Файл: Министерство образования республики беларусь белорусский национальный технический университет Кафедра Экономика и логистика.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 462
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема 14. Западный опыт оперативного планирования и управления произ-
водством
В западных странах применяются (-лись) следующие системы планирования и управления производственными ресурсами:
1. MRP (Material Requirements Planning —планирование потребности в мате- риальных ресурсах);
2. MRPII (Manufacturing Resource Planning —планирование производственных ресурсов);
3. CSRP (Customer Synchronize Resource Planning —синхронизированное с по- требителем планирование ресурсов);
4. CRP (Capacity Requirements Planning —планирование потребности в произ- водственных мощностях);
5. SIC (Statistical Inventory Control —статистическое управление запасами);
6. MPS (Master Production Schedule — объёмно-календарное планирование);
7. ERP (Enterprise Resource Planning System —система планирования ресурсов предприятия).
Одной из наиболее популярных в мире является концепция "планирование по- требностей ресурсов" (requirements/resource planning, RP).
При зависимом спросе становится возможным планирование потребности в ма- териалах (material requirements planning) или MRP. Суть этого подхода заключается в расчете потребностей во всех видах материалов, сырья, комплектующих, деталей, не- обходимых для производства каждого продукта из основного графика в требуемом объеме, и подаче соответствующих заказов на поставку.
Содержание систем MRP. Данные системы относятся к логистическим системам «тол- кающего типа». (MRP I / MRP II (Material / manufacturing requirements/resource planning
– «системы планирования потребностей в материалах / производственного планирова- ния ресурсов»).
Основные цели MRP – систем: удовлетво- рение потребностей в сырье, материалах и про- дукции при планировании производства и до- ставки продукции потребителям; сохранение низких уровней запасов сырья (материалов); осуществление планирования производствен- ных операций, расписаний доставки, закупоч- ных операций с целью минимизации расходов.
Система MRP I. Данная система начинает свою работу с определения необходи- мого количества сырья, которое требует рынок в определенные периоды времени, ориентируясь на прогнозные расчеты потребности. Далее система высчитывает необ- ходимое количество сырья (материалов) для исполнения производственной програм- мы. Для этого в базе данных компьютера содержится информация, касающаяся но- менклатуры и основных свойствах сырья, материалов, необходимых для производ-
90 ства продукции; система моментов времени поставок сырья и материальных ресурсов в производственные подразделения и др. Таким образом, база данных информирует систему и соответствующий управленческий персонал о наличии и размере запасов сырья и материалов на складе, а также о близости их к критическому размеру и тому времени, когда их необходимо пополнить. Также в базе содержится информация о поставщиках и параметрах поставки сырья (материалов).
Недостатки системы MRP I: использование MRP I требует значительного объема вычислений, предварительной обработки большого объема исходной информации; растут расходы на обработку заказов и транспортировку при одновременном стрем- лении предприятий сократить уровни запасов или перейти на выпуск товаров в малых объемах с более высокой периодичностью (серийное производство); имеется слабая чувствительность к кратковременным изменениям спроса.
Система MRP II. Данная система появилась как результат ликвидации борьбы с недостатками системы MRP I. Система MRP II, помимо прежних функций, содержит элементы финансового планирования, чем обеспечивает большую гибкость планиро- вания и способствует снижению логистических расходов по управлению запасами.
Основные исторически сложившиеся классы систем управления предприятиями:
91
При создании логистической системы на предприятии за основу может быть взя- та концепция «планирования потребностей / ресурсов» (RP – Requirements / resource planning – «планирование потребностей и ресурсов»).
92
Тема 15. Западный опыт оперативного планирования и управления произ-
водством
1. CRM-системы (Customer Relationship Management), то есть
«управление отношениями с клиентами». Основное предназна- чение: при помощи автоматизации процессов помогает эффек- тивнее выстраивать диалог с покупателем.
Представьте таблицу Ms Excel с клиентской базой, но только при щелчке на имя клиента открывается удобная карточка, в которой содержится вся хро-
93 нология работы с ним — от первого звонка до покупки. Здесь можно прослу- шать звонки, посмотреть историю покупок, создать документы по шаблону, написать e-mail или sms, поставить задачу.
Когда клиент звонит, CRM предлагает открыть его карточку. Даже если раньше этого покупателя вел другой менеджер, можно легко ответить на его вопросы без всяких «уточню и перезвоню». CRM сама отправит клиенту sms- сообщение о статусе заказа и напомнит о встрече. В итоге экономия времени — и производителя, и клиента. Условно делает его более лояльным и настроенным на покупку.
