Файл: 1. Предмет и задачи дисциплины Основы нейрофизиологи и высшей нервнойдеятельности.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 103
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1. Предмет и задачи дисциплины «Основы нейрофизиологи и высшей нервнойдеятельности».
Предмет:
Норма, основы
Задачи:
- формирование фундаментальных знаний о функциях нервной системы, о нейрофизиологических механизмах высших психических функций, их поведение.
- осенняя понятий «Церебральная вертикаль» в нормальном нейрофизиологическом аспекте.
- обретение профессиональных представлений о типах высшей нервной деятельности.
2. Определение дисциплины «Основы нейрофизиологии и высшей нервной деятельности». Объяснить каждый термин названия дисциплины, дать его определение.
ОНиВНД – это фундаментальная дисциплина, изучающая функции НС, нейрона и механизмы ВНД.
Основы – азы, фундамент
Нейрофизиология – наука о функциях процессов и явлений, происходящих в НС
и ВНД – это та сторона работы НС, которая объединяет организм с окружающий средой в единое целое
психика3. Каковы реализуемые компетенции в ходе изучения дисциплины «Основы нейрофизиологии и высшей нервной деятельности». Привести примеры реализации компетенций из изученного нейрофизиологического материала.
Компетенции:
ОПК-8
Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний.
Специальное научное знание:формирование системного мышления учителя-дефектолога.
Пример:Для развития умения систематизации не нужно перегружать ребёнка знаниями. Информация должна подаваться учителем-дефектологом постепенно, упрощённо, ярко причинно следственные связи должны отчётливо выражаться. Необходимо делать акцент на ключевых моментах, чтобы ребёнок видел связь.
Например: аналогия солнца и луны.
Если рассказывать об этих небесных телах по отдельности, в памяти останется лишь то, что они оба круглой формы и светят. Поэтому во время рассказа необходимо установить причинно-следственную связь, объяснив почему солнце светит днём, а луна-по ночам, и как на это влияет вращение Земли.
2) Специальное научное знание: постижение фундаментальных законов
Педагогическая деятельность: помогает не допустить базовых ошибок в педагогической деятельности, служат основой для всей последующей работы.
4. Методология дисциплины «Основы нейрофизиологии и высшей нервной деятельности». Отличие методологии от методики. Методы дисциплины «Основы нейрофизиологии и высшей нервной деятельности».
Методология-теория научного познания и философия науки.
Методика-совокупность примеров, способов, действий с определённой целью.
Методология-теория, причина.
Методика-практика, следствие.
Ключевое понятие методологии - мировоззрение.
Цель методологии: Формирование здорового научного мировоззрения.
Методы:
1) Электроэнцефалография (ЭЭГ)
2) Реоэнцефалография (РЭГ)
3)Электронейромиография (ЭНМГ)
4) Магнитно-резонансная томография (МРТ)
5)Эхоэнцефалография (ЭхоЭГ)
5. В чём состоит фундаментальная направленность курса «Основы нейрофизиологии и высшей нервной деятельности»? Место дисциплины «Основы нейрофизиологии и высшей нервной деятельности» в системе изучаемых нейронаук.
Фундаментом является методология, физиология, философия. Так как именно на эти науки опирается дисциплина ОНиВНД.
1.Методология
2. философия, физиология
(3) Осиновый нейрофизиологии и ВНД
4.Клинико-педагогические основы дефектологии.
5.Основы нейрофизиологии и нейрореабилитации
6.Логопедия, коррекционная педагогика и психология.
6. С какими областями знаний связана дисциплина «Основы нейрофизиологии и высшей нервной деятельности». Ответ подробно пояснить.
Дисциплина " Основы нейрофизиологии и внд " тесно связана с такими науками как: нейробиология, психология, клиническая нейрофизиология, неврология и некоторыми другими науками. ( ведётся изучение работы мозга, нервов, нервных окончаний, импульсов, связи структуры и функционирования головного мозга с психическими процессами и поведением живых существ, нормы и потологии нервной системы, периферической и центральной нервной системы путём регистрации биоэлектрической активности. А также изучается работа нейрона, который объеденяет нервную и гуморальную системы. Это электрически возбудимая клетка. Нейрон состоит преимущественно из белка. Их различают по морфологическому принципу ( монополярные, биополярные и эфферентные). Также нейроны подразделяются на рецепторные (проводят нервные импульсы), эфферентные (проводят импульсы к ЦНС).
7. Определение понятия «Система». Системное мышление учителя-дефектолога. Обобщение и его нейрофизиологическая основа.
Система-единая иерархически структурированная совокупность компанентов находящихся в тесной взаимосвязи, взаимозависимости. При этом каждый компонент альтруистичен. Система развивается если соблюдаются системные принципы:
1.Единство
2.Взаимосвязанность
3.Иерархическая структурированность
4.Альтруизм каждого компанента
Системное мышление - это способ понять сложность мира, рассматривая его с точки зрения единства, целостности и взаимосвязей, а не разделяя его на части. Оно используется как способ изучения и разработки эффективных действий в сложных контекстах. Системное мышление опирается на теорию систем и системные науки и вносит свой вклад в их развитие. Учитель-дефектолог долен системно мыслить в отношении таких парных категорий как «Здоровье» и «Дефект», «Здоровье» и «Болезнь», «Жизнь» и «Смерть», «Вдох»и «Выдох», «День» и «Ночь» и т.д., понимая, что всё пересиленное лишь субсистемы (части) одной большой
системы мироздания.
