ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 13
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Способы передачи чужой речи. Прямая речь. Диалог.
Цели урока: актуализировать знания учащихся о прямой речи и диалоге; закрепить умения ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью и диалогом, составлять схемы предложений с прямой речью; познакомить учащихся с видами диалога; совершенствовать умения создавать текст в форме диалога на заданную тему, соблюдать нормы речевого этикета; закрепить пунктуационные навыки.
Ход урока
-
Организационный момент. Приветствие. -
Проверка д. з. 1 человек к доске.
I. Лингвистическая разминка. Актуализация темы урока.
Даны рифмы: телефон — слон; откуда — верблюда; надо — шоколада.
— Какое произведение вы сразу вспомнили? Давайте вместе вспомним отрывок этого замечательного произведения. Скажите, пожалуйста, ребята, мы слышим речь кого-то одного или нескольких лиц?
У меня зазвонил телефон. — Что вам надо?
-
Кто говорит? — Шоколада. -
Слон. — Для кого? -
Откуда? — Для сына моего. -
От верблюда.
(К. Чуковский) Скажите, пожалуйста, ребята, мы слышим речь кого-то одного или нескольких лиц?
Как вы думаете, какова темам сегодняшнего урока? 5 слайд.
-
Работа по теме урока с опорой на материалы учебника.-
Устная работа: подготовка ответов на вопросы учебника (с. 31) и выразительного чтения отрывка из стихотворения Н. Некрасова «Крестьянские дети» упр. 55 (учитель предлагает вспомнить начало отрывка, а также пропущенные строчки и прочитать отрывок по ролям). Класс оценивает правильность интонации, объясняет постановку знаков препинания.
-
Однажды, в студеную зимнюю пору,
Я из лесу вышел; был сильный мороз.
Гляжу, поднимается медленно в гору
Лошадка, везущая хворосту воз.
И, шествуя важно, в спокойствии чинном,
Лошадку ведет под уздцы мужичок
В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах... а сам с ноготок!
— Здорово, парнище! — «Ступай себе мимо!»
— Уж больно ты грозен, как я погляжу!
Откуда дровишки? — «Из лесу, вестимо;
Отец, слышишь, рубит, а я отвожу».
Ребята, обратите внимание на то, что при оформлении диалога мы не ставим кавычки. А как мы его оформляем?
-
Расшифровка схем, данных в упр. 57. -
Исправление этикетных ошибок в диалоге из лингвистической разминки. Задание: запишите начало разговора с помощью предложений с прямой речью по схемам 1, 4 из упр. 57 (например: У меня зазвонил телефон. Я поднял трубку и сказал: «Слушаю вас». «Здравствуйте, это говорит слон», — услышал я в ответ).
III. Комплексная работа с текстом (упр. 56).
Учащиеся читают текст, определяют его основную мысль, подбирают заголовок (проводится мини-конкурс на лучший заголовок), подбирают синонимы к слову пичужка (птаха, пташка, птичка), вспоминают, что такое глаголы говорения, записывают в словарь глаголы в рамке (с. 32), затем выразительно читают текст (возможно чтение несколькими учащимися, по ролям), делают письменную часть задания. Указанные разборы выполняют три ученика у доски; класс выполняет пунктуационный разбор последнего предложения.
IV. Лингвистическая разминка.
— Какое слово вежливый человек использует при формулировке вопроса или просьбы? Надо ли выделять это слово на письме знаками препинания?
Ответ: слово пожалуйста всегда выделяется запятыми.
Виды диалога
-
Учитель сообщает учащимся, что в зависимости от цели и мотивов, которые движут говорящими, выделяются следующие виды диалогов: этикетный диалог (приветствие, благодарность, извинение, комплимент, поздравление, прощание, пожелание, одобрение и др.); диалог-сообщение (передача информации); диалог — обмен мнениями; диалог-расспрос; диалог-убеждение; диалог-просьба; диалог — выяснение отношений (конфликт, спор, упрёк). -
Какой вид диалога с одноклассниками вы используете чаще всего? -
Анализ диалогов (раздаточный материал — отрывки из повести Л. Гераскиной «В стране невыученных уроков»). Учащиеся определяют вид каждого диалога, защищают свою точку зрения, готовят выразительное чтение отрывков.
V. Подведение итогов урока в форме контрольного задания.
Упр. 58 выполняется по вариантам и заканчивается взаимопроверкой, которая проводится под контролем учителя.
VI. Домашнее задание. Выучить наизусть высказывания из упр. 58 и слова в рамках на с. 27—33, упр. 59