CRM:
-формирует документы по шаблону,
-ставит задачи менеджерам на каждом этапе сделки,
-отправляет sms клиентам,
-создает онлайн-отчеты по всем показателям,
-через встроенный калькулятор рассчитывает стоимость услуг,
-отслеживает важные даты (напоминает продлить договор, выставить счет на оплату, предложить сервис).
2. CSRP системы (Customer Synchronized Resource Planning) - планирова- ние ресурсов, синхронизированное с покупателем.
Если MRP, MRP-II, ERP ориентировались на внутреннюю организацию предприятия, то CSRP включил в себя полный цикл от проектирования буду- щего изделия, с учетом требований заказчика, до гарантийного и сервисного обслуживания после продажи. Основная суть концепции CSRP в том, чтобы интегрировать Заказчика (Клиента, Покупателя и пр.) в систему управления предприятием. Согласно данной концепции не отдел сбыта, а сам покупатель непосредственно размещает заказ на изготовление продукции - соответственно сам несет ответственность за его правильность, сам может отслеживать сроки поставки, производства и пр. При этом предприятие может очень четко отсле- живать тенденции спроса и т.д.
94
Реализация концепции CSRP на предприятии позволяет управлять заказа- ми клиентов в целом и всей работой с ними. Действительно, становится воз- можным ежечасное изменение производственного графика, то есть при приеме каждого нового заказа полностью пересчитывается производственная програм- ма, причем с учетом приоритетных стратегий предприятия.
Интеграция покупателя в процесс производства - это основа идеологии и главное достоинство CSRP. Синхронизация деятельности покупателя (и ориен- тированных на работу с покупателем отделов) с исполнительным и планирую- щим центром компании обеспечивает способность оперативно выявлять благо- приятные возможности для создания преимуществ в конкуренции. Нарушение производственного ритма за счёт поступающих в реальном времени в системы ежедневного планирования и производства требований покупателей заставляет руководителей предприятий обращать своё внимание не только на производ- ство, но и учитывать в оперативном управлении критические факторы рынка и потребительских свойств продукции. Производители, побуждаемые взаимодей- ствием с покупателем, а не внутренними проблемами производства, могут по- лучить существенные преимущества путем систематического подхода к оценке:
- какие продукты необходимо производить и услуги предлагать;
- какие новые рынки перспективны для развития.
Производители принимают решения по выбору продуктов и рыночных ниш, но эти решения изолированы от исполнительных подразделений органи- заций, которые собственно и будут их реализовывать. С другой стороны, в классических системах планирования и управления ресурсами "ощущение" рынка и критическая информация о покупателе недоступны системе планиро- вания бизнеса и изолированы в различных локальных подсистемах, разбросан- ных по организации.
CSRP перемещает фокус внимания с планирования производства к плани- рованию заказов покупателей. Информация о клиентах и услуги внедряются в
95 основу деятельности организации. Производственное планирование не просто расширяется, а замещается требованиями клиентов, поступающими из подраз- делений, ориентированных на работу с покупателями. Таким образом, CSRP за- ставляет пересмотреть всю бизнес-практику, фокусируя её на рыночной актив- ности, а не на производственной деятельности.
3. CRP системы (Capacity Requirements Planning— планирование потреб- ности в производственных мощностях)
Цель CRP - системы - проверка выполнимости заданного графика работ с точки зрения имеющегося оборудования и возможностей, и в случае адекватно- сти требований и возможности выполнения задания по срокам оптимизировать и грамотно распределить нагрузку на имеющиеся производственные ресурсы.
Значение:
-вычисляет требуемую производительность;
-в MRP - системе при помощи функции CRP вычисляются производствен- ные мощности, необходимые, чтобы произвести запланированный про- изводственный заказ;
-в тот момент, когда определено, что план потребностей в производствен- ных мощностях может быть осуществлен, начинает функционировать контроль поддержания установленной производительности. Для этого в течение всего срока планирования системой регулярно создаются кон- трольные отчеты по производительности (Output control reports). Кроме контрольных отчетов производительности, для каждой производитель- ной единицы существуют контрольные отчеты потребления материалов- комплектующих. Эти отчеты существуют для быстрого определения си- туаций, когда та или иная производительная единица не развивает пла- новой мощности из-за недостаточного снабжения материалами.
