Файл: Функции налогового учета (Теоретический анализ понятия налогового учета).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 200

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

На современном этапе развития государства, стабильная налоговая система является наиболее значимым механизмом, воздействующим на уровень экономики.

Однако нередко налоговая система не в полной мере отвечает современным условиям, являясь сложной как по исчислению и уплате налогов, так и по системе ведения налогового учета, документирования, составлению отчетности и применению информационных систем.

В современной теории бухгалтерского учета идет острая дискуссия о месте налогового учета в единой системе учета и отчетности, включающей подсистемы статистического, оперативно-технического и бухгалтерского учета.

Налоговый учет предназначен для того, чтобы налогоплательщик смог правильно рассчитать свои налоговые обязательства. Ведь порядок исчисления и уплаты налогов, сборов и страховых взносов определяется правилами не бухгалтерского, а налогового учета. Поэтому если не вести налоговый учет, т. е. не определять объект налогообложения, не исчислять налоговую базу, не руководствоваться предусмотренным налоговым законодательством порядком исчисления налогов, а также не соблюдать порядок и сроки уплаты налога, налогоплательщик не сможет выполнять свою главную обязанность – уплачивать законно установленные налоги.

На сегодняшний момент вопросы о функциях, характерных для налогового учета не утратили своей актуальности. Разрозненность мнений обусловлена структурой, объемом и толкованием налоговых функций.

В большинстве случаев, авторы выделяют пять основных функций налога, а именно: фискальную, распределительную, поощрительную, контрольную и регулирующую функции. Данному мнению следуют М.О. Клейменова и А.В. Брызгалин, В.М. Родионова считает, что существуют экономическая и фискальная функции. А.И. Худяков, М.Н. Бродский доказывают наличие контрольной и распределительной функций, отдельные авторы выделяют – производственную функцию.

Необходимо признать, что авторы придают различное значение созвучным наименованиям налоговых функций. Противоречие находится в неправильном понимании определения "функция", а также его совмещение с термином - "роль".

Анализируя проблематику, связанную с функциями налога, налог целесообразно трактовать как обязательный и безвозмездный платеж, вносимый налогоплательщиком в бюджет государства, опираясь на внутреннюю конструкцию налога (объекта, субъекта налога, налоговой базы). Функция реализуется в границах экономических отношений, являющихся составной частью предмета определенной категории.


Существующие правовые системы, процессы в политической жизни, уровень развития, географическое положение государства влияют на уровень взаимодействия и взаимосвязи бухгалтерского и налогового учета.

Внедрение МСФО в целом значительно сблизило континентальную и англо-американскую учетные модели в пользу второй, так как международные стандарты требуют выполнять нейтральную отчетность, что заставляет бизнес и предприятия отказываться от зависимости бухгалтерского учета от налоговых правил.

Целью данной курсовой работы является определение функций налогового учета как основные направления его реализации, содержания и обеспечения. Исходя из цели поставлены следующие задачи;

- раскрыть сущность и понятие налогового учета;

- выяснить варианты ведения налогового учета и его принципы;

- проанализировать объекты налогового учета;

- рассмотреть проблемы реализации функции налогового учета и найти возможные пути их решения.

В структуру курсовой работы входит введение, три главы, заключение и список литературы.

1. Теоретический анализ понятия налогового учета

1.1. Сущность, понятие и цели налогового учета

Сущность налогового учета, а так же его цели, предмет, объекты, принципы организации, особенности учета доходов и расходов определены в ст. 313-333 НК РФ. В данной статье под налоговым учетом принято понимать систему обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ [1].

До 1992 г. выполнение задач по исчислению налогов и сборов всецело решалось бухгалтерским учетом. Официально понятие «налоговый учет» появилось только в НК РФ в 2001 г.

Наиболее важные шаги на пути разделения бухгалтерского и налогового учетов, а также формирования идеологии налогового учета связаны с принятием постановления Правительства РФ от 01.07.1995 № 661, внесшим существенные изменения и дополнения в постановление от 05.08.1992 № 552. С этого момента возросли функции контроля государства над формированием налоговой базы по налогу на прибыль.

В связи с тем, что налоговый учет дает возможность для формирования достоверной и полной информации о правилах учета в целях налогообложения при совершении хозяйственных операций. Можно сформулировать, что налоговый учет представляет собой в общем виде систему сбора, фиксации, обработки и обобщения информации.


Полученная информация необходима для обеспечения эффективного и прозрачного процесса расчета налогов в их взаимосвязи и составления налоговой отчетности в установленном законодательством порядке[1, c.46].

Предприятия и организации вправе сами определять и формировать систему налогового учета, опираясь строго на законодательство. Порядок ведения налогового учета указывается в учетной политике организации. Учетная политика предприятия утверждается приказом руководителя и является главным руководством для работников экономической сферы предприятия, по определению и начислению налогов. Для учета применяются специальные формы, которые называются налоговыми регистрами.

Система налогового учета обеспечивает регулирование порядка и правил первичной регистрации фактов хозяйственной деятельности, систематизации фактов и формированию показателей налоговой декларации.

В формировании налогового учета наиболее существенную роль несет бухгалтерский учет, который вместе с тем имеет вполне самостоятельное значение.

Налоговый учет призван обеспечить условия: для учета объектов, которые подлежат налогообложению соответствующим образом и порядком. Он так же служит эффективному контролю со стороны налоговых органов за правильностью расчета и своевременностью уплаты налогов[5, c.59].

