Файл: Прогнозирование и планирование деятельности предприятия. Обоснование и представление результатов экономической работы в соответствии с принятыми стандартами.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 61

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

• финансово-экономической стратегии;
• финансовый;
• социального развития трудового коллектива;
• охраны природы и рационального использования природных ресурсов.
Приведенный состав планов может меняться в зависимости от размеров предприятия, сложности его структуры, программной цели и форм собственности.
Наряду с планами предприятия разрабатывают прогнозы, концепции, программы, проекты, задания.
Прогноз – это система научно обоснованных представлений о направлениях социально-экономического развития предприятия.
Концепция – это система научно обоснованных представлений о стратегических целях и приоритетах развития предприятия.
Программа – это система целевых ориентиров, путей и средств достижения стратегических целей, приоритетных направлений развития предприятия, его подразделений.
Проект – комплекс взаимосвязанных мероприятий, предназначенных для достижения поставленных целей в условиях ограниченности ресурсов и времени.
Задание – предписанный или заранее указанный объем работы, цель или задача, поставленная перед кем-либо для выполнения.
Вопрос 4. Производственная программа предприятия
Важнейшим разделом плана развития предприятия является производственная программа.
Она определяет возможный объем производства и продаж продукции в плановом периоде, соответствующий по номенклатуре, ассортименту и качеству запросам потребителей.
Производственная программа предопределяет задания по вводу в действие новых производственных мощностей, потребность в материально- сырьевых ресурсах, численности рабочих, транспорте и др. Она тесно связана с финансовым планом, планом по издержкам производства, прибыли и рентабельности.
Производственная программа состоит из трех разделов:
1) план производства продукции в натуральном выражении;
2) план производства продукции в стоимостном выражении;
3) план реализации продукции в натуральном и стоимостном выражении.
План производства продукции в натуральном выражении содержит задание по объему выпуска продукции по номенклатуре, ассортименту и качеству изделий в физических единицах.
Номенклатура – это укрупненный перечень продукции, выпускаемой предприятием, а ассортимент характеризует ее состав по видам, типам, сортам, маркам, фасонам, рисункам и другим признакам.

Для характеристики объемов производства в натуральном выражении используются такие показатели, как штуки, тонны, метры погонные, квадратные, кубические и др. В отдельных случаях применяются двойные показатели. Например, производство тканей планируется в погонных и квадратных метрах, бумаги – в тоннах и квадратных метрах. Применение двойных измерителей позволяет более полно охарактеризовать физический объем производства и потребительские свойства продукции. В тех случаях, когда одинаковые по назначению виды продукции имеют разные потребительские свойства, применяются условно-натуральные единицы измерения.
Планирование производства и продаж продукции в натуральном выражении дает возможность согласования выпуска конкретных видов продукции с потребностями рынка, но не позволяет определить общий объем и структуру производства на многопродуктовых предприятиях, а также рассчитать доход и прибыль предприятия от реализации продукции. Это требует разработки плана производства и продаж продукции в стоимостном выражении.
В данном разделе разрабатываются следующие показатели:
• валовой доход (реализованная продукция);
• товарная продукция;
• валовая продукция;
• чистая продукция;
• стоимость, добавленная обработкой.
Основным стоимостным показателем этого раздела плана является валовый доход предприятия, основой для его расчета служит выпуск продукции в натуральном выражении.
Товарная продукция представляет собой стоимость всех видов готовой продукции, работ промышленного характера и услуг, предназначенных для отпуска на сторону; полуфабрикатов, деталей и узлов, подлежащих поставке по кооперационным связям; капитального ремонта, изделий и запасных частей для своего капитального строительства, и ремонта; инструментов и приспособлений для собственного производства.
Плановый объем товарной продукции определяется по формуле
ТП = ΣОП i ∙ Ц i + ΣПФ j ∙ Ц j + ΣУ k ∙ Ц k , где ТП – товарная продукция, р.;
ОП i – объем производства продукции i-го вида, ед.;
ПФ j – объем производства полуфабрикатов j-го вида, ед.;
У k – объем производства услуг и работ промышленного характера k-го вида, ед.;
Ц i , Ц j , Ц k – соответственно цена продукции i-го вида, полуфабрикатов j-го вида, услуг и работ k-го вида; i, j, k – соответственно вид продукции, полуфабрикатов, услуги и работы промышленного характера; i = 1, 2, …, n; j = 1, 2, …, m; k = 1, 2, …, J.


Товарная продукция исчисляется в действующих отпускных ценах предприятия, а также в неизменных (сравнимых) ценах и тарифах. Первая оценка позволяет определить плановую сумму дохода и прибыли предприятия, рассчитать средние издержки на рубль товарной продукции, а вторая – темпы роста и изменение структуры производства.
Валовая продукция характеризует общий объем работ предприятия.
Она включает товарную продукцию, изменение остатков незавершенного производства, инструментов и приспособлений собственного изготовления.
Объем валовой продукции определяется в неизменных (сравнимых) ценах.
Он находится по формуле
ВП = ТП + ΔН + ΔИ, где ВП – объем валовой продукции, р.;
ТП – объем товарной продукции в неизменных ценах, р.;
ΔН – изменение остатков незавершенного производства, р.;
ΔИ – изменение остатков инструмента и приспособлений собственного производства, р.
Показатели объема товарной и валовой продукции искажают представление о собственном вкладе предприятия в конечный результат его деятельности. Это объясняется тем, что в их состав включается стоимость материальных затрат, которая достигает 80% в издержках предприятия.
Поэтому чем выше стоимость используемых материалов, тем больше объем товарной и валовой продукции, хотя выпуск в физических величинах может и не измениться.
Более точно собственный вклад предприятия в конечный результат отражают показатели чистой продукции и стоимости, добавленной обработкой в процессе производства.
Чистая продукция включает расходы по заработной плате, отчисления на социальное страхование и прибыль предприятия.
ЧП = ЗП + О с + П р , где ЧП – чистая продукция, р.;
ЗП – расходы по заработной плате, р.;
О с – отчисления на соцстрахование, р.;
П р – прибыль предприятия, р.
Стоимость, добавленная обработкой, включает заработную плату с отчислениями в фонд соцстрахования, амортизационные отчисления на полное восстановление основных капитальных фондов и прибыль предприятия.
ДС = ЗП + А м + П р , где ДС – стоимость, добавленная обработкой, р.;
А м – амортизационные отчисления на полное восстановление основных капитальных фондов, р.;
ЗП – расходы по заработной плате, р.;
П р – прибыль предприятия, р.229

Составной частью производственной программы является план реализации продукции. Он составляется исходя из заключенных договоров на поставку готовой продукции, полуфабрикатов, узлов и деталей по договорам кооперации с другими предприятиям, а также собственной оценки емкости рынка.
Вопрос 5. Бизнес-планирование деятельности организации
(предприятия)
Бизнес-планирование – это упорядоченная совокупность стадий и действий, связанных с ситуационным анализом окружающей среды, постановкой целей бизнес-планирования, осуществлением планирования
(разработка бизнес-плана), продвижением бизнес-плана на рынок интеллектуальной собственности, реализацией бизнес-плана, контролем за его выполнением.
Бизнес-планирование предназначено для обоснования целесообразности внедрения того или иного мероприятия. Этот вид планирования дополняет производственное планирование и существенно отличается от других видов производственного планирования.
Цель бизнес-планирования – обоснование концепции коммерческого предложения, технической возможности и экономической целесообразности проектируемого вида предпринимательской деятельности. При этом учитываются условия получения наибольшего экономического эффекта на основе прогнозирования конъюнктуры рынка, разработки стратегии маркетинга, формирования финансовой, организационной политики при реализации проектного предложения, обоснования инвестиционной программы.
Главное достоинство бизнес-планирования заключается в том, что правильно составленный бизнес-план показывает перспективу развития фирмы, дает логическое обоснование и экономическое содержание предлагаемого направления деятельности в ясной и краткой форме и в конечном счете отвечает на самый нужный для бизнесмена вопрос: стоит ли вкладывать деньги в это дело и принесет ли оно доходы, которые окупят все затраты сил и средств?
Можно выделить четыре стадии процесса бизнес-планирования.
1. Подготовительная стадия.
2. Стадия разработки бизнес-плана.
3. Стадия продвижения бизнес-плана на рынок интеллектуальной собственности.
4. Стадия реализации бизнес-плана.230
Ключевым моментом подготовительной стадии бизнес-планирования является формирование перспективной бизнес-идеи. Бизнес-идея – это идея нового продукта или услуги, технического, организационного или экономического решения и др. Независимо от того, каким образом идея получена, важно очень тщательно ее взвесить и оценить, с тем чтобы

убедиться, что она действительно может лечь в основу успешного предприятия.
На стадии разработки бизнес-плана идет процесс непосредственного его составления. В мировой практике существуют различные подходы в бизнес-планировании, выделяют несколько типов бизнес-планов, каждый из которых имеет свои особенности. В России различают в основном четыре типа бизнес-планов:
• внутренний бизнес-план субъекта хозяйствования;
• бизнес-план для получения кредитов с целью пополнения оборотных средств;
• инвестиционный бизнес-план;
• бизнес-план финансового оздоровления (санации).
Однако широко применяются и такие специальные бизнес-планы финансово-экономического характера, как составление процентов эмиссии ценных бумаг (акций, облигаций); обоснование предложений по приватизации государственных предприятий; выкуп акций (паев) в непубличных компаниях типа НАО, ООО или пая в товариществах при выходе из состава одного из акционеров (учредителей, пайщиков); подготовка к продаже приватизированных, обанкротившихся организаций
(предприятий, фирм), выставляемых на конкурс.
Бизнес-план – краткое, точное, доступное и понятное описание предполагаемого бизнеса, важнейший инструмент при рассмотрении большого количества различных ситуаций, позволяющий выбрать наиболее перспективные решения и определить средства для их достижения.
Бизнес-план является одним из ключевых элементов стратегического планирования. Как и стратегический план организации, охватывает достаточно длительный период, обычно 3-5 лет, иногда больше. Однако между бизнес-планом и стратегическим планом существует ряд различий:
• в отличие от стратегического плана бизнес-план включает не весь комплекс общих целей фирмы, а только одну из них;
• стратегические планы – это обычно планы с растущим горизонтом времени, бизнес-план имеет четко очерченные временные рамки, по истечении которых определенные планом цели и задачи должны быть выполнены;
• в бизнес-плане функциональные составляющие (планы производства, маркетинга и др.) имеют гораздо более весомое значение, чем в стратегическом плане, являются равновесными частями его структуры.
Более близок к бизнес-плану такой привычный ранее российским предпринимателям документ, как технико-экономическое обоснование
(ТЭО).
Главным отличием ТЭО от бизнес-плана является то, что технико- экономическое обоснование – это специфический плановый документ для создания и развития какого-либо объекта.
Главная цель бизнес-плана – выработка стратегических решений путем рассмотрения предлагаемого объекта бизнеса с позиций маркетингового

синтеза. Другие цели разработки бизнес-плана могут быть различными, например, получение кредитов или привлечение инвестиций; определение степени реальности достижения намеченных результатов; доказательство необходимости реорганизации работы уже существующей организации
(предприятия) или создание новой; убеждение сотрудников компании в возможности достижения качественных и количественных показателей, намеченных в проекте, и др.
Бизнес-план разрабатывается для решения следующих основных задач:
• определения целесообразности и стратегии развития данного вида бизнеса в сложившихся экономических условиях;
• оценки и контроля процесса развития основной деятельности организации (предприятия);
• привлечения денежных средств и эффективного использования инвестиций за счет различных источников финансирования.
В современной хозяйственной практике бизнес-план выполняет пять функций.
Первая функция связана с возможностью его использования для разработки стратегии бизнеса. Эта функция необходима в период создания предприятия, а также при выработке новых направлений деятельности.
Вторая функция ‒ планирование. Она позволяет оценить возможности развития нового направления деятельности, контролировать процессы внутри фирмы.
Третья функция дает возможность привлекать извне денежные средства – ссуды, кредиты. При этом решающим фактором является наличие тщательно проработанного бизнес-плана.
Четвертая функция позволяет привлечь к реализации планов компании потенциальных партнеров, которые пожелают вложить в производство собственный капитал или имеющуюся у них технологию.
Пятая функция – вовлечение персонала организации (предприятия) в процесс составления бизнес-плана, координация их усилий, распределение обязанностей.
Структура бизнес-плана. Форма, содержание и структура бизнес-плана жестко не регламентирована. Организация (предприятие) самостоятельно в зависимости от назначения, масштабов производства и выполняемых функций разрабатывает бизнес-план, который может состоять из следующих разделов.
1. Резюме (описание возможностей предприятия).
2. Описание товаров (услуг).
3.Оценка рынка сбыта товаров (услуг).
4. Информация о возможных конкурентах.
5. План маркетинга.
6. План производства.
7. Организационный план.
8. Юридический план (правовое обеспечение).
9. Оценка рисков и страхование.