96
4. SIC системы (Statistical Inventory Control — статистическое управле- ние запасами)
Основное назначение: изучение динамики запасов с использованием ста- тистических методов. Новое понятие «Точка заказа» (Reorder level) - фиксиро- ванный уровень запаса, при достижении которого необходимо организовать следующий заказ на поставку.Система предусматривает наличие страхового
(буферного) запаса для компенсации случайных колебаний спроса на материал и/или времени доставки.
Размер страхового запаса рассчитывается исходя из вероятностных харак- теристик и экономических показателей.
Его практическое использование оправдано, прежде всего, для относи- тельно недорогих материалов, для которых можно установить довольно высо- кий уровень страхового запаса, либо для материалов, которые всегда должны иметься в наличии в количестве, необходимом для бесперебойного функциони- рования производства.
97
ПРАКТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
1.Социально-экономическая сущность производственной логистики
Задача 1. Общее количество наименований деталей в первом варианте но- вой конструкций изделия 1550, во втором варианте 1500, а коэффициент кон- структивной унификации соответственно 0,3 и 0,4. Определить, насколько уменьшается объем работ (ч.) по конструкторской подготовке во втором вари- анте, если средняя трудоемкость конструкторской подготовки производства одной оригинальной детали 40 ч.
Ответ: на 7400 ч.
Задача 2. Два варианта конструкции одного и того же изделия имеют сле- дующее распределение деталей по степени их применяемости:
Определить коэффициенты конструктивной унификации и повторяемости по данным вариантам. Какой вариант более экономичный?
Задача 3. Определить коэффициент использования материалов в действу- ющей и модернизированной конструкции, а также процент снижения средней материалоемкости после модернизации на основе данных:
Ответ: 0,75; 0,79; 6,1 %.
Задача 4. Корпус изделия может быть изготовлен из кованой или штампо- ванной заготовки. Определить аналитически и графически наименьшее количе- ство заготовок, при котором экономично применение штампованной заготовки, если известны данные:
98
Ответ: 161 шт.
Задача. 5. Установить, при каком количестве деталей в год целесообразно их обрабатывать на четыре шпиндельном автомате вместо револьверного стан- ка, если известны данные по затратам:
Ответ. Более 275 деталей.
Задача 6. Отрезка заготовок из прутка инструментальной стали диаметром
100 мм для фрез может производиться на ножовочном станке или дисковой зубчатой пиле. Установить, какой способ экономически более целесообразный:
Вес одного погонного метра стали диаметром 100 мм равен 61,65 кг. Сто- имость одной тонны инструментальной стали 2 млн руб.
Ответ: целесообразнее отрезка на ножовочном станке, экономия металла при этом составляет 420 руб.
99
2.Производственный процесс и его организация в пространстве и вре-
мени
Задача 1. Определить длительность обработки партии деталей в 100 шт. при последовательном, параллельном и последовательно-параллельном видах движения:
Ответ: Тпос = 150 ч; Тnap = 34,5 ч; Тп.п. = 65,85 ч.
Задача 2. Партия деталей в 100 шт. обрабатывается при последовательном виде движения. Технологический процесс обработки детали состоит из шести операций (мин): t1 = 3, t2 = 5, t3 = 4, t4 = 2, t5 = 6, t6 = 3. Каждая операция вы- полняется на одном станке; последняя выполняется с помощью многорезцового приспособления, позволяющего одновременно обрабатывать пять деталей.
Определить продолжительность обработки партии деталей и среднюю продол- жительность обработки одной детали.
Ответ: Тпос = 2060 мин; td = 20,6 мин.
Задача 3. Количество деталей в партии 12 шт. Вид движения партии дета- лей последовательный. Технологический процесс обработки детали состоит из шести операций (мин): t1 = 4, t2 = 6, t3 = 6, t4 =2, t5 = 5 и t6 = 3. Каждая опера- ция выполняется на одном станке. Определить, как изменится продолжитель- ность обработки партии деталей, если последовательный вид движения заме- нить последовательно-параллельным.
Ответ: сократится на 201 мин.
Задача 4. Партия деталей в 10 шт. обрабатывается при последовательно- параллельном виде движения. Технологический процесс обработки детали со- стоит из шести операций (мин): t1 = 2, t2 = 9, t3 = 5, t4 = 8, t5 = 3 и t6 = 4. Име- ется возможность объединить пятую и шестую операции в одну пятую без из- менения длительности каждой в отдельности. Определить, как изменится про- должительность обработки партии деталей.
