Файл: Способы передачи чужой речи. Прямая речь. Диалог.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 13

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Способы передачи чужой речи. Прямая речь. Диалог.

Цели урока: актуализировать знания учащихся о прямой речи и диалоге; закрепить умения ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью и диалогом, составлять схемы предложений с прямой речью; познакомить учащихся с видами диалога; совершенствовать умения создавать текст в форме диалога на заданную тему, соблюдать нормы речевого этикета; закрепить пунктуационные навыки.
Ход урока

  1. Организационный момент. Приветствие.

  2. Проверка д. з. 1 человек к доске.

I. Лингвистическая разминка. Актуализация темы урока.

Даны рифмы: телефон — слон; откуда — верблюда; надо — шоколада.

— Какое произведение вы сразу вспомнили? Давайте вместе вспомним отрывок этого замечательного произведения. Скажите, пожалуйста, ребята, мы слышим речь кого-то одного или нескольких лиц?

У меня зазвонил телефон. — Что вам надо?

  • Кто говорит? — Шоколада.

  • Слон. — Для кого?

  • Откуда? — Для сына моего.

  • От верблюда.

(К. Чуковский) Скажите, пожалуйста, ребята, мы слышим речь кого-то одного или нескольких лиц?

Как вы думаете, какова темам сегодняшнего урока? 5 слайд.

  1. Работа по теме урока с опорой на материалы учебника.

    1. Устная работа: подготовка ответов на вопросы учебника (с. 31) и выразительного чтения отрывка из стихотворения Н. Некрасова «Крестьянские дети» упр. 55 (учитель предлагает вспомнить начало отрывка, а также пропущенные строчки и прочитать отрывок по ролям). Класс оценивает правильность интонации, объясняет постановку знаков препинания.

Однажды, в студеную зимнюю пору,

Я из лесу вышел; был сильный мороз.

Гляжу, поднимается медленно в гору

Лошадка, везущая хворосту воз.

И, шествуя важно, в спокойствии чинном,

Лошадку ведет под уздцы мужичок


В больших сапогах, в полушубке овчинном,

В больших рукавицах... а сам с ноготок!

— Здорово, парнище! — «Ступай себе мимо!»

— Уж больно ты грозен, как я погляжу!

Откуда дровишки? — «Из лесу, вестимо;

Отец, слышишь, рубит, а я отвожу».

Ребята, обратите внимание на то, что при оформлении диалога мы не ставим кавычки. А как мы его оформляем?

    1. Расшифровка схем, данных в упр. 57.

    2. Исправление этикетных ошибок в диалоге из лингвистической разминки. Задание: запишите начало разговора с помощью предложений с прямой речью по схемам 1, 4 из упр. 57 (например: У меня зазвонил телефон. Я поднял трубку и сказал: «Слушаю вас». «Здравствуйте, это говорит слон», — услышал я в ответ).

III. Комплексная работа с текстом (упр. 56).

Учащиеся читают текст, определяют его основную мысль, подбирают заголовок (проводится мини-конкурс на лучший заголовок), подбирают синонимы к слову пичужка (птаха, пташка, птичка), вспоминают, что такое глаголы говорения, записывают в словарь глаголы в рамке (с. 32), затем выразительно читают текст (возможно чтение несколькими учащимися, по ролям), делают письменную часть задания. Указанные разборы выполняют три ученика у доски; класс выполняет пунктуационный разбор последнего предложения.

IV. Лингвистическая разминка.

— Какое слово вежливый человек использует при формулировке вопроса или просьбы? Надо ли выделять это слово на письме знаками препинания?

Ответ: слово пожалуйста всегда выделяется запятыми.

Виды диалога

  1. Учитель сообщает учащимся, что в зависимости от цели и мотивов, которые движут говорящими, выделяются следующие виды диалогов: этикетный диалог (приветствие, благодарность, извинение, комплимент, поздравление, прощание, пожелание, одобрение и др.); диалог-сообщение (передача информации); диалог — обмен мнениями; диалог-расспрос; диалог-убеждение; диалог-просьба; диалог — выяснение отношений (конфликт, спор, упрёк).

  2. Какой вид диалога с одноклассниками вы используете чаще всего?

  3. Анализ диалогов (раздаточный материал — отрывки из повести Л. Гераскиной «В стране невыученных уроков»). Учащиеся определяют вид каждого диалога, защищают свою точку зрения, готовят выразительное чтение отрывков.





V. Подведение итогов урока в форме контрольного задания.

Упр. 58 выполняется по вариантам и заканчивается взаимопроверкой, которая проводится под контролем учителя.

VI. Домашнее задание. Выучить наизусть высказывания из упр. 58 и слова в рамках на с. 27—33, упр. 59