Файл: Практическая работа Перевозка опасных грузов коррозирующие вещества.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 325

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

2. Нормативно-правовое обеспечение

3. Транспортная характеристика, транспортная опасность груза

4. Тара, упаковка, маркировка

5. Транспорт для перевозки опасного груза

5.1. Требования к транспорту, оборудованию и персоналу

5.2. Технические средства и оборудование

5.3 Окраска, надписи

6. Транспортно-сопроводительные документы

7. Организация перевозок

7.1. Лицензирование перевозок

7.2. Разрешительная система при перевозках ОГ

7.3 Оформление перевозки

7.4. Подготовка персонала для перевозки ОГ

7.5. Разработка и согласование маршрута перевозки

7.6. Принятие ОГ к перевозке

8. Выполнение погрузо-разгрузочных работ. Требования к средствам механизации погрузо-разгрузочных работ

9. Организация движения подвижного состава

10. Организация СИО

11. Совместимость груза

12. Обязанность и ответственность водителя и других участников перевозок

14. Ликвидация последствий аварий или инцидентов

Заключение




Практическая работа

«Перевозка опасных грузов: коррозирующие вещества»

СОДЕРЖАНИЕ



Введение 4

1. Опасные грузы. Определение, классификация 5

2. Нормативно-правовое обеспечение 12

3. Транспортная характеристика, транспортная опасность груза 14

4. Тара, упаковка, маркировка 16

5. Транспорт для перевозки опасного груза 24

5.1. Требования к транспорту, оборудованию и персоналу 25

5.2. Технические средства и оборудование 27

5.3 Окраска, надписи 31

6. Транспортно-сопроводительные документы 34

7. Организация перевозок 41

7.1. Лицензирование перевозок 41

7.2. Разрешительная система при перевозках ОГ 43

7.3 Оформление перевозки 44

7.4. Подготовка персонала для перевозки ОГ 46

7.5. Разработка и согласование маршрута перевозки 48

7.6. Принятие ОГ к перевозке 51

8. Выполнение погрузо-разгрузочных работ. Требования к средствам механизации погрузо-разгрузочных работ 52

9. Организация движения подвижного состава 55

10. Организация СИО 56

11. Совместимость груза 60

12. Обязанность и ответственность водителя и других участников перевозок 61

14. Ликвидация последствий аварий или инцидентов 65

Заключение 68

Список использованных источников 69


Введение



К опасным грузам относятся любые вещества, материалы, изделия, отходы производственной и иной деятельности, которые в силу присущих им свойств и особенностей могут при их перевозке создавать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей природной среде, привести к повреждению или уничтожению материальных ценностей.

Подавляющее большинство опасных грузов по территории Российской Федерации перевозится автомобильным и железнодорожным транспортом (около 95% всех перевозок опасных грузов). Гораздо меньшая доля выпадает на водный и воздушный транспорт. В то же время автомобильные дороги и железнодорожные ветки естественным образом сконцентрированы в наиболее густонаселенных территориях. Таким образом, большая часть всех перевозимых опасных грузов сосредоточена в таких местах, где любая их утечка или иная авария может привести к значительному материальному, экологическому ущербу или человеческим жертвам. Поэтому во всех развитых странах разработаны строгие правила, направленные на обеспечение безопасности перевозок опасных веществ и снижение последствий возможных аварийных ситуаций при их транспортировке. Более того, в связи с большим количеством международных грузоперевозок и возможными глобальными масштабами последствий аварий с опасными веществами,
существуют различные международные соглашения, регулирующие такие перевозки. Как пример, можно привести следующие документы: «Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов» (ДОПОГ), «Соглашение о межгосударственных перевозках опасных и разрядных грузов», «Рекомендации по перевозке опасных грузов» ООН и другие документы. Надо также отметить, что большинство международных перевозок опасных грузов регламентируется именно международными соглашениями и рекомендациями ООН, а в дополнение – документами тех стран, по территории которых осуществляется перевозка.

1. Опасные грузы. Определение, классификация
Опасный груз — это груз, который в результате транспортного происшествия нанесёт вред здоровью или жизни людей и/или окружающей среде. 

Создан специальный список опасных веществ ООН (более 3000 наименований). Каждое опасное вещество внесённое в этот список имеет четырёхзначный номер, который называется идентификационным номером по списку опасных веществ ООН. По этому номеру можно узнать точное название перевозимого опасного вещества. Список разбит по классам — разрешено опасное вещество одного класса перевозить, только по предназначенным для него правилам. Эти классы образованы по:

  • Главной опасности вещества во время его транспортировки.

  • Физическому состоянию вещества во время транспортировки (твёрдое, жидкое, газообразное).

Если имеется более, чем одна опасность, то договор определяет главную и дополнительную опасности (например: метанол имеет главную опасность — огнеопасность и дополнительную опасность — ядовитость). Искусственно созданные опасности не учитываются.

Классы опасных веществ.

Весь список опасных веществ разбит на 13 классов.

Виды опасностей:

  • Взрывоопасность.

  • Огнеопасность.

  • Ядовитость (токсичность).

  • Едкость (коррозийность).

  • Радиоактивность.

  • Окисление (свойства способствующие горению).

