Файл: Функции налогового учета (Теоретический анализ понятия налогового учета).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 202

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Налоговый учет фокусируется исключительно на таких предметах, как доход, квалификационные отчисления, доходы или убытки от инвестиций и другие транзакции, которые влияют на налоговую нагрузку. Это ограничивает объем информации, необходимой для того, чтобы лицо управляло ежегодной налоговой декларацией, а в то время как налоговый бухгалтер может использоваться отдельным лицом, это не является юридическим требованием.

С точки зрения налогоплательщика учет будет включать отслеживание всех средств, поступающих и находящихся вне владения лиц независимо от цели, включая личные расходы, которые не имеют налоговые последствия[12, c.102].

С точки зрения бизнеса, дополнительная информация должна анализироваться как часть процесса налогового учета. В то время как доходы компании или входящие средства должны отслеживаться так же, как и для отдельного лица, существует дополнительный уровень сложности в отношении любых исходящих средств, направленных на определенные бизнес-обязательства. Это может включать средства, направленные на конкретные бизнес-расходы, а также средства, направленные на акционеров[15, c.46].

Крупные компании и холдинги налоговый учет ведут обособленно от бухгалтерского, который в свою очередь стараются приблизить к МСФО, для большего привлечения инвестиций и прозрачности отчетности. Для ведения налоговой политики разрабатывается учетная политика для целей налогообложения и концепция налогового учета, создаются самостоятельные подразделения внутри организации, которые работают на установленных компьютерных системах обработки данных, либо отчетность может вестись профильными сторонними компаниями. Исходя из особенностей учета, организация может разрабатывать свои формы налоговых регистров (сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированные в соответствии с требованиями гл.25 НК РФ). Налоговые регистры выполняют следующие функции:

  • являются отчетами по налоговому учету, детализирующими показатели, отраженные в декларации по налогу на прибыль;
  • являются средством автоматического расчета сумм доходов и расходов, порядок признания которых в бухгалтерском и налоговом учете отличается;
  • являются средством автоматического расчета разниц по ПБУ 18/02.

Некоторые компании могут взять за основу регистры бухгалтерского учета. Обычно в организации разрабатываются методические указания, в которых прописаны инструкции к каждому регистру. 


Существует подход, при котором учет ведется по правилам налогового учета. При использовании данного подхода, можно повлиять на оценку аудиторов о достоверности бухгалтерской отчетности, так как согласно п.6 ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации", достоверной и полной считается отчетность, сформированная из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету.

Поэтому необходимо проводить корректировку учетных данных, чтобы было соответствие по правилам бухгалтерского учета, а в дальнейшем составления бухгалтерской отчетности. Данный способ применим компаниями, для которых сдача налоговой отчетности первоочередная.

Тем самым можно сделать заключение, что сущность налоговой политики предприятия заключается в разработке системы методов и приемов ведения и организации отношений с контрагентами, оптимизирующей величину налогов при соблюдении налогового законодательства.

1.3. Объекты и предмет налогового учета

С помощью налогового учета осуществляется обобщение информации, необходимой главным образом для определения налоговой базы, которая в соответствии с пунктом 1 статьи 53 части первой НК РФ представляет собой стоимостную, физическую и иную характеристику объекта налогообложения [1].

Объекты налогового учета - имущество, обязательства, банковские и хозяйственные операции, операции с ценными бумагами, стоимостная оценка которых изменяет размер налоговой базы текущего отчетного периода или налоговой базы последующих периодов. Налогооблагаемая база - доход, по отношению к которому применяется налоговая ставка[17, c.44].

Объектами налогового учета выступают, прежде всего, объекты налогообложения, которыми, согласно новой редакции пункта 1 статьи 38 НК РФ, являются:

- реализация товаров (работ, услуг);

- имущество;

- прибыль;

- доход;

- расход;

-обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.

Под имуществом в НК РФ (статья 38) подразумеваются виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом РФ (ГК РФ).

Предметом налогового учета в обобщенном виде выступа­ет финансово-хозяйственная деятельность пред­приятия, в результате чего у налогоплательщика возникают обязательства по исчислению и уплате (удержанию) налога. Причем ведение налогового учета может быть возложено как непосредственно на налогоплательщика, так и на лиц, кото­рые, согласно налоговому законодательству, обязаны осуществ­лять исчисление налога[5, c. 26].


Финансово-хозяйственная деятельность предприятия — это совокупность действий по производству и продаже товаров, услуг, продукции с использованием ограниченного объема финансовых ресурсов. Сама по себе хозяйственная деятельность означает именно создание товаров, услуг, продукции. Финансовая деятельность является частью хозяйственного процесса на предприятии. Таким образом, «финансово-хозяйственная» является некоторой тавтологией. С другой стороны, в условиях рыночных процессов финансовая деятельность играет ключевую роль в обеспечении стабильности ежедневной деятельности предприятия[18, c.86].

Без привлечения необходимых финансовых ресурсов, их правильного размещения, эффективного управления положительными и отрицательными денежными потоками, невозможно обеспечить устойчивость такого процесса. Именно поэтому выделяют финансовую деятельность, как часть общего финансово-хозяйственного процесса предприятия.

