Файл: С каждым днём компьютер всё больше и больше внедряется в нашу деятельность и находит применение в любой её области.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 195

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Описанные выше программные средства имеют множество достоинств, о которых сказано выше, однако у каждого из них имеется один существенный недостаток – все рассматриваемые системы являются самостоятельными приложениями с «закрытой» архитектурой, непредназначенной для включения приложения в комплекс программ, объединенных в единую информационную среду и позволяющих автоматизировать процессы, связанные с управлением деятельностью ВУЗа. А это является существенным упущением при комплексном подходе к автоматизации документооборота любой организации, в том числе и деканата ВУЗа.

При автоматизации работы деканата следует разрабатывать программные модули как части общей автоматизированной программным обеспечением документооборота, тесно связанных между собой. Это открывает возможность дальнейшей модификации программного средства посредством пополнения системы новыми модулями, т.е. постепенной автоматизации всей работы деканата. Именно поэтому одним из главных требований разрабатываемой программным обеспечением является её представление как части общей системы, впоследствии способной к наращиванию дополнительных функций.

Кроме того, при анализе и работы с демонстрационной версией каждой системы выявлено, что по функциональным параметрам все программные продукты не удовлетворяют требованиям заказчика, перечень которых представлен ниже.

Проанализировав программные продукты, аналогичные разрабатываемому, можно выделить следующие требования к разрабатываемой программным обеспечения:

  • программное средство должно обладать наглядным графическим интерфейсом, обеспечивающим максимально простое управление для пользователя;

  • система должна предоставить пользователю возможность ввода, дополнения, редактирования, удаления данных; организовать поиск хранимой информации;

  • разрабатываемый программный продукт должен обладать средствами формирования отчётной документации и средствами защиты данных и программ от несанкционированного использования;

  • выходная документация должна быть представлена в виде документа Excel;

  • система должна содержать набор тестов, достаточный для оценки его работоспособности и установлению техническому заданию и функциональной пригодности;

  • программный продукт должен включать в себя средства информирования пользователя о характере применения данного средства, т.е. инструкцию с описанием действий пользователя;

  • программное средство должно позволить создавать дипломы и приложения к ним, а также академические справки на основе данных об успеваемости студентов за весь период обучения и выполнения ими учебного плана;

  • программа должна предусмотреть возможность отслеживания процесса выдачи дипломов и приложений к ним за предыдущие учебные годы;

  • в системе должна хранится общая информация о студенте (фамилия, имя, отчество студента, дата его рождения), информация об образовании студента (сведения о предыдущем документе об образовании, год поступления, форма обучения и год окончания учебного заведения), информация о специальности (квалификация, специальность, специализация, срок обучения, форма обучения), информация о дипломе (номер и серия диплома, регистрационный номер, дата выдачи, номер диплома);

  • посредством SQL-запросов программа должна собрать в один документ всю требуемую информацию в том виде, в каком она должна быть представлена в Приложении к диплому или академической справке;

  • программа должна предусмотреть печать собранных в одном документе – приложении к диплому – данных;

  • в программе должен быть предусмотрен импорт данных из одной таблицы в другую посредством SQL-запросов;

  • для программной реализации программного обеспечения для подготовки приложений к диплому следует использовать язык программирования Object Pascal и среду программирования Delphi;

  • для создания базовых таблиц предпочтительно использовать средства СУБД Microsoft Access;

  • для доступа приложения к источникам данных следует использовать интерфейсы OLE DB и технологию ADO.


Таким образом, разрабатываемое программное средство должно позволить создать государственные дипломы о высшем образовании и приложения к ним, а потом распечатывать их на специальных бланках. Форматы выходных документов, в том числе и заполняемые текстовые поля, должны полностью соответствовать форматам бланков установленного образца.

Для создания базовых таблиц, как сказано выше, воспользуемся средствами СУБД Microsoft Access.

Проанализируем возможность использования других систем, таких как InterBase, MS SQL и Dbase/FoxPro. InterBase является форматом для создания сетевых баз данных, тогда как, согласно анализу технического задания, разрабатываемая база данных является локальной и использовать данный формат нецелесообразно. Кроме того, использование InterBase требует установки дополнительного программного обеспечения – «клиент-сервер» Borland InterBase Server. По тем же самым причинам для разработки базовых таблиц исключена возможность использования MS SQL. Основными недостатками Dbase/FoxPro является незначительный набор форматов полей и невозможность организации защиты достаточно высокого уровня.

