Файл: Прогнозирование и планирование деятельности предприятия. Обоснование и представление результатов экономической работы в соответствии с принятыми стандартами.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 60

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема 6.
Прогнозирование и планирование деятельности предприятия.
Обоснование и представление результатов экономической работы
в соответствии с принятыми стандартами.
Основные вопросы
Вопрос 1. Сущность и основные принципы планирования
Вопрос 2. Бизнес –план и его содержание
Вопрос 3. Система планов организации (предприятия)
Вопрос 4. Производственная программа предприятия
Вопрос 5. Бизнес-планирование деятельности организации (предприятия)
Вопрос 1. Сущность и основные принципы планирования
Производственное планирование – неотъемлемая часть управления предприятием. Его можно определить, как умение предвидеть цели и результаты действий субъекта экономики (предприятия) и определять ресурсы, необходимые для достижения конкретных целей. В чисто логическом смысле план, прежде всего, содержит в себе ту систему перспектив и результатов, реализация которых имеется в виду или уже намечена соответствующим органом управления данным хозяйствующим объектом.
Система планирования любого предприятия включает три тесно взаимосвязанные подсистемы стратегического, текущего и оперативного планирования.
Стратегическое планирование, как правило, включает разработку долгосрочных планов, рассчитанные на 10-15 лет. При разработке долгосрочных планов определяются главные направления, по которым будет развиваться предприятие, устанавливаются содержание и последовательность выполнения важнейших организационно-экономических и технических мероприятий, обеспечивающих достижение поставленных главных целей.
Процесс стратегического планирования предприятия начинается с определения цели предприятия, его положения в деловой среде с помощью портфельного анализа сфер деятельности. Важной частью процесса стратегического планирования является выработка целей для существующих и новых сфер деятельности.
Следующая стадия – анализ рынков по сферам деятельности, определение сегментов рынка и основной концепции сочетания элементов маркетинга.
Процесс стратегического планирования предприятия, ориентированного на рынок, завершает маркетинговый контроль.
На основе стратегического долгосрочного плана развития предприятия, рассчитанного на 10-15 лет, разрабатываются перспективные планы развития на 5-10 лет. На основе 5-летних перспективных планов развития предприятия, с учетом произошедших за тот или иной период изменений разрабатываются планы на год. Такие планы носят название текущих.
Текущее планирование разрабатывается в разрезе пятилетнего плана и

уточняет его показатели. Структура и показатели годового планирования различаются в зависимости от объекта и подразделяются на заводские, цеховые, бригадные.
Долгосрочный план, на 10-25 лет, имеет проблемно-целевой характер. В нем формулируется экономическая стратегия деятельности предприятия на длительный период с учетом расширения границ действующих рынков сбыта и освоения новых. Число показателей в плане ограничено. Цели и задачи перспективного долгосрочного конкретизируются в среднесрочном
(пятилетнем) плане. Объектами среднесрочного планирования являются организационная структура, производственные мощности, капитальные вложения, потребности в финансовых средствах, исследования и разработки, доля рынка и т.п.
Краткосрочные планы составляются на год (редко на два года) и включают конкретные способы использования ресурсов на предприятии.
Данные планы детализируются по кварталам, месяцам, декадам.
Строго регламентированного плана развития предприятия не существует. План развития может включать следующие разделы:
- План производства продукции – в нем устанавливаются задания по производству отдельных видов продукции в натуральном и стоимостном выражении, предусматривается дальнейшее повышение качества продукции.
- План по маркетингу – приводится прогноз развития целевого рынка, определяются наиболее значительные преимущества и существенные недостатки деятельности предприятия на этом рынке, выявляются основные проблемы, требующие неотложного решения. В плане формулируются основные виды используемых маркетинговых стратегий, мероприятия по проведению рекламы.
- План научных исследований и разработок – включает мероприятия по научно-исследовательским работам, освоению производства новых видов продукции, внедрению прогрессивной технологии, механизации и автоматизации производственных процессов.
- План инвестиций и капитального строительства – вложения в строительство новых, расширение и реконструкцию действующих предприятий, строительство и расширение цехов и объектов на действующих предприятиях. Основные показатели: объем требуемых инвестиций, ввод в действие основных фондов и производственных мощностей на действующих предприятиях в результате их технического перевооружения и осуществления организационно-технических мероприятий.
- План по внешнеэкономической деятельности – Формами такой деятельности могут быть:
- внешняя торговля;
- международное инвестиционное сотрудничество;
- международное перемещение трудовых ресурсов;
- международное производственное сотрудничество;
- валютные и финансово-кредитные операции.
- План материально-технического обеспечения – система материальных