Пример интерпретации системного подхода
Тот, кто начинает осваивать идеи теории систем, сразу сталкивается с проблемой изначальной неопределенности в понятиях. Довольно часто в литературе используются такие понятия, как «системный подход», «теория систем», «системный анализ», «принцип системности» и др. При этом их не всегда различают и часто применяют как синонимы.
8. Общие системные свойства, их иерархия. Привести конкретные примеры из нейрофизиологии каждого общего системного свойства.
1)Единство. Клетки объединены в ткани. Ткани объединённы в органы. Органы объединены в системы органов. Системы органов составляют организм. Таким образом организм работает по принципу единой целой системы. Организм отвечает как единое целое на постоянно меняющиеся условия окружающей среды.
2)Взаимосвязанность. Каждый последующий признак подкрепляет понятие единства. Все компоненты организма работают взаимосвязанно, так как только при слаженной работе каждого компонента, система может существовать в нормальном, здоровом состоянии.
3)Иерархическая структурированность. Подкорке подчинены другие структуры.
4)Альтруизм. Каждый компонент работает на систему, нейрон генерирует нервный импульс.
9. Расшифровать и объяснить системный принцип альтруизма НА ПРИМЕРЕ РАБОТЫ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ.
Альтруизм – отдача всего себя, отказ от собственных целей, готовность пожертвовать собой ради других людей. ( это у людей)
Работа органов в организме ни чем не отличается – все органы работают во благо организма.
Нервная система – обеспечивает взаимосвязанную регуляцию деятельности всех систем организма, благодаря ей в организме осуществляются многие жизненно важные процессы такие как: дыхание, сердцебиение и пищеварение.
Альтруизм способствует формированию здорового мировоззрения, которому благосостояние и интересы других людей более значительны, чем собственное я и личные интересы.
10. Определение нейрона, его специфические свойства.
Нейрон или нервная клетка — это узкоспециализированная клетка, структурно-функциональная единица нервной системы.
Нейрон является электрически возбудимой клеткой; состоит из белков, для его функционирования нужны аминокислоты. В каждой нервной клетке можно выделить четыре основных элементов:
1) Тело
2) Дендриты
3) Аксон
4) Пресинаптическое окончание аксона
2. Основные свойства нейронов:
1) Раздражимость – это способность нервной клетки отвечать на различные раздражения биохимическими изменениями, сопровождающимися нарушением ионного равновесия и деполяризацией электрических зарядов на мембранах клетки в месте раздражения. Раздражимость присуща всем клеткам, и особенно нервным, связанным с чувствительным восприятием запаховых, звуковых, световых и других раздражителей.
Раздражимость — пусковой механизм проявления другого свойства — возбудимости.
2) Возбудимость – это способность отдельных частей нервной клетки генерировать электрохимические импульсы, т. е. отвечать на раздражение возбуждением. Для перехода нервной клетки в состояние возбуждения необходимо, чтобы сила действующего раздражителя достигла критического предела — пороговой величины.
3) Проводимость – это способность нейрона проводить импульсы возбуждения с определенной скоростью, в неизменном ритме и силе.
4) Лабильность(подвижность) — это способность нервной клетки принимать и передавать максимальное число импульсов за единицу времени без искажения. Подвижность двигательных нейронов не более 500 импульсов в секунду.
5) Инертность – это способность нервной клетки накапливать и хранить в себе следы возбуждения и торможения. Полученная информация откладывается в дендритах, соме клетки, хромосомах ядра в виде биохимических изменений ДНК и РНК плазмы. Это свойство нейронов обеспечивает память организма, которая имеет решающее значение в процессе обучения животных.
6) Утомляемость – это естественный процесс снижения работоспособности клетки при длительном возбуждении или торможении. Проявляется в виде уменьшения силы возбуждения, замедления частоты ритма импульсов и скорости их проведения. Отдых нервных клеток или смена нервной деятельности снимает утомление, и все свойства восстанавливаются
7) Торможение – это процесс, обратный возбуждению. Заключается в ослаблении, остановке или предупреждении возникновения возбуждения.
8) Регенерация – это способность нервной клетки восстанавливать утраченные или поврежденные отростки путем прорастания. Нервные клетки не размножаются, погибшие нейроны не восстанавливаются. Волокна нервной клетки способны прорастать, если сохранилось тело клетки
11. Общие системные свойства нервной клетки.
В отечественной психологии принята 12-мерная классификация свойств нервной системы человека. Четыре основных свойства: сила, подвижность, динамичность, лабильность, — отличающиеся возбуждением и торможением, образуют 8 первичных свойств.
Время реакции — это период между моментом, когда человек обнаруживает какой-то сигнал, и моментом, когда он реагирует на него. Например, вы прикоснулись к чему-то горячему и сразу же отдернули руку. Но все же — не сразу, так как продолжительность такой простейшей двигательной реакции колеблется в пределах 0,2 секунды.
Зависимость нервной системы от фактора времени выражается в ее подвижности и лабильности. Подвижность — скорость (быстрота) смены процессов возбуждения и торможения — проявляется в процессах перехода от одной деятельности к другой. Лабильность — скорость возникновения и протекания процессов возбуждения, скорость торможения и прекращения нервного процесса.
Уравновешенность нервных процессов по возбуждению и торможению характеризуется тем, что скорость возникновения и скорость прекращения нервного процесса примерно одинаковы. У одних людей возбуждение преобладает над торможением, у других более развиты тормозные процессы. Человек с уравновешенными нервными процессами без труда подавляет ненужные и неадекватные желания, прогоняет посторонние мысли. Работает равномерно, без случайных взлетов и падений. Он спокоен и собран даже в обстановке повышенной нервозности. На основе уравновешенности нервных процессов формируются такие черты поведения, как концентрация внимания, отвлекаемость; ритмичность.