Грузы делятся на классы опасности в соответствии с классификацией договора ADR:

  • 1 класс — взрывчатые материалы и предметы;



Рисунок 1.1 - взрывчатые материалы и предметы



  • 2 класс — сжатые, сжиженные и растворённые под давлением газы;



Рисунок 1.2 - сжатые, сжиженные и растворённые под давлением газы

  • 3 класс — легко воспламеняющиеся жидкости;




Рисунок 1.3 - легко воспламеняющиеся жидкости


  • 4.1 класс — легко воспламеняющиеся твёрдые вещества;

  • 4.2 класс — самовозгорающиеся вещества;

  • 4.3 класс — вещества, выделяющие воспламеняющиеся газы при соприкосновении с водой;




Рисунок 1.4 - легко воспламеняющиеся твёрдые вещества


  • 5.1 класс — окисляющие вещества;

  • 5.2 класс — органические пероксиды;



Рисунок 1.5 - класс окисляющие вещества

  • 6.1 класс — ядовитые вещества;

  • 6.2 класс — побочные продукты переработки животных и инфекционные вещества;




Рисунок 1.6 – класс ядовитые вещества

  • 7 класс — радиоактивные материалы;



Рисунок 1.7 – класс радиоактивные материалы

  • 8 класс — коррозирующие вещества;



Рисунок 1.8 - класс коррозионное вещество



  • 9 класс — прочие опасные вещества.


Рисунок 1.9 – класс прочие опасные грузы
В данной работе мы рассматриваем груз батареи аккумуляторные жидкие, относятся к 8 классу опасных грузов. Аккумуляторные батареи в перечне опасных грузов приведены в позициях под номерами ООН 2800 (класс 8).


2. Нормативно-правовое обеспечение



На территории Российской Федерации основные требования к организации перевозок опасных грузов определяются как международными соглашениями, нормами и стандартами, так и собственными законодательными документами. На автомобильном транспорте это «Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом», утвержденные Министерством транспорта России от 08.08.1995 №73, на железной дороге – «Правила безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом», утвержденные Госгортехнадзора России 16.08.1994 №50. Существует также целый ряд документов, регулирующих перевозки опасных грузов речным, морским и авиационным транспортом.

Согласно ГОСТ 19433—88 «Грузы опасные. Классификация и маркировка» и ДОПОГ опасные вещества разделяются  на классы, подклассы, категории и группы в соответствии с их физико-химическими свойствами, видами и степенью опасности при транспортировании. Также для классификации опасных грузов используют номера по списку ООН – четырехзначные номера, присвоенные Комитетом экспертов ООН по перевозке опасных грузов для обозначения вещества или группы веществ.

Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов, ДОПОГ (фр. Accord européen relatif au transport international des marchandises dangereuses par route, фр. ADR) — соглашение европейских государств о международных перевозках опасных грузов. Создан по инициативе ООН.

Помимо ADR перевозка опасных грузов регулируется в соответствии с Временной инструкцией «О перевозке опасных грузов автотранспортом» министерства сообщения. ADR действует на территории всех стран Евросоюза, а также в Казахстане, Азербайджане, Марокко, в России аналогичный ему называется ДОПОГ.

Этот договор создан по инициативе ООН. Кроме этого договора в Европе действуют следующие договоры перевозки опасных грузов:

IMDG (International Maritime Dangerous Goods) — договор по перевозке опасных грузов морским транспортом.

ICAO-TI (Technical Instructions for The Safe Transport of Dangerous Goods by AIR) — инструкции по перевозке опасных грузов авиатранспортом, документ ИКАО 9284.

RID (International Regulations Concerning the Carriage of Dangerous Goods by Rail) — договор о перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом.


Транспорт является составной частью транспортной и логистической инфраструктуры России, занимая по объему перевозок 1 место. Только за 7 месяцев 2019 года совокупный объем грузовых перевозок транспортом составил более 500 тысяч тонн. Перевозки опасных грузов составляют до 20-45% от общего объема.

3. Транспортная характеристика, транспортная опасность груза



Аккумуляторные батареи в перечне опасных грузов приведены в позициях под номерами ООН 2794, 2795, 2800, 3028 (класс 8). Но они не всегда являются опасным грузом при их перевозке. В соответствии с требованиями специального положения 598 главы 3.3 ДОПОГ требования данного соглашения не распространяются на перевозку:

a) Новых аккумуляторных батарей, если:

- они закреплены способом, препятствующим их скольжению, падению или повреждению;

- они снабжены захватными приспособлениями, за исключением случаев, когда они надлежащим образом штабелированы, например на поддонах;

- на их наружной поверхности нет никаких представляющих опасность следов щелочей или кислот;

- они защищены от короткого замыкания.

б) Отработавших аккумуляторных батарей, если:

- их корпуса не повреждены;

они закреплены способом, препятствующим утечке их содержимого, а также их скольжению, падению или повреждению, например путем штабелирования на поддонах;

- на их наружной поверхности нет никаких представляющих опасность следов щелочей или кислот;

- они защищены от короткого замыкания.

Отработавшие аккумуляторные батареи – аккумуляторные батареи, перевозимые для рециркуляции по истечении предусмотренного срока их эксплуатации.

Если хотя бы одно из вышеуказанных условий не выполнено, то аккумуляторные батареи являются опасным грузом при их перевозке.

Аккумуляторные жидкие батареи проявляют окислительные и коррозионные свойства.

Окислением в химии называется потеря электронов окисляющимся веществом (восстановителем). Реакция окисления чрезвычайно распространена: дыхание, горение, гниение, коррозия являются разновидностями процесса окисления. В смеси с окислителями многие вещества, в основном органические, способны произвольно самовозгораться. Опасен контакт окислителей с органическими и некоторыми неорганическими веществами в размельченном или раздробленном состоянии (опилками, ветошью, сеном, металлом в виде порошка). Если окислитель входит в состав горючего вещества, то для поддержания горения не нужен кислород воздуха.