Предпочтение программному продукту Microsoft Access отдано не просто так. База данных является основным компонентом проекта приложения Access и может включать в свой состав таблицы, формы, запросы, отчеты, макросы и модули. Для нас интерес имеют таблицы. Таблица представляет собой основную единицу хранения данных в базе. Понятие таблицы в Access полностью соответствует аналогичному понятию реляционной модели данных. В произвольной базе обычно имеется совокупность связанных между собой таблиц. Основными операциями над таблицами являются: просмотр и обновление (ввод, модификация и удаление), сортировка, фильтрация и печать.

Все таблицы в Access равноправны и взаимосвязаны, в любой момент каждая таблица может получить данные из любой другой, связанной с ней, посредством запроса.

Между двумя таблицами можно устанавливать связи типа 1:1 и 1:n с помощью окна описания схемы данных, благодаря чему можно отследить все связи таблиц между собой[3].

Однако главный стимул, побудивший использовать для разработки базовых таблиц именно это программное средство, является его доступность. СУБД Microsoft Access представляет собой программное средство, которое является неотъемлемой частью семейства Microsoft Officе. Сегодня этот пакет программных продуктов уже воспринимается пользователями чуть ли не как неотъемлемая часть Windows и имеется, пожалуй, на персональном компьютере каждого пользователя.



Именно благодаря доступности и широкому распространению данного программного продукта предпочтение отдано Microsoft Access, поскольку работа по созданию таблиц в этой среде не требует дополнительных затрат, как если бы дополнительная покупка и установка на персональном компьютере другой системы, например, Borland InterBase Server.

Как сказано выше, для программной реализации следует использовать язык программирования Object Pascal и среду программирования Borland Delphi с её утилитами и компонентами, специально предназначенными для создания информативной и гибкой БД.

Среда разработки Visual Basic будет исключена из рассмотрения, в связи с тем, что данный язык является достаточно медленным, поскольку является интерпретируемым, то есть программы компилируются в p-код, который затем исполняется виртуальной p-машиной.

Среды разработки программного обеспечения Borland Delphi и C++ Builder обладают практически одинаковыми характеристиками, однако наиболее удобной для создания системы, использующей базы данных, является Delphi, поскольку C++ Builder предполагает написание достаточно трудно читаемого программного кода, что может в значительной степени усложнить работу программиста[4].

Таким образом, предпочтение отдано именно среде программирования Borland Delphi 7 благодаря её свойству достаточно простого обучения программированию.

Программная среда Delphi - это комбинация нескольких важнейших технологий:

  • высокопроизводительный компилятор в машинный код;

  • объектно-ориентированная модель компонент;

  • визуальное построение приложений из программных прототипов;

  • масштабируемые средства для построения баз данных.

Компилятор, встроенный в Delphi, обеспечивает высокую производительность, необходимую для построения приложений в архитектуре «клиент-сервер». Этот компилятор в настоящее время является самым быстрым в мире. Он предлагает легкость разработки и быстрое время проверки готового программного блока[5].

В процессе построения приложения разработчик выбирает из палитры компонент готовые компоненты и еще до компиляции он видит результаты своей работы – после подключения к источнику данных их можно видеть отображенными на форме, можно перемещаться по данным, представлять их в том или ином виде. В этом смысле проектирование в Delphi 7 мало чем отличается от проектирования в интерпретирующей среде, однако после выполнения компиляции получается код, который исполняется в 10-20 раз быстрее, чем то же самое, сделанное при помощи интерпретатора. Кроме того, в Delphi 7 компиляция производится непосредственно в родной машинный код, в то время как существуют компиляторы, превращающие программу в так называемый p-код, который затем интерпретируется виртуальной p-машиной (Visual Basic). Это не может не сказаться на фактическом быстродействии готового приложения.


В Delphi 7 разработчик приложении БД имеет возможность выбирать не только способы реализации бизнес-логики и интерфейса программы, не только архитектуру взаимодействия с БД (локальная, клиент-сервер, многоуровневая), но и механизм доступа к данным.

