Файл: Прогнозирование и планирование деятельности предприятия. Обоснование и представление результатов экономической работы в соответствии с принятыми стандартами.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 62
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
долю одного показателя в другом, или отношения разнородных показателей.
Процедура их оценки заключается в сравнении отчетных значений с базисными, плановыми, средними за предшествующий период, среднеотраслевыми, показателями конкурентов и т. д. К ним относятся прибыль на единицу уставного фонда или стоимости активов, издержек, производительность, фондовооруженность труда и др.
Натуральные показатели выражаются в натурально-вещественной форме (штуки, тонны, метры, нормо-ч, чел-ч, станко-ч), обеспечивают количественное выражение, характеризуют долю на рынке, позволяют определить объем и динамику производства однородной продукции, потребность в производственных мощностях, уровень их использования, потребность в материальных и трудовых ресурсах. Натуральные измерители наиболее достоверно характеризуют рост производительности труда, но применимы только для однородной продукции. Условно-натуральные показатели используют для расширения сферы применения натуральных измерителей, при планировании одинаковых по назначению видов продукции, но имеющих разные потребительские свойства. За условную единицу принимают одно из однородных изделий, а остальные приравнивают к нему по какому-либо признаку (трудоемкости, материалоемкости и др.). Например, шифер в условных плитках, продукция растениеводства в зерновых единицах. При их переводе чаще всего пользуются переводными коэффициентами.
Стоимостные показатели носят обобщающий характер и являются универсальными, позволяют получить сводные данные на любом уровне обобщения. Стоимостные измерители позволяют выразить общий объем и структуру производства на многопрофильных предприятиях, рассчитать издержки, доход и прибыль от реализации продукции. Единица измерения – национальная валюта.
Выделение в системе плановых показателей частных и обобщающих позволяет наиболее обоснованно оценить выполнение плана, выявить причины, сдерживающие его эффективную реализацию. Частные показатели отражают конкретное представление об отдельном экономическом явлении.
Они не дают системного видения процесса воспроизводства на предприятии.
Эту функцию выполняют обобщающие показатели. Именно этими показателями завершается разработка плана, в них отражается результат проведенных расчетов.
Вопрос 2. Бизнес –план и его содержание
Бизнес-план – это краткое, точное, доступное и понятное описание предполагаемого бизнеса, важный инструмент при рассмотрении большого количества различных ситуаций, дающий возможность выбрать наиболее перспективное решение и определить средства для его достижения.
Бизнес-план служит документом, позволяющим управлять бизнесом, поэтому его можно представить, как неотъемлемый элемент стратегического планирования и как руководство для исполнения и контроля.
Процедура их оценки заключается в сравнении отчетных значений с базисными, плановыми, средними за предшествующий период, среднеотраслевыми, показателями конкурентов и т. д. К ним относятся прибыль на единицу уставного фонда или стоимости активов, издержек, производительность, фондовооруженность труда и др.
Натуральные показатели выражаются в натурально-вещественной форме (штуки, тонны, метры, нормо-ч, чел-ч, станко-ч), обеспечивают количественное выражение, характеризуют долю на рынке, позволяют определить объем и динамику производства однородной продукции, потребность в производственных мощностях, уровень их использования, потребность в материальных и трудовых ресурсах. Натуральные измерители наиболее достоверно характеризуют рост производительности труда, но применимы только для однородной продукции. Условно-натуральные показатели используют для расширения сферы применения натуральных измерителей, при планировании одинаковых по назначению видов продукции, но имеющих разные потребительские свойства. За условную единицу принимают одно из однородных изделий, а остальные приравнивают к нему по какому-либо признаку (трудоемкости, материалоемкости и др.). Например, шифер в условных плитках, продукция растениеводства в зерновых единицах. При их переводе чаще всего пользуются переводными коэффициентами.
Стоимостные показатели носят обобщающий характер и являются универсальными, позволяют получить сводные данные на любом уровне обобщения. Стоимостные измерители позволяют выразить общий объем и структуру производства на многопрофильных предприятиях, рассчитать издержки, доход и прибыль от реализации продукции. Единица измерения – национальная валюта.
Выделение в системе плановых показателей частных и обобщающих позволяет наиболее обоснованно оценить выполнение плана, выявить причины, сдерживающие его эффективную реализацию. Частные показатели отражают конкретное представление об отдельном экономическом явлении.
Они не дают системного видения процесса воспроизводства на предприятии.
Эту функцию выполняют обобщающие показатели. Именно этими показателями завершается разработка плана, в них отражается результат проведенных расчетов.
