Файл: Контрольная работа по дисциплине Введение в профессиональнопедагогическую деятельность.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 32
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Также В. А. Сухомлинский писал и о том, что, «важная задача школы – воспитать человека пытливой, творческой, ищущей мысли».
«Я представляю себе детские годы как школу мышления, а учителя – как человека, заботливо формирующего организм и духовный мир своих воспитанников».
В целях совершенствования методического мастерства учителя директор и завуч ежедневно, по мнению В. А. Сухомлинского, должны принимать участие в их занятиях. Они должны анализировать занятия совместно с учителями. В. А. Сухомлинский, как директор, сумел превратить в правило участие в занятиях не менее двух учителей в день.
Итак, в результате директорам современных школ предстоит рассматривать вверенную им школу как объект творческого развития учительского коллектива. Поэтому, современный директор должен быть менеджером образовательного учреждения. [3 с. 378-384]
4. Классические идеи В.А.Сухомлинского о воспитании совести
Понятие «совесть» в контексте духовно-нравственного формирования личности принадлежит к разряду наиважнейших в истории любой культуры. Его статус настолько велик, что оно, по сути, выступает в роли своеобразного золотого ключа в сфере духовности и нравственности, связанной с чувством, сознанием и поведением личности.
Однако, когда мы говорим о такой сложной категории этики, как совесть, прежде всего, имеем в виду качество воспитания, которое является важнейшей движущей силой в человеческом обществе.
Василий Александрович создал систему дидактических правил, где содержатся много важных для педагога и школьника поучений и наставлений, сопровождаемых главным постулатом:
«Нравственной личностью ты станешь лишь тогда, когда в твоей душе навсегда поселятся совесть, стыд, ответственность и долг».
Профессиональная заслуга В.А. Сухомлинского заключается в том, что он сумел создать гуманистическую направленность своей педагогической деятельности, помогающей ребенку открыть самого себя.
В первую очередь, следует принять во внимание то, что В.А. Сухомлинский определяет совесть как знание. Он поясняет свою точку зрения тем, что совесть лишь тогда станет стражем поведения, когда человек постоянно упражняется в умножении знания на переживание, чувствование. Важная исходная установка знаниевого подхода автора к совести заключается в том, что он в своей педагогической деятельности к знанию придавал культовое значение, относил его к ни с чем не сравнимому духовному богатству, которое приобретается, в большей степени, именно в годы детства, отрочества, ранней юности. В.А. Сухомлинский твердо считал, что культ знаний, озаряя своим светом мир вещей,
убеждает человека в том, что есть ценности, в которых выражается самая сущность человека.
В то же время Василий Александрович предостерегает учителя от того, что школьное обучение не должно сводиться к накоплению знаний для будущего, а должно быть гражданской жизнью молодого человека сегодня. Он рассматривал этот процесс как интегративный компонент духовно-нравственного формирования личности.
Следует сказать, что В.А. Сухомлинский был одним из немногих педагогов, которые возвышали свой голос в защиту духовно-нравственных ценностей народов в годы глубокой тотализации советского государства.
В центре внимания В.А. Сухомлинского оказались такие структурные компоненты совести, как переживание, чувствование, стыд, ответственность, долг, долженствование, достоинство, честь, красота, которые должны быть сформированы на специальных уроках совестливости. Он утверждает, что привести человека к позитивному душевному состоянию очень нелегко. Здесь самое главное, - пишет он,- оставить его наедине со своей совестью, осветить его душу светом добра. Он призывал своих воспитанников быть ответственными, уметь быть духовно сильными и мужественными, прежде всего, по отношению к самому себе, пробуждать в себе угрызения совести, развивать чуткость своей совести.
В структуре совести несомненный интерес вызывает позиция автора о стыде.
Василий Александрович придавал чувству стыда большое внимание, считал его внутренней работой самой личности. Развитое чувство стыда у Сухомлинского связано с осознанием личности своего ненадлежащего поведения, иногда даже самоосуждением.
Воспитание совести, по мнению Василия Александровича, необходимо начать с освоения моральных понятий, которые должны быть не только усвоенными, но и превратиться во внутренние личные стремления. По этому поводу он дает следующее наставление: «Как бесценное моральное богатство надо беречь эти душевные порывы, не осквернять их равнодушием». Как подчеркивает В.А. Сухомлинский, моральные знания всегда связаны с нравственными ценностями общества и получают свое развитие в деятельности и поведении людей. В какой-то степени В.А. Сухомлинский считал совесть своего рода критерием моральности поведения личности.
Фундаментальное значение для современного воспитания имеют те методы и средства, подсказываемые гением педагогики. Всё, что излагает Сухомлинский о совести и её компонентах, важно для родителей, учеников и учителей одновременно. Он блестяще доказывает исключительность роли учителя – учителя знающего, профессионально подкованного в вопросах внутреннего мира ребенка. Обо всех истинах, составляющих смысл совести, стыда, долга, ответственности, - писал он, - с детьми надо говорить тонко, умно, задушевно и – особенно важно, – к чему-то призывая и побуждая их, обращаясь к их же совести. А обращаться к совести – это значит верить, доверять.
