Файл: Министерство образования республики беларусь белорусский национальный технический университет Кафедра Экономика и логистика.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 457
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
101
Ответ. Тпар = 15,43 ч.
Задача 10. Требуется обработать 400 деталей. Заготовки передаются с опе- рации на операцию партиями по 20 шт. Обработка ведется при параллельно- последовательном виде движения. Определить длительность технологического цикла обработки всего количества деталей:
Ответ: Тп. п = 106,7 ч.
Задача 11. Партия деталей в 150 шт. обрабатывается при параллельно- последовательном виде движения. Две последние операции технологического процесса обработки детали имеют длительность 40 и 26 мин. Определить время одновременной работы оборудования на двух последних операциях и необхо- димый задел, обеспечивающий непрерывность работы оборудования на по- следней операции.
Ответ: t0 = 64,57 ч; Z = 14 шт.
3.Общая характеристика поточного производства
Задача 1. Рабочий конвейер непрерывного действия имеет форму замкну- того кольца длиной 80 м. Скорость движения конвейерной лепты 0,4 м/мин. В течение рабочей смены конвейер совершает несколько оборотов (рейсов), при- чем за каждый рейс конвейер делает две остановки по 5 мин. Определить коли- чество оборотов (рейсов) конвейера за смену.
Ответ: n
4
= 2.
Задача 2. На участке механического цеха обработку шестерни перевели на поток. Трудоемкость обработки шестерни до перехода на поток составляла 140 мин. При переходе на поточный метод обработки были проведены организаци- онно-технические мероприятия по совершенствованию технологии производ-
102 ства и организации труда, в результате чего трудоемкость обработки шестерни удалось сократить до 80 мин. Режим работы до и после перехода на поток – двухсменный. Регламентированные перерывы на линии 20 мин в смену. Опре- делить производительность участка за год до (Nдо) и после (Nnoc) перехода на поток.
Ответ: Nдо = 1780 шт.; Nnoc = 2963 шт.
Задача 3. В цехе организован «стационарный поток» сборки турбин специ- ализированными бригадами, каждая из которых состоит из 5 чел. Трудоемкость сборки одной турбины на стенде составляет 60 нормо-ч. Количество стендов в цехе 10. Цех работает в две смены. Количество рабочих дней в году 305, в том числе субботних и предпраздничных 58. Коэффициент выполнения нормы 1,2.
Определись такт перехода каждой бригады с одного рабочего места на другое и выпуск турбин за год.
Ответ: r = 1 ч.; N = 4154 шт.
Задача 4. Сборка узла производится па рабочем конвейере непрерывного действия. Трудоемкость сборочных операций 1,5 ч. Линия работает с тактом 5 мин. Расстояние между смежными рабочими местами 3 м; рабочие места рас- положены по обе стороны конвейера в шахматном порядке. Определить ско- рость движения конвейера, а также его длину.
Ответ: v = 0,6м/мин; L = 27 м.
Задача 5. Скорость движения рабочего конвейера непрерывного действия
0,5 м/мин. На перемещение изделия вдоль всей его рабочей части затрачивается
75 мин. Шаг конвейера 1,5 м. Линия работает в одну смену. Регламентирован- ные перерывы 30 мин в смену. Определить количество рабочих мест на линии и выпуск изделий за смену.
Ответ: Сл = 25; N = 130 шт.
Задача 6. Число операций на рабочем конвейере 18. В результате улучше- ния организации труда на рабочих местах продолжительность выполнения каждой операции сократилась на 0,5 мин. Фактически за месяц с конвейера бы- ло выпущено 5080 изделий. Конвейер работал в две смены. Число рабочих дней в месяце 26, в том числе четыре субботних. Регламентированные перерывы 20 мин в смену. Определить плановый выпуск изделий с конвейера за месяц и плановую длительность технологического цикла изготовления изделия на кон- вейере.
Ответ: N = 4515 шт.; T = 81 мин.
Задача 7. Продолжительность перемещения изделия по всей длине рабоче- го конвейера непрерывного действия составляла 48 мин. В результате улучше- ния организации труда скорость движения конвейера увеличилась на 25 %.
103
Конвейер работает в две смены. Регламентированные перерывы на отдых 20 мин в смену. Количество рабочих мест на конвейере 24. Шаг конвейера 1,6 м.