Ответ: сократится на 9 мин.
100
Задача 5. Партия деталей в 20 шт. обрабатывается при последовательно- параллельном виде движения. Технологический процесс обработки состоит из семи операций (мин): t1 = 8, t2 = 5, t3 = 4, t4= 3, t5 = 9, t6 = 2 и t7 = 6. В резуль- тате совершенствования технологии длительность первой операции можно уменьшить на 2 мин, пятой – на 4 мин. Определить, как изменится продолжи- тельность обработки партии деталей.
Ответ: сократится на 120 мин.
Задача 6. Технологический процесс обработки детали состоит из семи опе- раций, продолжительность которых составляет (мин): t1 = 5, t2 = = 9, t3 = 6, t4 =
4, t5 = 10, t6 = 3 и t7 = 9. Партия деталей – 40 шт. Четвертая операция объединя- ется с шестой в одну четвертую без изменения длительности обработки каждой в отдельности, а пятая уменьшается на 2 мин. Определить, на сколько сокра- тится длительность обработки партии деталей при последовательно- параллельном виде движения в результате объединения и сокращения длитель- ности операций.
Ответ: сократится на 5,8 ч.
Задача 7. Размер партии деталей 100 шт. Каждая операция выполняется на одном станке. Определить продолжительность обработки деталей при парал- лельном виде движения. Насколько сократится продолжительность обработки партии деталей, если норму времени на выполнение третьей операции сокра- тить на 5 мин, а пятой – на 4 мин.
Ответ: Тпар = 41 ч; ∆t = 6,8 ч.
Задача 8. Технологический процесс обработки детали состоит из семи опе- раций (мин): t1 = 6, t2 = 20, t3 = 14, t4 = 10, t5 = 15, t6 = 8 и t7 = 5. Размер партии деталей 50 шт. Каждая операция выполняется на одном станке. Определить время обработки партии деталей при последовательном виде движения и время пролеживания каждой детали в ожидании передачи ее со второй операции на третью.
Ответ: Тпос = 65 ч; tnp = 16,33 ч.
Задача 9. Определить длительность технологического цикла обработки 60 деталей. Заготовки передаются с операции на операцию поштучно:
водством
В западных странах применяются (-лись) следующие системы планирования и управления производственными ресурсами:
1. MRP (Material Requirements Planning —планирование потребности в мате- риальных ресурсах);
2. MRPII (Manufacturing Resource Planning —планирование производственных ресурсов);
3. CSRP (Customer Synchronize Resource Planning —синхронизированное с по- требителем планирование ресурсов);
4. CRP (Capacity Requirements Planning —планирование потребности в произ- водственных мощностях);
5. SIC (Statistical Inventory Control —статистическое управление запасами);
6. MPS (Master Production Schedule — объёмно-календарное планирование);
7. ERP (Enterprise Resource Planning System —система планирования ресурсов предприятия).
Одной из наиболее популярных в мире является концепция "планирование по- требностей ресурсов" (requirements/resource planning, RP).
При зависимом спросе становится возможным планирование потребности в ма- териалах (material requirements planning) или MRP. Суть этого подхода заключается в расчете потребностей во всех видах материалов, сырья, комплектующих, деталей, не- обходимых для производства каждого продукта из основного графика в требуемом объеме, и подаче соответствующих заказов на поставку.
Содержание систем MRP. Данные системы относятся к логистическим системам «тол- кающего типа». (MRP I / MRP II (Material / manufacturing requirements/resource planning
– «системы планирования потребностей в материалах / производственного планирова- ния ресурсов»).
Основные цели MRP – систем: удовлетво- рение потребностей в сырье, материалах и про- дукции при планировании производства и до- ставки продукции потребителям; сохранение низких уровней запасов сырья (материалов); осуществление планирования производствен- ных операций, расписаний доставки, закупоч- ных операций с целью минимизации расходов.
Система MRP I. Данная система начинает свою работу с определения необходи- мого количества сырья, которое требует рынок в определенные периоды времени, ориентируясь на прогнозные расчеты потребности. Далее система высчитывает необ- ходимое количество сырья (материалов) для исполнения производственной програм- мы. Для этого в базе данных компьютера содержится информация, касающаяся но- менклатуры и основных свойствах сырья, материалов, необходимых для производ-
90 ства продукции; система моментов времени поставок сырья и материальных ресурсов в производственные подразделения и др. Таким образом, база данных информирует систему и соответствующий управленческий персонал о наличии и размере запасов сырья и материалов на складе, а также о близости их к критическому размеру и тому времени, когда их необходимо пополнить. Также в базе содержится информация о поставщиках и параметрах поставки сырья (материалов).
