Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 168
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
| | |
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «…»
… факультет
Кафедра …
Реферат
На тему:
Гендерные тенденции в деловом общении.
Выполнил: студент группы … | _______ _______ | … |
Проверил: | _______ _______ | … |
| | |
| | |
| ||
| …2023 | |
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Вопросы, связанные с особенностями пола человека и его психологическими особенностями, в последнее время являются одними из самых активно обсуждаемых в обществе.
По-разному говорят не только представители разных культур, но и мужчины, и женщины. Общение между мужчиной и женщиной - это тоже своего рода межкультурное общение. Утверждение о мужчинах и женщинах как об одних и тех же людях изначально неверно. Прежде всего, оба - люди, люди с равными возможностями, правами и свободами. Противоположные характеристики мужчин и женщин, такие как, например, рациональность, сдержанность первых и эмоциональность, открытость вторых, продиктованы не биологической принадлежностью, а духовной принадлежностью тому или иному полу.
Подобные различия между физиологическим и духовным состоянием выражены соответственно в следующем английских словах пола гендери gender гендер. Секс ( пол ) - это термин, обозначающий те анатомические и биологические характеристики людей (в основном в репродуктивной системе), на основании которых люди определяются как мужчины или женщины. Гендер ( пол ) - совокупность речевых, поведенческих, личностных характеристик, отличающих мужчин и женщин, находящихся под влиянием культуры в духовном смысле.
1 ГЕНДЕРНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КОММУНИКАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Проблемы, связанные с непониманием, возникающим в процессе межличностного общения мужчин и женщин, волнуют как субъектов общения, так и исследователей разных специальностей, объединенных в своих исследованиях гендерной методологией. Деятельность гендерных исследователей, отраженная как в научных, так и в научно-популярных публикациях, находит живой отклик у потребителей такого рода знаний, у обычных мужчин и женщин, которые общаются друг с другом.
Следует отметить, что данные о мужском и женском речевом общении нельзя считать единственно правильными и устоявшимися по следующим причинам:
-
во-первых, объем материала для каждого исследователя невелик, поэтому сложно провести полноценное изучение данной проблемы и сделать объективные выводы; -
во-вторых, нарушение гендерной целостности (т. е. расхождение биологической и психологической) приводит к снижению дифференциации мужской и женской речи, причем женщины могут проявлять мужские черты речевого поведения, а мужчины - женские; -
в-третьих, влияние несексуальных факторов (коммуникативная ситуация, возраст, профессия, образование, уровень общей культуры и др.) затрудняет выявление чисто гендерных различий и однозначность результатов исследования.
Однако исследования многих ученых подтверждают наличие различий в речи мужчин и женщин.
На стиль коммуникативного поведения влияют типичные черты представителей того или иного пола.Эти и другие черты характера влияют на восприятие мира представителями противоположного пола.
Многие мужчины воспринимают мир как отдельную личность в иерархии социального строя, в которой он стоит выше или ниже других. В таком мире, как отмечает Д. Таннен, разговоры сводятся к переговорам, в которых люди стараются достичь лучшего положения, максимально его сохранить и защитить себя от попыток принизить или подтолкнуть других к себе. Таким образом, жизнь - это соперничество, борьба за право сохранять независимость и избегать неудач. Женщины же, как правило, воспринимают жизнь как отдельную личность в структуре взаимоотношений. В их мире разговоры напоминают переговоры, направленные на достижение еще большей близости, в которых люди пытаются найти и оказать друг другу помощь и поддержку, достичь согласия. Они пытаются защитить себя от попыток других оттолкнуть их. Таким образом, жизнь - это общность, стремление поддерживать близкие отношения и избегать одиночества. Хотя в этом мире есть свои иерархии, это, скорее, иерархии дружбы, а не доминирования и достижений. Близость - ключевое слово в мире связей, где каждый ведет переговоры в сложной структуре дружеских отношений, старается прийти к согласию, чтобы избежать проявления превосходства. В мире, где доминирует социальный статус, ключевым словом является независимость, потому что основным средством установления социального статуса является способность приказывать другим, и если вы следуете приказу, то это показатель того, что вы находитесь на более низком уровне.
