связанное с самостоятельностью, а отечественные ученые – с пониманием и осмыслением получаемой информацией [13, с. 24]. В конце своей статьи она делает вывод, что «критическое мышление – это сложный рефлексивный процесс мышления, который состоит из следующих компонентов: ассоциативное восприятие, анализ, синтез, оценка и саморегуляция» [13, с.25].

Понятие логики выделяет отображает интерес человека к мышлению. В то время как понятие критического мышления отражает интерес к особому виду мышления, а именно к мышлению способному рефлексировать над процессом познания чего-либо и в ходе этого порождать новое знание, новые смыслы [3].


Логика как учебная дисциплина

Логика зародилась в западной культуре в IV в. до н.э. как система знания о мышлении. Это знание позволяло формировать и развивать свойства мышления. И в современной культуре логика, но теперь не только как наука, но и как учебная дисциплина продолжает формировать и развивать эти свойства мышления.

Современная цивилизация выбрала рациональный путь развития. На этом пути развитие абстрактного мышления у человека является приоритетной задачей. В связи с этим логика с историческим шлейфом психолого-педагогических наработок развития такого мышления становится приоритетной учебной дисциплиной.

Как и 2,5 тыс. лет назад логика призвана сформировать и развить у человека ряд характеристик абстрактного мышления: определенность, последовательность, непротиворечивость и доказательность [9].

Определенность мышления предполагает, что человек с таким мышлением использует в ходе своего рассуждения о чем-либо четко определенные понятия, а его суждения ясно сформулированы. Другими словами, он корректно использует систему понятий формулируя свои высказывания о предмете мысли.

Последовательность мышления предполагает, что человек располагает основную и вспомогательные мысли в строго установленном порядке. Например, излагая исторические события, он следует требованиям хронологии, а, излагая результаты научного познания, он начинает с актуальности исследования, проблемы, методов, затем переходит к результатам и их обсуждению, заканчивая свое повествование выводами и заключением.

Непротиворечивость мышления не использует при объяснении чего-либо мысли, которые могут быть одновременно истинными. Еще Кант предупреждал, что разум человека с легкостью может доказать, что мир конечен и мир бесконечен. Контроль человека мыслящего за непротиворечивостью в ходе рассуждений, диспута, общения с другими людьми оберегает его от ловушек разума, манипуляций и просто глупости.

Рациональное мышление стремиться к доказательности. Это значит, что оно использует мысли, истина которых подтверждена сопоставлением с эмпирическими результатами познания предмета или является результатом дедуктивного умозаключения.

Навыки критического мышления, которые развивает логика


Человеческое современное познание имеет два основных пути исследования: эмпирическое и теоретическое. Использование этих способов предполагает, что человек познающий, субъект познания получает знание о предмете с помощью мышления. Суть мышления состоит в том, чтобы получать новое знание о известном и еще непознанном, а также о непознанном и еще неизвестном.

Критическое мышление позволяет человеку самостоятельно находить новое знание, используя законы логики, теорию аргументации, методы логического познания как органон для уверенного взаимодействия с другими людьми в многополярном информационном пространстве. Логика как учебная дисциплина призвана дисциплинировать ум человека с целью научить обучающегося владеть современными средствами познания для получения нового знания в максимально сжатые сроки. Само же критическое мышление является постоянным компонентом обучения, а не его целью [11].

Осмыслить критически информацию – это значит выйти за пределы известной ее интерпретации, принятой модели объяснения, сделав известное еще до конца непознанным. Другими словами, стоит иметь мужество пользоваться собственным умом, видя то, что видят все, но думать об этом иначе [7].

К навыкам критического мышления принято относить следующие навыки: оппонирование противоположной точки зрения, обобщение информации для обоснования собственной позиции в отношении предмета мысли, последовательно проводить контраргументацию, защищая свою позицию. Эти мыслительные операции являются этапами, с одной стороны, усвоения формально логической системы знания о мышлении, а, с другой его освоением в качестве орудия мысли.

Оппонирование противоположной точки зрения предполагает, что обучающий может проводить оценку умозаключения по критериям: доказательность, точность использования понятийного аппарата, последовательность предоставления в ходе обоснования утверждения непротиворечивых аргументов для его защиты [5].

Обобщение информации предполагает, что обучающийся освоил логические операции работы с понятием как первой формой мышления. Он способен обобщать понятия, выстраивая из них систему мысленно двигаясь от единичного к всеобщему [5].

Последовательно проводить контраргументацию предполагает, что обучающийся знает теорию аргументации и умеет применять это знание. Другими словами, он, во-первых, способен различить в высказывании какой-либо точки зрения, позиции довод, тезис, аргументы, факты и их онтологическое основание. Во-вторых, он может сформулировать к этим элементам обоснования некого утверждения вопросы, а также привести альтернативные аргументы, факты [5].