Вопрос 2. Бизнес –план и его содержание
Бизнес-план – это краткое, точное, доступное и понятное описание предполагаемого бизнеса, важный инструмент при рассмотрении большого количества различных ситуаций, дающий возможность выбрать наиболее перспективное решение и определить средства для его достижения.
Бизнес-план служит документом, позволяющим управлять бизнесом, поэтому его можно представить, как неотъемлемый элемент стратегического планирования и как руководство для исполнения и контроля.
Основная цель разработки бизнес-плана заключается в планировании хозяйственной деятельности предприятия на ближайший и отдаленный периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов.
Целями бизнес-плана могут быть:
- привлечение кредитов или инвестиций;
- определение степени реальности достижения намеченных результатов;
- доказательство целесообразности реорганизации работы существующего предприятия или создание нового;
- убеждение сотрудников фирмы в возможности достижения начальных и конечных показателей намеченных проектов.
Н существует жестко регламентированной структуры и содержания бизнес-плана, но обычно он включает титульный лист и разделы.
Титульный лист должен быть лаконичным и привлекательным. На нем указываются наименование предприятия, его местоположение, название бизнес-плана, дата составления, а также данные адресата, к которому направляется.
1-й раздел – Резюме. В нем содержаться суть проекта, цели и задачи бизнес-плана, экономическое обоснование и эффективность проекта, сведения о предприятии, финансирование, план возврата заемных средств.
2-й раздел – Описание предприятия и отрасли. Включается название предприятия, его адрес, организационно-правовая форма, местоположение, распределение акций, уставный капитал, краткая история.
3-й раздел – Характеристика продукции (услуг). Здесь приводится описание продукции с позиции потребителя и дается их комплексная оценка.
С этой целью приводятся следующие сведения: потребности, удовлетворяемые товаром; показатели качества; экономические показатели
(цена потребления); внешнее оформление; сравнение с другими аналогичными товарами; патентная защищенность; основные направления совершенствования продукции и т.д.
4-й раздел – Исследование и анализ рынков сбыта и конкуренции. При анализе рынков сбыта определяется спрос и емкость каждого конкретного рынка по каждому виду товаров, наличие конкурентов на нем, анализируются возможности предприятия в конкурентной борьбе, отбираются целевые сегменты (наиболее привлекательные для предприятия в данный момент).
5-й раздел – План маркетинга. При разработке плана маркетинга нужно обеспечить максимальное приспособление производства к требованиям рынка, активно воздействовать на потребителя с помощью рекламы, ценовой политики, качества. Раздел может включать следующие составляющие: стратегию маркетинга; ассортиментную политику; ценовую политику.
6-й
раздел – Производственный план. Здесь определяется производственная программа предприятия, дается подробное описание производственного процесса. Важным аспектом данного раздела является точное определение себестоимости производимой продукции. В описании
технологического процесса указываются: требуемые производственные мощности, потребность и условия приобретения технологического и прочего оборудования; потребность в сырье, материалах; контроль качества продукции; требования к квалификации и наличию необходимого персонала.
7-й
раздел – Организационный план. В нем раскрывается организационно-правовая форма, обосновывается организационная структура предприятия и приводятся показатели эффективности.
8-й раздел – План по рискам содержит перечень рисков (социальные, финансовые, экономические, технологические, политические), из которых выбираются наиболее важные для данного проекта. Особое внимание уделяется финансово-экономическим рискам (неустойчивость спроса, снижение цен, недостаток оборотных средств и т.д.)
9-й раздел – Финансовый план. В нем обобщаются все предшествующие материалы. Финансовый план представлен в виде финансовых формулировок и стоимостных показателей. Раздел объединяет два направления: финансово- экономические результаты деятельности предприятии
(финансовая отчетность предприятия, анализ финансово-экономического состояния) и планирование основных финансовых показателей.
Вопрос 3. Система планов организации (предприятия)
Планы организации (предприятия) могут быть систематизированы по следующим основным классификационным признакам:
1) по содержанию следует выделить: технико-экономические, оперативно-производственные, организационно-технические, социально- трудовые, снабженческо-сбытовые, финансовые и др.;
2) по временному горизонту планирование бывает краткосрочным или текущим (один год, квартал, декада или неделя), среднесрочным в пределах
1-3 лет и долгосрочным или перспективным (от 3 до 10 лет и более);
3) по сфере применения планирование подразделяется на общее, цеховое, бригадное и др.;
4) по степени точности планирование бывает уточненным и укрупненным (точность планов в основном зависит от применяемых методов, нормативных материалов, сроков планирования и от уровня квалификации разработчиков планов);
5) по иерархии целей планирование может быть стратегическим, текущим (тактическим), оперативным.