Хотя каждому человеку нужна как близость, так и независимость, женщины склонны отдавать предпочтение первому, а мужчинам - второму.
Уже с детства женщины учатся вести совместные беседы, беседу-общение, то есть учатся быть дружелюбными, выражать сочувствие, оказывать поддержку. Для женщин разговор - средство сближения и взаимопонимания. В связи с этим они задают больше вопросов и выражают больше реплик-реакций.
Мужчины, с другой стороны, склонны вести односторонние беседы, информационные беседы, которые принимают форму беседы-сообщения.
Их разговоры сосредоточены не на чувствах и отношениях, а на демонстрации своих знаний, навыков, осведомленности. С детства мужчины учатся использовать разговор, чтобы привлечь внимание, а не потерять его. Поэтому они комфортно чувствуют себя в больших компаниях незнакомых людей, то есть во время публичных выступлений. Для женщин это тупиковая ситуация, они охотнее ведут беседу в кругу близких людей, предпочитают приватные беседы. В разговоре женщины стараются достичь состояния гармонии, согласия между людьми, а мужчины просто передают информацию обо всех значимых событиях. Мужчине, когда он дома, говорить совершенно не о чем. Но рядом появляется группа из трех-четырех человек - он чувствует прилив желания поговорить о том, как он любит этот мир.
Если женщины говорят и слышат разговор, основанный на отношениях связи и близости, а мужчины говорят и слышат разговор, который основан на человеческом положении и свободе, то общение между мужчинами и женщинами можно рассматривать как общение между разными культурами из-за столкновения разговорных стили. Вместо разных диалектов говорят на так называемых родолектах.
Различия в стилях общения - результат разного воспитания. Мальчики и девочки растут в разных вербальных мирах. Люди разговаривают с ними по-разному и ждут от них разных ответов. В детстве каждому из нас не раз говорили: Хорошие девочки так себя не ведут или Настоящий мужчина так не поступает, Не будь девочкой. Девочка, в отличие от мальчика, воспитывается, развивая в ней такие качества, как скромность, ненавязчивость, эмоциональность, желание поделиться своими чувствами, осознанное поведение, способность сочувствовать, способность помогать другим, понимать других и т. д.
Мальчики с детства играют в групповые игры с четкой иерархией, они постоянно выявляют среди них победителей, тратят много времени и усилий на определение своего места в иерархии и стремятся подняться в ней, ища для этого множество способов. Из-за места в иерархии возникают споры и драки.
Игры девочек протекают более спокойно, без жесткой иерархии и четких лидеров, девочки не борются за статус, они часто находят компромиссы, ищут общего согласия, стараются все вместе договориться, ссорятся гораздо реже, чем мальчики, не образуют жестких закрытые иерархические группы.
Все эти обстоятельства влияют на формирование различий в стилях речевого общения мужчин и женщин.
Мужчины прямо выражают свои мысли. Женщины долго кружатся вокруг цели разговора, они менее прямолинейны. Мужчины, выражая свои мысли, логично строят свои утверждения шаг за шагом, в отличие от женщин, которые всегда меняют последовательность своих мыслей, то есть делают это нелогично.
Мужчины сосредоточены на цели в разговоре (обмен информацией), а женщины на процессе (взаимодействии), мужчинам нравится краткость, им нужны факты, а женщины любят обсуждать детали.
Женский стиль общения носит мягкий характер, мужской - жесткий. Женщины часто используют в речи вопросительные предложения, в том числе вопросы разделения ( Он ли? ), Употребляют слова неуверенности в значении истинности того, что они говорят. Мужчины же более прямолинейны, они отдают четкие, недвусмысленные приказы и не задают вопросов.
