Файл: Функции налогового учета (Теоретический анализ понятия налогового учета).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 199
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретический анализ понятия налогового учета
1.1. Сущность, понятие и цели налогового учета
1.2. Принципы и способы ведения налогового учета
1.3. Объекты и предмет налогового учета
2.1. Основные функции налогового учета и их характеристика
2.2. Контрольная функция налогового учета
3. Реализация функций налогового учета
3.1. Текущее положение и проблемы реализации основных функций налогового учета
3.2. Совершенствование фискальной и контрольной функций налогового учета
Важнейшим фактором повышения эффективности контрольной функции налогового учета является совершенствование действующих процедур контрольных проверок.
Необходимо провести комплекс мероприятий направленный на оптимальный отбор налогоплательщиков для проведения выездных проверок. Эффективность должна заключаться в достижении максимальной результативности проведенной проверки налоговой инспекции при минимальных затратах кадровых и материальных ресурсов.
При использовании форм, приемов и способов проведения налоговых проверок, необходимо добиваться, чтобы в совокупности они максимально были направленны на исполнение функций налоговых органов.
Для дальнейшего совершенствования налоговой политики России необходимо:
‒ наряду с фискальной усиливать регулирующую, стимулирующую и контролирующую функции налогообложения;
‒ осуществлять непрерывную работу по изменению налогового законодательства;
‒ обеспечивать наполнение доходной части бюджета, как за счет усиления налогового администрирования, так и за счет ослабления налогового бремени;
‒ производить максимальное налогообложение у источников выплат;
‒ упрощать налогообложение; сокращать все виды льгот;
‒ снижать размеры платежей во внебюджетные фонды;
‒ осуществлять увеличение налогообложения сферы потребления за счет повышения таможенных пошлин и акцизов;
‒ добиваться единообразия политики органов, отвечающих за пополнение доходной части бюджета, создать комитет по налогообложению и таможенной политике.
Базовые принципы ведения налогового учета целесообразно дополнить следующими принципами, заимствованными из законодательства по БУ:
- принцип приоритета содержания перед формой (п. 6 ПБУ 1/2008) является принципом БУ, но актуален и для НУ. Принцип предполагает отражение в налоговом учете фактов хозяйственной деятельности, исходя не столько из их правовой формы, сколько из их экономического содержания и условий хозяйствования. Нарушение данного принципа в БУ влечет искажение показателей бухгалтерской отчетности и при существенности искажений — модифицированное аудиторское заключение или отказ от выдачи аудиторского заключения. Нарушение данного принципа в НУ влечет налоговые последствия при условии переквалификации сделки налоговым органом, т.е. изменения сути сделки для целей налогообложения.
Оптимизировать и минимизировать размер платежей производимых в виде налогов, сборов и пошлин, можно с помощью налогового планирования, которое является решением одной из задачей снижения налоговой нагрузки на бизнес, а также выбора приемлемой формы налогообложения, но при этом не меняя вида деятельности организации и методы и способы налогового планирования не должны вылезать за рамки действующего законодательства.
Как правило, налоги должны быть экономически обоснованы, поэтому они не могут быть безосновательными. Соблюдение данного закона является правовым и экономическим.
Государственные программы социально-экономического развития могут служить своеобразным ориентиром в концепции повышения эффективности налоговой системы. Здесь планируется принятие мер, которые будут способствовать стимулированию инвестиционной деятельности.
С 1 января 2019 года увеличился размер ряда налогов и сборов, а также введены изменения в бухгалтерский учет и ПБУ 3/2006. Когда издержки бизнеса растут, наступает время оптимизировать налоги. Однако далеко не все схемы и методы оптимизации налогов в 2019 году приемлемы с точки зрения ФНС.
Для налоговой политики, в настоящее время является главным достижения соотношения между регулирующей и фискальной ролью налогов, что является оптимальным. Распределение налогового обязательства носит справедливый характер, что является основной задачей эффективности системы налогообложения в стране. Знание Налогового кодекса Российской Федерации поможет сэкономить организации денежные средства законным путем, оптимизировать налогообложение. Законное освобождение активов для последующего их применения, является оптимизация налоговых платежей на законных основаниях.
Заключение
Основной целью каждого хозяйствующего субъекта является получение прибыли. Для её достоверного формирования налоговый учет осуществляет исчисление доходов и расходов организации в целях налогообложения.
Налоговый учет дает возможность для формирования достоверной и полной информации о правилах учета в целях налогообложения при совершении хозяйственных операций. Учет является одним из главных источником информации для всех объектов управления в организации, для внутренних служб и подразделений, а также для сотрудников, которые на основании данной информации принимают управленческие решения, в том числе для инвесторов и органов власти.
Таким образом, налоговый учет представляет собой информационную систему финансово-экономической деятельности предприятия, которая формируется на принципах бухгалтерского учета в целях определения сумм налоговых выплат в пользу государственного бюджета.
Налоги стали важным элементом экономических и финансовых отношений уже с появлением государств. Они обеспечивают государству выполнение возложенных на него сложных и важных для общества административной, оборонной, хозяйственной функций. Это предопределяет фискальную роль налогов в государстве.
В системе налогового учета выделают, как правило, три основные функции: фискальная, информационная и контрольная.