Стратегические планы развития предприятий подразделяются:
• на среднесрочные (от 1 до 3 лет);
• долгосрочные (от 3 до 5 лет);
• дальнесрочные (от 5 лет до 15 лет и более).
Основной формой стратегического планирования является разработка среднесрочных планов. Долгосрочные планы разрабатываются в тех случаях, когда решение ряда экономических и технический проблем не может уложиться в среднесрочный период.
7-й
раздел – Организационный план. В нем раскрывается организационно-правовая форма, обосновывается организационная структура предприятия и приводятся показатели эффективности.
8-й раздел – План по рискам содержит перечень рисков (социальные, финансовые, экономические, технологические, политические), из которых выбираются наиболее важные для данного проекта. Особое внимание уделяется финансово-экономическим рискам (неустойчивость спроса, снижение цен, недостаток оборотных средств и т.д.)
9-й раздел – Финансовый план. В нем обобщаются все предшествующие материалы. Финансовый план представлен в виде финансовых формулировок и стоимостных показателей. Раздел объединяет два направления: финансово- экономические результаты деятельности предприятии
(финансовая отчетность предприятия, анализ финансово-экономического состояния) и планирование основных финансовых показателей.
Вопрос 3. Система планов организации (предприятия)
Планы организации (предприятия) могут быть систематизированы по следующим основным классификационным признакам:
1) по содержанию следует выделить: технико-экономические, оперативно-производственные, организационно-технические, социально- трудовые, снабженческо-сбытовые, финансовые и др.;
2) по временному горизонту планирование бывает краткосрочным или текущим (один год, квартал, декада или неделя), среднесрочным в пределах
1-3 лет и долгосрочным или перспективным (от 3 до 10 лет и более);
3) по сфере применения планирование подразделяется на общее, цеховое, бригадное и др.;
4) по степени точности планирование бывает уточненным и укрупненным (точность планов в основном зависит от применяемых методов, нормативных материалов, сроков планирования и от уровня квалификации разработчиков планов);
5) по иерархии целей планирование может быть стратегическим, текущим (тактическим), оперативным.
Стратегические планы развития предприятий подразделяются:
• на среднесрочные (от 1 до 3 лет);
• долгосрочные (от 3 до 5 лет);
• дальнесрочные (от 5 лет до 15 лет и более).
Основной формой стратегического планирования является разработка среднесрочных планов. Долгосрочные планы разрабатываются в тех случаях, когда решение ряда экономических и технический проблем не может уложиться в среднесрочный период.
Текущие планы разрабатываются на срок до одного года. Они основываются на среднесрочных планах и детализируют их задания с учетом изменившихся рыночных условий, экономической и политической среды.
Оперативные планы разрабатываются на более короткий период времени: квартал, месяц, декаду, сутки. Разработка оперативных планов обусловлена необходимостью учета быстро меняющегося спроса потребителей, неожиданных затруднений в обеспечении предприятия сырьем и материалами, выполнения заказов потребителей по видам, цветам и маркам изделий.
Система стратегических, текущих и оперативных планов обеспечивает гибкость производства при его ориентации на достижение перспективной цели.
Стратегический план включает следующие разделы:
• программа деятельности предприятия;
• задачи и цели предприятия;
• план развития хозяйственного портфеля;
• стратегия роста предприятия.
Программа деятельности предприятия. В этом разделе плана дается определение сферы деятельности предприятия. Наиболее правильно определять сферу деятельности предприятия не с позиции производимых конкретных товаров или технологий, а исходя из его рыночных задач. Это объясняется тем, что главной целью предприятия является не производство конкретных товаров, а удовлетворение нужд потребителей.
Программа должна ориентировать трудовой коллектив на высокую мобильность производства, разработку и внедрение перспективных видов продукции с учетом развития НТП и нужд потребителей. Необходимо, чтобы программа деятельности предприятия была четко сформулирована и учитывала его потенциальные возможности. От четкого определения перспективной цели зависит содержание других разделов плана.
Задачи и цели предприятия. В данном разделе разрабатывается иерархическая система задач, решение которых обеспечивает достижение цели, поставленной в программе предприятия. Эта система получила название «управление методом решения задач».
Правильно сформулированная программа развития позволяет определить четкую иерархическую лестницу задач. Для их решения разрабатывается комплекс вспомогательных задач, при этом все они должны иметь конкретное выражение и поддаваться количественному измерению. В плане должно быть указано, на сколько процентных пунктов должна вырасти доля рынка, сумма прибыли и т. п.