Определить после улучшения организации труда скорость движения конвейер- ной ленты и производительность конвейера за сутки.
Ответ: v = 1 м/мин; N = 500 шт.
Задача 8. Рабочий конвейер непрерывного действия работает в две смены.
Число операций на конвейере 25. Длительность технологического цикла изго- товления изделия на конвейере была установлена в 75 мин. В результате улуч- шения методов труда на рабочих местах программа выпуска изделий за месяц выполнена на 110 %. Количество рабочих дней в месяце 26, в том числе пять субботних и предпраздничных. Регламентированные перерывы на отдых 20 мин в смену. Определить выпуск изделий за месяц и такт потока.
Ответ: N = 7406 шт.; r = 2,7 мин.
Задача 9. За смену с пульсирующего конвейера выпускается 100 изделий.
Длительность технологического цикла изготовления (сборки) изделия на кон- вейере 51,7 мин. Скорость движения конвейера 5 м/мин. Шаг конвейера 1,5 м.
Регламентированные перерывы на отдых 20 мин в смену. Определить продол- жительность выполнения каждой операции на рабочем месте и количество ра- бочих мест на конвейере.
Ответ: tв = 3,7 мин; Сл = 13.
Задача 10. За смену с пульсирующего конвейера выпускается 160 изделий.
Такт потока в 10 раз больше времени перемещения изделия из одного рабочего места на другое. Длина рабочей части конвейера 26,4 м. Длительность техноло- гического цикла изготовления изделия на конвейере 54,75 мин. Регламентиро- ванные перерывы на отдых 20 мин в смену. Определить шаг конвейера и ско- рость движения конвейерной ленты.
Ответ: l = 1,2 м; v = 4,8 м/мин.
Задача 11. Сборка изделия происходит на пульсирующем конвейере. За смену с конвейера выпускается 80 изделий. Технологический процесс сборки изделия состоит из 16 операций. Время на перемещение изделия из одного ра- бочего места на другое равно 0,2 мин. Расстояние между центрами двух смеж- ных рабочих мест 1,4 м. Регламентированные перерывы на отдых 20 мин в сме- ну. Определить скорость движения конвейерной ленты, длину рабочей части конвейера и длительность технологического цикла сборки изделия на конвейе- ре.
Ответ: v = 7 м/мин; L = 22,4 м; Т = 79,8 мин.
104
Задача 12. Количество рабочих мест на пульсирующем конвейере 16. Дли- тельность технологического цикла сборки изделия на конвейерной ленте 70 мин. Продолжительность выполнения каждой операции на рабочем месте 4 мин. Конвейер работает в две смены. По условиям производства конвейер ра- ботает с двумя перерывами в смену по 10 мин каждый. Определить время, не- обходимое для перемещения изделия из одного рабочего места на другое, а также выпуск изделий с конвейера за сутки.
Ответ: tmp = 0,4 мин; N = 182 шт.
Задача 13. Технологический процесс сборки изделия на пульсирующем конвейере состоит из 14 операций. Продолжительность выполнения каждой операции на рабочем месте 4 мин. Скорость движения конвейерной ленты 6 м/мин. Шаг конвейера 1,8 м. Линия работает в две смены. Регламентированные перерывы на отдых 20 мин в смену. Определить такт потока, производитель- ность поточной линии за сутки и длительность технологического цикла сборки изделия на конвейере.
Ответ: r = 4,3 мин; N = 186 шт.; Т = 59,9 мин.
Задача 14. Сборка изделия происходит на пульсирующем конвейере. Число операций на конвейере 20. Длина рабочей части конвейера 28 м. Длительность технологического цикла сборки изделия на конвейере 63,6 мин, в том числе время на перемещение изделия вдоль всей длины рабочей части конвейера 7,6 мин. Определить такт потока и скорость движения конвейерной ленты.
Ответ: r = 3,2 мин; v = 3,5 м/мин.
Задача 15. Скорость движения ленты пульсирующего конвейера 5 м/мин.
Шаг конвейера 1,5 м. Продолжительность сборки одного узла на конвейере со- ставляет 42 мин, а время выполнения каждой операции в семь раз больше вре- мени перемещения узла из одного рабочего места на другое. Регламентирован- ные перерывы на отдых 20 мин в смену. Определить количество рабочих мест на конвейере и выпуск узлов с конвейера за смену.