Единое понимание российскими исследователями фискальной сущности налога не распространяется на толкование ими функций налогов. Каждый автор использует свой набор функций, расширяя регулирующее действие налога до распределительного, контрольного, стимулирующего, запретительного, социального и т.д., вплоть до экологического. В такой ситуации предпочтительной выглядит позиция, согласно которой налогам вменяется только одна функция — фискальная.
Информационная функция налогового учета состоит в предоставлении информации как для самого налогоплательщика, так и для налоговых органов о правильности и полноте исчисления налогов, сборов и страховых взносов, а также о финансовом положении налогоплательщика.
Государство использует контрольную функцию налогов, чтобы отследить своевременность и полноту поступления денежных средств государственный бюджет. Контрольная функция налогового учета позволяет осуществить государству контроль над финансово-хозяйственной деятельностью населения, в частности следить за источниками дохода и расхода.
Успех экономического реформирования в нашей стране в большой степени зависит от того, в каких направлениях пойдет преобразование налоговой системы общества, насколько бюджетная и налоговая политика государства будет отвечать требованиям времени и насколько правильно будут реализоваться функции налогового учета.
Список литературы
Нормативно – правовые акты:
1. Налоговый кодекс РФ. Части 1 и 2 // Справочно-правовая система ГАРАНТ. — URL: http:// base.garant.ru/ (дата обращения: 13.10.2019).
2. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ // Справочно-правовая система ГАРАНТ. — URL: http://ivo.garant.ru (дата обращения: 13.10.2019).
3.Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/08: утв. приказом Минфина РФ от 06.10.2008 № 106-н // Справочно-правовая система ГАРАНТ. — URL: http://base.garant.ru/ (дата обращения: 14.10.2019).
4. Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» ПБУ 18/02: утв. приказом Минфина РФ от 19.11.2002 № 114н // Справочно-правовая система ГАРАНТ. — URL: http://base.garant.ru/ (дата обращения: 14.10.2019).
5. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н (ред. от 11.04.2018) /Справочно-правовая система ГАРАНТ. — URL: http://base.garant.ru/12112848/ (дата обращения: 14.10.2019).
Учебная литература:
1. Александров, И. М. Налоги и налогообложение / И. М. Александров. — М.: Дашков и К, 2017. — 317 c
2. Березин, М. Ю. Правовые основы налогового процесса в Российской Федерации [Текст] // Государство и право. - 2019. - № 4. - 173 с.
3. Бухарева Л.В., Городецкая М.И., Дмитриева И.М. и др. Бухгалтерский финансовый учет : учебник. — 2-е изд. — М. : Юрайт, 2017. — (Бакалавр. Академический курс) – 88 с.
4.Волков, А. С. Упрощенная система налогообложения: Выбор упрощенки, порядок и особенности применения, формы документов / А. С. Волков. — М.: РИОР, 2017. — 847 c. Заяц, Н. Е. Теория налогов / Н. Е. Заяц. — М.: Мн: БГЭУ, 2017. — 220 c.
5. Глущенко Я. С., Егорова М. С. Проблемы налогообложения на современном этапе развития РФ // Молодой ученый. №11, 2015. – 79 с.
6. Горский И. Сколько функций у налога // Налоговый вестник. 2002,№3.
7. Дмитриева И.М. Финансовый и управленческий учет в условиях перехода на МСФО. Теория и практика : монография / И.М. Дмитриева, Г.Е. Машинистова, Ю.К. Харакоз. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2014. — 167 с.
8. Дмитриева И.М. Учетная политика предприятий в соответствии с МСФО для малого и среднего бизнеса // Аудитор. — 2013. — № 12 (226). — С. 53–57.
9. Дятлова О.В. Филатова А.П. Прямые и косвенные расходы при исчислении налога на прибыль // Экономика и социум. — 2015. — № 3-1 (16). — 545 c.
10. Егорова Е.В. Налоговый анализ в организациях : автореф. дис. … канд. экон. наук. — М., 2015. -122 c.
11. Жидовленко О. М. Совершенствование налогообложения в российских коммерческих организациях // Молодой ученый. №3, 2019 – 173 с.
12. Крамаренко, Л.А. Налоги и налогообложение. Учебное пособие. Гриф УМО. Гриф УМЦ «Профессиональный учебник». / Л.А. Крамаренко, М.Е. Косов. — М.: ЮНИТИ, 2013. — 576 c.
13. Малявкина Л.И. Методология интегрированного финансового и налогового учета, ориентированного на требования МСФО в инвестиционной деятельности : автореф. дис. д-ра экон. наук. — Орел, 2008.
14. Мальцман, Б. С. Все налоги / Б. С. Мальцман. — М.: [не указано], 2016. — 308 c. Налоговая служба Ярославской области: моногр.. — М.: Ярославль: Академия развития, 2017. — 672 c.
15. Неронова А. В., Захарян А. В. Совершенствование реализации налоговой политики РФ [Текст] // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016. —144 с.
16. Неронова А. В., Место налогов как категории финансов в воспроизводственном процессе/Неронова А. В., Захарян А. В.//Прорывные экономические реформы в условиях риска и неопределенности. Сборник статей Международной научно-практической конференции. 2016. – 98 с.