Файл: Функции налогового учета (Теоретический анализ понятия налогового учета).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 208

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Фискальная функция характеризуется аккумуляцией финансовых ресурсов государства с целью выполнения общегосударственных программ.

Эта функция обусловлена тем, что, выражая определенную объективно существующую сферу экономических отношений, налоги как экономическая категория имеет специфическое общественное назначение - формирование и использование централизованного фонда денежных средств государства[14, c.96].

Фискальная функция налогов приводит к тому, что государство активно вмешивается в экономические отношения хозяйствующих субъектов. Это вмешательство предопределяет следующую функцию налогов – регулирующую функцию.

Фискальная функция является основополагающей, прежде всего, для понимания самой природы и сути налога. Этимологически слово берет начало от латинского fiscus – «казна, карман». На практике выражена в обеспечении потребностей государства в плане финансов, то есть любое государство будет всегда соблюдать и охранять свой фискальный интерес. Фискальные отношения можно определить как налогово-доходные и бюджетно-расходные, сосуществующие неразделимо в едином течении государственной жизни.

Основная задача при воплощении данной функции в жизнь - обеспечение устойчивой доходной статьи бюджетов всех уровней.

Реализация фискальной налоговой функции также имеет и ряд субъективных, объективных ограничений. Если налоговые поступления недостаточны, а государственные расходы становится невозможным сократить, то приходится прибегать к иным формам привлечения доходов в казну.

Функции налога, выделяемые в теории и практике налогообложения, взаимосвязаны, отдельно друг от друга самостоятельно выступать не могут. Так, «социальная функция тесно связана с фискальной и регулирующей функциями, так как налоговой базой в данном случае будет являться имущество и доходы физических и юридических лиц»: налоги должны взиматься в большем размере с богатых, значительная их доля в виде социальных выплат поступает малоимущим, таким образом, государство «стремится к обеспечению имущественного равенства граждан».

По мнению А.И. Горского, налоги выполняют лишь одну функцию - фискальную. Согласно его мнению, «вменение налогу единственной функции - фискальной - позволяет разделить использование налога в качестве орудия фиска и в качестве орудия налоговой политики. Соответственно, и цели налоговой политики могут находиться в разных плоскостях - фискальной и регулирующей» [6, c.16].

Существенное изменение взглядов на роль государства в регулировании экономических процессов, происходящих в обществе, привело к выводу о том, что роль налогов не стала ограничиваться исключительно фискальной функцией налогов.


3. Реализация функций налогового учета

3.1. Текущее положение и проблемы реализации основных функций налогового учета

В условиях адаптации отечественной системы бухгалтерского учета к Международным стандартам финансовой отчетности и роста вовлеченности России в мировые экономические отношения особое значение принимают проблемы взаимодействия и сосуществования систем бухгалтерского и налогового учета.

В связи с тем, что в настоящее время в бухгалтерском и налоговом законодательстве происходят частые корректировки и изменения, проблема взаимодействия бухгалтерского и налогового учета особенно актуальна. Постоянные нововведения неизбежно приводят к появлению новых учетных задач, требующих порой нестандартных решений, а также переосмыслению и анализу старых и, казалось бы, полностью изученных вопросов касающихся бухгалтерского и налогового учета. И здесь наибольший интерес вызывают вопросы гармонизации бухгалтерского и налогового учета налога на добавленную стоимость (НДС) [10, c.35].

Анализ нормативно — правовой базы налогового учета показывает, что в настоящее время наблюдается значительное отличие между требованиями бухгалтерского учета и налогового законодательства. В частности, заметны различия в основах группировки доходов и расходов предприятия, их признания в бухгалтерском учете и для целей налогообложения, методах оценки незавершенного производства, готовой продукции, допустимых способах начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, а также в порядке распределения расходов и определения той их доли, которая относится к расходам текущего периода. Многие из выявленных расхождений не имеют экономического обоснования [19, c.111].

Проблема различий в правилах бухгалтерского и налогового учета до сих пор является предметом многочисленных дискуссий ученых — теоретиков Необходимость ведения двух независимых самостоятельных систем учета вызвала споры среди практикующих работников бухгалтерского и налогового учета , ведь такое положение вызовет определенные последствия, среди которых:


  • во-первых, для создания группы налогового учета требуются значительные дополнительные вложения организации;
  • во-вторых, возникновение предпосылок к ликвидации классической системы бухгалтерского учета для решения необходимых функций управления[14, c. 26].

В экономической литературе также встречается мнение авторов, которые поддерживают данное нововведение. По их мнению, если работникам налоговых органов нужен налоговый учет, то нужно вести только его. При этом они не принимают во внимание потребности остальных пользователей бухгалтерской информации.

Кроме того, самостоятельно налоговый учет применяется достаточно редко, и как правило методика налогового учета имеет под собой основу — правила бухгалтерского учета.

Таким образом, в тех случаях, когда для исчисления налога, причитающегося к уплате в бюджет, применяется бухгалтерский учет, он перестает выполнять только учетно-финансовые задачи и объединяется с налоговым учетом.

После сравнения правил идентификации объектов в системе бухгалтерского и налогового учета, заметим, что отличия существуют не только в правилах группировки доходов и расходов, порядка их признания, но и в правилах, касающихся идентификации имущества, подлежащего амортизации [13, c. 72].

Одной из острых экономических проблем в России является обход уплаты налогов с получаемого дохода. Юридические и физические лица, сознательно обходя налоговые платежи, не участвуют в росте бюджета и ВВП страны. Министерство финансов принимает меры для вывода экономики РФ из тени, применяя всевозможные методы вплоть до корректировки налогового законодательства.