Ответ: Сл = 20; N = 167 шт.
4.Производственная мощность предприятия
Задача 1. На производственном участке механического цеха в течение квартала (76 рабочих дней, 13 выходных) должно быть изготовлено 15 000 ва- лов. Технологический процесс изготовления одного вала:
105
Режим работы участка двухсменный. Потери времени на капитальный ре- монт запланированы в 6 %. Определить необходимое количество станков и ко- эффициенты их загрузки.
Ответ: 6 токарных станков; 0,9.
Задача 2. На изготовление машины расходуется 1400 кг поковок. Годовая производственная программа 4100 машин. Поковки изготовляются на прессе с часовой производительностью в 2 т. Режим работы пресса двухсменный. Поте- ри времени на ремонт 5 %. Определить коэффициент загрузки пресса.
Ответ. 0,72.
Задача 3. В литейном цехе машиностроительного завода в 2006 г. процент брака по отношению к годному литью составлял 5,5, а в 2007 г. – 4,9 %. Годо- вой выпуск литья 46,8 тыс. т. Определить, на сколько увеличился выпуск год- ного литья за счет снижения брака.
Ответ. 281 / 77.
Задача 4. За группой фрезерных станков, состоящей из 25 единиц, закреп- лены детали:
Режим работы двухсменный. Потери на ремонт 8 %. Определить процент загрузки оборудования.
Ответ: 97 %.
Задача 5. Пользуясь данными задачи 5, 6, подсчитать коэффициент интен- сивной загрузки этой группы станков и интегральный (общий) коэффициент за- грузки, если известно, что деталей А фактически было обработано 1300 шт., а деталей В – 500 шт.
Ответ: 0,83; 0,8.
Задача 6. На сборочном участке площадью в 300 м
2
, работающем в одну смену по годовому плану, должно быть собрано 410 приборов. Средняя пло- щадь, необходимая для сборки одного прибора, 2,2 м
2
. Продолжительность сборки одного изделия 70 ч. Определить коэффициент использования сбороч- ной площади.
Ответ. 0,92.
Задача 7. Определить коэффициент использования площади формовочного участка литейного цеха, исходя из следующих данных: годовая программа цеха
106 включает изготовление 2000 корпусов и 5000 кронштейнов. Формовочная пло- щадь под опокой для корпусных деталей 2 м
2
, а количество моделей в ней 1 шт.
Площадь опоки для кронштейнов 6 м
2
, а количество моделей в ней – 2 шт.
Нормированное время нахождения на площади опок: для корпусов 3 ч., а для кронштейнов 6 ч. Среднее выполнение норм на участке – 115 %. Формовочная площадь участка 25 м
2
, а годовой фонд времени 4350 ч.
Ответ: 0,81.
Задача 8. Имеются данные о работе сборочного цеха машиностроительного завода:
Планируемый период – год. Режим работы двухсменный. Производствен- ная площадь цеха 600 м
2
. Определить, насколько процентов загружена площадь сборочного цеха и возможный процент увеличения производственной про- граммы цеха.
Ответ: 84 %; 19 %.
Задача 9. На основании произведенных расчетов производственной мощ- ности различных групп станков участка механического цеха получены данные:
Определить, какое количество станков по группам следует установить до- полнительно, чтобы производственная мощность участка в целом увеличилась на 30 %.
Ответ: один долбежный, один строгальный.
Задача 10. В сборочном цехе станкостроительного завода в течение года
(305 рабочих дней) следует собрать 60 токарных станков. Определить необхо- димую для выполнения этой работы производственную площадь, если извест- но, что для сборки одного станка требуется 45 м
2
, а цикл сборки 30 дней.
Ответ: 266 м
2
Задача 11. Трудоемкость обработки комплекта деталей для изделия А на револьверных станках составляет 180 нормо-ч. Планируемая выработка нормы
107 110 %. Определить производственную мощность револьверного участка, состо- ящего из 27 станков, в течение года.
Ответ: 628 комплектов.
Задача 12. Годовая программа сборочного цеха 175 машин. Площадь для сборки одного изделия 45 м
2
. Длительность цикла сборки одной машины на начало года 35 дней. Благодаря проводимой механизации сборочных работ, за- планировано цикл сборки к концу года довести до 30 дней. Режим работы цеха двухсменный; эффективный фонд времени в течение года – 305 раб. дней; про- изводственная площадь 950 м
2
. Определить необходимую производственную площадь на начало и конец года; высвобождаемую сборочную площадь к концу года.