В книге «Как воспитать настоящего человека» представлены результаты как теоретического, так и практического характера, которые могут быть эффективно использованы в духовно-нравственном формировании школьников на современном этапе исторического развития российского общества. Проблема совести как никогда актуальна и сегодня и потому представляет большой практический интерес, требует к себе должного исследовательского отношения. [5]
5. Педагогическое наследие В.А.Сухомлинского
В 1968 году Василий Александрович получил Золотую Звезду Героя Социалистического Труда и орден Ленина - высшую награду страны. Тогда же, в 1968 году, Сухомлинского избирают действительным членом Академии педагогических наук СССР, а в 1969 году ему присуждают почётное звание заслуженного учителя школы УССР.
Педагог не прекращал поиск новых инструментов влияния на «духовный мир ребёнка». Как воспитатель он был творчески неистощим, черпая вдохновение в народных традициях, в народной украинской педагогике, культуре, с которыми был связан крестьянским детством. Многие его педагогические открытия поразительно точны и актуальны.
Последние годы жизни педагога были омрачены нападками на него в центральных газетах. Его обвиняли в недостаточной партийности, в скатывании на позиции бесклассового воспитания. Может быть, это тоже стало одной из причин его раннего ухода.
Педагогическое наследие Сухомлинского глубоко изучается в России и за рубежом. Созданы Международная ассоциация В. А. Сухомлинского и Международное объединение исследователей Сухомлинского. В Павлышской школе действует (с 1975 г.) педагогический музей Сухомлинского.
Сухомлинский посвятил всего себя образованию и детям, поэтому он является лучшим другом и примером для детей. Главным его мотивом было желание научить детей быть лучше, сделать образование лучше, воспитать гармоничную личность, поэтому, читая его произведения, каждый человек получает новые силы для следования этим прекрасным целям. Его теория образования основывается на опыте реальной жизни, на почве плодотворной практики, его язык простой, понятный, искренний, пафосный и захватывающий. Поэтому его легко читать, легко понимать, а многим его нравственным наставлениям легко найти отклик [2 с.11-13].
Заключение
В.А. Сухомлинский, оставивший богатое литературно-педагогическое наследие, характеризуя важнейшие требования к учителю, писал: «Что значит хороший учитель? Это, прежде всего человек, который любит детей, находит радость в общении с ними, верит в то, что каждый ребенок может стать хорошим человеком, умеет дружить с детьми, принимает близко к сердцу детские радости и горести, знает душу ребенка, никогда не забывает, что и сам он был ребенком»
Сухомлинскому по душе была природосообразность образования, он не терпел угнетения ради результата, не терпел гонки за повышением успеваемости: «Есть в жизни школьного коллектива трудноуловимая вещь, которую можно назвать душевным равновесием. В это понятие я вкладываю такое содержание: чувствование детьми полноты жизни, ясность мысли, уверенность в своих силах, вера в возможность преодоления трудностей. Для душевного равновесия характерны атмосфера доброжелательности, взаимной помощи, гармония умственных способностей каждого ученика и спокойной обстановки целенаправленного труда, ровные, товарищеские взаимоотношения, отсутствие раздражительности. Каким путём создать и, что особенно важно, поддерживать душевное равновесие? Опыт лучших педагогов убеждал меня, что самое главное в этой очень тонкой сфере воспитания — постоянная мыслительная деятельность без переутомления, без рывков, спешки и надрыва духовных сил». Учёба не заканчивается выставленной оценкой и усвоением «пройденного». Широко известен парадокс Сухомлинского, в котором раскрывается значение творческого процесса в образовании: «Чтобы ребёнок хорошо учился, нужно… чтобы он хорошо учился». Основной стимул учения по Сухомлинскому — не оценка, не получение аттестата, но разбуженный учителем познавательный интерес! [2]
Список литературы
-
Ахияров, К. Ш. В.А. Сухомлинский – выдающийся советский педагог, гуманист, патриот (Посвящается 100–летию со дня рождения) / К. Ш. Ахияров. — Уфа: БГПУ имени М. Акмуллы, 2020. — 110 с. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/143280 (дата обращения: 19.12.2022). -
Ганьшина, Г.В. Гуманистические идеи педагогики сотрудничества В.А. Сухомлинского / Г.В. Ганьшина // Российские регионы: взгляд в будущее. — 2014. — № 1. — С. 4-23. — ISSN 2409-899X. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/journal/issue/302923 (дата обращения: 19.12.2022). -
Кругликова Г. А. Историческая наука и историческое образование в условиях глобальных трансформаций: XXV Всероссийские с международным участием историко-педагогические чтения: материалы конференции / под редакцией Г. А. Кругликова. — Екатеринбург: УрГПУ, 2021. — 553 с. — ISBN 978-5-7186-1774-0. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/253904 (дата обращения: 19.12.2022). -
Ситниченко, М. Я. Земский учитель: Обучение и воспитание в сельской школе: учебное пособие / М. Я. Ситниченко. — Москва: МПГУ, 2020. Стр. 208 с. — ISBN 978-5-4263-0873-2. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/253157 (дата обращения: 19.12.2022). -
Сундуй, Г.Д. Классические идеи В.А.Сухомлинского о воспитании совести / Г.Д. Сундуй // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. — 2012. — № 3. — С. 106-111. — ISSN 2074-1065. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/journal/issue/291561 (дата обращения: 19.12.2022). -
https://www.pravmir.ru/vasilij-suxomlinskij-shkola-dlya-dushi/ -
https://ug.ru/tonkij-instrument-zhizn-i-bessmertie-vasiliya-suhomlinskogo-2/