Недостатки системы MRP I: использование MRP I требует значительного объема вычислений, предварительной обработки большого объема исходной информации; растут расходы на обработку заказов и транспортировку при одновременном стрем- лении предприятий сократить уровни запасов или перейти на выпуск товаров в малых объемах с более высокой периодичностью (серийное производство); имеется слабая чувствительность к кратковременным изменениям спроса.
Система MRP II. Данная система появилась как результат ликвидации борьбы с недостатками системы MRP I. Система MRP II, помимо прежних функций, содержит элементы финансового планирования, чем обеспечивает большую гибкость планиро- вания и способствует снижению логистических расходов по управлению запасами.
Основные исторически сложившиеся классы систем управления предприятиями:
91
При создании логистической системы на предприятии за основу может быть взя- та концепция «планирования потребностей / ресурсов» (RP – Requirements / resource planning – «планирование потребностей и ресурсов»).
92
Тема 15. Западный опыт оперативного планирования и управления произ-
водством
1. CRM-системы (Customer Relationship Management), то есть
«управление отношениями с клиентами». Основное предназна- чение: при помощи автоматизации процессов помогает эффек- тивнее выстраивать диалог с покупателем.
Представьте таблицу Ms Excel с клиентской базой, но только при щелчке на имя клиента открывается удобная карточка, в которой содержится вся хро-
93 нология работы с ним — от первого звонка до покупки. Здесь можно прослу- шать звонки, посмотреть историю покупок, создать документы по шаблону, написать e-mail или sms, поставить задачу.
Когда клиент звонит, CRM предлагает открыть его карточку. Даже если раньше этого покупателя вел другой менеджер, можно легко ответить на его вопросы без всяких «уточню и перезвоню». CRM сама отправит клиенту sms- сообщение о статусе заказа и напомнит о встрече. В итоге экономия времени — и производителя, и клиента. Условно делает его более лояльным и настроенным на покупку.
CRM:
-формирует документы по шаблону,
-ставит задачи менеджерам на каждом этапе сделки,
-отправляет sms клиентам,
-создает онлайн-отчеты по всем показателям,
-через встроенный калькулятор рассчитывает стоимость услуг,
-отслеживает важные даты (напоминает продлить договор, выставить счет на оплату, предложить сервис).
2. CSRP системы (Customer Synchronized Resource Planning) - планирова- ние ресурсов, синхронизированное с покупателем.
Если MRP, MRP-II, ERP ориентировались на внутреннюю организацию предприятия, то CSRP включил в себя полный цикл от проектирования буду- щего изделия, с учетом требований заказчика, до гарантийного и сервисного обслуживания после продажи. Основная суть концепции CSRP в том, чтобы интегрировать Заказчика (Клиента, Покупателя и пр.) в систему управления предприятием. Согласно данной концепции не отдел сбыта, а сам покупатель непосредственно размещает заказ на изготовление продукции - соответственно сам несет ответственность за его правильность, сам может отслеживать сроки поставки, производства и пр. При этом предприятие может очень четко отсле- живать тенденции спроса и т.д.
94
Реализация концепции CSRP на предприятии позволяет управлять заказа- ми клиентов в целом и всей работой с ними. Действительно, становится воз- можным ежечасное изменение производственного графика, то есть при приеме каждого нового заказа полностью пересчитывается производственная програм- ма, причем с учетом приоритетных стратегий предприятия.
Интеграция покупателя в процесс производства - это основа идеологии и главное достоинство CSRP. Синхронизация деятельности покупателя (и ориен- тированных на работу с покупателем отделов) с исполнительным и планирую- щим центром компании обеспечивает способность оперативно выявлять благо- приятные возможности для создания преимуществ в конкуренции. Нарушение производственного ритма за счёт поступающих в реальном времени в системы ежедневного планирования и производства требований покупателей заставляет руководителей предприятий обращать своё внимание не только на производ- ство, но и учитывать в оперативном управлении критические факторы рынка и потребительских свойств продукции. Производители, побуждаемые взаимодей- ствием с покупателем, а не внутренними проблемами производства, могут по- лучить существенные преимущества путем систематического подхода к оценке:
- какие продукты необходимо производить и услуги предлагать;
- какие новые рынки перспективны для развития.