Ответ. 904 м
2
; 774 м
2
; 230 м
2
108
КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ
1. Социально-экономическая сущность производственной логистики.
2.
Понятие, виды и типы производства.
3. Классификации типов производства. Основные показатели для опреде- ления типа производства.
4. Понятие типа производства. Характеристика типов организации произ- водства.
5. Производственный процесс. Основные компоненты производственного процесса.
6. Производственный процесс. Классификация производственных процес- сов.
7. Производственный процесс. Принципы организации производственных процессов.
8. Формы организации производства.
9. Временная структура организации производства.
10. Пространственная структура организации производства.
11. Производственный цикл. Структура производственного цикла.
12. Методы организации производства.
13. Поточный метод организации производства. Признаки поточного произ- водства.
14. Поточная линия. Классификация поточных линий.
15. Поточный метод организации производства. Такт, темп и ритм поточной линии.
16. Организация производственного процесса. Сущность последовательного вида движения изделий в процессе их изготовления.
17.
Операционный цикл при последовательном движении партии деталей.
Расчет длительности производственного цикла.
18. Организация производственного процесса. Сущность параллельного ви- да движения изделий в процессе их изготовления.
19.
Операционный цикл при параллельном движении партии деталей. Рас- чет длительности производственного цикла.
20. Организация производственного процесса. Сущность параллельно- последовательного вида движения изделий в процессе их изготовления.
21. Экономия времени при параллельно-последовательном сочетании опе- рационных циклов.
22. Преимущества, недостатки и область применения различных видов дви- жения партии предметов труда.
23. Понятие и свойства поточного производства.
24. Классификация основных видов поточного производства.
109 25. Преимущества поточного производства. Схемы организации поточных линий.
26. Непрерывно-поточные линии. Расчет количества оборудования на ли- нии.
27. Концепции управления производством. «Толкающая» и «тянущая» логи- стика.
28. Японский опыт планирования и управления производством (система
Канбан).
29. Западный опыт оперативного планирования и управления производ- ством. Логистические системы «толкающего типа» MRP.
30. Западный опыт оперативного планирования и управления производ- ством. CRM-системы.
31. Западный опыт оперативного планирования и управления производ- ством. CSRP системы.
32. Западный опыт оперативного планирования и управления производ- ством. CRP системы.
33. Западный опыт оперативного планирования и управления производ- ством. SIC системы.
34. Зарубежная производственно-логистические концепция "точно в срок"
(just-in-time, JIT).
35. Маркетинговые логистические концепции.
36. Концепция управления производством Lean (lean production, lean manufacturing, бережливое производство, «стройное производство»).
37. Концепции управления качеством TQM.
38. Концепция организации труда 5S.
39. Производственная мощность. Методика расчета производственной мощности.
40. Производственная мощность. Показатели использования производ- ственной мощности.
41. Производственная мощность. Факторы, определяющие производствен- ную мощность.
42. Производственные резервы. Признаки выявления и использования ре- зервов.
43. Производственные резервы. Резервы экстенсивного и интенсивного ха- рактера.
44. Комплексная оценка резервов производства.
45. Координация производственного процесса.
46. Методы сетевого планирования и управления. Сетевой график и его по- строение.
110
ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Выдержки из учебной программы
Согласно учебным планам на изучение учебной дисциплины отведено:
- для очной формы получения высшего образования всего 130 ч., из них аудиторных - 84 часа;
- для заочной формы получения высшего образования всего 120 ч., из них аудиторных - 20 часов.
Распределение аудиторных часов по курсам, семестрам и видам занятий приведено ниже.
Таблица 1
Очная форма получения высшего образования
Курс
Семестр Лекции, ч.
Лабора- торные за- нятия, ч.
Практические занятия, ч.
Форма теку- щей аттеста- ции
3 5
50 34 экзамен
Таблица 2
Заочная форма получения высшего образования
Курс
Семестр Лекции, ч.
Лабора- торные за- нятия, ч.
Практические занятия, ч.
Форма теку- щей аттеста- ции
4 7
12 8 экзамен
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
1 2 3 4 5 6 7 8