На сегодняшний день известно более 150 методов и схем оптимизации налогов. Далеко не все они законны. Недобросовестные предприниматели заключают сомнительные договоры, уменьшаются активы и скрываются доходы. Если налоговая выявит, что компания применяет незаконные методы и схемы оптимизации налогов, она начислит сумму неуплаченных налогов и применит штрафные санкции.

Таким образом, исследование развития системы налогового учета в России позволяет сделать следующие выводы:

  1. С момента появления в российском финансовом законодательстве первых элементов налогового учета и до наших дней, эта специализированная учетная система прошла несколько этапов становления и развития. Но даже на сегодняшний день говорить о ее сформированности рано, поскольку система налогового учета претерпевает коренные изменения.
  2. Налоговый учет в России появился как следствие перенятие опыта США в данном вопросе, причем при формировании налогового учета в РФ не были учтены особенности экономики нашей страны, что и порождает в настоящее время большое количество вопросов.
  3. Среди главных аргументов за ведение налогового учета выделяют то, что правила систем бухгалтерского и налогового учета существенно различаются. Однако при дальнейшем подробном изучении было выявлено, что данные различия не имеют под собой экономической основы. Данные различия — следствие разрозненной политики в данной области Министерства финансов Российской Федерации и Федеральной налоговой службы [20, c.86].

Вопрос о целях введения системы налогового учета, ее целесообразности и эффективности, учитывая при этом, что доля налога на прибыль в консолидированном бюджете нашей страны составляет чуть больше 10%, до сих пор остается без ответа. Однако различия сохраняются и до сих пор, что вызывает затруднения у работников бухгалтерских служб.

К факторам, которые обусловливают нецелесообразность ведения налогового учета в РФ относят:

  1. Системы бухгалтерского и налогового учета сходны по многим позициям, что легко прослеживается при чтении глав Налогового кодекса, в частности главы 25 «Налог на прибыль». Бухгалтерская нормативно — правовая база содержит все необходимые правила и положения, служащие для исчисления налога на прибыль. Следовательно, налог на прибыль не вызывает объективной необходимости самостоятельного исчисления.
  2. Ведение параллельного налогового учета в целях исчисления налога на прибыль является слишком затратным, так как резко увеличивает издержки на создание и поддержание информационных систем у российских организаций, а также государственные затраты на создание законодательно-нормативного обеспечения каждой из информационных систем.
  3. Введение налогового учета привело к увеличению неясности и противоречивости налогового законодательства и негативно повлияло на него[2].

Минфин России подготовил законопроект, предусматривающий упрощение налогового учета. Упрощение предусматривает следующие действия:

  • методы списания стоимости запасов в расходы будут уточнены, в этом случае произойдет сближение правил бухгалтерского и налогового учета;
  • в соответствии с данным законопроектом будет рассмотрена возможность амортизации малоценного имущества;
  • признание убытков от уступки прав требования на дату уступки права требования;
  • изменение переоценки обязательств, которые выражены в иностранной валюте, а также учет доходов и расходов в виде суммовых разниц. В заключение следует отметить, что вопросы сближения или разделения бухгалтерского и налогового учета вызывают широкую дискуссию и в настоящее время, поскольку нет единого мнения о дальнейшем пути развития двух учетных систем.

3.2. Совершенствование фискальной и контрольной функций налогового учета


Налоговая политика является важнейшей составной частью экономической политики страны. Одновременно это и тот рычаг, с помощью которого публичная власть оказывает огромное воздействие на процесс производства и распределения. Очевидно, что успех экономического реформирования в нашей стране в большой степени зависит от того, в каких направлениях пойдет преобразование налоговой системы общества, насколько бюджетная и налоговая политика государства будет отвечать требованиям времени.

В сложившихся условиях необходимым условием функционирования налоговой системы выступает эффективная система налогового контроля, значимость которого вытекает из того, что оно является  составной частью процесса управления. Управление и постоянный мониторинг налоговых поступлений напрямую влияют на величину доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ [21, c.106].

Основным инструментом налогового контроля выступают  выездные и камеральные налоговые проверки. Критерием эффективности налоговых проверок выступает сумма доначисления по всем видам налогов(сборов), включая пени и другие санкции. Данный показатель не отражает реальное поступление налогов в бюджет. Практика показывает, что иногда к моменту окончания составления акта налоговой проверки  организация успевает начать процедуру банкротства, вывести из-под налогообложения свои активы. Налоговые органы должны провести большую послепроверочную работу, чтобы обеспечить поступление доначисленных налогов в бюджет. 

Методами контрольной работы, применяемыми при контроле за соблюдением требований к ККТ относятся проверка соблюдения законно установленных требований к ККТ, проверка полноты учета выручки, проверка документов, связанных с применением ККТ и получение объяснения, справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверок.

При проведении выездных налоговых проверок используются такой метод налогового контроля, как получение информации из внешних и внутренних источников, в том числе информация из внешних и внутренних источников. Однако  налоговые органы в России, в отличие от стран Евросоюза, не наделены правом доступа к информации о движении денежных средств по счетам налогоплательщика, поскольку имеет место понятие банковской тайны. 

В период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года (Закон от 25.12.2018 № 480-ФЗ). Организации и предприниматели, которые относятся к субъектам малого предпринимательства, освобождаются от плановых проверок. Предусмотрены случаи, когда освобождение не действует. Например, когда компанию или ИП уже привлекали к ответственности за грубые нарушения.