2. Функции налогового учета

2.1. Основные функции налогового учета и их характеристика

В системе налогового учета выделают, как правило, 3 основные функции: фискальная; информационная; контрольная.

Сущность фискальной функции состоит в том, что благодаря правильной постановке и ведению налогового учета выполняется основное назначение налогов – пополнение доходной части бюджета для обеспечения возложенных на государство задач.

Именно грамотно выстроенное фискальное действие налога обеспечивает постоянное и возрастающее поступление средств. Утверждать, что фискальная суть налога душит производство, уничтожает объект обложения, т.е. саму себя, или противопоставлять ей какую-либо поощряющую роль, абсурдно. Фискальная функция самодостаточна, она естественным образом находит свое воспроизводство в развитии экономики и не нуждается в «регулирующих» противовесах[19, c.224].

Информационная функция налогового учета состоит в предоставлении информации как для самого налогоплательщика, так и для налоговых органов о правильности и полноте исчисления налогов, сборов и страховых взносов, а также о финансовом положении налогоплательщика.

Путем составления и представления налоговой отчетности обеспечивается возможность контроля данных налогового учета и взаимной сверки и сопоставления показателей между собой. В этом заключается контрольная функция налогового учета.


 Налоговый учет позволяет налоговым органам через установленные налогово-учетные формы осуществлять более эффективный контроль за исполнением налогоплательщиками налоговых обязательств[21, c.146].

Информационная функция реализуется путем налоговых расчетов на основе непрерывного фиксирования и документирования всех хозяйственных операций, совершаемых в организации. Тем самым  достигается обеспечение информацией  внешних и внутренних пользователей.

Кроме того налоговый учет позволяет осуществлять сбор и обработку необходимой налоговой информации для правильного исчисления налоговых     обязательств для лиц, которые в соответствии с действующим законодательством бухгалтерский учет вести не обязаны.

Регулирующая функция налогов должна решать различные, поставленные государством зада­чи налоговой политики, а также оказывать влияние системы на экономические про­цессы и тенденции, которые совершающиеся в обществе.

Посредством налогового механизма (налоговых ставок, системы льгот, от­срочек уплаты налогов и форм предоставления налогового кре­дита и т. п.) государство может регулировать инвестиционную деятельность хозяйствующих субъектов, предпринимательскую активность физических лиц и т. д. Регулирующая функция, таким образом, проявляется в про­цессе воздействия налоговых отношений на макроэкономичес­кие пропорции и поведение хозяйствующих субъектов. Эта функ­ция реализует не только экономические отношения, выражаю­щие иерархическую подчиненность (власть — плательщик), но и отношения экономических агентов между собой[22, c.108].

Стимулирующая подфункция налогообложения — направлена на поддержку развития тех или иных экономических процессов. Она реализуется через систему льгот и освобождений. Нынешняя система налогообложения предоставляет широкий набор налоговых льгот малым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные вложения в производство и благотворительную деятельность, и т. д.

Дестимулирующая подфункция налогообложения — направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов.

Воспроизводственная подфункция предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов. Эту подфункцию выполняют отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за воду и прочие.


2.2. Контрольная функция налогового учета

Контрольная функция налогов необходима для создания условий сохранения пропорционального равновесия стоимостей в процессе образования и дальнейшего распределения доходов различных экономических субъектов.

С помощью контрольной функции реально оценить эффективность того или иного налогового канала, а также налогового бремени на население. По результатам контрольной функции можно проследить необходимость внесения изменений в налоговую политику.

Государство использует контрольную функцию налогов, чтобы отследить своевременность и полноту поступления денежных средств государственный бюджет.

Контрольная функция налогового учета позволяет осуществить государству контроль над финансово-хозяйственной деятельностью населения, в частности следить за источниками дохода и расхода. Контрольная функция реализуется, в том числе и с помощью проверок разного характера.

Например, выезд налоговиков с камеральной проверкой может выполнять две функции:

‒        контрольную, так как данный вид проверки позволит дать оценку полноте, достоверности и своевременности и правильности представления налоговых деклараций, налоговых расчетов и иных отчетных документов);

‒        информационную функцию, так как проверка поможет выявить круг налогоплательщиков, которых могут быть привлечены к налоговой ответственности за представление налоговой отчетности с нарушением сроков; а также рекомендуемых к проведению выездной налоговой проверки в отношении выявленных лиц.

В целом методы налогового контроля весьма разнообразны. По содержанию они могут быть разделены на общие (логический, статистический, математический) и специальные (проверка документов, осмотр территорий и помещений, инвентаризация) методы. Первые фактически могут использоваться при осуществлении любого вида деятельности, вторые — только в рамках налогового контроля. Именно они и являются мероприятиями налогового контроля. По времени осуществления мероприятия налогового контроля можно подразделить на основные и дополнительные. Последние назначаются по результатам осуществления той или иной формы налогового контроля, в случае недостаточности полученной налоговыми органами информации. 

2.3. Фискальная функция

Фискальная функция, можно сказать, истекает из самой природы налога. Она характерна для государств различного строя и различных эпох. Именно при ее реализации формируются госресурсы и создаются необходимые материальные ресурсы, обеспечивающие существование государства.