расчетов, отражающих производство и потребление важнейших видов промышленной продукции, планов их реализации.
- План по труду и кадрам – главная задача – предусмотреть систематическое повышение производительности труда как основного условия увеличения объема производства и повышения его эффективности.
Другой важный показатель – фонд заработной платы. Здесь же рассчитывается и средняя заработная плата работников.
- Обобщающим разделом плана, где находят отражение результаты предыдущих разделов, является план по издержкам производства и
реализации продукции – при его разработке ставиться задача всемерного повышения эффективности производства, наиболее рационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов. План по издержкам составляется на основе плана производства и реализации продукции, научных разработок и исследований, и других разделов.
- В финансовом плане – устанавливаются важнейшие финансовые показатели: расчет потребности в собственных оборотных средствах и задание по ускорению их оборачиваемости; создание и использование основных производственных фондов; задание по прибыли. Важная часть финансового плана – кредитный план.
- План природоохранных и экологических мероприятий – включает такие направления, как охрана и рациональное использование водных ресурсов, охрана воздушного бассейна и т.д.
Между бизнес-планом и планированием существует ряд отличий:
1. в отличии от стратегического плана бизнес-план включает не весь комплекс общих целей фирмы, а только одну из них, ту, которая связана с созданием и развитием определенно нового бизнеса;
2. стратегический план – это обычно план с растущим горизонтом времени (по мере выполнения очередного годового плана его результаты анализируются, корректируются или пересматриваются). Бизнес-план имеет четко очерченные временные рамки, по истечении которых определенные цели и задачи должны быть выполнены;
3. в бизнес-плане функциональные элементы имеют гораздо более высокое значение, чем в стратегическом плане, и являются равноправными частями структуры бизнес-плана.
К основным принципам планирования относят:
1) научность: достигается на основе прогнозов, многовариантности решений, использования методов оптимизации с учетом конъюнктуры рынка
(классовый подход, использование зарубежного опыта, принцип единства политического и хозяйственного управления);
2) системность: выражается в согласованности и увязке интересов производителей и потребителей, территориального и отраслевого планирования;
3) комплексность: означает изучение всех сторон деятельности предприятия в условиях рынка с выделением ведущего звена и приоритетов;


4) единство планов: предусматривает разработку общего или сводного плана социально-экономического развития организации (предприятия);
5) необходимость: означает повсеместное и обязательное применение планов при выполнении любого вида деятельности;
6) непрерывность: выражается в сочетании прогнозов, перспективных, текущих и оперативных планов;
7) пропорциональность и сбалансированность: предполагает наличие тесной связи и согласованности различных видов планов, единство действий всех подразделений и предприятия в целом;
8) гибкость: предполагает разработку альтернативных планов при высокой вероятности наступления того или иного события и изменение экономической ситуации;
9) точность: определяется как внутренними факторами, так и внешним окружением;
10) эффективность (экономичность, рациональность): требует разработки такого варианта производства товаров и услуг, который при существующих ограничениях используемых ресурсов обеспечивает получение наибольшего экономического эффекта;
11) информированность: обусловливает необходимость создания системы внутрифирменного обеспечения процесса принятия плановых решений.
Основными задачами, решаемыми в процессе планирования, являются:
• выявление направлений развития потребительского спроса на продукцию, выпускаемую предприятием;
• обеспечение устойчивого сбалансированного роста производства в целом по предприятию и его структурным подразделениям;
• увеличение объемов продаж, прибыли и рентабельности производства и продукции;
• снижение издержек на основе улучшения использования производственных ресурсов предприятия: труда, материалов, капитала;
• повышение конкурентоспособности продукции за счет улучшения ее качества, освоения новых видов изделий и снижения цен;
• ориентация всех структурных подразделений предприятия на достижение высоких конечных результатов.
Для разработки планов используются следующие методы планирования:
• балансовый: проводятся балансовые расчеты материальных, трудовых, финансовых ресурсов, рабочего времени и др.;
• нормативный: основан на использовании технико-экономических норм и нормативов;
• программно-целевой: применяется при составлении плана в виде программы, состоящей из мероприятий по решению комплекса задач к намеченным срокам, объединенных одной целью;
• факторный: используется для расчета показателей плана, анализа их динамики, обеспечивающих их количественный и качественный уровень;


• экономико-математическое моделирование: позволяет разработать экономико-математические модели, отражающие зависимость количественных параметров (показателей) от влияния основных факторов, подготовить несколько вариантов плана и выбрать оптимальный, является основой для функционирования автоматизированных систем управления финансами;
• графоаналитический метод: позволяет изобразить результаты экономического анализа графическими средствами, выявить количественную зависимость между сопряженными показателями;
• сетевые методы планирования и управления: с их помощью моделируется параллельное выполнение работ в пространстве и времени по сложным объектам;
• методы экспертных оценок: базируются на опыте и квалификации управленческих работников, выступающих в качестве экспертов.
Каждый метод имеет свои сильные и слабые стороны, поэтому эффективность плановых решений зависит от их комплексного применения.
В планировании применяются следующие показатели:
• утверждаемые и расчетные;
• качественные и количественные;
• абсолютные и относительные;
• натуральные (условно-натуральные) и стоимостные;
• частные и обобщающие.
К утверждаемым показателям относятся те, по которым оценивается выполнение плана. Число их ограничено, для предприятия они обязательны.
Утверждаемые показатели выступают в виде нормативов
(формирования фондов, платежей, денежных средств), лимитов (допустимых предельных величин потребления ресурсов и др.), объемов бюджетного финансирования.
Их обоснование осуществляется на основе расчетных показателей, которые не регламентируются.
Качественные показатели применяются для оценки соответствия существующим критериям
(стандартам, техническим условиям), характеризуют эффективность (показатели производительности труда, издержек производства и обращения, капиталоотдачи, использования производственных площадей, производственных мощностей, расходования сырья, топлива, затрат рабочего времени на производство единицы продукции и т. д.). Количественные показатели используются для выражения результатов производства или работ (численность, объем производства и др.).
Абсолютные показатели отражают уровень развития экономики предприятия, достигнутый за определенный период времени. К ним относятся объем продаж (оборот), валовая и чистая прибыль, уровень издержек производства, реализация продукции, основные и оборотные фонды, уставный фонд, задолженность и др. Относительные показатели представляют собой отношения абсолютных показателей, характеризующие