Во время разговоров женщины задают собеседнику множество вопросов. Таким образом, они поддерживают беседу, узнают, что интересует других, и проявляют интерес к беседе. Если женщины прерывают разговор, то часто это делается для того, чтобы поддержать говорящего, а не для того, чтобы оспорить его точку зрения, как это делают мужчины.
Мужской стиль речи включает такие особенности коммуникативного управления, как многословность, контроль темы разговора и прерывание. Многие исследования подтверждают, что в разговоре между мужчиной и женщиной мужчины говорят дольше. Иногда их рассказ напоминает лекцию, и женщина становится слушателем, поэтому мужчины стремятся занять доминирующее положение. Перебивая, мужчины, как правило, берут под свой контроль тему разговора или сам разговор в целом.
Во время публичных разговоров мужчины говорят чаще и дольше. Например, Барбара и Джин Инкинс, исследуя связи и общение, записали, а затем проанализировали ход семи встреч преподавателей в университете. Они обнаружили, что, за одним исключением, мужчины говорили чаще и говорили дольше. Выступления мужчин длились от 10,66 до 17,07 секунд, женщин - от 3 до 10 секунд. Другими словами, самые длинные выступления у женщин по-прежнему были короче, чем самые короткие выступления у мужчин. Также отмечается, что мужчины чаще задают вопросы. Их продолжительность у мужчин составляет 52,7 секунды, у женщин - 23,1 секунды. Дело в том, что мужчины часто, прежде чем задать вопрос, делают сообщение, задают более одного вопроса, а после полученного ответа задают следующий вопрос или, опять же, делают свои собственные комментарии. Кроме того, следует отметить, что вопросы мужчин носят довольно агрессивный характер, являясь вопросами - вызовами.
Тематика общения у представителей противоположных полов также существенно различается. В беседах мужчины часто обсуждают стоящие перед ними задачи и ищут информацию. Они рассказывают о бизнесе, о положении дел на бирже, о футболе, спорте и т. д. Женщин больше интересуют отношения между людьми, здоровье, вес и т. д. Им важнее поделиться с друзьями, получить помощь или оказать поддержку.
Стили прослушивания противоположного пола также различаются.
Мужской стиль, как ОА. Баева, характеризуется проявлением внимания к содержанию разговора. Сам слух длится 10-15 секунд. Как только становится понятно, о чем идет речь, мужчины сосредотачиваются на критике или перебивают собеседника.
Женский стиль отличается большим вниманием к эмоциональной стороне сообщения, самому процессу общения, а не к содержанию разговора.
Исходя из вышесказанного, мужской стиль общения можно охарактеризовать как более активный и содержательный, но в то же время более конкурентный и конфликтный, чем женский. При этом для мужчины содержание совместной деятельности важнее индивидуальной симпатии к партнерам. Мужское общение отличается большей эмоциональной сдержанностью. Женщины выражают свои чувства и эмоции более свободно и полно, у них есть потребность поделиться с кем-то своим опытом, а также способность сопереживать. Для мужского отношения к окружающему миру характерны напористость, уверенность в себе, ориентация на контроль. Чтобы отделить себя от мира, необходимо манипулировать кем-то из окружения, тем самым обеспечивая свою независимость. Мужчина убежден, что умение справляться с ситуацией - необходимое условие для выживания.
Таким образом, становится очевидным, что существует ряд различий в речевом поведении мужчин и женщин, которые накладывают свой отпечаток на ход общения.
Если мы говорим о межкультурном диалоге представителей противоположного пола, то предполагается взаимодействие разных культур. Следовательно, особенности менталитета и стереотипы поведения представителей той или иной страны наложат отпечаток на стиль общения мужчин и женщин. На основе анализа работ отечественных и зарубежных ученых в области межкультурной коммуникации, а также собственных наблюдений и результатов собеседований, проведенных в одном из российских вузов с иностранными стажерами, выявлены следующие особенности вербальной (диалогической и полилогической) общение в англоязычной (американской) и русскоязычной среде, которые перечислены в следующей таблице.