Производители принимают решения по выбору продуктов и рыночных ниш, но эти решения изолированы от исполнительных подразделений органи- заций, которые собственно и будут их реализовывать. С другой стороны, в классических системах планирования и управления ресурсами "ощущение" рынка и критическая информация о покупателе недоступны системе планиро- вания бизнеса и изолированы в различных локальных подсистемах, разбросан- ных по организации.
CSRP перемещает фокус внимания с планирования производства к плани- рованию заказов покупателей. Информация о клиентах и услуги внедряются в
95 основу деятельности организации. Производственное планирование не просто расширяется, а замещается требованиями клиентов, поступающими из подраз- делений, ориентированных на работу с покупателями. Таким образом, CSRP за- ставляет пересмотреть всю бизнес-практику, фокусируя её на рыночной актив- ности, а не на производственной деятельности.
3. CRP системы (Capacity Requirements Planning— планирование потреб- ности в производственных мощностях)
Цель CRP - системы - проверка выполнимости заданного графика работ с точки зрения имеющегося оборудования и возможностей, и в случае адекватно- сти требований и возможности выполнения задания по срокам оптимизировать и грамотно распределить нагрузку на имеющиеся производственные ресурсы.
Значение:
-вычисляет требуемую производительность;
-в MRP - системе при помощи функции CRP вычисляются производствен- ные мощности, необходимые, чтобы произвести запланированный про- изводственный заказ;
-в тот момент, когда определено, что план потребностей в производствен- ных мощностях может быть осуществлен, начинает функционировать контроль поддержания установленной производительности. Для этого в течение всего срока планирования системой регулярно создаются кон- трольные отчеты по производительности (Output control reports). Кроме контрольных отчетов производительности, для каждой производитель- ной единицы существуют контрольные отчеты потребления материалов- комплектующих. Эти отчеты существуют для быстрого определения си- туаций, когда та или иная производительная единица не развивает пла- новой мощности из-за недостаточного снабжения материалами.
96
4. SIC системы (Statistical Inventory Control — статистическое управле- ние запасами)
Основное назначение: изучение динамики запасов с использованием ста- тистических методов. Новое понятие «Точка заказа» (Reorder level) - фиксиро- ванный уровень запаса, при достижении которого необходимо организовать следующий заказ на поставку.Система предусматривает наличие страхового
(буферного) запаса для компенсации случайных колебаний спроса на материал и/или времени доставки.
Размер страхового запаса рассчитывается исходя из вероятностных харак- теристик и экономических показателей.
Его практическое использование оправдано, прежде всего, для относи- тельно недорогих материалов, для которых можно установить довольно высо- кий уровень страхового запаса, либо для материалов, которые всегда должны иметься в наличии в количестве, необходимом для бесперебойного функциони- рования производства.
97
ПРАКТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
1.Социально-экономическая сущность производственной логистики
Задача 1. Общее количество наименований деталей в первом варианте но- вой конструкций изделия 1550, во втором варианте 1500, а коэффициент кон- структивной унификации соответственно 0,3 и 0,4. Определить, насколько уменьшается объем работ (ч.) по конструкторской подготовке во втором вари- анте, если средняя трудоемкость конструкторской подготовки производства одной оригинальной детали 40 ч.
Ответ: на 7400 ч.
Задача 2. Два варианта конструкции одного и того же изделия имеют сле- дующее распределение деталей по степени их применяемости:
Определить коэффициенты конструктивной унификации и повторяемости по данным вариантам. Какой вариант более экономичный?
Задача 3. Определить коэффициент использования материалов в действу- ющей и модернизированной конструкции, а также процент снижения средней материалоемкости после модернизации на основе данных:
Ответ: 0,75; 0,79; 6,1 %.
Задача 4. Корпус изделия может быть изготовлен из кованой или штампо- ванной заготовки. Определить аналитически и графически наименьшее количе- ство заготовок, при котором экономично применение штампованной заготовки, если известны данные:
98
Ответ: 161 шт.
Задача. 5. Установить, при каком количестве деталей в год целесообразно их обрабатывать на четыре шпиндельном автомате вместо револьверного стан- ка, если известны данные по затратам:
Ответ. Более 275 деталей.