Наряду с традиционными инструментами Borland Database Engine и ODBC в приложениях Delphi 7 можно применять технологию Microsoft ActiveX Data Objects (ADO), которая основана на возможностях СОМ, а именно интерфейсов OLE DB. Именно этот способ доступа к данным и будет использован при реализации программного обеспечения.

ADO – более новая технология чем ODBC. Конечно, можно использовать ADO и через ODBC, однако OLE DB превосходит ODBC по скорости и, похоже, Microsoft основную ставку делает именно на ADO+OLE DB. Более того, похоже, и Borland делает ставку на ADO, BDE настоящее время уже не актуален, а компоненты для работы с ADO от Borland (ADOExpress) теперь входят в поставку Delphi.

Приложения БД, обращающиеся к данным через ADO, независимы от процессора БД Borland Database Engine.

Технология ADO завоевала широкую популярность у разработчиков благодаря универсальности – базовый набор интерфейсов OLE DB имеется в каждой операционной системе Microsoft. Поэтому для обеспечения доступа приложения к данным достаточно лишь правильно указать провайдер соединения ADO и затем переносить программу на любой компьютер, где имеется требуемая база данных, и, конечно, установленная ADO.

OLE DB представляет собой набор специализированных объектов СОМ, инкапсулирующих стандартные функции обработки данных и специализированные функции конкретных источников данных, и интерфейсов, обеспечивающих передачу данных между объектами. Минимальный набор компонентов может включать объект соединения, объект набора данных и объект процессора запросов.

В результате приложение обращается не непосредственно к источнику данных, а к объекту OLE DB, который "умеет" представить данные (например, из файла электронной почты) в виде таблицы БД или результата выполнения запроса SQL.

Технология ADO в целом включает в себя не только сами объекты OLE DB, но и механизмы, обеспечивающие взаимодействие объектов с данными и приложениями. На этом уровне важнейшую роль играют провайдеры ADO, координирующие работу приложений с источниками данных различных типов.

Такая архитектура позволяет сделать набор объектов и интерфейсов открытым и расширяемым. Набор объектов и соответствующий провайдер может быть создан для любого хранилища данных без внесения изменений в исходную структуру ADO[6].

2 Разработка структур базовых таблиц и общей структуры базы данных
Правильно спроектированная структура базы данных является основой создания базы данных, успешно, точно и эффективно выполняющей поставленные задачи.

Рассмотрим основные этапы проектирования базы данных:

  • определение цели создания базы данных;

  • определение таблиц, которые должна содержать база данных;

  • определение необходимых в таблице полей;

  • определение полей с уникальными значениями в каждой записи;

  • определение связей между таблицами;

  • усовершенствование структуры базы данных[7].

На первом этапе проектирования базы данных необходимо определить назначение базы данных, как она будет использоваться и какие сведения она должна содержать. Зная это, можно определить, какие сведения будут храниться в таблицах (темы) и в полях таблиц (подробности по темам).

Как было сказано выше, программное обеспечение для подготовки приложений к диплому разрабатывается для сотрудников деканатов ВУЗов в целях помощи при подготовке выписок, прилагаемых к дипломам высшего государственного образца, или академических справок. Программное средство должно обеспечить сбор и хранение всей необходимой информации для её дальнейшего вывода на бланк документа посредством принтера.

Для разрабатываемой в рамках дипломного проекта программного обеспечения нам потребуется создать базовые таблицы для хранения и использования следующей информации:

  • информация о специальности – наименование специальности, специализации, квалификации, срок обучения;

  • общая информация о студенте – фамилия, имя, отчество студента, дата его рождения, пол;

  • информация об образовании студента – сведения о предыдущем документе об образовании, год поступления в высшее учебное заведение, форма обучения и год окончания учебного заведения, выполненные курсовые работы и практики, сведения о сдаче итоговых государственных экзаменов, сведения о выполнении и защите выпускной квалификационной работы;

  • информация о дипломе – номер и серия диплома, регистрационный номер, дата выдачи диплома, дата решения ГАК;

  • информация о дисциплинах – полный перечень изучаемых дисциплин с указанием количества часов, в том числе и аудиторных;

  • информация об оценках – оценки в соответствии с наименованием дисциплины для каждого студента;

  • информация о группах – сокращенные и полные наименования групп, коды групп, курс.