План развития хозяйственного портфеля. В этом разделе анализируется состояние всех входящих в состав предприятия производств, номенклатура, ассортимент товаров и отдельные наиболее важные его представители, марочные изделия и др.
В ходе анализа выявляются более и/или менее рентабельные производства и изделия, оцениваются емкость рынка, величина получаемой
на нем прибыли, интенсивность конкуренции, возможности снижения себестоимости продукции и другие показатели. На основе анализа определяются объемы и темпы роста отдельных производств и изделий и направления перераспределения ресурсов предприятия.
Стратегия роста предприятия.
Это заключительный раздел стратегического плана. В нем определяются направления дальнейшего развития предприятия за счет организации новых производств и проникновения на новые рынки. Стратегия роста разрабатывается по трем направлениям: интенсивного, интеграционного, диверсификационного роста.
Возможности интенсивного роста имеются в тех случаях, когда у предприятия есть резервы расширения сбыта производимых в настоящее время изделий и услуг. Это достигается за счет более глубокого внедрения на рынок, расширения его границ, совершенствования товара.
Интеграционный рост планируется в тех случаях, когда предприятие может обеспечить дальнейшее развитие путем интеграции с поставщиками
(регрессивная интеграция), с оптовыми и розничными торгово-сбытовыми организациями (прогрессивная интеграция), с конкурентами (горизонтальная интеграция).
Диверсификационный рост предусматривается, если развитие за счет сбыта традиционных изделий невозможно из-за полного удовлетворения нужд потребителей или опасения перейти в группу монополистов. В этом случае предусматривается возможный рост за счет освоения новых видов изделий, дающих значительный доход.
Мероприятия по диверсификационному росту разрабатываются по трем направлениям:
• концентрическая диверсификация: расширение номенклатуры за счет изделий, сходных с выпускаемыми с технической и маркетинговой точек зрения;
• горизонтальная диверсификация: пополнение номенклатуры изделиями, ничем не связанными с выпускаемыми, но которые могут быть реализованы на традиционном рынке;
• конгломератная диверсификация: пополнение номенклатуры изделиями, принципиально отличающимися от выпускаемых, которые не могут быть реализованы на традиционном рынке.
Результатом разработки всех разделов стратегического плана является составление комплекса планов по конкретным направлениям деятельности предприятия. Он включает следующие планы:
• производства и реализации продукции (производственная программа);
• технического развития и организации производства;
• норм и нормативов;
• капитального строительства;
• по труду и заработной плате;
• себестоимости, прибыли и рентабельности;
• материально-технического обеспечения;
Стратегия роста предприятия.
Это заключительный раздел стратегического плана. В нем определяются направления дальнейшего развития предприятия за счет организации новых производств и проникновения на новые рынки. Стратегия роста разрабатывается по трем направлениям: интенсивного, интеграционного, диверсификационного роста.
Возможности интенсивного роста имеются в тех случаях, когда у предприятия есть резервы расширения сбыта производимых в настоящее время изделий и услуг. Это достигается за счет более глубокого внедрения на рынок, расширения его границ, совершенствования товара.
Интеграционный рост планируется в тех случаях, когда предприятие может обеспечить дальнейшее развитие путем интеграции с поставщиками
(регрессивная интеграция), с оптовыми и розничными торгово-сбытовыми организациями (прогрессивная интеграция), с конкурентами (горизонтальная интеграция).
Диверсификационный рост предусматривается, если развитие за счет сбыта традиционных изделий невозможно из-за полного удовлетворения нужд потребителей или опасения перейти в группу монополистов. В этом случае предусматривается возможный рост за счет освоения новых видов изделий, дающих значительный доход.
Мероприятия по диверсификационному росту разрабатываются по трем направлениям:
• концентрическая диверсификация: расширение номенклатуры за счет изделий, сходных с выпускаемыми с технической и маркетинговой точек зрения;
• горизонтальная диверсификация: пополнение номенклатуры изделиями, ничем не связанными с выпускаемыми, но которые могут быть реализованы на традиционном рынке;
• конгломератная диверсификация: пополнение номенклатуры изделиями, принципиально отличающимися от выпускаемых, которые не могут быть реализованы на традиционном рынке.
Результатом разработки всех разделов стратегического плана является составление комплекса планов по конкретным направлениям деятельности предприятия. Он включает следующие планы:
• производства и реализации продукции (производственная программа);
• технического развития и организации производства;
• норм и нормативов;
• капитального строительства;
• по труду и заработной плате;
• себестоимости, прибыли и рентабельности;
• материально-технического обеспечения;