Задача 6. Отрезка заготовок из прутка инструментальной стали диаметром
100 мм для фрез может производиться на ножовочном станке или дисковой зубчатой пиле. Установить, какой способ экономически более целесообразный:
Вес одного погонного метра стали диаметром 100 мм равен 61,65 кг. Сто- имость одной тонны инструментальной стали 2 млн руб.
Ответ: целесообразнее отрезка на ножовочном станке, экономия металла при этом составляет 420 руб.
99
2.Производственный процесс и его организация в пространстве и вре-
мени
Задача 1. Определить длительность обработки партии деталей в 100 шт. при последовательном, параллельном и последовательно-параллельном видах движения:
Ответ: Тпос = 150 ч; Тnap = 34,5 ч; Тп.п. = 65,85 ч.
Задача 2. Партия деталей в 100 шт. обрабатывается при последовательном виде движения. Технологический процесс обработки детали состоит из шести операций (мин): t1 = 3, t2 = 5, t3 = 4, t4 = 2, t5 = 6, t6 = 3. Каждая операция вы- полняется на одном станке; последняя выполняется с помощью многорезцового приспособления, позволяющего одновременно обрабатывать пять деталей.
Определить продолжительность обработки партии деталей и среднюю продол- жительность обработки одной детали.
Ответ: Тпос = 2060 мин; td = 20,6 мин.
Задача 3. Количество деталей в партии 12 шт. Вид движения партии дета- лей последовательный. Технологический процесс обработки детали состоит из шести операций (мин): t1 = 4, t2 = 6, t3 = 6, t4 =2, t5 = 5 и t6 = 3. Каждая опера- ция выполняется на одном станке. Определить, как изменится продолжитель- ность обработки партии деталей, если последовательный вид движения заме- нить последовательно-параллельным.
Ответ: сократится на 201 мин.
Задача 4. Партия деталей в 10 шт. обрабатывается при последовательно- параллельном виде движения. Технологический процесс обработки детали со- стоит из шести операций (мин): t1 = 2, t2 = 9, t3 = 5, t4 = 8, t5 = 3 и t6 = 4. Име- ется возможность объединить пятую и шестую операции в одну пятую без из- менения длительности каждой в отдельности. Определить, как изменится про- должительность обработки партии деталей.
Ответ: сократится на 9 мин.
100
Задача 5. Партия деталей в 20 шт. обрабатывается при последовательно- параллельном виде движения. Технологический процесс обработки состоит из семи операций (мин): t1 = 8, t2 = 5, t3 = 4, t4= 3, t5 = 9, t6 = 2 и t7 = 6. В резуль- тате совершенствования технологии длительность первой операции можно уменьшить на 2 мин, пятой – на 4 мин. Определить, как изменится продолжи- тельность обработки партии деталей.
Ответ: сократится на 120 мин.
Задача 6. Технологический процесс обработки детали состоит из семи опе- раций, продолжительность которых составляет (мин): t1 = 5, t2 = = 9, t3 = 6, t4 =
4, t5 = 10, t6 = 3 и t7 = 9. Партия деталей – 40 шт. Четвертая операция объединя- ется с шестой в одну четвертую без изменения длительности обработки каждой в отдельности, а пятая уменьшается на 2 мин. Определить, на сколько сокра- тится длительность обработки партии деталей при последовательно- параллельном виде движения в результате объединения и сокращения длитель- ности операций.
Ответ: сократится на 5,8 ч.
Задача 7. Размер партии деталей 100 шт. Каждая операция выполняется на одном станке. Определить продолжительность обработки деталей при парал- лельном виде движения. Насколько сократится продолжительность обработки партии деталей, если норму времени на выполнение третьей операции сокра- тить на 5 мин, а пятой – на 4 мин.
Ответ: Тпар = 41 ч; ∆t = 6,8 ч.
Задача 8. Технологический процесс обработки детали состоит из семи опе- раций (мин): t1 = 6, t2 = 20, t3 = 14, t4 = 10, t5 = 15, t6 = 8 и t7 = 5. Размер партии деталей 50 шт. Каждая операция выполняется на одном станке. Определить время обработки партии деталей при последовательном виде движения и время пролеживания каждой детали в ожидании передачи ее со второй операции на третью.
Ответ: Тпос = 65 ч; tnp = 16,33 ч.
Задача 9. Определить длительность технологического цикла обработки 60 деталей. Заготовки передаются с операции на операцию поштучно: