Файл: Книга как источник необходимых знаний. Элементы книги. Рукописные книги Древней Руси.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 15
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Урок 1. Книга как источник необходимых знаний. Элементы книги.
Рукописные книги Древней Руси
Тип урока: постановка учебной задачи | ||
Педагогические задачи: создать оптимальные педагогические условия для проведения эвристической беседы на тему «Летом я открыл для себя новую книгу, нового автора, новое произведение…», раскрепощенного откровенного высказывания учащимися своих впечатлений о летнем читательском опыте; ознакомления с новой учебной книгой, высказываниями Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха о книге; раскрытия значения книги как мудрого наставника и друга; обучения работе с книгой (давать название выставке книг, классифицировать книги по разным основаниям, узнавать произведение по обложке книги, находить нужное произведение в книге); способствовать формированию умения определять тему, главную (основную) мысль текста; помочь учащимся в понимании глубины и содержания произведения | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные: познакомятся с историей создания книг, размышлениями одноклассников, почему книгу называют великим чудом; научатся пользоваться выходными данными, тематическим каталогом, оглавлением, аннотацией, словарём в конце учебника; различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация), применять систему условных обозначений при выполнении заданий; использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельного чтения книг | Метапредметные: познавательные: прогнозируют содержание раздела; имеют представление о структуре учебной книги по литературному чтению и умеют в ней ориентироваться, находят необходимую информацию (нужную главу и произведение в содержании учебника); предполагают на основе названия содержание главы; планируют работу по теме, используя условные обозначения; ориентируются в художественной книге; самостоятельно и целенаправленно осуществляют выбор книги; придумывают рассказы, используя различные источники информации; регулятивные: выполняют учебные задания, используя алгоритм или план; оценивают выполненное задание в рамках учебного диалога; действуют согласно условным обозначениям, предложенным авторами учебника; коммуникативные: составляют связное высказывание по иллюстрациям и оформлению учебника; участвуют в работе пары – с товарищем по парте: рассматривают учебник, отвечают на вопросы, составляют сообщение, используя вопросы учебника, на тему «Рукописные книги Древней Руси – настоящие произведения искусства», договариваются друг с другом, принимают позицию собеседника, проявляют уважение к чужому мнению | Личностные: проявляют уважительное отношение к книге как культурной ценности, интерес к ней, желание рассказывать о прочитанной книге |
Образовательные ресурсы: свеча, гусиное перо |
Организационная структура урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
I. Организация начала урока | Долгожданный дан звонок – Начинаем наш урок! Все за парты тихо сели И учиться захотели. | Слушаем внимательно, Работаем старательно. Ответить хочешь – не шуми, Просто руку подними. | Проговаривают стихотворение, психологически настраиваясь на урок. Показывают готовность к уроку. Приветствуют учителя. Выбирают из предложенных учителем карточки с названиями действий, которые хотели бы совершать на уроке. – Не можем, потому что не знаем тему урока | Владеют навыками психологической подготовки к уроку, организации рабочего места, вежливого общения |
– Чего вы ждете от сегодняшнего урока? Вам бы хотелось… | ||||
Предлагает для составления табло желаний карточки. – На уроке я хочу: • слушать; • читать; • рассуждать; • играть; • узнавать новое; • рассказывать. | ||||
– Это наши желания. Можем ли мы сразу выполнить свои желания? Почему? | ||||
II. Изучение нового материала. 1. Разгадывание ребуса. 2. Рассказ учи- теля. | – Отгадайте ребус – и вы узнаете, о чём мы будем говорить на уроке (см. ресурсный материал). – Правильно, о книгах, о рукописных книгах. Рассказывает об истории возникновения письменности (см. ресурсный материал). – Как люди передавали сведения в другую деревню, город, когда не знали, что такое письменность? – Как вы думаете, удобно было пользоваться иероглифами и почему? – Рассмотрите плакат с буквами славянской азбуки. Каких букв нет сейчас в нашем алфавите? – В России очень почитают Кирилла и Мефодия, на Славянской площади в Москве в 1992 году был открыт в честь них памятник, а 24 мая славянские народы отмечают День славянской письменности. | Разгадывают ребус. Внимательно слушают. Высказывают предположения. – Нет, неудобно – сложно выучить. Отвечают на вопрос. Внимательно слушают. | Умеют слушать в соответствии с целевой установкой. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Дополняют, уточняют высказанные мнения. |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 |
| Физкультминутка Знанья получать – не шутка, Разгоняем мы дремоту – Отдых нам – физкультминутка. Выполняем повороты: Раз – присели, два – привстали, Влево-вправо, влево-вправо – Сели-встали, сели-встали. Получается на славу. | Сопровождают слова учителя соответствующими действиями. | Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя. |
3. Работа с учебником. | – Откройте учебники и прочитайте, как называется первый раздел учебника. | – «Самое великое чудо на свете». | Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Осуще-ствляют логические дей-ствия. Владеют навыками осознанного и выразительного чтения. Используют простые речевые средства для передачи своего мнения. Полно и точно выражают свои мысли |
– Что мы называем самым великим чудом на свете? Ответить на этот вопрос поможет статья из учебника на с. 4. – А теперь закройте глаза. Представьте себе, что мы перенеслись в прошлое, в XII век, в Киево-Печерский монастырь, где в тихой келье, при мерцающем пламени свечи неустанно пишет свой труд монах Нестор. | Читают по цепочке. | ||
Читает стихотворение А. С. Пушкина (см. ресурсный материал). – Таким представлял себе монаха-летописца поэт. | Внимательно слушают. | ||
4. Словарная работа. | – Скажите, что значит келья? – В русских монастырях келья, как правило, представляет собой комнатку на одного-двух монахов с минимальным внутренним убранством: столом, стулом, кроватью или жестким топчаном. – Кто такой летописец, чем он занимается? – Нестор описывал события по годам, в хронологическом порядке. | Определяют совместно с учителем толкование слов: келья, летописец, летопись. | |
5. Работа с учебником. | – Труд его назывался летопись. Нестор был одним из создателей первых книг. Какими были первые рукописные книги, мы узнаем, прочитав статью в учебнике на с. 6. | Читают учебную статью. | |
6. Беседа по содержанию прочитанного. | – Как выглядели рукописные книги? – Кто их создавал? – Что такое летопись? – О чём писали в древних летописях? | Отвечают на вопросы. |
Окончание табл.
1 | 2 | 3 | 4 |
7. Ознакомление со строением книги. 8. Отгадывание загадок | Демонстрирует иллюстрацию со строением книги (см. ресурсный материал). По ходу ознакомления учащихся со строением книги вывешиваются карточки со словами: обложка, переплет, страница, книжный блок, корешок, форзац, титульный лист, послесловие, оглавление, содержание. – На первый взгляд все книги похожи: у них есть обложка, листы, корешок... Как вы думаете, чем тогда они отличаются друг от друга? Рассказывает о строении книги (см. ресурсный материал). Загадывает загадки (см. ресурсный материал). | – У них разные авторы, названия. Есть книжки с рисунками, а есть – без... А еще книги отличаются своим внешним видом. Внимательно слушают. | |
– Отгадайте загадкии проверьте, что вы знаете о книге | Отгадывают загадки | ||
III. Закрепление изученного материала | – Отгадайте кроссворд (см. ресурсный материал) | Разгадывают кроссворд | Осуществляют логические действия |
IV. Подведе- ние итогов. Рефлексия | – Какие имена вы услышали и запомнили сегодня на уроке? – Хорошо ли поработали на уроке? Обоснуйте. – У кого были трудности, в чём? – Что нового и интересного узнали? – Закончите фразы: • Мне понравилось… • Новыми знаниями я смогу поделиться… | Делают выводы и обобщения | Формулируют ответы на вопросы |
| Домашнее задание: Выполнить задания в рабочей тетради (с. 9–13) | Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы | Принимают и сохраняют учебную задачу. |