Одной из главных задач налогового учёта является определение суммы платежей в бюджет и задолженности перед бюджетом по налогам на определённую дату.

Таким образом, можно сделать вывод, что налоговый учет стал неотъемлемой частью экономики с момента появления обязанности платить налоги. Налоговый учет может продолжать развиваться и дальше, и всякая вероятность того, что с его развитием может уйти в прошлое бухгалтерский учет, очень мала.

1.2. Принципы и способы ведения налогового учета

Налоговый учет состоит из методов учета, которые фокусируются на налогах, а не на появлении публичных финансовых отчетов. Налоговый учет регулируется Кодексом внутренних доходов, который диктует конкретные правила, которые должны соблюдать компании и лица при подготовке своих налоговых деклараций. Налоговые принципы часто отличаются от общепринятых принципов бухгалтерского учета[2, c.83].

Налоговым кодексом РФ определены следующие принципы ведения налогового учета:


1. Принцип денежного измерения выражается в том, что информация о доходах и расходах, которую предоставляют предприятия и организации поступает исключительно в денежном выражении;

2. Принцип имущественной обособленности. Этот принцип определяет обособленность имущества предприятия от имущества других юридических лиц. 

3. Принцип непрерывности деятельности организации, содержит правило, по которому ведение учета обязательно и непрерывно с момента регистрации юридического лица и до её ликвидации;

4. Принцип временной определённости фактов хозяйственной деятельности выступает как преобладающий. Он говорит о том, что доходы признаются в том отчётном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества или имущественных прав;

5. Принцип последовательности применения норм и правил налогового учёта распространяется на все объекты налогового учёта и устанавливает, что нормы и правила должны применяться последовательно от одного налогового периода к другому;

6. Принцип равномерности признания доходов и расходов рассчитывает, что расходы, которые отражаются для целей налогообложения будут в том же отчётном периоде, что и доходы[3, c.68].

По способу ведения налоговый и бухгалтерский учет похожи и имеют общие черты, такие как:

  1. оба учета регламентируются законодательством: налоговый — 25 глава Налогового кодекса РФ; бухгалтерский учет - Федеральный закон "О бухгалтерском учете" от 06.12.2011 N 402-ФЗ [2];
  2.  объектами учета являются все хозяйственные операции совершенные и зафиксированные в течение отчетного периода;
  3. Все совершенные хозяйственные операции должны быть подтверждены документально;
  4. Вся отчетность составляется в соответствии с периодами;
  5. Пользователи информации как внутренние, так и внешние;
  6. Все результаты за прошлые периоды отражаются и сохраняются определенное время.

Но в тоже время они существенно отличаются друг от друга, что заставляет организацию вести двойную отчетность, по каждому из этих учетов. Разделение учета могут позволить себе не все компании, потому что это нерационально и требует дополнительных затрат.

В настоящее время активно развивается тенденция, направленная на то, чтобы система регулирования бухгалтерского учета стала обособленной, от каких бы то ни было, налоговых вопросов. Этот процесс благоприятно сказывается и на эффективности налогообложения и на качестве бухгалтерской отчетности. Налоговый учет освобождается от лишних бухгалтерских элементов, которые, не связанны напрямую с налогообложением. Бухгалтерский учет в свою очередь, освобождается от факторов, которые могут повлиять и исказить отчетные показатели[7, c.95].


В российских компаниях налоговый учет становится самостоятельным направлением учета фактов хозяйственной жизни. В настоящее время для Российских компаний существует несколько способов ведения налогового учета, когда каждый из них применяется в зависимости от масштабов и сложности ведения учета организации.

Средние и малые предприятия предпочитают использовать счета бухгалтерского учета для формирования данных для налогового учета. Этот подход к ведению учета наименее трудоемок и наиболее гибок по отношению к налоговому законодательству, которое часто меняется. Суть подхода основана на том, что на основе первичных документов и бухгалтерского учета, получают данные для налогового учета[8, c.67].

При использовании этой модели учета можно выделить два варианта.

1. При условии, что регистры бухгалтерского учета содержат достаточно информации для определения налоговой базы, соответствующей требованиям НК РФ (глава 25), то создавать отдельные регистры налогового учета не имеет смысла (первый вариант). Первоочередная задача - максимальное сближение бухгалтерской и налоговой учетной политики, поэтом списание МПЗ производства, амортизация ОС и НМА, определение производственной продукции, не завершенного производства и готовой продукции на складе должны быть одинаковыми в обоих учетах.

2. При условии, если бухгалтерские регистры предоставляют информацию, которой недостаточно для определения налогооблагаемой базы, то организация вправе самостоятельно дополнять к применяемым регистрам бухгалтерского учета реквизиты, тем самым формируя регистры налогового учета. Этот подход законно обоснован после того, как в ст. 313 НК РФ (глава 25) были внесены следующие изменения[1]:

"В случае, если в регистрах бухгалтерского учета содержится недостаточно информации для определения налоговой базы... налогоплательщик вправе самостоятельно дополнять применяемые регистры бухгалтерского учета дополнительными реквизитами, формируя тем самым регистры налогового учета, либо вести самостоятельные регистры налогового учета"[10, c.79].

В условиях этого варианта необходимо определить объекты учета, по которым правила бухгалтерского и налогового учета не совпадают. Для данных объектов необходимо установить порядок использования информации бухгалтерского учета в целях налогового и разработать налоговые регистры. Все это отражается в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя[11, c.94].