10. Финансовый план.
Бизнес-план может включать и другие разделы, в частности описание вида деятельности, инвестиционный план, стратегию финансирования, персонал и управление, менеджмент, организацию внешнеэкономической деятельности, источники и направления финансирования.
В разделе «Резюме» определяются все направления деятельности предприятия с указанием программы, цели и стратегии его развития, дается вся необходимая информация о его будущей коммерческой деятельности.
В разделе «Описание товаров (услуг)» предоставляются сведения о предлагаемой на рынке продукции организации, ее преимущества для покупателей, жизненный цикл товаров.
Раздел «Оценка рынка сбыта товаров (услуг)» направлен на изучение размера рынков сбыта и их сегментов, определение потенциальной емкости рынка, объема продаж, потребительских групп на рынке и средств воздействия на них.
В разделе «Информация о возможных конкурентах» проводится анализ товаров конкурентов, их качества, цен и условий продаж, изучаются поставщики и потребители товаров (продукции, работ, услуг), что позволяет определить конкурентоспособность организации (предприятия).
План маркетинга составляется на основе информации, полученной в предыдущих разделах бизнес-плана. В план маркетинга, как правило, включаются: цели и стратегии маркетинга; ценообразование; схема распространения товаров; методы стимулирования продаж; реклама; каналы сбыта и система связи; формирование общественного мнения о товарах, продукции, работах, услугах организации (предприятия).
План производства (производственная программа) является ведущим разделом бизнес-плана. В нем на основе маркетинговых исследований определяется объем производства продукции соответствующей номенклатуры и ассортимента на текущий (1 год) и перспективный период
(3–5 лет и более).
Составляются план поставок продукции в натуральном выражении по потребителям на основе договоров, график отгрузки товаров (продукции), обосновывается объем производства, подтвержденный расчетами балансов производственных мощностей по ведущим подразделениям предприятия.
В организационном плане указывается, с кем будет организован бизнес, разрабатывается структура органов управления, производственная структура организации (предприятия), планируется работа персонала, определяются внешние и внутренние факторы, влияющие на деятельность предприятия.
В юридическом плане рассматриваются правовые аспекты деятельности предприятия, определяется его организационно-правовая форма, формируются учредительные документы, регламентирующие деятельность организации
(предприятия, фирмы), разрабатываются должностные инструкции и локальные нормативные акты.


В разделе «Оценка рисков и страхование» оцениваются все виды рисков, которые могут возникнуть в деятельности организации
(предприятия). С целью их предотвращения и снижения потерь разрабатывается система управления рисками с использованием способов их оценки, рассматриваются варианты страхования имущества, ответственности и другие его виды.
Финансовый план является важнейшим разделом бизнес-плана, который обеспечивает взаимосвязь доходов и расходов предприятия на основании показателей его развития и источников финансирования.
Финансовый план может быть текущим, оперативным и стратегическим.
Текущий финансовый план (на один год) составляется в форме баланса доходов и расходов и плана движения денежных средств по трем видам деятельности: производственно-хозяйственной, инвестиционной и финансовой. Оперативный финансовый план (на один квартал, месяц) включает составление платежного календаря, кассового плана для финансирования проекта, источники его получения, разрабатывается ряд документов, в том числе прогнозы объемов продаж, доходов и расходов, денежных поступлений и выплат; сводный баланс активов и пассивов; расчет точки безубыточности (самоокупаемости).
Стадия продвижения бизнес-плана на рынок интеллектуальной собственности является сложным процессом передачи содержательных сведений. Начальным этапом этой стадии бизнес-планирования является организация и проведение презентации бизнес-плана. Презентация бизнес- плана – это краткое изложение основных положений бизнес-плана на переговорах с инвесторами и потенциальными партнерами. Перечень освещаемых вопросов зависит от объема бизнес-плана.
В ходе переговоров с потенциальными партнерами происходит согласование условий и оформление договорных отношений. По результатам переговоров вносятся соответствующие коррективы в бизнес-план. Началу переговоров с инвесторами предшествует этап аудита бизнес-плана.
Процедура аудита бизнес-плана проводится внешними инвесторами по определенной схеме, включающей, как правило, шесть этапов:
1) определение характеристик компании-заявителя и вида ее экономической деятельности. Прежде всего устанавливается, относится ли вид экономической деятельности, где этот проект будет реализовываться, к числу приоритетных для инвестора. Затем определяется положение фирмы- просителя на рынке;
2) оценка условий инвестиционного соглашения: форма заимствования и возврата долга, залог, гарантия возврата;
3) анализ последнего баланса: определение степени финансовой устойчивости и ликвидности, проверяется достаточность собственного оборотного капитала, уровень коэффициента покрытия; расчет соотношения
«заемный капитал – собственный капитал» (финансовый рычаг). В мировой практике обычно избегают давать средства фирмам, у которых это соотношение превысило 4,0, а если фирма небольшая, то и при величине